Что изучает краеведение 6 класс конспект
Конспект. Историческое краеведение «Заселение края» (6 класс).
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 11. Историческое краеведение.
Дата проведения ______
Цель: Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты, работать с текстами документов.
Актуализировать знания заселении Оренбургского края с середины 18 века.
Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: альбомы «Оренбург»
1.Где основалось предместье оренбургских казаков в Оренбурге?
2.В каком году был издан «высочайший» указ?
3.Кто стал первым войсковым атаманом?
4.Сколько и каких разрядов имели казаки?
5. Чем они отличались друг от друга?
6. Рассказать о Василии Могутове.
Во второй половине XVIII в. Россия вступила в период разложения феодально-крепостнической системы и формирования капиталистического уклада. Значительно возросло земледельческое производство прежде всего за счет освоения окраин. Развивалась промышленность, основанная на применении как крепостного, так и вольнонаемного труда. Усиливалось проникновение товарно-денежных отношений в экономику страны, шло формирование всероссийского рынка. Складывались новые, капиталистические отношения, обретая уровень социально-экономического уклада.
На пути этих новых явлений стояли крепостнические порядки, тормозившие развитие страны. Нарастало противоречие между развивающимися производительными силами и старыми производственными отношениями. Оно вызывало обострение социальных антагонизмов и нарастание классовой борьбы, подъем общественного освободительного движения.
Новые черты социально-экономического развития проявлялись и в развитии Оренбургского края, представлявшего тогда отдаленную слабозаселенную окраину России.
Территория и население края. Оренбургская губерния во второй половине XVIII в. занимала обширную территорию Южного Урала, Приуралья и части Казахстана. Ее границы доходили на севере до р. Камы, на востоке — р. Тобола, юге — Каспийского моря, западе — р. Волги. Губерния включала территорию нынешних Оренбургской, Челябинской, восточной части Куйбышевской областей, Башкирской АССР, части Татарской АССР и части Казахской ССР.
Власть в крае принадлежала губернатору. В его руках находилось управление войсками и гражданским населением, Яицким и Оренбургским казачьими войсками, Башкирией и Казахстаном. Губернская администрация насаждала и усиливала режим военно-феодального угнетения, жестоко подавляла народные движения.
Население края было сравнительно немногочисленным. По переписи 1762 г. на обширной территории губернии проживало 472 тыс. человек (без казахов). Около половины составляли государственные крестьяне и близкие к ним категории крестьян. Помещичьи и заводские крестьяне насчитывали 70 тыс. человек. Все крестьяне относились к податному населению, так как платили государственные и иные подати и выполняли различные повинности.
Губерния отличалась высоким удельным весом (39%) неподатного населения. К нему относились яицкие и оренбургские казаки, башкиры, калмыки. Но они несли тяжелую военную службу — военную барщину. Дворяне, чиновники и священники были освобождены от податей и имели другие привилегии. Дворяне составляли менее одного процента жителей, но сосредоточили в своих руках власть, огромные земельные владения, эксплуатировали трудовое многонациональное население края.
Русские насчитывали здесь в 60-х годах 250 тыс. человек, и их численность с каждым годом возрастала в связи с наплывом переселенцев. Татар вместе с близкими к ним тептярями и мишарями было 112 тыс., башкир — 100 тыс., казахов — 80 тыс. В губернии проживали также украинцы, мордва, чуваши, марийцы, калмыки. К концу XVIII в. (1795 г.) население губернии достигло 760 тыс. человек, то есть увеличилось по сравнению с 60-ми годами на 300 тыс. Такой большой прирост за сравнительно короткий срок (30 лет) объяснялся большим притоком переселенцев.
Переселение крестьян. Основание Оренбурга и устройство укрепленной пограничной линии положило начало широкому движению переселенцев в Оренбургский край. Сотнями и тысячами устремлялись сюда в поисках свободной земли и лучшей доли беглые, различные «сходцы», люди, «не помнящие родства», и поселялись здесь, несмотря на запрещения и преследования властей. Они записывались в казаки, государственные крестьяне.
В середине XVIII в. началось массовое переселение в край государственных крестьян из Среднего Поволжья. Непомерные подати и повинности, угроза насильственного обращения в христианство нерусских крестьян, растущее малоземелье вынуждали переселенцев устремляться в Оренбургский край. Этими переселенцами — татарами, русскими, мордвой, чувашами — были основаны многие селения на территории современных Бугурусланского, Северного, Абдулинского, Пономаревского, Шарлыкского и других районов. За два дсятилетия после образования губернии сюда переселилось только из Казанской губернии 57 тыс. человек. По темпам заселения Оренбургская губерния опережала тогда многие другие окраины.
Возникновение помещичьих имений. Во второй половине XVIII в. началось разложение феодально-крепостнического строя в России. Чтобы ослабить остроту земельного вопроса в центре страны, спасти крепостные имения от надвигающегося упадка, многие помещики из внутренних губерний переселяются в Заволжье и другие многоземельные окраины.
С середины XVIII в. в Оренбургской губернии начинается интенсивное формирование помещичьего землевладения. Дворяне за службу в военных гражданских учреждениях получают свободные казенные земли. Указом 11 февраля 1736 г. правительство разрешило дворянам и офицерам «у башкирцев покупать и крепить за себя» земли. Воспользовавшись этим указом, помещики и заводовладельцы начали широко скупать за бесценок башкирские земли, не останавливаясь перед обманом, спаиванием, подкупом. В памяти народной долго сохранялись предания о расхищении башкирских земель алчными помещиками и горнозаводчиками. Одно из них гласило, что помещик получил у башкир за малую плату столько земли, сколько успеет пробежать за день, но погиб от слишком быстрого бега.
Одним из первых в крае завел имение капитан И. Л. Тимашев. За 1570 руб. он купил у башкир огромную территорию площадью более 150 тыс. десятин в красивейшей местности (ныне — в Тюльганском, Саракташском и Сакмарском районах). Здесь были основаны с. Никольское, Ташла, Городки, Троицкое, Ивановка, Ключи, в которых поселены крепостные крестьяне, переведенные помещиком из внутренних губерний. Много дворянских «гнезд» возникло в Бузулукском и Бугурусланском уездах. Среди них имения Аксаковых, Державиных, Карамзиных, Булгаковых, Куроедовых, Племянниковых. Помещичья колонизация насаждала крепостничество в крае.
Сколько человек проживало в Оренбургской губернии в 1762 году?
Каково было количество русских в 60-е годы 18 века на оренбургской территории?
Какой указ был принят 11 февраля 1736 года?
Перечислите имена помещиков, которые переселяли крестьян и образовывали имения в оренбургской губернии?
Иван Лаврентьевич Тимашев – написать в рабочей тетради небольшое сообщение. Учить конспект.
Урок краеведения в 6 классе. Тема: Здесь Родины моей начало.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составила и провела учитель истории и географии
Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна
КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»
Тайыншинского района СКО
Урок краеведения в 6 классе.
Тема: Здесь Родины моей начало.
Расширить и систематизировать знания учащихся об истории Тайыншинского района, Рабочего поселка;
Способствовать развитию и коррекции памяти через игровые ситуации, выполнение заданий.
Воспитывать у школьников чувство патриотизма и гордости за свой хлебный край, воспитывать самоконтроль, справедливость и честность, прививать эстетические аспекты.
Оборудование: презентация «Тайынша.СКО», выставка фото, буклетов.
Тип урока: Обобщение полученных знаний с использованием технологий ИКТ, групповой работы.
Метод проведения: урок-путешествие.
2.Вступительное слово: Культура каждого современного и интеллигентного человека выражается в знании своего родного края, родной земли.
Справка: Мебельная фабрика, кинотеатр «Строитель»,
(рассказы о бабушках и дедушках, кто работал на мебельной фабрике Рабочего поселка, железной дороге.)
Ученица Межевикина Аня –рассказ о бабушке, которая работала в первые годы на железнодорожной кассе.
Я буду задавать вопросы каждой команде.
Как называется наша область? (Северо-Казахстанская).
Как называется наш район? (Наш район называется Тайыншинский).
Как переводится название нашего города?
(Тайынша- это название молодого, годовалого теленка. К железной дороге гнали скот на продажу в Россию).
А какие названия улиц в рабочем поселке вы знаете? (Карла- Маркса, Маншук Маметовой, Степная, Западная, Магистральная, Энгельса, Кооперативная )
Какой город является областным центром? (Петропавловск)
Какие города в области вам известны? (Булаево, Мамлютка, Петропавловск, Тайынша, Сергеевка)
Крупные предприятия, учреждения на территории поселка? (СШ№2г.Тайынша, в 2007 году построен комплекс заводов по производству биоэтанола «Биохим»)
Вопросы команд (возможные варианты вопросов и ответов):
Назовите животных, обитателей степей? (Суслик, барсук, хомяк, сурок, мыши, лиса, корсак, волк, заяц, сайгак).
Из молока, какого животного делают напиток шубат? (Верблюд).
В какой природной зоне расположена наша область? (Степной).
Назовите птиц, обитающих в нашей местности? (Воробей, голубь, синица, скворец…).
Из молока, какого животного делают напиток кумыс? (Кобылица).
Какие злаковые культуры выращивают в нашей области? (пшеница, просо, гречиха, ячмень, овёс).
Какой климат в нашей области? (Континентальный)
Следующее направление нашего заочного путешествия- « Краеведение »- мы с вами выполним кластеры по истории родного края.
-Защита кластера-выступление ребят.
По каким направлениям мы совершили наше путешествие (ответы детей)
Что нового и интересного вы для себя узнали? (ответы детей)
С какими новыми словами познакомились? (ответы детей)
2. Также на нашей реке Шагалы имеются поселения Ботайской культуры эпохи энеолита(3-2 тыс.до н.э.). А как известно археологи ботайской культуры в Казахстане сделали ошеломляющее научное открытие, что лошадь впервые было приручена человеком не в Европе, а у нас на Ботае.
В 70-е годы в нашем районе работала экспедиция организованная Петропавловским пед.институтом. Определено большое количество памятников археологии по Тайыншинскому району – это стоянки, курганы, могильники. В Тайыншинском районе расположено 90 историко-археологических памятников.. Обнаруженный материал хранится в Петропавловском музее.
3. Материал об экономическом состоянии нашего края имеется в письменных источниках 19 века. В 1882 году сообщалось о Таинчинской ярмарке. Она служила рынком сбыта скота для всей сопредельной местности Сибири и Европейской России. Находилась эта ярмарка приблизительно около совхоза Кировский. Из этого понятно, почему наша местность называется Тайынша, что в переводе означает – двухгодовалый теленок.
Населенные пункты в нашей местности появляются в начале 20 века, в связи со Столыпинской аграрной реформой 1906 года. В начале века на берегу реки Чаглинка поселились первые переселенцы. Название этого поселения неизвестно.
5. Ремонто-механический завод, мастерская МТС, элеватор были построены еще до Великой отечественной войны. На фронт из нашего района ушло около 4,5 тысячи человек. В городе располагался штаб 13 авиаполка ВМФ и ВВС. В районе телевышки производилась сборка и обкатка самолетов поступающих из США.
В годы освоения целины Тайнча пережила вторую молодость. С 1997 года наименование города изменилось с Красноармейска на Тайынша. В 2006 году открылся Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда». В этом же году также был открыт промышленный комплекс «Биохим». В настоящее время наш город сильно преобразился.
Разработка урока по Краеведению, вводный урок, презентация прилагается
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что изучает краеведение
— формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому,
· развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
· вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность:
· воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся
— познакомить с общим содержанием предмета краеведение;
— обобщить понятие «Родина».
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Урок я хочу начать со стихотворения нашего земляка Михаила Шишлянникова, который жил в Каменной степи, был редактором нашей районной газеты. Слайд 1
Я не открою новых истин,
Скажу известную скорей
Бывает дерево без листьев
Но не бывает без корней.
И в этой истине бесспорной
Повиноваться мир привык
Чем выше дуб, тем глубже корни
Уходят в древний материк.
Мы наследники огромного богатства наших предков. Порой, неосознанно каждый из нас пользуется этим наследием. О нём и будет идти речь на уроках краеведения.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
На уроках краеведения мы будем знакомиться с национальной культурой, обычаями нашего народа.
— Назовите столицу нашей Родины. Слайд 6
Москва – старинный город и в то же время современный центр политической, экономической, культурной жизни России. О нём мы тоже будем говорить на уроках краеведения. В Москве работает наше правительство.
Кто является главой нашего государства – Российской Федерации?
Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Слайд 8
Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово.
Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей.
И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.
Исполнение песни «То берёзка, то рябина»
(дети поют по листочкам)
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины,
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Весь цветёт, как вешний сад.
Детство наше золотое
Всё светлей ты с каждым днём!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!
Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд.
А преданье старины
Забывать мы не должны.
Коротко обобщим смысл данного стихотворения.
(нужно знать историю прошлого Родины и знать современную историю)
Это и будет основная задача предмета краеведения.
Просмотр ролика «Родина моя» слайд10
Таловая – часть нашей Воронежской области, а она – часть нашей страны России. И это всё – наша Родина. На уроках краеведения мы будем изучать и узнавать нашу Родину.
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-622144
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Краеведение 6 класс»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы»
Цели и задачи раздела:
Сформировать представление учащихся о красоте и величии степей и пойменных лесов родной области. Дать понятие памятникам природы и ознакомиться с ними.
-объяснительно-иллюстративные (беседа с опорой на учебник и презентацию, рассказ учителя с иллюстративным материалом и картой оренбургской области);
I . Организационный момент
1.Приветствие. Здравствуйте, садитесь!
2.Проверка подготовки к уроку учащихся учителем.
3. Проверка отсутствующих по журналу, дежурным.
II . Постановка темы и цели урока
Тема урока: Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов»
Цель урока: Сформировать представление учащихся о красоте и величии степей и пойменных лесов родной области. Дать понятие памятникам природы и ознакомиться с ними.
III . Проверка домашнего задания
1.Площадь Оренбургской области?
Ответ: Площадь Оренбургской области равна 124 тыс. км.
2.Между какими широтами находится область?
Ответ: Территория области расположена между 50 и 54° с.ш.
3.На сколько км. Растягивается с запада на восток?
Ответ: 720 км. 4.С какими областями граничит Оренбургская область?
5.Какова среднемесячная температура июля и января? Ответ: Среднемесячная температура воздуха в июле составляет около +22°С, в январе—14 °С.
6.Какова процентная доля пашни? Ответ: под пашней находится 51%
IV .Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы изучим тему: Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов»
Открываем тетради и записываем новую тему.
Ученики открывают тетради и записывают новую тему.
Как вы думаете, что такое памятники природы?
Ответ: Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Степи особенно красивы весной, когда в почве много влаги. В это время расцветают яркие тюльпаны, сон-трава, ирисы, горицвет. Но эти растения быстро отцветают, а на смену им появляются растения, которые могут переносить летний зной и сухость. Это ковыль, типчак, шалфей и др.
В степях широко распространены растения типа перекати-поле, особенно курай (солянка чумная), сплошь покрывающий землю своими растопыренными ветвями. Осенью, ко времени созревания плодов, это растение приобретает форму шара, легко обламывается у корня и тысячами носится по полям, пока не остановится в каком- нибудь овраге, на лесной полосе или у забора, где образует огромные завалы.
В ветреные осенние дни степь оживает: множество диковинных «зверей», напоминающих то зайца, то волка, мчится в одном направлении, постоянно подпрыгивая на несколько метров.
Жуткое впечатление производит такая степь в лунные ночи, когда, сцепившись друг с другом и образовав огромные комья, растения несутся по степи. Недаром перекати-поле называют в народе степными или ветровыми ведьмами.
Леса строго охраняются законом, так как они приносят большую пользу людям. Они не только дают лесоматериалы и топливо, но и задерживают влагу, очищают воздух.
В некоторых местах долгое время оставались нераспаханными значительные пространства плодородных почв. Их называли целиной. С 1954 года на целине стали создавать поселения для обрабатывания этих почв.
На вновь освоенных землях вырастили и сейчас продолжают выращивать знаменитую оренбургскую пшеницу.
Оренбургская область обладает целым рядом разнообразных природных достопримечательностей.
Кваркенский район. Уртазымские скалы
Травостой Уртазымских скал образуют многочисленные петрофитно-степные виды, среди которых редкими для области являются астрагал Гельма, тимьян мугод- жарский, гвоздика узколистная, смолевка алтайская, астра альпийская, очиток гибридный, горноколосник колючий и другие.
Соль-Илецкий район. Гора Змеиная (Ханская гора, Могила хана)
Представляет собой высокий правобережный обрыв эрозионного происхождения между селами Михайловка и Беляевка, который опоясан крутой излучиной р. Бер дянки. Обрыв уникален тем, что в нем вскрыт почти непрерывный разрез отложений верхней юры с богатыми скоплениями фауны.
Адамовский район. Карагачская степь
Участок эталонной плакорной степи, расположенный в верховьях ручьев Карасу и Аулы-Сай. Растительность представлена в основном типчаково-ковылковыми сообществами с характерным степным разнотравьем: тысячелистник благородный, подорожник степной, прострел раскрытый, люцерна румынская, зопник клубненосный, вероника беловойлочная и др.
Курманаевский район. Колки Русская Швейцария
Новосергиевский район. Старобелогорские меловые горы и дубрава Корш- Урман
Бузулукский район. Трехсотлетние сосны
Два дерева сосны в возрасте 300-350 лет, высотой более 30 м, диаметром около 1,5 м. Одни из самых старых сосен Бузулукского бора. Деревья защищены изгородью.
Адамовский район. Карабутакский гранитный массив (скалы Шонкал)
Беляевский район. Озера Косколь
Акбулакский район. Гора Тасуба (Тас-Тюбе)
Тюлъганский район. Красный Шихан
Илекский район. Урочище Ветрянка.
Что называют памятником природы?
Ответ: Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Геологические памятники природы (их в области 25) — это прежде всего обнажения редких горных пород и минералов
4.Где в вашем районе можно создать национальный природный парк?
Ответ: Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
VI . Домашнее задание
Выучить записи в тетради. Выбрать памятник природы и подготовить сообщение.