Что изучает история первобытного общества
Предмет и значение первобытной истории
Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств.
История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей марксистской истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, расцвета и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Крайне несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, общественных классов и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным обществом, или периодом первобытного родового коммунизма. Именно из-за этой важнейшей особенности первобытнообщинного строя изучение его имеет не только познавательное, но и большое мировоззренческое значение. Данные первобытной истории проливают свет на происхождение частной собственности, социального неравенства и государственной власти, показывают, что эти основные институты классового общества вовсе не являются, как это пытались и подчас еще пытаются представить многие буржуазные ученые, извечными, а следовательно, и неизмененными устоями человеческого общежития. Вот почему к первобытной истории не раз обращались в своих трудах основоположники научного коммунизма, использовавшие ее данные в качестве одного из дополнительных теоретических аргументов в пользу неизбежной гибели капиталистического общества.
Немалое идеологическое значение имеют и другие кардинальные проблемы первобытной истории. Отметим, например, что современные данные по расогенезу показывают полную несостоятельность все еще имеющих хождение в буржуазной науке расистских концепций, а наши знания о происхождении религии противостоят попыткам клерикально настроенных ученых доказать извечность этой превратной формы миропонимания.
Наконец, данные первобытной истории не лишены и непосредственно практического значения. В начальный период строительства социализма в нашей стране они были с успехом использованы в практике преобразования наиболее отсталых в прошлом национальных окраин, потребовавшей научного анализа форм и проявлений первобытнообщинного уклада в его взаимодействии с позднейшими классовыми укладами. В настоящее время эти данные вновь приобрели актуальность, так как распад колониальной системы империализма поставил вопрос о путях современного развития многих племен и народов, еще стоящих на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя или же сохраняющих его многочисленные остатки.
Термин «первобытная история», или «история первобытного общества», применяется в советской науке наряду с термином «доклассовая история», или «история доклассового общества». Однако первый термин более распространен, так как второй термин содержит лишь негативное определение (доклассовое, но какое?). Все же некоторые ученые считают первый термин недостаточно точным: они указывают, что если первоначальное человечество было действительно первобытным, то позже, особенно на исходе эпохи, оно уже вышло из этого состояния. Это не так: первобытная история на всех своих этапах первична, первоначальна, первобытна по отношению к
последующим историческим эпохам. Несравненно менее удачен широко распространенный в западной науке термин «доистория», или «предыстория» («преистория»): он как бы отрывает этот раздел знания от других разделов единой исторической науки, противопоставляет доисторию истории. Все же часть советских ученых, находя удобной унификацию терминологии в международных масштабах, пользуется и этим термином.
Вопрос 1.Предмет истории первобытного общества.
Вопрос 1.Предмет истории первобытного общества.
Ряд историков обычно выделяют в истории развития человечества ряд общественно-экономических форм акций как восходящих ступеней развития. Таких ступеней ученые обычно насчитывают пять:
Некоторые выделяют шесть ступеней:
— азиатский способ производства;
Также существует разделение на три большие формации:
— первичная (архаичная, доклассовая);
Нет сомнений в том, что первоначальным этапом исторического процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий время от появления человека на Земле до становления первых классовых обществ, государств, письменности.
Этот первоначальный этап существования человечества и есть предмет первобытной истории.
Первобытная история изучает происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.
Важнейшей задачейистории первобытного общества является становление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, расцвета и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.
Первобытная история почти не имеет в своем распоряжении письменных источников, поэтому ее реконструкция — это результат синтеза наук археологии, этнографии и палеоантропологии.
Данные первобытной историипроливают свет на происхождение частной собственности, социального неравенства и государственной власти, а также имеет непосредственно практическое значение:они позволяют понять быт, культуру, социальный строй и мировоззрение многих современных племен и народов, стоящих на догосударственном и доклассовом этапе развития, способствуют их изучению и гармоничной интеграции в современный мир.
Для того, чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их источникам — в этом и есть познавательное значение первобытной истории. Первобытная история также имеет большое мировоззренческое значение.
Наряду с термином «первобытная история», или«история первобытного общества», применяется термин «доклассовая история» (но если общество доклассовое, то какое оно?). На Западе распространен термин «предыстрория»или «доистория»,однако он отрывает этот раздел знания от других разделов единой исторической науки, притивопоставляет доисторию истории.
Вопрос 2.Методы изучения и источники изучения истории первобытного общества.
Для изучения истории первобытного общества применяются методы следующих наук: археологии, этнографии, лингвистики, антропологии и других естественных наук.
Методы:
— исторический (изначально для эволюционных рядов);
— метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений (маршрутные и стационарные экспедиции);
— стратиграфический (и другие методы для определения возраста археологических находок, в том числе дендрохронологический, радиокарбонный, калий-аргоновый, термолюминисцентный и др.);
— метод статистического анализа (как дополнение — анкетирование);
— исследования и интерпретации письменных источников;
— методы археозологии, археобработки, геологии (реконструкция пелеоландшафтов, палеофлоры и палеофауны);
— методы антропологии, этологии, приматоведения и др.
Источники истории первобытного общества.
— Данные археологии: вещественные источники (орудия труда, остатки древних построек, посуда, украшения и др.). По материальной культуре можно восстановить основные черты социально-экономического строя или даже исторического общества. Наиболее важны орудия труда (для первобытного общества характерны орудия труда из камня, кости и дерева). Изучение эволюции жилища или поселения позволяет судить об эволюции семьи и общественной жизни.
— Данные этнологии и этнографии: сведения о племенах и народностях, сохранивших черты первобытнообщинного строя; изучение пережитков, те есть следов и остатков прошлого, сохранившихся в позднейших обществах (обряды, фольклор, одежда, украшения, устройство жилища и др.); устные традиции аборигенов (мифы, генеалогические и этногонические предания, культы).
— Данные лингвистики: установление фактов и исторических связей между народами, реконструкция общественных и природных условий формирования языка этноса, данные семантики (значения) и ономастики (наименования — антропонимика, этнонимика, топонимика).
— Данные письменных источников: сообщения античных авторов о варварах, средневековых путешественников — о виденных или «экзотических» народах, европейских администраторов, миссионеров, колонистов — о племенах Америки, Африки, Австралии и т. д. Делятся на нарративные и актовые. В США существует особая наука —этноистория.
— Данные антропологии и других естественных наук:костные остатки первобытных людей позволяют узнать о развитии мускулатуры, размеров и строения головного мозга, о развитии органов речи, о фактах конфликтов, каннибализма или о заботе об утративших дееспособность. Также существенную роль играют данные приматологии, этологии, геологии, палеогеографии, палеозоологии, палеозоологии, палеоботаники, палеодемографии.
Особенностью источниковедения первобытной истории является сочетание данных различных отраслей знания и их методов с целью наиболее полной реконструкции социального строя, быта и культуры первобытных людей.
Вопрос 5.Периодизация и хронология первобытной истории.
Самый длительный этап человечества — более миллиона лет.
Есть несколько видов периодизаций.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ.
· Археологическая: каменный, бронзовый и железный века.
— абсолютная датировка(по времени распада радиоактивных элементов, геонхронологический-по слоям ленточных глин, дендрохронологический-по кольцам деревьев)
— относительная ( сопоставление культурных слоев или археологических типов друг с другом, синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории :(четвертичный период-существование человека.): плейстоцен и голоцен.Археологическая периодизация не дает четкого представления, тк основана на технологическом критерии, но ее создание являлось крупным научным достижением(рубеж XIX- XXвв)
· Палеоантропологическая периодизация (более ограничена) – критерий биологической эволюции человека.
· Подразделение на историю первобытных обществ:
— прото-; пара- или этноистория.
— советские ученые подразделяли :апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные (СПО)
ОБЩАЯ(историческая) периодизация.
Представители рода Homo.
1.3 млн лет назад (первые представители)
· Homo Rudolfensis
2. 2 млн лет назад появляются новые виды:
— Homo Ergaster=человек деятельный [1.9/1.7-0.5 млн.л.н.]
— Homo erectus=человек прямоходящий=архантропы [1.9/1.7-0.5 млн.л.н.], (размеры скелета тела приближаются к современным, сред.объем мозга=1000см 3 ).
Первые находки-в Кении.
3. 600 тыс – 150 тыс лет назад
– гейдельбергский человек [600-150 тыс.л.н.](более широкий лоб, объем мозговой полости=1100-1400 см 3
*другое мнение: связующим звеном между Homo Egaster и гейдельбегским чел-м был Homo antecessor.
5.Homo Sapiens
2 теории происхождения:
1.полицентрическая: человек произошел от Homo erectus путем непрерывного обмена ген.инф-ей на терр-и Африки,Европы,Азии
2.моноцентрическая: место формирования неоантропов- Юж. И Вост.Африка
Распространение людей современного вида за пределы Африки и Ближ.Востока(где произошла первая встреча людей и неандертальцев) началось 50-60 тыс лет назад (освоение Азии и Австралии), в Европу проникновение произошло 35-40 тыс лет назад и еще на протяжении 10 тыс лет существовали здесь на ряду в неандертальцами.
Места находок останков:
Олдувай:
— стоянка Вертешселлеш,Венгрия (костные остатки архантропа)
— стоянка Дманиси [1,6млн лет], здесь была найдена челюсть Homo erectus
— Атапуэрка,Испания: обнаружены черепа Homo erectus
Ашель:
— Азых( терр-я Нагорного Карабаха (здесь найдена челюсть архантропа)).
— пещера Чжокоутянь – останки 32-х Homo erectus
I. Общая информация
HOMO HABILIS — высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.
Прим. Остальная информация о Homo habilis постепенно будет излагаться ниже.
Колыбель человечества».
2. Особенности периода «колыбели».
Период «колыбели» в эволюции человека приходится на время значительных ПЕРЕМЕН в климате и ландшафтах Восточной Африки, равно как и общих, глобальных изменений среды обитания:
Ø отступание лесов и формирование относительно сухих открытых пространств между 3,4 и 2,0 млн. лет до современности.
При этом т. н. «острая фаза аридности[7]» наступила 2,5 млн. лет назад, что практически совпало с такими важнейшими событиями в антропогенезе, как возникновение рода Ноmо и начало каменного века в технологии.
Мнения:
Направления миграций
Вопрос 11. Стадия Homo erectus (архантропов) в процессе антропогенеза.
В 1890-1891гг в раннеплейстоценовых отложениях р.Соло на острове Ява были найдены черепная крышка и длинные кости нижних конечностей, на основании которых были сделаны выводы,что найденное существо передвигалось в выпрямленном положении. Поэтому данная находка получила название Pithecanhropus erectus, или «обезьяночеловек-прямоходящий». Начиная с 30-х годов XX столетия на острове Ява были найдены останки ещё почти 20 подобных особей.
Нет прямых доказательств, что питекантроп мог изготавливать орудия, но на острове Ява также были найдены архаичные каменные орудия => есть все основания думать, что эти орудия оставлены питекантропами.
Вопрос 12. Основные находки архантропов (характеристика их биологического полиморфизма).
▪В 1890-1891гг в раннеплейстоценовых отложениях р.Соло на острове Ява были найдены черепная крышка и длинные кости нижних конечностей. Данная находка получила название Pithecanhropus erectus, или «обезьяночеловек-прямоходящий». Начиная с 30-х годов XX столетия на острове Ява были найдены останки ещё почти 20 подобных особей.
▪ В 1949г в Южной Африке обнаружена нижняя челюсть. Морфологические особенности челюсти и зубов позволяют включить её в семейство гоминид. Она получила таксономическое обозначение Telanthropus capensis.
▪В 1907г в Германии близ Гейдельберга была найдена нижняя челюсть. Большие размеры и массивность говорят о принадлежности очень сильному субъекту. Зубы очень крупные, но имеют много человеческих признаков. Сочетание прогрессивных и примитивных признаков позволяет говорить о том, что по уровню своего морфологического развития гейдельбегский человек, по-видимому, занимал место где-то поблизости с синантропом.
▪В 1972-1975гг на стоянке Бильцингслебен в Тюрингии обнаружены были фрагменты лобной и затылочной костей. Надглазничный рельеф характеризуется исключительной мощностью, поэтому можно думать, что это очень ранний тип гоминид.
▪Наконец, останки существ, морфологически покожих на питекантропов, найдены в древних раннеплейстоценовых и среднеплейстоценновых слоях во многих местонахождениях Африки. По строению они достаточно своеобразы, но уровень развития схож с находками питекантропов на острое Ява.
Вариант 1 (К.Фокин)
Характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев скотоводов в одних случаях и высокоспециализированными высшими охотниками, рыболовами и собирателями – в других. В итоге привело к появлению избыточного продукта, а тот привёл к разложению первобытно-общинного строя.
Собственно говоря, позднепервобытная община – община периода неолитической революции.
Труд остаётся кооперативным, однако его разделение становится не только половозрастным, но и индивидуально-специализированным. Появляется межобщинное и межплеменное разделение труда – закрепление определённых занятий между группами людей.
Первоначальное земледелие и скотоводство сперва были менее продуктивны, чем присваивающее хозяйство, а успех охоты или рыболовства не мог быть предсказан заранее: коллективная собственность и уравнительное распределение сохраняется. Причём собственность на землю – коллективная родовая.
Внутри рода земля, часто обрабатываемая, является не только предметом, но и продуктов труда – передаётся во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным сородичам.
Предметы потребления и средства производства, создаваемые индивидуально, могли отчуждаться, ибо были собственностью личной.
Тем не менее уравнительное распределение вытесняется трудовым, когда особенно преуспевший в чём-то человек делится только с теми, с кем хочет, а «уравниловка» остаётся для экстремальных ситуаций или групп близких родственников.
Появляется престижная экономика.
У меланезийцев Тробрианских островов – обычай «кула», продолжавшийся дарообмен, и в нём даритель приобретает уже не просто сохранение связи, а общественный престиж. Церемониальность дарообмена, однако, ведёт к неправомерным затратам (вечные пиры, ибо отказаться-то от гостей нельзя!).
Престиж этот же порождает имущественное и общественное расслоение.
Прирос населения (по сравнению с раннепервобытной общиной) увеличился не менее, чем в 100 раз. По сути дела, эта «демографическая революция» была следствием, которое впоследствии эволюционировало в причину продолжения неолитической революции.
Повышена плотность населения. Рождаемость теперь не лимитируется (а раньше следили, дабы дети рождались не чаще, чем раз в 3 года). Отмечено стремление к многодетности. Уровень жизни повышается, повышается средняя её продолжительность.
Наибольшее значение по-прежнему у мужских групп, «мужские дома» играют роль. «Женские дома» встречаются намного реже; только дом, в котором жила женщина с детьми, рассматривалась как совместная мужская и женская, остальное – только мужская или только женская.
Парный брак по-прежнему господствует, однако развивается практика «добавочных» жён или «добавочных» мужей. Широко сохраняется система добрачных связей, т.к. девушка должна доказать способность к деторождению. Браки остаются кросскузенными, но с расширением связей – кросскузенность перестаёт быть обязательной, а затем и вовсе исчезает – браки перестают быть ОБМЕНОМ.
Свадебная обрядовость началась – церемонии похищения невесты или жениха (хоть подлинного похищения никогда и не существовало).
// Муж и жена всё чаще и чаще работают вместе, у них появляется общее имущество, и сама церемония свадьбы – совместная трапеза новобрачных. Разводы становятся всё более и более редкими. Парные семьи превращаются в моногамные.
Чем более крепкими остаются общинно-родовые связи, тем слабее семья, а чем больше крепнет семья – тем слабее родовая община.
Наряду с культовыми мужскими домами отдельных родов появляются мужские дома для общинных собраний – стремление к интеграции межобщинной. Потребности в широкой кооперации труда, обмене и защите от врагов требует установлению связей на межобщинном уровне.
Регулярный дарообмен – «свиные праздники» папуасов. Укрепление межобщинных отношений способствует развитию по большей части зародившихся уже раньше институтов: гостеприимство, побратимство, адопция. Родовые связи усложняются. Роды делятся на внутриродовые группы, появляются «кланы», внутриродовые группы – субкланы. // Сегментарная организация линиджей сопрягалась с такой же организацией общин.
Появляются и усложняются Фратрии – у индейцев ирокезом, например, из 8-ми радов – 2 Фратрии, а вместе они – племя сенека. Между ними поделены функции. Фратрии имеют свои религиозно-знахарские братства с особыми ритуалами посвящения.
Сохраняет начала первобытного народовластия. Все важнейшие вопросы – на собраниях общинников или сородичей под присмотром совместно избранного главы. Но при этом многое зависит от глав и уважаемых людей коллектива, от их авторитета. / Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а главы таких советов – советы фратрий или племён.
Каждый уровень подобной иерархии – своя компетенция. Совет племени – высшие интересы соплеменников, скажем.
Появление избыточного продкута и личных богатств привели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.
Главенство не наследуется, но предпосылки для этого уже складываются. Ибо при живом отце-бигмене его сыновья имеют бОльший «начальный капитал» и вероятность обзавестись несколькими жёнами + наследство.
Усложнение духовной культуры. Меланизийцы острова Новая Ирландия уже умеют выращивать множество разновидностей продуктов, ирокезы – также. Агротехнические приёмы открывают. Контролируют разведение скота.
// Развитие престижной экономики – стимулирует накопление арифметики.
Осознание пространства теперь – радиальное, статическое. Появляются первые карты, развивается сильно пиктография (знаменитая «Валам олум» североамериканских индейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками всё от начала мира до появления колонизаторов).
Появляются отдифференцированные от мифов сказки, которые становятся отдельным жанром творчества. Появляются песни половозрастных групп и в особенности – мужских объединений. Песни сопровождает музыкальный инструмент обычно.
Мифы о браке Земли-женщины и мужчины-Неба – становятся наиболее популярными. Религия таким образом эволюционирует. Появляются представления о борьбе зла с добром. На анимистической основе начал складываться культ природы, который олицетворяется в образах духов животных и проч. и проч.
Вера в культ предков.
Появилась практика эндоканнибализма по отношению к собственным, наиболее выдающимся родичам или – например – съесть сердце или печень противника. «Мана» получает развитие, и поэтому каннибализм – ибо передаётся от плоти.
Вариант 2 (А.Малькова)
Стадия позднепервобытной общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев- скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов, собирателей – в других. В регионах с благоприятными природными условиями первая форма хозяйства постепенно вытесняла вторую: она являлась важнейшей предпосылкой к разложению первобытного и складыванию классовых обществ.
Основные производственные достижения на стадии позднепервобытной общины:
· Становление земледелия и скотоводства. Скотоводство возникло в палеолите ( верхнепалеолитический человек приручил собаку и использовал ее на охоте). IX- VIII тыс. до н.э., Передняя Азия ( Палестина, Сирия, Ю-В Турция) – окультуривание растений: пшеница, ячмень, чечевица. (При использовании плодов и семян диких растений какая-то их часть оставалась неиспользованной и давала всходы вблизи жилища.) Сперва приручены овца и коза (животные, в поведении которых отсутствует боязнь человека), позднее – крупный рогатый скот, осел, лошадь, верблюд. Необходимость доместикации животных, вероятно, объясняется нестабильностью охотничьего хозяйства ( перемены климата, периодический голод). 2 гипотезы возникновения производящего хозяйства:
1. Н.И. Вавилов:прерывистое очаговое происхождение земледелия как в Старом, так и Новом Свете.
2. Непрерывностьпроцесса введение растений в культуру, отсутствие локальной приуроченности возникновения земледелия.
· Усовершенствование техники обработки камня (сверление, пиление, шлифование – мезолит ). Использование наряду с прежними новых пород минералов – нефрит, обсидиан.
· Появление более совершенных орудий труда: мотыги и серпы- в земледелии; ловушки, капканы, силки – охота; гарпуны, сети, удочки с крючками – рыболовство.
· Первые попытки мелиорации почв (ирригация в Передней Азии, дренаж на Новой Гвинее)
· Широкое распространение лодок- долбенок, на севере – саней и лыж.
· Увеличение оседлости – примитивные хижины сменяются полуземлянками и землянками, затем – наземными домами.
· Изобретение керамики, ткачества (неолит)
На стадии позднепервобытной общины произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен. Развивается межплеменной обмен.
Ранние земледельцы и земледельцы- скотоводы широко представлены этнографическими аналогами в Ю- В Азии, Африке, Океании, Северной и Южной Америке.
Эти новшества еще не подорвали коллективистической природы общинно- родового строя, характеризовавшегося крупной ролью общинного труда, господством родовой собственности, сочетанием отношений уравнительного и трудового распределения.
Половозрастная организация.
· Наибольшее значение по- прежнему придавалось мужским группам, распространение мужских домов, где проводились важнейшие мероприятия. Женщины туда не допускались. Существовала практика центрического расположения мужских домов в селении, а домов женщин с детьми- на периферии. У многих индейских племен Америки не было мужских домов, в общинном доме выделялась мужская и женская половина.
· Часто мужчина и женщина работали и трапезничали порознь. Личная собственность могла быть мужской и женской. Во многих папуасских племенах мужчины владели посаженными деревьями, свиньями, орудиями труда, женщины- выращенными культурами и кухонной утварью. Только дом, в котором жила Ж с детьми, рассматривался как совместная собственность М и Ж.
· У ряда племен Новой Гвинеи, Южной Америки и особенно Восточной Африки (у последних – наиболее сложные по организации, известны уже на стадии разложения первобытного общества) – институциализация возрастных групп. Апинайе Южной Америки: неинициированные дети и подростки, инициированные юноши, получавшие право жениться, молодые мужчины, «зрелые люди» и старики лет за пятьдесят. Столько же категорий и у некоторых групп папуасов. Возрастные категории женщин встречались реже и обычно насчитывали не более трех ступеней: девушки до первой беременности, женщины, родившие хоть одного ребенка, старухи.
· Разделение ролей в хозяйстве, в отношении к родовой собственности. Нередко, особенно у мотыжных земледельцев с их выдающейся ролью женского труда, складывалось так, что в хозяйстве ( не только домашнем) доминировала Ж. Ирокезы: «без женщин мы бы вели жалкое существование, так как в нашей стране Ж сеют,сажают и выращивают зерно и овощи и готовят пищу». Однако, на стадии позднепервобытной общины уже намечалась тенденция к господству мужской части общества.
Брак и семья.
· Господство парного брака. У племен с ранним производящим хозяйством чаще практиковалась полигиния (несколько жен), в частности сороратная (брак с сестрами, также с сестрами умершей жены), у племен высших охотников, рыболовов и собирателей – полиандрия (несколько мужей), в частности левиратная (брак с братьями). Местами сочетание вышеупомянутых двух видов брака. У ранних земледельцев ирокезов и гуронов мужчина мог иметь «добавочных жен», а женщина – «добавочных мужей». У гуронов, кроме того, были еще и «охотничьи девушки», сопровождающие охотников в качестве жен. Зачатки превращения парной семьи в дальнейшую малую, или моногамную.
· Наряду с парными, хотя и реже, существовали большие материнские семьи, или домохозяйства. Они встречались, например, у земледельцев – меланезийцев Тробрианских островов и ирокезов, высших охотников- алгонкинов, высших рыболовов – тлинкитов. Костяк- женщины со своими детьми, крепкие связи с братьями по матери. Не все специалисты признают такой тип семьи «семьей».
· По- прежнему сохранялась свобода добрачных связей.
· Постепенно с расширением связей между коллективами исчезает кросскузенность (браки с двоюродными братьями/сестрами). Браки утратили обменный характер.
· В брачном выборе стала возрастать роль близкой родни, помогавшей платить выкуп, начал практиковаться сговор о браке с несовершеннолетними, даже малолетними детьми ( утробный сговор, колыбельный сговор).
· Стала развиваться свадебная обрядность, церемониальность, дарообмен между родней обеих сторон. (похищение невесты)
Духовная культура
Новые пласты полезных знаний в различных областях ( хозяйство, арифметика- пользование при дарообмене различными бирками, камнями и тп., механика)
Языковое и этническое состояниеДальнейшее расселение носителей праязыковых совокупностей и образование отдельных языковых семей. «Ранние прародины».
· Афразийская семья- первоначально Сиро- Палестинская область, позднее Северная и Восточная Африка
· Индоевропейская семья- предположительно, север Передней Азии, позднее- вплоть до Восточной Европы
· Картвельская – первоначально южная граница Кавказа, затем Закавказье
· Эламодравидская – из Ирана в Индию
· Уральская – из Северного Ирана и Средней Азии на север и восток
· Алтайская – так же, как и уральская семья.
Можно говорить о первом из исторических типов этнических общностей – племени ( очень раннем, с только намечающейся культурно- языковой общностью).
РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА
Сведений о браке и семье в первобытном обществе немного, поэтому все наши представления о них строятся в основном на результатах этнологических исследований.
Л.Г. Морган наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи:
1. Кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения)
2. Пуналуальная (такая же общность с исключением из нее родных братьев и сестер)
3. Парная (непрочное, лишенное экономической основы соединение двух супругов)
4. Промежуточная патриархальная (семья с выраженной властью мужа)
5. Моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника).
Существует два типа систем родства: классификационные и описательные. Ни те, ни другие не выражены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников — «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для первобытных обществ, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определенных возрастных и брачных классов, или категорий. Таким образом, наблюдается групповое родство. Именно его сторонники концепции исторического приоритета группового брака рассматривают как важнейший аргумент в пользу своих взглядов.
Второй аргумент: система так называемых брачных классов аборигенов Австралии. У австралийцев Западной Виктории племя разделено на две половины — Белого и Черного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины, так же обстоит дело и с женщинами. Более сложна система четырех или восьми классов. Мужчины и женщины берут из предназначенного им класса мужа или жену и в определенных случаях (например, на некоторые праздники или находясь вдали от дома) имеют право вступать в половую связь со потенциальными женами или мужьями. Это не просто внебрачные связи, которые также широко практикуются, а именно браки, вступление в которые оформляется соответствующим обрядом.
Большая часть ученых считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у низших охотников, рыболовов и собирателей обнаружены парный брак и семья. Кроме того, археологи на этой стадии также достаточно широко фиксируют небольшие одноочажные жилища. В них, как и в многоочажности крупных общинных жилищ, можно видеть косвенное доказательство в пользу исконности парного брака и семьи.
Тем не менее, расхождения во взглядах не так у