Что изучает краеведение кубановедение
Кубановедение
Кубанове́дение — школьный курс, преподаваемый в 1-11 классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края России.
В рамках курса учащиеся изучают географию, историю, культуру и литературу Кубани, говоры народного языка, символику Краснодарского края, историю Кубанского казачьего войска.
Ссылка
Смотреть что такое «Кубановедение» в других словарях:
Краснодарский край — Координаты: 45°22′ с. ш. 39°26′ в. д. / 45.366667° с. ш. 39.433333° в. д. … Википедия
Кубань — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубань (значения). Историческая область • Кубань Население русские, украинцы, адыги, армяне, ассирийцы, греки … Википедия
Головатый, Антон Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головатый. Антон Андреевич Головатый Портрет войскового судьи Черноморского казачьего войска А. А. Головатого … Википедия
Балачка — Страны: Казачьи регионы России Общее число говорящих: около 500 000 чел … Википедия
Чепега — Чепега, Захарий Алексеевич Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарiй Олексiйович Чепiга 1725(1725) 14 января 1797 … Википедия
Чепега, Захарий Алексеевич — Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарій Олексійович Чепіга Войсковой Атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега Дата рождения 1725 год … Википедия
Прикубанская низменность — Прикубанская низменность общее название низменного региона в Западном Предкавказье. Это почти идеально ровная поверхность, постепенно повышающаяся от нулевой высотной отметки у Азовского моря до 150 м у подножия Ставропольской возвышенности … Википедия
Что изучает краеведение кубановедение
Ты живи и процветай, наш родной Кубанский край!
Кубановедение как учебный курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края с 1.09.2004 года в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №018/889 от 27.05. 2004 «Об утверждении регионального БУП(а) Краснодарского края на 2004-2005 учебный год» и является средством реализации Закона Российской Федерации об образовании в части – единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Сохраним и приумножим традиции предков земли Кубанской
История – это наше прошлое. История — это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Урок №1. Тема. Введение. Кубановедение как наука
Тема. Введение. Кубановедение как наука.
Цель урока. Познакомить с содержанием и структурой курса «Кубановедение: археология, мифология, культура».
Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления об истории и культуре родного края и своих населенных пунктов в древности.
Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.
Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.
1. Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2. Атлас История Кубани.
3. Видеофильм «История Кубани».
ТСО: мультимедийное оборудование.
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе.
III. Изучение нового материала.
Знакомство с новым учебным курсом.
Характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани.
IV. Закрепление/подведение итогов урока
V. Домашнее задание.
— инициация: знакомство с классом; требования к учащимся;
— вхождение в тему : постановка целей и задач урока;
— формирование ожиданий учеников
Учитель предлагает классу высказать свое мнение по следующим вопросам:
— зачем надо изучать историю?
— для чего надо знать историю родного края?
— что изучает краеведение (кубановедение)?
— что интересного и важного вы узнали в курсе изучения кубановедения в начальной школе?
Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
В пятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков: познакомиться с историей, культурой, образом жизни народов, населявших Кубань более полумиллиона лет назад.
Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.
Проработка содержания темы
Знакомство с учебником.
Задание : выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).
— обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).
— организовать работу с текстом «Введения» ( ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).
— работа с терминами, датами и понятиями, используя хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника).
Дать устный ответ на вопросы.
— каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)?
— какова роль каждого из тех, кто создавал книгу?
Знакомство с рабочей тетрадью, атласом «История Кубани».
Информация для учителя:
Памятка для работы с рабочей тетрадью, включающей элементы работы с исторической картой:
— приступая к работе с тетрадью познакомить учащихся с обращением авторов и главного экскурсовода тетради «Почемучки»;
— ознакомить со структурой и условными обозначениями рабочей тетради;
— обратить внимание на разноуровневые, творческие задания; сделать акцент, на упражнения повышенной сложности, отмеченных * и работу поисково-исследовательской, проектной деятельности (клуб «Поисковичок»).
— при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов.
— Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? (археология)
— Назовите эпохи истории первобытности? (каменный, бронзовый и железный века)
— Назвать фамилию одного из первых исследователей исторической древности Кубани? (Е.Д. Фелицын).
2. Рефлексия учащихся (заполнение анкеты «да»; «нет»)
— понравился вам урок?
— узнали что-нибудь новое и полезное в процессе занятия?
— хотели бы продолжить работу по изучению истории Кубани в древности?
1. Прочитать введение стр. 5-6
2. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщение по теме: «Стоянки среднего палеолита»
Тема. Древние собиратели и охотники.
Цель. Формирование представления об этапах каменного века на Кубани, достижения современной науки в изучении типов первобытного человека и его расселении на территории края.
1.Охарактеризовать основные этапы эволюции человека и расселение людей по территории Кубани.
2.Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа.
3.Воспитывать уважение к труду и открытиям в древности.
Работа с терминами :
1.Основные понятия: палеолит, культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, неандерталец, искусственные жилища, родовое устройство, ритуал, религия.
2. Исторические личности: В.Е. Щелинский
1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2. Атлас История Кубани, таблицы, схемы.
3. Видеофильм «История Кубани».
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: комбинированный
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.
Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
2.Быт и занятия древнейшего человека.
3.Стоянки среднего палеолита.
4.Возникновение религиозных верований
IV. Закрепление/подведение итогов
V. Домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Вставить пропущенные слова
Слово археология в переводе с ________________________ означает __________________
— жизнь древних людей изучается:
а) археологами б) этнографами в) нумизматами
-первые люди на Кубани появились:
а) более 1 млн лет назад б) более 500 тыс. лет назад в) более 50 тыс. лет назад
2. Оцени утверждение и поставь в соответствующем квадрате значок «+» или «-»
-первоначально орудия труда производились из железа, потом из меди и бронзы и, наконец, из камня.
ВЕРНО НЕВЕРНО
Интерактивная беседа(передача и объяснение информации)
1.Ранний палеолит. Рассказ учителя с опорой на схему
палеолит мезолит неолит энеолит
(древний каменный век) (средний каменный век) (новый каменный век) (меднокаменный век)
Дописать смысловой ряд:
Проработка содержания темы
— работа с учебником (п.1 стр. 7-8, работа с терминами: культурный слой, неандерталец )
Заполнить недостающую информацию
(воспользуйся словариком учебника)
Один из ископаемых предков современного человека. Назван по месту находки (как это принято в археологии) в Германии в 19 веке.
Быт и занятия древнейшего человека.
Просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани» (2 мин).
Из предложенного списка орудий труда выбери и запиши те,
которые по- твоему мнению, являются символами: палеолита, мезолита, неолита
Список орудий труда:
3. Стоянки среднего палеолита
Сообщения учащихся, работавших с заданиями клуба «Посковичок»:
Самостоятельная работа с учебником стр. 8-10
работа с контурной картой (атлас История Кубани, стр.
Работа с терминами
Используя текст учебника на стр. 11, вписать в текст недостающие слова
В период среднего палеолита возник определённый порядок захоронения – погребальный __________________. У людей возникли представления о __________________ _______________, что свидетельствует о наличии у _______________________ первых зачатков _________________.
— IV Закрепление изученного материала (10 мин).
Словесная игра «Снежный ком».
Информация для учителя.
Каменный век на Кубани начался около 600 тысяч лет назад. Он длился до IV тысячелетия до нашей эры. Каменный век делится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Слой земли, который сохранил остатки деятельности человека – культурный слой. Тип человека раннего палеолита – питекантроп. К числу ранних стоянок относятся: Абадзехская, Хаджок и Шаханская. Местами обитания древнейших людей Кубани были естественные гроты и пещеры.
Подведение итогов урока
1.Прочитать параграф №1 (стр. 7-11)
2. Ответить на вопросы стр. 11
Урок – калейдоскоп: «Это интересно». Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день».
Цель: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.
1.Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани.
2.Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.
3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.
1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2. Атлас История Кубани.
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: творческий урок-практикум
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.
III. Работа с текстом.
IV. Творческие задания (практикум).
V. Домашнее задание.
1. Ответы на вопросы 1,3 стр. 11
2. Работа с терминами
Дописать недостающую информацию
Археология – наука, которая изучает историческое прошлое ………………………….
3. Проанализировать и объяснить выражение: «Открытие различных способов добывания огня стало еще одним шагом на пути выделения человека из природы».
— самостоятельная проработка текста;
— выполнение творческих заданий (работа с учебником)
ответы на вопросы по прочитанному тексту 1,3,4 стр.14 учебника.
Рассмотреть внимательно иллюстрацию учебника на стр. 14,
расположить в правильной последовательности действия охотников стоянки:
—привязать части туши разделанного бизона к жердям
—притаиться в кустах, в ожидании стада бизонов
—разделать тушку кремневым ножом
— привязать кремневый наконечник к древку
—вонзить копьё прямо под лопатку бизону
По горизонтали : 1. Первые жилища людей. 2. Занятие женщин и детей. 5. Первое простейшее каменное орудие труда.
По вертикали: 3. Археолог, который внес большой вклад в исследование Ильской стоянки.
4. Искусственное жилище первобытных людей.
1. Прочитать рассказ «Удачный день» стр. 12-14.
2. Ответить на вопрос №2 стр. 14.
Тема. Появление человека современного облика.
Цель. Формирование представления об этапах заселения Кубани древнейшими людьми и становления человека современного типа на территории нашего края.
1.Охарактеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа.
2.Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа.
3.Воспитывать интерес к прошлому родного края.
Работа с терминами :
Основные понятия: эволюция, «костяной век», родовая община, матриархат, мезолит
1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.
2. Атлас История Кубани, схемы, таблицы.
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.
Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Древние люди в позднем палеолите.
2.Изобретение первых «механизмов». Зачатки древнего искусства.
IV. Закрепление/подведение итогов
V. Домашнее задание.
Проверка домашнего задания (ответы на вопрос № 2 стр. 14 учебника)
Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
1. Древние люди в позднем палеолите.
Рассказ учителя с опорой на схему
Австралопитек (3-4 млн лет назад)
Человек умелый (2-2,5 млн лет назад)
Питекантроп (1 млн лет назад)
Неандерталец (200- 150 тыс. лет назад)
Корманьонец (40 тыс. лет назад)
Материал для учителя.
Более миллиона лет назад «человека умелого» сменил питекантроп – «обезьяночеловек прямоходящий». Древнейшие люди пришли на Кубань из Закавказья, двигаясь вдоль Черноморского побережья и через перевалы, не перекрытые льдом.
Выделяют три точки зрения на время появления древних людей на Кубани: около 1млн лет назад, около 500 тыс. лет назад, 350 – 200 тыс. лет назад. Наиболее обоснованной считается вторая дата (около 500 тыс. лет назад).
Объяснение термина эволюция.
Найти соответствия и впиcать номера ответов в пустые клетки
Конспект урока кубановедения на тему «Как изучают историю Кубани» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Как изучают историю Кубани ».
Учитель нач. классов
Урок кубановедения в 4 классе.
Тема: «Как изучают историю Кубани».
Цель: прививать любовь к своей малой родине, формировать полноценного гражданина и патриота Отечества.
Задачи: формирование мировоззренческой культуры; показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
— Здравствуйте ребята! В нашу школу пришло письмо.
Кому: ученикам 4 класса.
Куда: Краснодарский край, г. Новокубанск, ул. Н. Шабатько, 1,
МОБУООШ № 23, кабинет № 2.
От кого: История Вековая
Откуда: «… из глубины веков…»
— Послушайте содержание (читает ученик)
Мне очень нужна ваша помощь. Я слышала, что вы можете мне помочь. Зовут меня История Вековая. Меня очень интересует история Краснодарского края. Дело в том, что мне жизненно необходимо знать, как изучают историю на Кубани. Это очень важно! Напишите мне ответ.
С уважением История Вековая.
— Необычное письмо, правда? Но я думаю, нам эта задача под силу. ( Слайд 1)
— (Слайд 3) Путешествовать в прошлое нелегко. Каждая страна имеет свои особенности, которые необходимо знать. Со временем меняется одежда, посуда, жилище, привычки, мода, обычаи.
б) Фронтальный опрос.
— А в какой стране мы живём?
— Как называется наш благодатный край?
— Так и наша малая родина Кубань имеет свои ценности, обычаи, традиции… В изучении прошлого родной земли помогает наука – ИСТОРИЯ.
— ( Слайд 4) Что такое история? (История – это наука о прошлом: о далёких и недавних событиях в жизни людей).
— Как люди узнают о далёком прошлом? (читая книги, посещая музеи, выставки; из рассказов родных и близких и т. д.)
— ( Слайд 5) Какие исторические источники помогают людям узнать прошлое? (Вещественные и письменные)
— Сейчас каждый из вас должен будет определить вид исторических источников. Для этого возьмите формуляры на столе и заполните таблицу. ( Слайды 6-15).
Работа по теме урока.
а) ( Слайд 16) Науки-помощницы.
— Древние люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад. Одни племена формировались здесь, другие приходили издалека. Возникали и исчезали государства. Обо всём этом напоминают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы (дольмены), остатки древних поселений.
— Много следов своей деятельности оставляет на земле человек.
Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в земле человек. Но находки надо заставить заговорить. Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы….
б) ( Слайд 17) Загляните в раскоп.
в) ( Слайд 18) Реставраторы нумизматы.
— Найденные археологами на раскопках вещи затем попадают в руки к реставраторам. Они соберут из груды черепков вазу, кувшин, очистят монету, восстановят развалившийся доспех.
г) ( Слайд 19) Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
г) ( Слайд 20)Последние новости.
— Недавно россияне всколыхнули научный мир, откопав в Краснодарском крае храм, построенный древними греками. Это меняет представления о том, как далеко заходили корабли Эллады. Находка заинтересовала и наших историков, которые побывали на месте раскопок.
Искали место для электроопоры, а обнаружили целый город. Первыми на древнее поселение наткнулись энергетики, изучавшие грунт. Руководитель археологической экспедиции и раньше предполагал, что где-то здесь и находится античное поселение. Местные жители уже не раз натыкались на древние находки. Верхушки камней показались на сорокасантиметровой глубине. Копнули глубже, а там храм.
Камни ошлифованы, как в лучших древнегреческих храмах. Этим плитам две с половиной тысячи лет.
Выше фундамента строение не сохранилось. Но, судя по основанию, ученые могут представить, как выглядел храм. Сейчас измеряется каждый камень, чтобы потом можно было создать трехмерную модель сооружения.
Вокруг храма, вероятно, было много других зданий, предполагают ученые. Город находился почти в центре причерноморских степей. Это меняет представление о расселении древних греков. Считалось, что они жили только на побережье Черного моря и не забирались вглубь территории. Но объяснение этого факта нашлось. И стало еще одним открытием.
Оказывается, что в древности, буквально здесь, совсем близко, был еще один проход из Азовского моря в Черное море по древнему руслу Кубани.
Закрепление изученного материала. ( Слайд 21)
«Казачий край, земля моя — Кубань!» Система работы библиотеки по реализации регионального компонента «Кубановедение»
Кубань…Так называют мой край по имени реки, начинающейся на склонах Эльбруса.
Жемчужиной России называют землю кубанскую.
И не только потому, что она имеет прекрасные условия, но и потому, что Кубань является богатейшей житницей страны. А ещё – это тополиный край… Есть есенинские уголки, называемые “страной берёзового ситца”, есть замечательные дубовые и сосновые рощи, вишнёвые сады и тенистые липовые аллеи по всей России. Но вот тополиным краем с гордостью можно назвать только Кубань. По всему краю красуются тополя, придающие неповторимый облик нашей земли.
Посёлок Кабардинка. Уютные дома расположены по обе стороны шоссе среди тополей, каштанов, лип.
Новороссийск. Площадь героев украшают кроны тополей. Возвышаясь над аллеями, они, кажется, застыли в скорбном молчании…
Памятник героической Таманской армии в Темрюке. Словно солдаты в дозоре, застали вокруг него стройные тополя.
Какой бы город, какую бы станицу на Кубани вы ни посетили; в них обязательно привлекут ваше внимание ставшие родными для нашего края ряды пирамидальных тополей вдоль широких улиц.
Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьей, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально-значимой деятельности.
Только через познание малой родины подрастающих поколений осознает свою сопричастность к родной стране, к её прошлому, настоящему, будущему.
Вот почему необходимо изучать окружающую жизнь, родной край, использовать местный материал в воспитании и обучении юных. К.Д. Ушинский отмечал, что “поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека”. И не случайно один из крупнейших учёных досоветской Кубани Ф.А. Щербина писал, что знание родного края – сила и величие Родины.
Литература о Кубани интересна не только жителям нашего края, но и другим регионам, так как в ней отражены исторические события, деятельность видных учёных, писателей, художников прошлого и настоящего, что является частью истории всей страны.
Кубановедение – означает знание о своей малой родине, – от слов “ведать”, “знать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.
Вся работа библиотеки нашей школы складывается из работы с администрацией, учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями.
Библиотекарь успешно выполняет поставленные перед ним задачи только во взаимодействии с педагогическим коллективом.
Курс “Кубановедение” является важным средством реализации концептуальных положений, сформированных в Законе Российской Федерации. Работа по пропаганде этого курса имеет междисциплинарный характер. Библиотеке школы в её решении принадлежит особая роль.
В первую очередь мы провели работу по разъяснению целей и задач этого курса среди учащихся и родителей. Переносная книжная выставка “Кубановедение” открывалась обращением к родителям и ребятам, в котором говорилось о необходимости изучать историю нашего края о том, что подвижничество выдающихся представителей на благо России и Кубани должно служить примером для кубанских школьников, воспитывать у них уважение к своим землякам и своей малой родине – частице великой России.
С комплектом учебников к этому курсу была ознакомлена администрация, председатели методических объединений, учителя и учащиеся.
План работы библиотеки является неотъемлемой частью общешкольного плана, поэтому и массовые мероприятия по кубановедению были включены в него.
Сначала это были еженедельные уроки, проводимые классными руководителями. Тематика еженедельного урока (классного часа) по кубановедению для учащихся 1-11-х классов вывешивалась в методическом кабинете. Библиотекой разработаны мероприятия в помощь классному часу. Сейчас курс “Кубановедение” включен в учебный план школы. Работы оказалось много.
Составляются рекомендательные списки литературы: “В помощь учителю истории”, “В помощь учителю биологии”, “В помощь учителю географии”, “В помощи учителю начальных классов”, “Развитие культуры на Кубани”, “Быт казаков” и др.
Небольшой фонд литературы о Кубани пришлось выделить на отдельный стеллаж, где собраны все книги о крае, имеющиеся в библиотеке.
Очень важным для нас является организация газетного материала. Именно газеты и журналы в большей степени позволяют рассказать о жизни края сегодня, вернуться в прошлое.
Так в библиотеке пополняются интересными материалами из газет тематические папки “Из истории Кубани”, “Экология нашего края”.
Составили тематическую картотеку “Край наш кубанский”. Для этой картотеки расписываются и собираются все материалы из периодики, из книг и сборников центральных издательств, в которых отражён наш край. Немалое значение для популяризации материалов из периодики о нашем крае придаётся наглядным средствам, в первую очередь, оперативным. Так в библиотеке оформляются экспресс – просмотры: “Советуем прочитать”, “Это интересно”.
В процессе преподавания остро встала проблема учебно-методического обеспечения, поэтому в работе мы используем рекомендации Примерного учебно-тематического планирования по курсу “Кубановедение” для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. В данном пособии предлагается перечень рекомендуемой литературы. А также используются разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей нашей школы. Весь дидактический материал хранится в библиотеке. Разрабатываться и адаптироваться этот материал будет в течение учебного года.
За последние несколько лет КИДППО были изданы модели поурочных разработок учителям. ОИПЦ “Перспективы образования” подготовило и издало элективный курс “Кубанская старина” А.В.Маслова повествующий о буднях и праздниках казачества, о кубанской старине. Эти и другие книги о крае пополнили фонд библиотеки и активно используются в работе.
Учителя- предметники, классные руководители, библиотекари, проявляя творческий потенциал, применяют интерактивные формы проведения занятий и мероприятий.
В помощь курсу “Кубановедение” составили также картотеку с рубриками: “Учебники”, “В помощь учителю”, “В помощь учащимся”.
Наша задача – активно пропагандировать литературу по кубановедению среди учащихся, учителей и родителей.
Библиотечная грамотность много значит для эффективной работы с читателями. Для систематизации этой работы и проводим библиотечно-библиографические уроки. Цель таких уроков – помочь читателям пользоваться словарями, справочниками, библиографическими пособиями, способствовать формированию у них ценностного отношения к своей малой родине.
Тематика уроков, где используется литература по кубановедению разнообразна: “Газеты и журналы для детей” (Используется газета “Солнышко”), “Справочная литература” (“Энциклопедический словарь по истории Кубани”), “СБА библиотеки” (Как наш край отражён в каталогах и библиотеках), “Выбор книги в библиотеке (Где найти книги о крае). Практически на каждом уроке используется литература о Кубани.
В последнее время заметно увеличилась книговыдача литературы о нашем крае, выданных с книжных выставок и открытых просмотров: “Город родной, Катерины подарок”, “Край наш – очей отрада”, “Кубань-моя, степная дочь России” и др. Это самые удобные, яркие, действенные формы информации о книге. Они возникают не стихийно, а обязательно работают для всех категорий читателей, используются при проведении библиотечных уроков, классных часов, общешкольных мероприятий, родительских собраний – это “огромный учебник, дающий знание обо всем.
Исходя из имеющихся материалов, мы выбираем формы и методы работы библиотеки.
Так младшим ребятам немало книг можно предложить для самостоятельного чтения, и мы больше применяем громкие чтения, беседы. Широко используются плакаты, стенные газеты, карты, которые иллюстрируют то, о чём услышали читатели. Малышей знакомим с природой края, яркими эпизодами из его истории. В этой работе огромную помощь оказывает книга-учебник “История Кубани в рассказах и иллюстрациях” под редакцией Е.А. Хачатуровой и “Родная Кубань: страницы истории” под редакцией В.Н. Ратушняка.
Очень любят ребята начальной школы разгадывать загадки, давать разъяснения пословицам и поговоркам. А наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Пропагандируя малые жанры, которые охватывают самые разнообразные стороны действительности, расширяется представление о культуре и истории родного края. В этой работе помогает книга “Пословицы, поговорки и загадки Кубани”: / к 200-летию г. Краснодара/ и П. Ткаченко “Кубанские пословицы”: М.,1999.
Регулярно учащиеся знакомятся со старинными обычаями, узнают об архитектуре соборов, героях и просветителях края, истории улиц из материалов листовки “Сундучок краеведа”.
Спрос на информацию об истории края у читателей возрос чрезвычайно.
Работа со старшими читателями предусматривает широкую пропаганду материалов для чтения, выполнения школьных и кружковых заданий по самым разнообразным вопросам кубановедения. Здесь уже применяются все средства библиотечной работы.
Наш долг не только раскрыть перед ребятами литературу по кубановедению, но и научить их правильно использовать её.
Очень любят школьники краеведческие викторины. Они посвящаются истории, культуре, природе родного края. Мы понимаем, что некоторые школьники участвуют в викторинах исключительно ради призов, но что плохого в стремлении за свою работу получить награду. А вопросы викторины “История Кубани” нельзя назвать лёгкими – потрудиться придётся серьёзно. Для детей среднего возраста вопросы намного легче.
Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели. Программы недель составляются на основе перспективного планирования.
Для их проведения создаются организационные группы: ведущие игр, конкурсов, помощники, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, кто помогают в подготовке и проведении.
Главная цель недель – привлечь внимание учащихся к предмету, к современным проблемам, а так же побудить творческие способности ребят, стимулировать самостоятельную работу школьников в учебном процессе.
Знания о Родине не должны быть просто определенным кругом фактов, которые надо усвоить. Мы учим школьников жить судьбой своего народа, Отечества, с волнением и гордостью, с восхищением перечитывать каждую строчку героической истории, которая представляет собой могучую вечно живую силу.
Творческие исследования учащихся школы помогают проследить развитие родного края со дня его рождения до современности, окунуться в атмосферу оптимизма, энтузиазма поколения 30-40-х годов, глубже ощутить свою причастность к людям, поднимавшим целинные земли, осваивавшим кубанские степи, строившим поселки, станицы, города.
Учащиеся готовят рефераты: выбирают темы, определяют литературные источники. Сотрудники библиотеки помогают им найти необходимую информацию.
В течение недели ребята после уроков оформляют стенды, стенгазеты, составляют кроссворды, готовят другие материалы.
Лекторская группа, состоящая из учащихся старших классов, встречается с младшими школьниками. Они знакомят их с разнообразием растительного и животного мира, рассказывают о наших предках, героях, знакомят с творчеством кубанских писателей и поэтов.
Тематические обзоры, беседы наиболее распространенные формы работы, которые могут проводиться отдельно и быть составной частью крупных мероприятий. “Мой маленький Париж”, “Золотая слава Кубани”, Страницы истории Кубани” и др.
Приняв участие в подготовке мероприятий, ребята начинают понимать, что историческим прошлым Кубани – малой родины, нельзя не гордиться, что Кубань славится не только щедрой, уникальной природой, но и своими людьми, которые освоили и защищали эту прекрасную землю и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.
Какое яркое созвездие писателей и поэтов подарил тополиный край России: Николай Канивецкий, Георгий Денисов, Юрий Кузнецов, Любовь Мирошникова, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, Иван Варавва, Вадим Неподоба… Каждый из них по-своему причастен к нашему краю, связан с ним своей судьбой и своим творчеством.
Коллектив библиотеки уделяет огромное внимание знакомству учащихся с творчеством людей, которым далеко не безразлична судьба их тополиного края. Поэтому и проводятся читательские конференции, обсуждения книг, организуются встречи с поэтами и писателями.
Одним из видов итоговой аттестации по литературе является реферат. Кто же как не библиотекарь поможет учащемуся подобрать книги, статьи по теме, правильно составить список литературы.
Раз в четыре года на плане Земля происходят события, приковывающие к себе внимание почти всех её обитателей. А если события ещё произойдут и на твоей родине, то это тем более почетно и ответственно.
2014год – год олимпиады в Сочи. Основная задача библиотеки- пропаганда книг о спорте. К сожалению, хотелось бы больше иметь новых книг, альбомов, посвящённых спорту, здоровому образу жизни и подготовке к олимпиаде.
Составлять и разгадывать кроссворды на тему о родном крае, его прошлом и настоящем любят учащиеся всех классов. Много времени проводят они на природе, наблюдают за жизнью обитателей лесов, полей, лугов. Поэтому по-новому видят окружающий мир флоры и фауны. А это воспитывает чувство ответственности за сохранение природы, любовь и уважение к родному краю.
Туризм и экскурсии стали неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Краснодар с прилегающими окрестностями популярен среди школьников и преподавателей. Поскольку я ещё и классный руководитель, то перед любой поездкой проводится огромная работа среди учащихся. Собирается материал, проводятся беседы в классах, в библиотеке делаются подборки материалов. Непосредственно в пути экскурсовод знакомит с местностью, по которой проходит маршрут; дети тут же проводят по материалам, найденным в библиотеке, викторины. Учащимся школы хорошо известна Ставропольская поляна, Дантово ущелье, скала Петушок, Долина Очарования, Солёное озеро, Тешебские водопады и др. Познакомиться с достопримечательностями нашего края могут ребята в библиотеке, прочитав различные книги.
В зависимости от формы и содержания проводимого мероприятия по краеведению формируется читательская направленность учащихся на знакомство со всеми жанрами и видами печатной продукции: публицистика, художественная литература, учебная, историческая, научная.
Кубановедение – это не компания, а продуманная система действий в интересах патриотического воспитания и духовного развития наших детей и будущих поколений.
Работу по кубановедению мы намерены совершенствовать и развивать. Мы будем искать пути более тесной связи массовых и индивидуальных форм работы. Для этого нам предстоит более глубоко изучить эффективность нашей работы. Провести наблюдения за чтением ребят, сбор отзывов, анкет. Проанализировать все материалы, определить дальнейшее направление в работе.
Залог успеха в работе по кубановедению состоит в том, чтобы все учебные и внеклассные мероприятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани. А в этом им поможет сплоченный коллектив библиотекарей, учителей-предметников, классных руководителей и сотрудников краеведческого музея и туристических фирм.
Кубановедение становится одним из приоритетных направлений работы библиотеки нашей школы.