Что изучает культурология кратко простыми словами
Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы
Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.
Что такое культурология?
Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.
Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:
Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.
Объект и предмет культурологии
За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:
Цели и задачи культурологии
Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:
Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.
Функции культурологии
В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:
Структура культурологии
Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.
Философия культуры
Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.
Социология культуры
Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.
Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:
Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.
Антропология культуры
Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.
Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).
История культуры
Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.
Прикладная культурология
В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.
Методы культурологии
Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:
Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.
История становления культурологии
Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.
В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.
В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.
Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.
В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.
Заключение
Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.
Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.
Культурология
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.
Содержание
Терминология
Предмет культурологии
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Основные школы культурологии
Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Расово-антропологическая школа
Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.
Социологическая школа
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.
Символическая школа
Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.
Культурология в России
Понятие культурологии
Не надо быть очень эрудированным, чтобы догадаться о значении термина «культурология». Как и названия многих наук, это слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «наука о культуре». Но если на теоретическом уровне это простое объяснение понятно, то на практике непосвященному человеку трудно с ходу определить предмет культурологии. Тем более, что не только культурология занимается изучением культурной сферы. Сложность заключается в многогранности самого термина «культура».
Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.
Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.
Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.
Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:
Период зарождения
Культурология как отдельная научная дисциплина оформилась в середине XX века. Ее возникновение связано с личностью известного американского антрополога Лесли Уайта. Именно он впервые употребил термин «культурология» и издал несколько фундаментальных трудов. Несмотря на то что его называют отцом культурологии, в полной мере считать Уайта основателем науки нельзя. В той или иной степени вопросами культурологии занимались многие видные ученые своего времени.
Культура как категория занимала важное место и в трудах античных философов, и в концепциях христианских богословов. Так, древнеримский деятель Цицерон культурой называл совершенствование души с помощью философии и красноречия. Христианский мыслитель Тертулиан считал, что культура вредит душе. Ему оппонировал Климент Александрийский, считая, что культура предваряет путь к христианству.
В эпоху Возрождения отношение к культурной сфере изменилось. Оно возвратилось к античному смыслу и стало ассоциироваться с гармоничным и возвышенным развитием человека. Позднее, в эпоху просвещения, оно стало больше мигрировать в сторону обычаев и правил поведения. В это же время немецким философом Кантом было заложено классическое понимание культуры как противопоставления натуре, то есть природе. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) связывает только великая сила Красоты (сила искусства).
В XIX веке классической модели бросают вызовы новые мыслители. Шпенглер, Ницше, Фрэйд. Человеческая натура провозглашается выше культуры. Начинается противопоставление культур Востока и Запада. Все эти ученые не являлись культурологами в чистом виде. Культурология находится в очень тесной взаимосвязи с социологией, психологией, историей и философией, и порой между ними невозможно провести четкую грань.
И даже провозглашение отдельной наукой не помогло.
Формально этой науки в западной классификации как самостоятельной дисциплины до сих пор нет. Ее место отводят в основном культурной антропологии.
Содержание науки
Культурология — чрезвычайно содержательная по составу наука. В нее входит масса различных направлений, разделов, но в самом общем виде структуру культурологии можно представить в виде двух уровней:
И на фундаментальном, и на прикладном уровне для решения исследовательских задач применяется обширный методологический аппарат. Выделяют несколько основных подходов:
Кроме того, выделяют еще ряд методов, в частности, системный, структурно-функциональный, просветительский. Набор методов не является конечным множеством. Любой исследователь может предложить свою методологию и развить ее до уровня отдельного направления или школы.
Культурологические школы
Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:
Значение в России
Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.
Свои основные взгляды Данилевский изложил в книге «Европа и Россия», в которой автор активно оппонирует европоцентристской концепции культуры. На извечный вопрос о месте России между Востоком и Западом Данилевский отвечает об особой роли славянской цивилизации в будущем мироустройстве. На труды Данилевского опирались в дальнейшем видные русские философы. Помимо культурологического аспекта, «Россия и Европа» остается фундаментальным учебником по геополитике для государственных деятелей России.
В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.
К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:
В 1989 году, когда культурология как наука получила право на жизнь в России, начинают предприниматься попытки объединить социальную и гуманитарную части в единую науку. Кроме того, новой вузовской дисциплиной пытались заменить отмененный «истмат». Но попытка объединить изучение общества и культуры в рамках одной науки оказалась безрезультатной. Культурология едва не пала жертвой очередного запрета.
Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.
Знание о том, как наладить диалог между различными социальными группами, позволить решать многие проблемы в многонациональных государствах.
Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.
Что изучает культурология?
В XX веке культурология стала самостоятельной наукой, которая состоит вне рамок философии, но остается связанной с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимовлияния и взаимодействия.
Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: объект, предмет, содержание, принципы, категории, законы, методы и функции.
Что же такое культурология? Это наука о культуре. Дисциплина, интегрирующая в себе проблематику и категории социологии, философии, психологии, истории и антропологии.
Объектом культурологии являются: культурные аспекты областей общественной жизни; тенденции и процессы в современной социокультурной среде.
Под предметом понимают совокупность поняти й, с помощью которых культурология описывает объективную реальность:
К изучению культуры относят два принципа :
— диахронический метод. Позволяет исследовать культурные процессы и явления в их хронологической последовательности.
— синхронический метод. Состоит в совокупном анализе двух и более культур на протяжении определенного времени их развития.
В культурологии широко используется также эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые антропологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
Основные культурологические школы и направления:
Общественно‑историческая школа имеет «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту. Главными особенностями общественно‑исторической школы являются органицизм культур (в культуре есть периоды зарождения, роста, расцвета, увядания и гибели), локальность, деление на типологии.
Главная черта — стремление подчеркнуть биологическую составляющую культуры. Это направление объединяет в основном медиков, психологов и биологов, которые, при объяснении культуры, отталкиваются от психо‑биологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Бронислав Малиновский.
В центре внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер.
Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Здесь все культурные процессы рассматриваются как коммуникационные. Культура понимается как знаковая система, созданная человеком, так как только он обладает способностью к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви‑Стросс.
В целом культурология как наука способствует выявлению тенденций и законов развития культуры, что позволяет понять прошлое и настоящее конкретной культуры, дает возможность научно подходить к решению проблем управления культурными процессами в обществе, прогнозировать развитие культуры, оценивать результаты культурной деятельности общества.