Что изучает история средних веков 6 класс конспект
Конспект урока Что изучает история средних веков
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок №1 «Что изучает история Средних веков?»
Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;
2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: 1. Электронная презентация;
План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;
2. Значение средневековья в современной жизни;
3. Исторические источники по истории средневековья;
Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;
Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?
Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.
Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;
Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.
* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.
(запись термина в словарь)
? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)
Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.
А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:
1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?
2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?
4. К какому веку относится: 843 г.
5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;
Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:
Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.
Значение средневековья в современной жизни
А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:
Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.
Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.
Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.
Исторические источники по истории средневековья
? Вспомните, что такое исторические источники?
* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)
? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?
Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1, Что изучает история средних веков.
1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.
2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.
I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса
Беседа с классом и работа по карте.
Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?
(История Древнего мира.)
С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?
(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)
Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.
— Какие события из истории этих государств вы помните?
Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?
II. Переход к изучению новой темы
Что же изучает история средних веков?
Ш. Изучение новой темы
1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.
Назовите авторов своего учебника.
Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?
(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)
Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?
(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?
3. Беседа по прочитанному.
Что изучает история средних веков?
(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)
Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.
(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)
IV. Закрепление изученного на уроке
Какой период времени охватывает история средних веков?
Почему изучаемый нами период называют «средние века»?
(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)
Каковы источники наших знаний об истории средних веков?
(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
1. Прочитать Введение стр. 6-11.
Конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области
Методическая разработка урока в 6-м классе на тему « Что изучает история Средних веков? »
учитель истории и обществознания
Родионова Ирина Васильевна
Урок «Что изучает история Средних веков?»
Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;
2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: 1. Электронная презентация;
План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;
2. Значение средневековья в современной жизни;
3. Исторические источники по истории средневековья;
Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;
Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?
Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.
Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;
Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.
* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.
(запись термина в словарь)
? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)
Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.
А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:
1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?
2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?
4. К какому веку относится: 843 г.
5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;
Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:
Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.
Значение средневековья в современной жизни
А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:
Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.
Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.
Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.
Исторические источники по истории средневековья
? Вспомните, что такое исторические источники?
* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)
? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?
Конспект урока «Что и как изучает история Средних веков»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока: Введение. Что и как изучает история Средних веков».
— ввести учащихся в курс истории Средних веков, рассмотреть его периодизацию, источники, по которым изучается история Средневековья.
— развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию.
Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Образовательные
ресурсы : Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.
Оборудование: презентация, компьютер,
1. Организационное начало урока.
— Я очень рада снова видеть вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Предмет, который мы с вами будем изучать для вас не новый. Давайте вспомним, какие знания вы смогли сохранить после каникул.
( сл. 2) Вспомним даты
( сл. 3) Вспомним исторических деятелей
Чем прославился Александр Македонский?
Какой вклад внёс в историю Соломон?
Чем прославился Самсон?
Чем известен Спартак?
Каким вошёл в историю император Траян?
Что издал Хаммурапи?
(сл. 4) Что изображено на слайде?
1) Оборотень (существо, которое могло превратиться в камень, животное или дерево)
3) Ремесленник ( человек. Занимающийся каким-либо видом деятельности)
4) Фараон ( правитель Египта)
5)Шафуд ( приспособление для полива в Древнем Египте)
6) сфинкс ( существо с телом льва и головой человека)
7) саркофаг ( гробница фараонов)
8) каста ( группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству)
9) стратег ( военачальник)
10) демократия ( власть народа)
Что изучает история Средних веков;
По каким источникам изучается Средневековье;
На какие периоды подразделяется Всеобщая история;
( сл. 6) Работать будем с вами по такому плану:
Что изучает история Средних веков.
Источники, по которым изучается история Средних веков
3. Изучение нового материала.
1) знакомство с новым учебником.
— Как называется наш учебник, по которому мы будем с вами заниматься в этом году?
— Что мы может с вами увидеть на форзаце?
— Какие разделы будем изучать?
— С какими темами познакомимся?
— Давайте познакомимся с обращением к вам авторов учебника ( стр.5)
— ( сл. 7) Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга:
2) Древний (античный мир)
( сл. 8) Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе?
— Каковы же временные границы Средневековья?
( сл. 9) Давайте поработаем с лентой времени и найдём Средневековье.
— Понятие « Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время Но основное внимание мы уделим Европе.
В древности Европы как единого исторического целого не было. В состав Римской империи входили многие народы Южной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Империя вела захватнические и грабительские войны, которые её и погубили. Но в то же время были достигнуты большие успехи в различных областях.
У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Они друг о друге ничего не знали, многие народы даже не имели письменности. Это было как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
Работа со схемой и зарисовка в тетрадь
_____________ – Раннее средневековье.
_____________ – Высокое средневековье.
_____________ – Позднее средневековье.
Конец V – середина XI вв. – Раннее средневековье.
Середина XI – XIII вв. – Высокое средневековье.
XIV–XV вв. – Позднее средневековье.
Источники, по которым учёные изучают Средневековье.
Если бы не сохранились источники, которые нам рассказали о Средних веках, то мы бы с вами не узнали, как жили люди в средние века, чем занимались, какой была у них культура.
-( сл. 14) Во многих старинных городах сейчас можно увидеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни.
— Но вещественные исторические источники не могут рассказать нам о жизни людей. Неоценимую помощь в этом оказывают нам документы, которые хранятся в архивах. Когда человек совершал какую-либо сделку, то он всё оформлял на бумаге. От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник ( летописей), описаний путешествий, автобиографий. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались дать им свою оценку. До нас дошло немало средневековых произведений, ведь до появления книгопечатания все документы были рукописными.
( сл. 15) Многое о жизни людей в Средние века могут рассказать произведения искусства: рисунки в книгах, миниатюры, иконы, фрески, статуи. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю много нового и интересного о мыслях средневекового человека.
4. Подведение итога урока.
Задание 1. Подпишите даты начала и окончания истории Средних веков.
Конспект урока по истории «Что изучает история Средних веков»
Описание разработки
Цели:
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Знакомство с учебником.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Создание проблемной ситуации:
Давайте вместе вспомним, что вы изучали на уроках истории в 5 классе.
3,5 млрд. лет т.н. – первый живой организм
4-6 тыс. лет т.н. – «обезьяна прародитель»
40 тыс. лет т.н. – неандерталец «человек разумный»
5 тыс. лет назад появились государства. Самые крупные из которых вы изучали в 5 классе.
(Какие государства Древнего мира вы помните?)
К ним можно отнести:
1) Древний Египет (Древнегреческий историк Геродот – посетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это
— родина самих древних богов,
2) Древний Китай — одна из важнейших цивилизаций Древнего мира.
4) Дре́вняя Гре́ция — группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.
А как вы думаете, что происходило дальше?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Используется компьютерная презентация.
Наступала новая историческая эпоха, позднее названная Средними веками.
Именно эту эпоху мы с вами будем изучать в этом году. Средневековье всегда остается одним из самых интересных периодов всемирной истории. Во все времена Средневековье привлекало к себе внимание ученых, писателей. События этого времени получили широкое распространение в кинематографе. Во многом благодаря книгам и кино мы знаем такие имена и события как: король Артур и рыцари круглого стола, Жанна д’Арк, Крестовые походы, Рыцарские ордены, Леонардо да Винчи, Великое переселение народов, викинги и т.д. Но все это мы изучим немного позднее, а сейчас остановимся подробнее на самом понятии «средние века».
Как было уже упомянуто ранее большинство современных ученых считают концом эпохи Древнего мира 5 век (точнее 467 год). Следующую эпоху принято называть Средними веками, которая длилась до 15 века. За эпохой Средних веков следует эпоха Нового времени и Новейшего времени, но об этом времени вы узнаете в 7 классе.
Средневековье или Средние века разделяются на 3 периода: Раннее Средневековье (конец 5 – середина 9 в.), Развитое Средневековье (середина 9 – 13 в.) и Позднее Средневековье (14 – 15 в.).
Средние века – удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.
Как вы думаете, по каким источникам ученые изучают историю средних веков? Это мебель, посуда, одежда, остатки кораблей, картины, замки, литературные произведения и т.д.
А как вы думаете, что дало человечеству Средневековье? К концу XV века тысячелетняя эпоха Средневековья завершилась. Трудно даже перечислить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средневековью и до сих пор с благодарностью пользуется. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас. В их границах сформировались современные народы со своими языками и национальными культурами. К Средневековью восходят истоки современной городской жизни и парламентской демократии, судебных норм и университетов. Тогда же было сделано множество научных открытий и важных изобретений. Появились станки и доменные печи, пушки и механические часы, не говоря уже о таких привычных нам мелочах, как очки или пуговицы. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книгопечатания.
Эпоха Средневековья ознаменовалась удивительным взлётом литературы и искусства. Шедевры средневековых писателей и поэтов, архитекторов и художников стали неотъемлемой частью мировой культуры, оказывая воздействие и на нас с вами.
Содержимое разработки
Тема: Что изучает история Средних веков.
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
II. Знакомство с учебником.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Создание проблемной ситуации:
Давайте вместе вспомним, что вы изучали на уроках истории в 5 классе.
3,5 млрд. лет т.н. – первый живой организм
4-6 тыс. лет т.н. – «обезьяна прародитель»
40 тыс. лет т.н. – неандерталец «человек разумный»
5 тыс. лет назад появились государства. Самые крупные из которых вы изучали в 5 классе.
(Какие государства Древнего мира вы помните?)
К ним можно отнести:
1) Древний Египет (Древнегреческий историк Геродот – посетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это
— родина самих древних богов,
2) Древний Китай — одна из важнейших цивилизаций Древнего мира.
4) Дре́вняя Гре́ция — группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.
А как вы думаете, что происходило дальше?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Используется компьютерная презентация.
Наступала новая историческая эпоха, позднее названная Средними веками.
Именно эту эпоху мы с вами будем изучать в этом году. Средневековье всегда остается одним из самых интересных периодов всемирной истории. Во все времена Средневековье привлекало к себе внимание ученых, писателей. События этого времени получили широкое распространение в кинематографе. Во многом благодаря книгам и кино мы знаем такие имена и события как: король Артур и рыцари круглого стола, Жанна д’Арк, Крестовые походы, Рыцарские ордены, Леонардо да Винчи, Великое переселение народов, викинги и т.д. Но все это мы изучим немного позднее, а сейчас остановимся подробнее на самом понятии «средние века».
Как было уже упомянуто ранее большинство современных ученых считают концом эпохи Древнего мира 5 век (точнее 467 год). Следующую эпоху принято называть Средними веками, которая длилась до 15 века. За эпохой Средних веков следует эпоха Нового времени и Новейшего времени, но об этом времени вы узнаете в 7 классе.
Средневековье или Средние века разделяются на 3 периода: Раннее Средневековье (конец 5 – середина 9 в.), Развитое Средневековье (середина 9 – 13 в.) и Позднее Средневековье (14 – 15 в.).
Средние века – удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.
Как вы думаете, по каким источникам ученые изучают историю средних веков? Это мебель, посуда, одежда, остатки кораблей, картины, замки, литературные произведения и т.д.
А как вы думаете, что дало человечеству Средневековье? К концу XV века тысячелетняя эпоха Средневековья завершилась. Трудно даже перечислить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средневековью и до сих пор с благодарностью пользуется. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас. В их границах сформировались современные народы со своими языками и национальными культурами. К Средневековью восходят истоки современной городской жизни и парламентской демократии, судебных норм и университетов. Тогда же было сделано множество научных открытий и важных изобретений. Появились станки и доменные печи, пушки и механические часы, не говоря уже о таких привычных нам мелочах, как очки или пуговицы. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книгопечатания.
Эпоха Средневековья ознаменовалась удивительным взлётом литературы и искусства. Шедевры средневековых писателей и поэтов, архитекторов и художников стали неотъемлемой частью мировой культуры, оказывая воздействие и на нас с вами.
Одним из самых важных достижений Средневековья стало рождение Европы — не в географическом, а в культурно-историческом значении данного слова. Основой этой Европы и созданной ею богатейшей культуры стало христианство. Возникнув ещё в античности, христианство в течение Средневековья распространилось по всей Европе. Оно оказалось как бы мостиком, связывавшим Средневековье с античностью даже тогда, когда блестящая римская культура гибла под ударами варваров.
Во многих странах Азии и Африки не менее важную роль сыграл ислам — третья по времени возникновения мировая религия. На её основе сформировалась арабская цивилизация — одна из величайших в истории человечества. А в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии столь же значительную роль играла древнейшая из мировых религий — буддизм.
Средневековье в Европе закончилось совсем не так, как античность. Если Римская империя погибла в результате внутренних противоречий и нападений варваров, то переход от Средневековья к Новому времени хотя и был отмечен в Европе сильными потрясениями, но не сопровождался ни экономическим, ни общественным, ни культурным упадком. Средневековая Европа, немало перенеся за свою тысячелетнюю историю, по-прежнему прочно стояла на ногах. Более того, переход к новой исторической эпохе был связан с дальнейшим её развитием.
Способность к постоянному совершенствованию — вот важнейшая отличительная черта средневековой Европы, которую она передала по наследству Новому времени, а в конечном счёте и современности. Именно эта черта позволила Европе, которая в раннее Средневековье отставала от наиболее развитых стран Востока, постепенно в технико-экономическом отношении вырваться вперёд, а позже и использовать своё превосходство для установления господства над другими частями света. Но об этом вы узнаете уже из курса истории Нового времени.
V. Первичная проверка понимания изученного.
Вопрос к учащимся: Сколько этапов в своем развитии прошла эпоха Средневековья?
VI. Закрепление знаний.
Вопрос к учащимся: «Как вы думаете, в чем заключалось значение эпохи средневековья?»
VII. Применение знаний.
VIII. Обобщение знаний.
Работа в группах (по карточкам).
IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.