Что изучает краеведение источники краеведческих знаний
ТЕМА УРОКА: «Что изучает предмет краеведение?». 7 класс ЗКО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА УРОКА:
« Что изучает предмет краеведение? ».
Цель: сформировать представление о краеведении
Изучить основные понятия краеведения как науки
развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия
повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение
Оборудование: физическая карта Казахстана, карта СКО, карта Есильского района, карта с.Александровка
Формы работы: индивидуальная
Тип урока: изучение нового материала.
Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: « Что изучает предмет краеведение? ».
Актуализация знаний и умений:
Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение?
По определению академика С.В.Колесника, краеведение— это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.
Под малой территорией подразумевается административный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское поселение и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.
Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.
Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:
Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой «малой родины», с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.
Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:
изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, некоторые из них частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);
историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);
экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т. д.;
культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).
Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.
Что будет являться объектом исследования в нашем предмете?
Ребята, а теперь скажите, что вы знаете о своем родном крае?
Конспект занятия. «Что изучает краеведение?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
1 год обучения (7-10 лет)
Тема № 1.1: « Что изучает краеведение.»
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум
2021 г.
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Перечень оборудования и материалов…………………………. 3
3. Основная часть. Ход занятия……………………………………..4
4. Рефлексия. Подведение итогов …………………………………..9
5. Список используемой литературы………………………………..9
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры своей «малой Родины».
Перечень оборудования и материалов:
1. Компьютер с проектором.
2. Листы для рисования.
3. Цветные Карандаши или фломастеры.
« Что изучает краеведение.»
Цель: Сформировать понятие о краеведении как о комплексном изучении Хабаровского края на основе географической компоненты.
— обеспечить в ходе занятия усвоение следующих основных понятий: что изучает краеведенье и чем занимаются краеведы;
— познакомить с достопримечательностями Хабаровского края;
— познакомить учащихся с геральдикой своего края.
— развитие умений анализировать;
— выявлять причинно-следственные связи;
— создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
— формировать научное мировоззрение.
— повысить интерес к изучению малой Родины;
— содействовать формированию у учащихся патриотических чувств к своей Родине;
— способствовать любви к родному краю.
1. Организационный момент (5-10 мин.).
2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
3. Объяснение нового материала (30-45 мин.).
4. Динамические паузы (2-5 мин.)
5. Закрепление материала (10-15 мин.)
6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
1. Организационная часть.
На наших занятиях мы будем изучать наш Хабаровский край. Мы все очень любим свой родной край. Все ли вы наблюдали за тем, как меняется природа в разное время года? Какие животные и растения есть в Хабаровском крае?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Педагог : сегодня мы начинаем изучение нового для вас понятия «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки!
2. Изучение нового материала. Актуализация знаний и умений:
Педагог : Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.
Краеведение, это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).
А кто такие краеведы? (слайд 2)
Учащиеся: Большое, красивое, бескрайнее, зелёное и т.д.
Педагог : Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать на вашей планете и в вашем городе. Сейчас мы отдохнем и продолжим.
3. Динамическая пауза
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Педагог: Цвета флага Хабаровского края означают:
Белый — символ чистоты, добра, скромности, безоблачного мирного неба и чистоты помыслов жителей Хабаровского края;
голубой — символ красоты, мягкости, величия, обширных водных ресурсов Хабаровского края;
зелёный — символ надежды, радости, изобилия, уникальной флоры и фауны Хабаровского края, «бескрайнего моря тайги».
При исполнении герба применены три геральдических цвета и два цвета металла (драгоценного и благородного):
• красный символизирует храбрость, мужество, неустрашимость;
• голубой — символ красоты, мягкости, величия;
• черный символизирует благоразумие, смирение, печаль;
• золото — символ богатства, справедливости, великодушия;
• серебро — символ чистоты, добра, независимости.
Герб Хабаровского края является своеобразным памятником истории и культуры края, отражает природно-климатическую особенность края и основную направленность традиций населения дальневосточного региона. Медведь изображён «вооруженным», о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России.
А теперь взгляните на флаг и герб нашего города Комсомольска-на-Амуре (слайд 4).
Что вы думаете о них? Почему такие цвета и кто изображён гербе?
· жёлтый — цвет солнца, энергии, богатства. Символизирует процветание города Комсомольска-на-Амуре, в том числе спортивные достижения жителей, а также успехи в области науки, культуры и искусства;
· голубой (небесный) — символ красоты, мягкости, величия. В данном случае символизирует воды могучей реки Амур, а также развитую структуру воздушного и водного транспорта.
· зелёный (зелень) — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует вечно молодой дух города, а также необъятные таёжные просторы. Район Комсомольска-на-Амуре славится лесными ресурсами, богатыми запасами реликтовых растений.
В центральной части голубого цвета размещаются элементы герба города Комсомольска-на-Амуре. В центре щита фигура молодого человека. Он в рабочей одежде строителя. Лицо юноши открыто всем ветрам. Мощным размахом сильных рук юноша-строитель раздвигает вековую тайгу. У ног юноши — синь и белые барашки волн таёжной реки Амур. Над синей гладью восходит золотое (жёлтое) солнце, устремляясь лучами ввысь. Герб является памятником первым строителям города, прибывшим на дикий берег Амура 10 мая 1932 г. и символизирует вечно молодой дух города.
А теперь, давайте обратим свое внимание на достопримечательности нашего края. (Слайд 5) Амурские столбы– памятник природы местного значения, расположенный в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и по праву считаются первым чудом Хабаровского края. До сих пор не утихают споры о происхождении Амурских столбов. Их человекоподобные формы, огромные размеры и ровные углы заставляют задуматься о многом.
Памятник природы краевого значения «Силинский лес» был основан в 1997 году в самом центре Комсомольска-на-Амуре. Первостроители специально оставили часть нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города.
Дети, а кто знает название нашей самой большой и знаменитой реки?
Учащиеся: отвечают (путают с кувшинками)
Педагог : Разница между кувшинкой и лотосом в том, что:
· У большинства видов пестик не выступает высоко
· Пестик выступающий, бочонковидный
· Листья с белесоватым налетом
Лотосовые озера. Находятся в разных районах края. Самые популярные озёра: Цветочное, Бархатное, Лончаково. Всего несколько дней в конце июля и в начале августа можно увидеть, как цветут лотосы Комарова. Водная гладь покрывается цветками, создавая неповторимое природное полотно. С этим явлением связано немало легенд и преданий. Якобы, если посмотреть на лотос в период распускания бутонов – будешь удачлив весь год.
Еще в нашем крае есть очень красивое место, горный хребет Дуссе-Алинь (слайд 8) Горный хребет протяжённостью 150 км. Наивысшая точка – 2,1 тысячи метров. Поскольку большая часть территории удалена от цивилизации, здесь сохранилась первозданная природа. В 1987 году был образован Буреинский заповедник, где имеется образцовый участок горной тайги. Помимо Дуссе-Алинь украшением этих мест является озеро Медвежье, расположившееся на склонах хребта. Оно не только горное, но и ледниковое. Водоём как будто запечатан с трёх сторон в каменном мешке. Водная гладь голубая и чистая. Туристы могут посещать территорию только в группах с сопровождением работников заповедника.
5. Самостоятельная работа учащихся «рисунок».
Педагог : Ребята, а каким видите наш Хабаровский край? Давайте вы изобразите (нарисуете) его на листке бумаги. Возможно, кому-то из вас больше всего нравятся наши красивые сопки, а кто-то захочет нарисовать реку или деревья.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Делаем мини-выставку готовых работ.
Педагог: Какие замечательные у вас получились рисунки! Как вы разнообразно видите свой родной край. Сегодня, ребята, на занятии вы узнали, что изучает краеведенье и наглядно показали каким вы сами видите свой родной Хабаровский край! Мне очень с вами понравилось заниматься. А вам понравилось?
Педагог : Я уже с нетерпением жду следующих занятий, на них вы узнаете еще больше о наших местных красотах, реках, озерах, лесов и их обитателей!
Краеведение
Это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.
Виды краеведения
Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.
Географическое краеведение
Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.
Функции географического краеведения:
В процессе географического изучения территории необходимо:
Историческое краеведение
Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.
Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины, которые делятся на две большие группы:
Археологическое краеведение
Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.
По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.
Литературное краеведение
Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.
Основные задачи литературного краеведения:
Организационные формы краеведения
Обычно выделяют три основные организационные формы краеведения: государственное, общественное, учебное.
Все организационные формы краеведения находятся в тесной взаимосвязи, так как используют одни и те же источники, изучают одни и те же объекты и используют одинаковые методы познания (метод исследования, метод наблюдения).
Государственное краеведение
Пути и методы государственного краеведения, а также объекты вытекают из задач развития той или иной отрасли знания; изучение осуществляется в плановом порядке. Государственное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны и находится в ведении исполкомов, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов и библиотек. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей.
Важнейшую роль в государственном краеведении играют краеведческие музеи и библиотеки, где пропаганда знаний о стране ведётся путём проведения экскурсий, организации выставок и чтения лекций для населения, издания книг, брошюр, плакатов. Большое значение имеют и статистические организации, где можно получить достоверные данные о наличии трудовых, природных ресурсов, показатели о населении страны. И, наконец, существенное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.
Задачами государственного краеведения являются сбор, научная обработка и сохранение материала, разработка теории краеведения, создание новых экспозиций и музеев, проектов по возрождению культурных ландшафтов и деревни.
Общественное краеведение
Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей.
В качестве задач общественного краеведения можно назвать следующие:
Учебное краеведение
Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.
В школьном краеведении сложились две основные формы:
Программное учебное краеведение ставит следующие задачи:
Основные источники краеведения
Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.
Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.
Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.
Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:
Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.
Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.
Методы краеведческого исследования
Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.
Литературный метод
Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.
Картографический метод
Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.
Статистический метод
Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.
Метод полевых исследований
Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.
При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.
Визуальный метод
Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).
Метод анкетирования
Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.
Археологические раскопки
Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.
Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.
Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.
Принципы краеведения
Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нём. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включает руководящие идеи, законы и закономерности.
Принцип научности заключается в точном обосновании объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.
С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению края, так и их особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития облегчает работу, помогает лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.
Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.
Плановость краеведения предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края. Плановое изучение края должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами.
Принцип региональности базируется на учёте конкретных особенностей края и характеризует краеведение как научную дисциплину.
Принцип массовости предполагает активное участие народных масс в изучении и популяризации знаний о крае. Массовость является отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.
Принцип объективности рассматривает историческое краеведение с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы его общественно-политического развития; позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон независимо от отношения к ним.
Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Данный принцип отражает необходимость рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учётом перспектив изменения и развития.
Проблема границ краеведения
История краеведения
Краеведение для детей
Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности.