Что изучает каллиграфия начертания букв их виды соблюдение принятых начертаний букв
Доклад на тему: «Каллиграфия на уроках обучения грамоте».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
на тему: « Каллиграфия на уроках обучения грамоте».
учитель начальных классов
Каллиграфия искусство писать чётким, красивым почерком. Чистописание предмет школьного преподавания обучение красивому чёткому письму.
Работа по формированию каллиграфических навыков учащихся, начатая в 1 классе, продолжается во 2 классе, в 3 классе, в 4 классе и становится более основательной, последовательной, углублённой.
Основной задачей уроков чистописания или минутка чистописания является более тщательная, детальная работа над формами всех букв алфавита, а также разными видами их соединений в порядке усложнения начертания (в соответствии с генетическим принципом). При выполнении каллиграфических упражнений выступает также задача некоторого ускорения темпа письма, связанного с развитием безотрывности и ритмичности написания слогов, небольших слов и т.д.
Работая в 1классе я слежу за тем, чтобы учащиеся соблюдали установленный наклон всей буквы и отдельных её элементов, равное расстоянию между элементами в букве, не нарушали принятых пропорций строчных и заглавных букв, их соразмерности по отношению друг к другу, также учу их, чтобы дети писали буквы одинаковой высоты.
В течение всего периода работы в тетрадях с разлиновкой в две линейки отрабатываются начертания букв по группам (по генетическому принципу), каждая группа включает общие движения, имеет сходные трудности в написании элементов.
При работе над формой букв детей торопить нельзя, прописывая букву по 2-3 строчки с разными заданиями. После прописывания 3-4 букв организуется проверка, дети сличают написания буквы с образцом прописей, выявляют недочёты.
В целях выработки ритмичности письма важное значение приобретает использование на уроках чистописания такого приёма, как письмо под счёт.
Письмо под сёт способствует выработке у всего класса более равномерного по скорости и более ритмического письма. Счёт основывается на выделении основного элемента движения (при письме вниз на себя) и соединительного, вспомогательного движения (от себя). На письме основного элемента движения – счёт 1,2,3 при письме соединительного элемента движения счет и 1 и 2 и при показе на доске можно использовать цветные мелки. (Счет в 1 классе).
Следует помнить, что буквы, которые пишутся с отрывом Х, П, Т др.-нецелесообразно прописывать под счет, так как отрывное письмо не вырабатывает плавности движений букв целесообразно.
А вот проговаривание написание букв целесообразно. Каждое движение получает свое название: движение вверх – оттяжка, движение вниз наклон влево.
Большое значение придаю таким упражнениям как письмо в воздухе, выполнение петель, овалов. Данные упражнения не требуют усилия, так, как результат их не виден. Это расковывает ученика и придает смелость его движениям, выполняемым в большем размере. Например, письмо буквы Д включает движение по овалу против часовой стрелки и вниз на себя с петлей. Образец можно вынести на доску и дети выполняют его разными группами мышц (всей рукой, кистью, пальцами). После выполнения таких упражнений дети уже ощущают и понимают, какими движениями осуществляется письмо буквы. Параллельно продолжается обучение безотрывному (связному) письму букв овальных, полуовальных, петельных букв в разных вариантах.
Я исключаю монотонность в работе.
Перед началом каждого занятия напоминаю своим ученикам, чтобы они правильно сидели за партой.
Ступни ног должны опираться на пол.
Нельзя сидеть на краешке стула. Сидеть надо так, чтобы поясница опиралась на спинку стула, а голова и туловище были слегка наклонены.
Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.
Локти не должны находиться на весу.
Правильность расстояния от глаз до книги и тетради можно проверить так: поставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже голову опускать не надо. Необходимо следить, чтобы ученик не поворачивал лист бумаги или тетради при письме и раскрашивании и правильно держал ручку.
В начале каждого урока провожу упражнения на разогрев мускулатуры кисти и пальцев. Зачем?
Да потому что нам, общеизвестно, что в первый класс приходят не все дети подготовленные, очень слабо развита мелкая моторика и координация движений рук.
А мы знаем, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Когда приходят дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, они обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием.
Важным условием каллиграфического письма, на мой взгляд являются вот такие упражнения:
Скрути и раскрути клубок.
Покрой рыбку чешуей.
Или такое упражнение «Чем отличается?»
Пишем палочку наклоном прямо, вправо, влево или разным расстоянием или шириной, или высотой. Эти упражнения развивают мышление, учат детей сравнивать, анализировать, находить сходство и различие, координируют работу глаз и руки.
Особое место я отвела такому виду работы как штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, активизируются творческие способности.
Что необходимо для штриховки?
Я раздаю детям вот такие листочки. Заштрихуй фигурки в разных направлениях по образцу. Здесь в первую очередь отрабатывается такие штрихи параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Также использую трафареты. При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ученик накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые и незнакомые фигуры.
Годами, анализируя работы своих учащихся, я пришла к выводу: наибольшее количество каллиграфических ошибок приходится на наклон, расстояние между буквами в слове, высоту элементов букв.
Для отработки нужного наклона, одинакового расстояния между буквами в слове помогут упражнения, которые вы можете использовать на минутке чистописания.
А для работы над одинаковой высотой надстрочных элементов рекомендую следующие упражнения.
Для работы над одинаковой длиной подстрочных элементов полезны упражнения вида.
Предлагаю ещё упражнения в разных разлиновках. Упражнения надо выполнять до тех пор, пока не будут достигнуты условия каждого задания. Упражнения сначала выполняются очень медленно, а затем все быстрее и быстрее. Таким образом, я считаю, что самый плохой почерк может быть исправлен.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Связь каллиграфических навыков с грамотностью письма.
Само понятие письма делится на три составляющие:
Алфавит и каллиграфия;
Графика (правила обозначения звуков буквами);
Орфография (система действий по выбору правильного написания буквы в слове).
Основы правописания закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.
Обучение правописанию ведётся по трём направлениям:
Соотнесение фонемы и буквы на основе развития фонематического слуха.
Запоминание буквенного и морфемного состава слов, активизация словаря учащихся.
Решение грамматико-орфографических задач, через которые осуществляется связь всех сторон языка: фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики, семантики.
Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;
Формирование орфографических умений по ступеням;
Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;
Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;
Формирование осознанности письма;
Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;
Формирование каллиграфических навыков.
Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.
Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников.
Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.
Конечно, в первую очередь, формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:
— височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух);
— заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями;
— затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);
— премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова;
— левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме.
К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.
Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.
Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля.
На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной и опорно-двигательной систем ребёнка к новому виду деятельности – письму. Наблюдается неадекватная затрата энергии при письме, напряжение мышц кисти, лица, тела, трудности в зрительном и двигательном контроле, непрочность усвоенных приёмов письма букв и соединений, неритмичность движений, остановки во время написания буквы («дробное письмо»). Основные трудности при письме вызываются недостаточным распределением внимания между различными сторонами письма. Они устраняются в ходе специальных упражнений на отработку навыков.
Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.
М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.
1. Алфавитно-графические ошибки : недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки :
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.
По причине диалектного произношения:
По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)
Причины типичных ошибок письма у младших школьников:
Малый опыт чтения и письма;
Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
Влияние просторечия и диалектного произношения.
От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. [ 1 ]
Возрастные группы нарушений письма:
Ι. Трудности в овладении письмом (диагностируется в 1 полугодии 1-го года обучения).
Нечёткое знание букв алфавита.
Сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную
Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
трудности в плавном чтении слов.
Трудности в письме отдельных букв.
ΙΙ. Нарушение формирования процесса письма (Диагностируется во 2 полугодии 1 класса и в 1 полугодии 2-го класса).
Смешение печатных и письменных букв.
Трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова.
Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова.
Затруднения в письме на слух.
Написание слов без гласных.
Слияние или расщепление слов.
ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).
ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).
Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.
Причины стойких ошибок – в основном в нарушениях органического характера:
Органические нарушения устной речи;
Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;
Задержка в осознании схемы тела;
Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;
Методические основы обучения каллиграфии.
В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием обычно связаны непосредственно с видами ошибок.
I. Общие цели работы по чистописанию:
обеспечение условий для развития грамотной письменной речи;
развитие каллиграфической зоркости учащихся;
развитие речи и орфографической зоркости на материале по чистописанию.
I I. Цели работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков по классам:
Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;
усвоение графических и каллиграфических правил;
обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;
развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.
Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.
тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;
ускорение темпа письма учащихся;
формирование безотрывности и ритмичности;
закрепление навыков, полученных в первом классе.
Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости.
В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.
автоматизация навыка письма;
ускорение темпа с сохранением правильности.
Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.
Виды письменных упражнений по каллиграфии.
Письмо бордюров, узоров, росчерков.
Физические упражнения (на развитие мышц руки):
Лекция: «Каллиграфия, графика, орфография»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Каллиграфия с методикой обучения письму
Обучение письму как раздел обучения грамоте. 18ч
Каллиграфия, графика, орфография
как компоненты обучения письму.
Психофизиологические основы и гигиенические условия ОП.
Содержание и планируемые результаты ОП (ПНШ).
Принципы ОП. (Сальникова с. 77)
1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ
Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты.
Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он воспитывается в результате обучения путем формирования умений и выполнения на их основе ряда упражнений.
Сознательный характер письма состоит :
в правильном соотнесении звука и буквы;
соблюдении ряда графических и орфографических правил;
использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.
Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
штриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т.п.;
письмо элементов букв;
письмо отдельных букв без соединения с другими буквами;
письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв.
Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.
Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий :
правильный подбор мебели;
оптимальность формы ручки;
продолжительность беспрерывного письма и т.д.
В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие принадлежности на парте.
Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма : для I класса 5 мин; для II — 8; для III — 12; для IV — 15 мин.
Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.
Содержание и планируемые результаты ОП
1. Подготовительный период
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее раз-линовка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобшение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу подготовительного периода
— правильно сидеть за партой и пользования письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму.
Требования подготовки учащихся по курсу «Азбука» к концу основного периода
обозначать звуки буквами;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте. ( Программа ПНШ с23, 24 )
3. Заключительный период
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:
пользоваться при чтении и письме графическими системами
печатных и письменных букв русского алфавита;
правильно сидеть при письме и пользоваться письменными
принадлежностями;
осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведе-ния букв и их соединений на письме;
применять усвоенные правила записи слов на основе пози-ционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: ЧК, ЧН, ЧТ, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т.е. под ударением.
( Программа ПНШ с.25-26)
Основная цель работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения задач :
— ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
-обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
-ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
-обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
-обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;
-предупреждение искажения при написании букв;
-исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
3. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму, так как процесс письма сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.
Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.