Что изучает история уроки нет
Что изучает история
Урок 1. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история»
· Вещественные исторические источники
· Письменные исторические источники
На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.
Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.
Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».
Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.
Так давайте уточним с вами: что же такое история?
История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.
История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.
Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?
На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.
От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.
От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.
Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.
Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.
Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».
На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.
Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.
Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.
Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?
Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.
Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.
Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.
А вот термин «век» имеет двойное значение.
В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.
Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.
Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!
В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.
Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.
Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.
Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.
Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.
Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.
Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.
Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.
План-конспект урока «Что изучает история?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Введение. Что изучает наука история?
заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке;
обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету.
развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;
развитие произвольного внимания на всех этапах урока;
изучение степени утомляемости учащихся на уроке.
Тип и вид урока: постановочный (вводный) урок
Основные понятия и термины : история, Всеобщая история, исторический источник, археология, Геродот, Клио.
Образовательные ресурсы: Учебник «История Древнего мира. 5 класс » под ред. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. ; атлас «История Древнего мира. 5 класс », компьютер, проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями для работы в группах; выдержки из документов; разноуровневые задания (тесты).
Методы и приемы: составление синквейна, кластера, корзинка идей, метод
«6 Шляп», работа в группах, работа в парах.
Формы контроля : фронтальный опрос, беседа по вопросам, составление схем (таблиц), самостоятельная работа, написание эссе по темам, исторический диктант.
Взаимное приветствие учащихся и учителя. Психологический настрой на урок. Проверка готовности учащихся (наличие тетрадей, спецтетрадей, учебников, атласов, дневников, ручек, карандашей).
Проверка отсутствующих детей на уроке. Наличие средств коррекции (очки, лупы, рамка) у учащихся на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
Первичная проверка понимания Динамическая пауза
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом? Это нам и предстоит с вами узнать на сегодняшнем уроке.
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
История — наука о прошлом (о жизни людей).
Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет
(оформить в виде «звездочки»).
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Зачем? интересно, опыт, независимость.
Полибий (древний историк): «. уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами. »
Диодор Сицилийский (древний историк): «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин, как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».
Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».
Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать про шлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.
Откуда историки узнают о прошлом?
Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесследно, а оставив СЛЕДЫ.
Все следы прошлого принято делить на вещественные (разные предметы и здания), письменные (книги и надписи) и устные (рас сказы о прошлом бывалых людей, древние обычаи, пословицы и поговорки).
Учитель представляет эти сведения в виде схемы на доске, ученики перерисовывают ее в тетради.
Что мы можем узнать о жизни людей по этим находкам?
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого.
Дождик, дождик пуще,
кричат дети во время дождя и даже не подо зревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, ко гда наши предки верили в таких богов.
Творческое задание : Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?
Первичная проверка понимания Динамическая пауза
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
Назовите виды исторических источников.
Что изучает история?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Что изучает история?
Конспект урока по ФГОС с творческими заданиями.очень интересно.увлекательно.
Просмотр содержимого документа
«Что изучает история?»
Предмет: История Древнего мира
Авторы учебника и УМК: Вигасин А.А.,Годер Г.И., Свенцицская И.С.
Учитель: истории и обществознания
Сергеева Саргылана Алексеевна
Тема урока:«Что изучает история »
Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.
Определить значение исторического прошлого для современности;
используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.
продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
продолжать развитие текстовых умений и навыков
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
воспитывать любовь к Родине;
чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету;
с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.
Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:
давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
уметь соотносить дату и век;
знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
сформировать умение заполнять таблицу;
определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.
Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1. Что такое история.
2. Исторические источники.
3. Помощницы истории.
5. О чем расскажет историческая карта.
7. Домашнее задание
1. Создание проблемной ситуацией
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.
— легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне ВасилияИвановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.
2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)
3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории
4. Что нам поможет в работе? Учебник,
2. Формирование проблемы. (записывается на доске)
Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.
— Что же такое история? Зачем нужна история?
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»
III. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
— Зачем нужна история?
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий:
1) узнать о прошлом;
2) понять, почему это происходило именно так;
– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».
1) Работа со словарем.
Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.
Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),
1) процесс развития природы и общества.
2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
Выясняют два значения слова:
1) история – процесс развития человеческого общества;
2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;
Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.
2) Работа с историческим источником.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Ответьте на вопросы.
1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!
2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.
3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.
Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.
. А где еще можно узнать о прошлом?
— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.
— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.
А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали
Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали
А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
2. Исторические источники
Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.
— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.
Не понятно, вызывает сомнение
История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,
5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);
6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;
7. кино – фотодокументы;
8. фонодокументы – звуковые записи.
Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
2) Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант.Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант.Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
3) Практическая работа.Физминутка.
Распределите источники на вещественные и письменные.
Если называется источник письменный встает первый вариант.
Если называется источник вещественный встает второй вариант.
5) Творческое задание:
Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?
Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить.
3. Помощницы истории.
— Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.
— Ребята, посмотрите на экран, что вы видите. (Стол)
— Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?
— Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.
1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.
— какие из них вам известны?
Перечислите науки – помощницы истории
1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.
3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –
4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.
8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.
Лист старинной книги – палеография.
Родословное древо – генеалогия.
Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.
4. Хронология – наукао времени.
— Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.
1. Работа в парах, взаимопроверка.
— Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.