Что изучает квалиметрия в спорте

Квалиметрия

Квалиметрия

Квалиметрия — научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевлённых или неодушевлённых; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.

Объект квалиметрии — любой предмет или процесс:

Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов и инженеров) во главе с Азгальдовым Г. Г., выявивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов (которыми они занимались). Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.

О названии научной дисциплины квалиметрия. Корень «метрео» — общеупотребительный в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира (на которых печатается подавляющая доля научно-технической литературы), означает «качество». Например, в английском — quality («кволити»), в испанском — cualidad («квалидад»), во французском — qualite («калите»), в итальянском — qualita («квалита»), в голландском — kwaliteit («квалитайт»), в немецком — qualitat («квалитет»).

Таким образом, термин квалиметрия очень удобен: он лаконичен и достаточно точно передаёт содержание понятия «измерение качества»; составные его части понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, учёный, исследователь, занимающийся квалиметрией, — квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта, с точки зрения измерения, оценивания его качества, — квалиметрический подход и т. д.

Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Источник

Что изучает квалиметрия в спорте

Что изучает квалиметрия в спорте

Квалиметрией называется научная область, объединяющая в настоящее время количественные методы оценки качественных явлений, используемые для обоснования решении, принимаемых при управлении.

В квалиметрии исследуются, с одной стороны, возможности и пути получения числовых результатов комплексной оценки и, с другой стороны, объективное содержание этих результатов.

В наше время, когда требование комплексного подхода к определению качества исполнительского мастерства гимнастов вытекает из острых практических нужд, знание принципов квалиметрии необходимо. Однако по разным причинам они мало известны специалистам гимнастики. Сам аппарат квалиметрии непривычен: аксиоматические положения отпугивают своей сложностью, а недавно появившиеся обзоры не отвечают требованиям педагогики.

Цель настоящей статьи — познакомить читателей с квалиметрическим методом комплексной оценки мастерства гимнастов.

Методика

Ведущий метод, применяемый при анализе и получении итогового комплексного результата оценки уровня мастерства гимнастов, — экспертный, основанный на учете мнений специалистов-экспертов и представляющий собой определенную последовательность операций: определение цели проведения оценки — составление иерархической структуры показателей мастерства — выбор показателей мастерства и методов их определения — определение весомостей показателей — оценка единичных показателей — трансформирование показателей с приведением их к одному виду — вычисление комплексных оценок — экспертное заключение.

Результатом такого анализа является качественная и количественная оценка мастерства сравниваемых гимнастов. Итоговая оценка строится на основе обобщения мнений экспертов и согласования результатов оценки с каждым из них.

Учитывая вышеизложенное, рассмотрим действие квалиметрического метода на двух при мерах.

Пример 1

Определение уровня мастерства гимнастов по данным участия в различных соревнованиях.

Во многих видах спорта уровень мастерства спортсменов определяется по достигнутому результату. Другое дело в гимнастике, где занятое место не всегда соответствует уровню мастерства гимнаста и является объективным критерием его спортивного мастерства. Это не значит, что чемпионами и призерами крупных соревнований могут становиться гимнасты недостаточно высокой квалификации. Наоборот, за чертой призеров всегда остается некоторое число гимнастов, по меньшей мере объективно равных им по классу или уступающих столь незначительно, что при определении уровня их мастерства этой разницей можно было бы пренебречь.

В самом деле, попробуем судить о квалификации гимнастов, например, по результатам XXI чемпионата мира, состоявшегося 23—29 ноября 1981 г. в Москве. Ю. Королев занял 1-е место, Б. Макуц — 2-е, Гусикен (Япония) — 3-е, Тун Фей (КНР) — 4-е, Р. Брюкнер (ГДР) — 5-е, Ли Нин (КНР) — 6-е, а советский гимнаст А. Ткачев вообще не попал в финальные соревнования абсолютного первенства в многоборье. Но у компетентных специалистов мало возражений вызовет утверждение о том, что эти 7 гимнастов примерно равного класса. По результатам опроса, проведенного непосредственно в ходе чемпионата мира, А. Ткачев имел даже некоторое преимущество над Ю. Королевым — в 0,1 у. е. (Ткачев 0,88 — 0,96, Королев 0,89—0,97).

На основе анализа соревнований и результатов опроса специалистов (15 экспертов) были определены коэффициенты значимости уровня мастерства гимнастов (табл. 1).

Что изучает квалиметрия в спорте

Представляется, что данная таблица поможет довольно объективно определять уровень мастерства гимнаста — на основе его достижений в соревнованиях.

Действие случайных факторов, влияющих на занятые места в соревнованиях, при оценке коэффициентов сводится к минимуму, причем высокую оценку могут получить не только призеры крупных международных соревнований, но и не участвующие в данных соревнованиях гимнасты.

К недостаткам полученных шкал таблицы можно отнести то, что не всегда в первенствах различных ведомств, ЦС ДСО соревнуются участники, равные по силе. Однако можно предположить, что чемпионы первенства ЦС ДСО, в котором участвовали слабые спортсмены, на последующих соревнованиях выступят хуже чемпионов первенства ЦС ДСО с более сильным составом участников. Это учитывается в представленных шкалах.

Для проверки объективности предлагаемых коэффициентов классности гимнастов был проведен повторный опрос экспертов. Тренерам-экспертам было предложено дать оценку мастерства известных гимнастов но шкале из 10 баллов. Проведенный корреляционный анализ позволил удостовериться в отсутствии достоверных различий между предлагаемыми шкалами и данными экспертов (r=0,862).

Предлагаемая таблица изменения коэффициентов уровня мастерства в зависимости от участия в соревнованиях различной категории и оценки специалистов-экспертов могут дополнять друг друга.

Пример 2

Комплексная оценка спортивно-технического мастерства гимнастов. Данная методика позволяет оценивать спортивно-техническое мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию.

Основу методики комплексной оценки составляет совокупность дифференциальных показателей мастерства гимнастов, формируемых на базе единичных показателей (табл. 2).

Что изучает квалиметрия в спорте

Для определения значимости отдельных единичных и дифференциальных показателей использовался метод выборочного анкетного опроса: эксперты (20 человек) оценивали значимость каждого дифференциального и единичного показателя в десятых и сотых долях балла, учитывая, что общая сумма не должна превышать 1 (табл. 3).

Что изучает квалиметрия в спорте

Приведенные в табл. 3 данные опроса экспертов могут быть использованы для решения многих научно-практических задач. На основе значимости этих данных можно разрабатывать обоснованный план технической подготовки и контролировать его содержание, сравнивать техническое мастерство гимнастов, более обоснованно проводить отбор гимнастов в различные сборные команды и т. д.

Для определения соответствия числовых характеристик, дифференциальных и единичных показателей уровню спортивно-технического мастерства гимнастов по видам многоборья использовался метод функции желательности (табл. 4).

Что изучает квалиметрия в спорте

Рассчитаем комплексную оценку спортивно-технического мастерства гимнастов — участников финальных соревнований в вольных упражнениях на XXI чемпионате мира (23—29 ноября 1981 г.) в Москве.

Экспертам — специалистам по спортивной гимнастике (тренерам, научным работникам, преподавателям — всего 10 человек) необходимо было оценить из 10 баллов 9 единичных показателей, характеризующих спортивно-техническое мастерство 4 гимнастов: Ю. Королева — 1-е место, К. Гусикена — 3-е место, М. Николаи — 6-е место и А. Бронст — 8-е место. Значение комплексной оценки технического мастерства рассчитывалось с учетом весомости единичных и дифференциальных показателей (табл. 5).

Что изучает квалиметрия в спорте

Результаты расчета показывают, что спортивно-техническое мастерство оцениваемых гимнастов (с учетом шкалы желательности) (см. табл. 4) в целом находятся на очень высоком уровне. Ю. Королев выиграл почти по всем единичным и дифференциальным показателям, исключая показатели трудности элементов и соединений композиции.

Приведенный пример показывает, что комплексная оценка технического мастерства спортсменов достаточно объективна и ее можно применять для контроля и планирования тренировочной работы в процессе подготовки гимнастов к соревнованиям.

Подводя итоги, остановимся на нескольких исходных методических предпосылках комплексной оценки мастерства гимнастов.

1. Мастерство гимнаста — понятие не застывшее, а непрерывно меняющееся.

2. Прежде чем дать комплексную оценку мастерства гимнаста, необходимо оцепить его уровень дифференцированно: по отдельным группам, характеристикам, показателям. Чем глубже дифференциация, тем точнее результат комплексной оценки. При этом сравниваться могут только однопорядковые показатели, но имеющие различия.

3. Чем больше «модельных» аналогов для сравнения, тем точнее может быть дана оценка мастерства конкретного гимнаста.

Методы квалиметрии доказывают свою эффективность при количественной оценке качественных показателей.

Ю. И. Смирнов, доцент, А. И. Хамаладзе, МОГИФК, Тбилисский государственный университет.

Источник

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ (КВАЛИМЕТРИЯ)

Содержание

1. Введение. Понятие качественных показателей. Элементы системы измерения качественных показателей.

Виды качественных показателей.

Измерения методами экспертных оценок.

4. Метод анкетирования.

Введение. Понятие качественных показателей. Элементы системы измерения качественных показателей

Квалиметрия (лат. qualitas – качество) – это раздел метрологии, изучающий количественные методы оценки качественных показателей.

Квалиметрия это совокупность статистических методов, пригодных для оценки исходных данных, выраженных атрибутивно, т. е. не числом.

Виды качественных показателей

Качественные показатели охватывают различные аспекты выполнения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта. К качественным показателям относят показатели исполнительского мастерства и эстетические показатели.

Эстетические показатели формируются на основе модели эстетического отношения человека к действительности. Они отражены в правилах соревнований и представляют следующие стороны исполнения упражнений:

· состав элементов соединений (сложность, оригинальность);

· соподчиненность элементов и их целостность (логичность частей и композиции в целом, равномерность распределения трудности элементов в композиции, отсутствие тривиальных связок и композиционных стереотипов);

· динамичность исполнения (формирование соединений из нескольких элементов и каскадов, смена темпа выполнения элементов);

· художественное оформление композиции (экспрессия движений – умение сочетать движения с музыкой, соответствие композиции современному стилю, артистизм, художественные приемы – повторы, контраст, элементы неожиданности).

Показатели исполнительского мастерства характеризуют умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом. Уровни исполнительского мастерства соответствуют спортивным разрядам и званиям.

Комплексным показателем исполнительского мастерства является красота движений. Компонентами красоты движений, служащими частными показателями исполнительского мастерства, являются:

· зрелищность – способность создавать общее зрительное впечатление;

· эффектность – впечатление от отдельных моментов выступления;

· гармоничность – согласованность разных качеств, частей целого;

· естественность – легкость, непринужденность, непосредственность, простота;

· техничность – максимальная эффективность движений спортсмена, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков;

· выразительность – способность выражать в движении мысль, чувство, настроение;

· музыкальность – соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа и ритма произведения.

Кроме перечисленных, показателями исполнительского мастерства являются культура движений, виртуозность, точность, пластичность, элегантность, изящество и др.

Измерения методами экспертных оценок

Измерения методами экспертных оценок относятся к группе эвристических (интуитивных) методов измерения качественных показателей. Некоторые качественные показатели можно измерить также с помощью различных технических средств, но для большинства из них такие способы оценки неэффективны.

Экспертная оценка получается путем выявления мнений специалиста (индивидуальная оценка) или специалистов (групповая оценка).

Эксперт(лат. expertus – опытный) – сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний.

· Требования, предъявляемые к экспертам: высококвалифицированность, компетентность, беспристрастность, хорошо развитая интуиция, широкие взгляды и независимость суждений.

· Подходы к выбору экспертов:

o специальные экзамены, самооценка экспертов.

o определение эффективности деятельности экспертов.

Этапы экспертизы:

· формирование цели (проблемы) экспертизы; подбор численной меры представления мнения экспертов;

· выбор методики проведения экспертизы и ознакомление с ней экспертов;

· осуществление процедуры экспертизы;

· обработка полученной информации, подведение итогов экспертной оценки в том числе проверка согласованности достоверности индивидуальных экспертных оценок.

Методы экспертных оценок

Существует несколько методов экспертных оценок (способов экспертизы): метод предпочтения (ранжирования), непосредственной оценки, парного сравнения, анкетирования.

· Метод предпочтения (ранжирования) заключается в том, что эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества.

· Метод непосредственной оценки. Оценка производится по шкале, для этого эксперты помещают каждый объект в определенный оценочный интервал.

· Метод разбивки всей совокупности на подклассы.

· Метод парного сравнения основан на попарном сравнении всех объектов. В каждой сравниваемой паре устанавливается наиболее весомый (имеющий более высокое качество) объект. Второй объект этой пары оценивается в ноль баллов. При использовании этого метода эксперты заполняют специальную таблицу – матрицу парных сравнений.

Метод анкетирования

Метод анкетирования в определённой степени можно считать методом экспертных оценок. Анкетирование (как интервью и беседа) относится к методу опросов. Оно наиболее полезно в случае необходимости сбора массовых мнений. Идея метода заключается в том что испытуемые (респонденты), заполняют анке­ту, по результатам которой и происходит выявление их мне­ния.

Анкетапредставляет собой последовательный набор стандартизированных вопросов (опросный лист), на которые предполагается получить письменные ответы. Анкета как правило, состоит из двух частей: демографической (данные о возрасте, поле, профессии, образовании и т.д.) и основной (касается основной области исследования).

Варианты анкетирования: индивидуальное и групповое, очное и заочное, персональное и анонимное.

Виды вопросов в анкете (основная часть):

1. открытые (не ограничивающие ответ, например «Каково ваше мнение о последнем футбольном матче?») и закрытые (предполагающие определенные варианты ответов);

2. условные (предлагающие высказать мнение о ситуации при определенных условиях, например, «Как изменится результат волейбольного матча, если будет заменен связующий игрок?») и безусловные (предполагающие прямые ответы без каких-либо условий, например: «Проводили ли вы тестирование своих учеников?»);

3. прямые(требуют прямых ответов, например, «Что вы думаете о методе вашей тренировки?») и косвенные(предполагает вопросы, ответы на ко­торые может выбрать респондент, например: «Улучшит или ухуд­шит программу введение новых упражнений?».

ЛЕКЦИЯ 4

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТОВ

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2114 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оценочные подходы в спортивной метрологии

2.2.1. Количественный и качественный подходы в анализе. Квалиметрия. Уже более полувека все большее распространение получает мнение, сущность которого в том, что только количественный подход к изучению и оцениванию явлений и процессов, к их анализу имеет право называться научным, более того — единственно достойным серьезного отношения как в теории, так и в практике физического воспитания и спорта. В обоснование этой позиции приводят множество убедительных доводов, высказываний знаменитых людей, фактов исправления серьезных научных ошибок благодаря применению количественного подхода.

Все это так, но имеются и существенные возражения против безраздельного господства количественного подхода в анализе.

Первое: сегодня и в обозримом будущем практически невозможно с нужной точностью измерить и количественно представить все интересующие нас характеристики тела человека и его движений. А ряд важнейших характеристик вообще не поддается измерениям, их в лучшем случае можно качественными методами условно отобразить количественно.

Второе: соответствующая измерительная аппаратура часто недоступна по цене, для ее обслуживания нужны технические специалисты, она требует определенных условий для ее хранения.

Третье: измерения (установка и отладка аппаратуры, процесс измерений, обработка полученных материалов, переноска аппаратуры и ее хранения) требуют затрат тренировочного и другого времени;

Четвертое: установленная измерительная аппаратура нередко мешает тренировке занимающихся, непосредственно не занятых измерениями; тренер отвлечен измерениями; вообще, процесс измерений основательно рвет ткань тренировочного занятия.

Пятое: любые количественные данные сами по себе лишены педагогического смысла до тех пор, пока они не будут дополнительно обработаны содержательно, т.е. необходим качественный подход в завершение обработки полученных количественных данных.

Выходит, качественный подход в анализе процессов и явлений не только имеет право на жизнь, он просто необходим наравне и в координации с количественным подходом. Достаточно вспомнить, что основные характеристики технической, а тем более тактической, психологической, теоретической подготовленности, эстетико-выра­зительной стороны хореографической подготовленности без качественного их анализа вообще не определимы. Нельзя количественными методами оценить педагогическое мастерство в ряде видов спорта, ход подготовки спортсмена с учетом его личностных особенностей.

Смешанный подход — применение квалиметрических методов — часто весьма эффективен (квалиметрия — совокупность методов, способов, приемов количественного представления качественных характеристик рассматриваемых объектов). Квалиметрические методы оценивания широко представлены во многих областях науки, техники, общественной жизни. В физическом воспитании и спорте они тоже нередко помогают прояснить и упорядочить немало процессов и явлений. Основу квалиметрии составляют разные виды и формы методов опроса, ранжирования, экспертизы и квалиметрического древа (в основе их всех, по существу, лежит метод экспертизы, но использование их различно). Квалиметрические методы анализа и оценивания в физическом воспитании и спорте в высшей степени перспективны, они заслуживают широкого распространения, причем не только в исследованиях: они очень информативны и практичны во всех видах контроля за подготовленностью и подготовкой занимающихся, ходом их физической реабилитации, в изучении их интересов, личностных характеристик, межличностных отношений в группе.

Эффективность применения качественного подхода в анализе двигательной активности в очень высокой степени зависит от глубины, разносторонности и научной достоверности практических и теоретических познаний анализирующего, а также от его логических и интуитивных возможностей. Уровень владения качественным анализом в своей области — одна из главных характеристик мастерства тренера по спорту или преподавателя физического воспитания.

2.2.2. Вероятность явлений, процессов, значений параметров. В жизни страны, отдельного человека, в спорте вообще и в каждой отдельной тренировке все события не предопределены предшествующими событиями и совокупностью действующих факторов жестко, однозначно. Тем более не предопределены той частью событий и факторов, которую мы считаем существенной, и потому только и принимаем во внимание. Чем больше их роль в развитии событий, чем с бо¢льшим знанием дела они учтены, тем больше вероятность предугадать события, ситуации, развития процесса. Здесь помогают опыт и интуиция, аналогии и готовые «рецепты» (основанные на своем или чужом опыте).

Но каким бы квалифицированным ни был прогноз, всегда есть та или иная вероятность как того, что некоторые обстоятельства возникнут, так и того, что они не возникнет или возникнут не в ожидаемый момент. Приходится оценивать и сравнивать вероятности возникновения различных коллизий. Например, при бросании «правильной» монеты равновероятно ее падение той или иной стороной, и потому при многократном бросании выпадает примерно одинаковое (это наиболее вероятно) число «гербов» и «решеток». Но если монета погнута («неправильная»), вероятность падения ее кверху одной из сторон больше. Как следствие, при многократном бросании чаще будет выпадать эта «более вероятная» сторона. Другой пример: вероятность попадания мячом в кольцо с места штрафного броска у баскетболиста-мастера больше, чем у новичка. При каждом броске мы почти уверены в успехе мастера спорта и сомневаемся в успехе новичка. И при многократном бросании процент попаданий у мастера спорта, скорее всего, будет намного выше. Вероятность удачного выполнения хорошо освоенного приема больше, чем плохо освоенного.

Что изучает квалиметрия в спорте Что изучает квалиметрия в спортеВероятность события — количественная мера возможности и частоты появления ожидаемого случайного события при определенных повторяющихся бесконечное число раз условиях. Определяется отношением ожидаемого числа таких появлений к общему числу проб. Обозначается в долях единицы.

Что изучает квалиметрия в спорте

Умение правильно оценить вероятность возникновения той или иной ситуации, успешности тех или иных действий, того или иного их исхода — важная способность человека, важная как в быту, так и в профессиональной деятельности, в том числе спортивной — это относится к спортсменам и еще больше к тренерам.

В математике имеется раздел — теория вероятностей. На теоремах теории вероятностей основана математическая статистика (ее элементарные основы изложены в гл. 5–7). Статистический (или вероятностный) подход нужен при анализе, оценке и прогнозиро­вании в физическом воспитании и спорте. Вероятность конкретного события человек определяет, конечно, лишь весьма приблизительно, близость предполагаемого значения вероятности к действительному ее значению зависит от информированности этого человека и его умения оценивать вероятность на основе имеющейся информации. Поэтому информированность (не всегда зависящая от человека) и способность составлять приблизительно верное представление о вероятности интересующих событий как индивидуальное свойство человека очень важны для эффективности любой деятельности.

В тех случаях, когда вероятность какого-либо события очень велика, нам проще считать, что оно наверняка произойдет, если же вероятность его чрезвычайно низка — считать, что оно невозможно. Да, так считать проще и легче, легче принимать решения. Но все же полезно понимать, что иногда и почти невероятное случается, и то, что мы считали неминуемым, не происходит.

Нередко можно услышать такого рода утверждение: «если бы не вот это обстоятельство, то было бы вот так…»; или: «как только загорится зеленый на светофоре — можно безбоязненно переходить улицу». Это примеры детерминистского мышления, детерминистского подхода к оценке развития условий, явления, процесса: если произошло событие А (либо если сформировались условия А), то непременно (обязательно!) произойдет вполне определенное событие Б (либо сформируются заранее известные условия Б). Детерминистский подход подразумевает полную определенность и однозначность связи между явлениями, событиями, ситуациями.

В отличие от детерминистского, вероятностный подход предполагает ту или иную степень неопределенности связи реальных условий, явлений, процессов, событий, исходов с известными нам их предпосылками, причинами. Это может быть неопределенно-вероят­ностный подход: мы не знаем, какой исход более вероятен. Однако чаще используют количественно-вероятностный подход: перед нами не просто неопределенность, мы предполагает некоторое, пусть даже весьма приблизительно известное распределение вероятностей разных возможных конкретных обстоятельств, явлений, событий, исходов.

Например, идя на зеленый свет светофора, всегда нужно иметь в виду: пьяный или зазевавшийся шофер может ведь и задавить — вероятность этого невелика, но она есть, и совсем пренебрегать ею неразумно. Вероятность события, исхода, результата можно оценить грубо, ограничиваясь качественной оценкой, либо количественно, но приблизительно, неточно, либо количественно точно — в долях единицы (0,3; 0,72 и т.п.) или в процентах (30%, 72% и т.п.). Сумма вероятностей всех возможных исходов равна 1 (100%). Количественно-вероятностный подход можно применять только сначала тщательно изучив (желательно, с использованием методов математической статистики) условия, явление, процесс в соответствующем аспекте.

Тренер, если он хочет объективно оценивать ситуации и принимать эффективные решения, должен быть приверженцем вероятностного подхода. Хотя и не пренебрегая во многих случаях — чтобы упростить принятие решения — детерминистским подходом как разумной идеализацией. Например, если вероятность определенного исхода очень велика, близка к единице (к 100%) или мала, близка к нулю, а также в условиях, в которых вероятность одного из исходов много большей, чем вероятность всех остальных.

Любое обследование должно получить свое завершение выведением оценки его объекта в соответствии с полученными данными. Оценивание производится с использованием как вероятностного, так и детерминистского подходов, оценки могут быть количественными, качественными и даже смешанными. Педагогическое оценивание в спорте — ответственный и совсем не простой процесс, для его осуществления необходимы как опыт и знания, так и определение (выбор) ряда исходных позиций (об этом в гл. 8). В спорте обычно пользуются неточным определением вероятности: слишком многие факторы остаются неучтенными, что снижает предсказуемость конкретных событий, а исследования, необходимые для более точного определения, слишком громоздки. Часто спасает интуиция — способность делать выводы на основе неполной информации, используя свой опыт для рассуждений по аналогии и образные представления, подсознательные убеждения и ассоциации. Интуиции нельзя слишком доверять, но и не следует ею пренебрегать, она может выручить.

2.2.3. Применение статистики в двигательной подготовке. Вероятностный подход лежит в основе применения преподавателем или тренером математической статистики. Характер и возможности статистической обработки данных зависят от формы, в которой они представлены, в частности — от типа шкалы измерений (от того, равномерна шкала или неравномерная, то есть имеем мы дело с физическими величинами или с какими-то условными), в которой они были получены (измерением, определением другим способом).

Статистические процедуры позволяют определить степень и характер зависимости между интересующими нас факторами (например, между ростом спортсмена и частотой его шагов в беге на ту или иную дистанцию), выявить, принципиально ли различие между однородными совокупностями данных о процессах, явлениях, событиях, спортсменах, проверить достоверность различий между свойст­вами групп занимающихся и др. Если тренер хочет серьезно проанализировать результаты контрольных упражнений, тестов, соревнований, конкретного этапа тренировочного процесса, новой методики по сравнению с общепринятой — нужно прибегнуть к аналитической статистике. Ее использование резко повышает вероятность достоверности аналитических выводов и справедливости прогнозов.

Управление тренировочным процессом группы спортсменов требует обобщения контрольной информации, для чего нужно прибегнуть к статистическим процедурам: это позволяет объективизировать выводы, лучше построить тренировочный процесс группы спортсменов и каждого из них, повысить эффективность отбора.

Всё это методы математической статистики, их применение позволяет составлять обоснованные таблицы норм, нормативных требований и характеристик, средних показателей. На ЭВМ можно без больших затрат труда производить статистическую обработку полученных данных измерении, наблюдений, опроса и анкетирования, осуществлять обобщение и анализ результатов соревнований и контрольных упражнений, тестирования. Широкое применение должна найти статистика и в психологических изысканиях, и в организованной работе с физкультурниками, в сфере лечебной физкультуры, в области менеджмента. Статистика позволяет производить сравнения между контингентами, различающимися по возрасту, полу, территориально, профессионально и т. д. Но, проводя статистическую обработку полученных данных, необходимо правильно применять статистические процедуры, знать ограничения на их применение.

Описательная статистика также полезна: она позволяет составить более четкое представление о рассматриваемых совокупностях объектов и о некоторых соотношениях между ними.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *