Что изучает история средних веков 6 класс конспект урока

Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1, Что изучает история средних веков.

1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.

2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.

Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.

I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса

Беседа с классом и работа по карте.

Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?

(История Древнего мира.)

С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?

(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)

Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.

— Какие события из истории этих государств вы помните?

Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?

II. Переход к изучению новой темы

Что же изучает история средних веков?

Ш. Изучение новой темы

1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.

Назовите авторов своего учебника.

Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?

(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)

Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?

(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?

3. Беседа по прочитанному.

Что изучает история средних веков?

(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.

(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)

IV. Закрепление изученного на уроке

Какой период времени охватывает история средних веков?

Почему изучаемый нами период называют «средние века»?

(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)

Каковы источники наших знаний об истории средних веков?

(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

1. Прочитать Введение стр. 6-11.

Источник

Конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области

Методическая разработка урока в 6-м классе на тему « Что изучает история Средних веков? »

учитель истории и обществознания

Родионова Ирина Васильевна

Урок «Что изучает история Средних веков?»

Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: 1. Электронная презентация;

План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;

Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?

Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.

* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)

? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)

Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.

А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

4. К какому веку относится: 843 г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;

Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:

Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.

Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:

Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.

Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?

* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)

? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?

Источник

Конспект урока по истории 6 класс «Что изучает история средних веков»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ *

Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности

Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.

Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»

Основное содержание темы, понятия и термины

Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Работа
с учеб-ником

Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).

– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.

– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета

Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

Работа
с учебником

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)

– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?

(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)

Формулируют ответы, приводят примеры

Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Беседа по вопросам

IV. Изучение нового материала

изучает история Средних

Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь

Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей

– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.

– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы

Представляют длительность изучаемой исторической эпохи

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Работа
с текстом учебника

Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:

– Что такое исторические источники?

(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)

Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе

Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Рассказ учителя «Можно

ли называть Средневековье темным временем?»

После рассказа задает вопросы:

– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)

– Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю-

дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)

Слушают рассказ учителя, формулируют

ответы, приводят примеры

Дают характеристику изучаемой эпохи

Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют

свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать

VI. Итоги урока. Реф-лексия

– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное
состояние.

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оцени-вание
работы учащихся на уроке

Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях

Записывают домашнее задание, уточняют его

Ресурсный материал к уроку

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.

Источник

Методическая разработка урока на тему «Что изучает история Средних веков?» ( 6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области

Методическая разработка урока в 6-м классе на тему « Что изучает история Средних веков? »

учитель истории и обществознания

Родионова Ирина Васильевна

Урок «Что изучает история Средних веков?»

Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: 1. Электронная презентация;

План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;

Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?

Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.

* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)

? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)

Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.

А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

4. К какому веку относится: 843 г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;

Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:

Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.

Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:

Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.

Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?

* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)

? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *