История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в первобытном обществе
Медицина — (лат. Medicina от medico — лечу, исцеляю) это система знаний и практической деятельности, цель которых укрепить и сохранить здоровье, продлить жизнь людей, предупредить и лечить болезни человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека.
Манассеин Вячеслав: «Знание прошлого медицины больше, чем какое либо другое знание помогает нам избежать уже сделанных ошибок и заблуждений»
В науке истории медицины выделяют 2 раздела: общая и частная. Первая рассматривает историю в целом, закономерности, узловые проблемы. А частная изучает историю отдельных дисциплин.
История медицины как наука имеет свои методы изучения, использует различные способы изучения информации:
— палеонтология — о вымерших растениях и животных;
— этнография — изучает бытовые, культурные особенности народов;
Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Условия необходимые для возникновения «формирующейся медицины», как считаю ученые, возникли не позднее Мусьерского периода.
Выделение человека из мира живых существ, населяющих землю, процесс весьма длительный. Значительно больший, чем все известное нам время существование Истории общества Недостаток данных не позволяет с достоверностью судить о средствах приемах которыми располагала формальная Медицина.
Однако не возникает сомнений что использовались растения, но могли применяться средства животного происхождения. Специалисты В области фольклора считают что представления о живой и мертвой воде зародились именно тогда.
Фольклорный материал и характер орудий, изготавливаемые В то время, позволяют предположить наличие у древнего человека хирургической практики, древний человек владел практикой удаления абсцесса и возможно более сложные операции. Именно в это время начали складывать тотемистические представления. Тотемизм — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.
В начале использования целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта человека. Позже, конечно, ставшего осознанным. Женщинами накапливался опыт по использованию лечебных свойств растений, их называли берегинями.
Одновременно с фетишистскими взглядами развиваются анимистические взгляды. Анимизм — дух, душа, вера в духов и души.
Эти взгляды оказали большое влияние на развитие первобытной медицины. Первобытный человек населяя всю живую и неживую природу сверхъестественными образами,духами, в том числе и теми, которые управляли природой, предметами и человеком. Идея подвижности духов способствовала утверждению представления о возможности переселения этих духов, исцеление человека от духов болезней.
Магия (колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образов воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Первобытный человек с помощью спец. Приемов пытался получить желаемый эффект для выздоровления от болезней. Среди многочисленных разновидностей магии выделяется врачебная магия.
О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к поздней эпохи древней цивилизации. Но по мере развития первобытного общества элемент профессионализма нарастал. С возникновением и развитием религии обосабливаться группа служителей культа, которым приписывали тайные знания, особую способность воздействия на силы природы. Постепенно такими людьми были монополизированы как религиозные, так и другие функции, в т.ч. врачевание. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) совмещалась в одном лице, которая возвышала над другими членами общественности. Положительным следствием концентрации мед. Знаний, которые стали привилегией узкого круга лиц создали условия для более быстрого накопления сведений о проявлениях течении и исходе болезни.
Лечебный арсенал того периода кроме лекарственных Растений и средств животного происхождения входили средства минерального происхождения, манипуляции лечебного Характера Применялись припарки перевязки, массаж, натирание жиром, кровопускание. Дальнейшее развитие получили идеи и практика применения в лечебных целях воды и огня. Расширилась сфера огня как лечебно-предупредительного средства, это было связано с верой в очистительную силу огня. Были приняты окуривания людей и разведения костров, уничтожения паразитов при воздействии высокой температуры, обжигали инструменты перед хирургическими операциями.
Эволюция, т. е. развитие ритуалов, связанных с применением огня и воды, вела к замене первоначальной процедуры чисто символическими действиями. Сравнительно высокого уровня достигла мед. Родового общества в хирургии.
Народная гигиена по мнению многих ученых возникла еще раньше чем лечебная народная мед. Гигиенические знания и навыки касались разных сторон быта: устройства жилища, одежды, личной гигиены.
Возможности термической обработки пищи резко возрастали с введением в оборот керамической посуды, важным гигиеническим приобретением человека стал навык сохранения продуктов питания и воды, в закрытых сосудах и использовали травы, замедляли Процессы гниения. При выборе места для жилища применяли социальные приемы выявления так называемого «здорового участка».
Для первобытной медицины характерно постепенное усложнение обрядовых действий, связанных с религиозными представлениями.
Итоги:
— лечение болезней относится ку числу наиболее древних и насущных потребностей человека;
— медицина возникла в результате деятельности всего коллектива людей первобытной общины.
— объективное исследование истории медицины показывает, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания, исходя из не посредственного ознакомления с предметами окружающей их среды.
Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, поэтому не должно называться «примитивным»
рациональные традиции медицины первобытной эры и огромных опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох, и наконец современной медицины
Медицина (лат. medicari — «назначать лечебное средство») — наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу.
Содержание
Вступление
С глубокой древности медицина разделилась на две ветви: одни врачи лечили и лечат расстройства внутренних частей тела, причём наряду с гигиеническими средствами назначают лекарства внутрь; другие имеют дело с болезнями наружных частей, с повреждениями костей, мышц и органов, требующими хирургического вмешательства. Это деление М. на внутреннюю, или терапию, и наружную, или хирургию, установилось ещё в доисторическую эпоху; позже каждая из этих ветвей разделилась на отдельные части.
Учение о внутренних болезнях называется частной патологией и терапией; к нему относится наука о признаках болезней — диагностика, также знание средств, применимых вообще при расстройствах — общая терапия. В последней науке излагаются основы различных лечебных приемов, каковы электричество, массаж, гимнастика, применение воды, пребывание в воздухе различного состава и давления, пребывание в известном климате и т. д.
От хирургии обособилась наука о глазных болезнях, или офтальмология; также предметами особых наук сделались болезни кожи (дерматология), сифилис (сифилидология), болезни матки и её придатков (гинекология), роды правильные или ненормальные (акушерство), болезни носа, горла (ларингология) и уха (отология); кроме того, отдельными науками изучаются правила лечения ран и наложения повязок (десмургия), правила применения хирургических приборов (механургия) и правила производства операций (оперативная хирургия).
Нервные болезни прежде относились к внутренним, а в настоящее время рассматриваются в психиатрии. Учение о сохранении здоровья составляет предмет гигиены; правила определения причин насильственной смерти излагаются в судебной медицине. Причины её успехов и неудач исследуются историей медицины, а способы, которыми достигается достоверность медицинских знаний, вообще научные основы медицины — энциклопедией или философией медицины.
Знакомство с болезнями немыслимо без знания целого ряда наук. Прежде всего, необходимо знакомство с анатомией; одна часть её изучает соответственное расположение частей и органов — топографическая анатомия; изучение мельчайшего строения тканей — гистология; наука о развитии тканей и всего тела — эмбриология. Исследованием отправлений в здоровом состоянии занимается физиология, а изучением расстройств их — общая патология, изучением же расстройств их в зависимости от мельчайших грибков — бактериология. Действие лекарств сделалось содержанием фармакологии, действие ядов и противоядий — токсикологии, знание ботанических и химических свойств лекарственных средств достигается при помощи фармации. Представление о том, чем страдал больной, доказывается окончательно лишь при вскрытии трупа больного; выводы, достигаемые при помощи вскрытий, обсуждаются патологической анатомией; она же приносит громадную пользу, подвергая микроскопическому исследованию частички отторгнутых тканей и дает в руки врача основы для правильного распознавания болезней. Изучению химического состава тканей и отделений посвящена физиологическая химия.
Настоящие трудности для врача начинаются у кровати больного; здесь он призван применить все свои знания, всю свою опытность к отдельному случаю, здесь он имеет дело уже не с отвлеченной болезнью, а с больным, с особенностями его телосложения, припадков, социального положения и т. д. Нет двух совершенно одинаковых больных с совершенно одинаковыми расстройствами органов, а потому врачебное воздействие меняется от больного к больному. Призванный к больному, врач определяет, на основании расспроса и некоторых признаков, предыдущее состояние здоровья и предыдущие болезни (анамнез), расспрашивает о болезненных ощущениях (субъективное исследование) и затем открывает расстройства, применяя свои органы чувств (в помощь которым служат различные приспособления), также пользуясь микроскопом и приемами химии (объективное исследование). Лишь после этого врач может поставить распознавание (диагноз) болезни, также сделать предсказание о возможном ходе расстройства в последующее время; руководясь подобными выводами, он назначает лечение. Такими особенностями отличается научное, или рациональное, лечение от эмпирического; при последнем лекарство дается без всякого знания больного.
Значение медицины, а следовательно, и врачей, во все времена было велико; нет сомнения, что оно будет возрастать с общими успехами естественных наук.
Доисторическая медицина
Древняя Индия
Китай, Япония, Тибет
Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга «Нэй-Цзин» по медицине. Труды Гиппократа и других греческих учёных датируются более поздними периодами (446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространённому мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкреплёнными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. В высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытьё рук перед приёмом пищи. В период Танской династии (618—907 гг. до н. э.) китайским врачам были известны инфекционные заболевания (к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае ещё за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешны. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии. В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые её части. Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько изменёнными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета «Чжуд-ши «. В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет всё тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.
Египет
Греция
Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Эскулап — египтянин, переехавший в Грецию. От Эскулапа считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов М. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю. В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать М. и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Кос. Самой замечательной была последняя; из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали М. с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали её научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник М. составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях М. изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом М. Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку. Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя М. начала с жидкостей, почему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: напр., при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической М. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной М. лишь недавно (напр. постукивание и выслушивание, а некоторые ещё ждут основательной разработки). У Гиппократа хирургия описана столь полно, что невольно вызывает удивление даже в наше время. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы и растерзанию волкам.
Александрийская школа
С падением Греции и медицинские науки пришли в упадок. Вполне подходящим местом для наук и искусств оказалась Александрия. Птолемеи дали позволение врачам вскрывать трупы и, чтобы снять с анатомов позорное имя палачей и преступников, дававшееся им чернью, сами цари занимались вскрытиями. В Александрии находился замечательный музей, в котором были собраны образцы всех 3-х царств природы; здесь жили известные учёные, получавшие содержание от государства и свободно занимались науками; здесь же происходили диспуты, на которых обсуждались учёные вопросы. Герофил возвел анатомию на недосягаемую до того высоту только потому, что в то время, как его предшественники вскрывали трупы животных, он изучал человеческие. Он первый стал отличать нервы от сухожилий и доказал, что первые проводят ощущения. Были также изучены им начала головных нервов, описаны мозговые оболочки, четвёртый желудочек. В области живота описаны млечные сосуды, печень, двенадцатиперстная кишка, исследованы мочеполовые органы. Эразистрат был не только анатом, но и опытный практический врач. Он изучал извилины и полости мозга, провел деление нервов на чувствительные и двигательные; описал состояние млечных сосудов во время пищеварения, селезенку, сердце и сердечные клапаны. Он пытался объяснить дыхание, предполагая существование особого газа, который вводится через легкие в тело. В печени предполагал особые желчные ходы, которые были открыты много веков спустя, когда стали рассматривать печень в микроскоп. При лечении предлагал кровопускания заменять другими средствами. Он назначал теплые ванны, слабые промывательные, массаж, гимнастику и несколько лекарственных средств; питание больного ставил на первый план. В хирургии проводил смелые для его времени взгляды. Оба знаменитых представителя александрийской школы принадлежали к так наз. догматической школе. Она, с одной стороны, считала своим учителем Гиппократа, с другой — старалась применить к М. господствовавшие тогда философские учения. Последователи Герофила и Эразистрата плохо воспользовались направлением учителей. Неудачи их в изучении и лечении болезней повели к возникновению эмпирической школы. Эмпирики пытались извлечь основы для своего учения из непосредственного наблюдения. Заключение следует делать из ряда одинаковых случаев, наблюденных при одинаковых условиях; следует исключать из наблюдения все случайное и удерживать лишь постоянное, неизменное. Оттого припадки делились на обыкновенные и случайные. Подобные наблюдения удерживаются в памяти для сравнения со случаем, подлежащим исследованию; такое сравнение наз. теоремой, непосредственное наблюдение вскрытием. Каждому приходится самому наблюдать далеко не все важные случаи, оттого следует прибегать к чужой опытности. К этим источникам познания позднейшие эмпирики прибавили ещё эпилогизм, или искание связи причины со следствием; аналогизмом называли сравнение подобного с подобным. Эмпирики намеренно отвергали научные основы М.; оттого они не сделали никаких важных открытий; вожди их — Филин, Серапион, Зевкс и др. — выступали в своих сочин. против отца М. За эмпириками остается одна заслуга: следуя направлению века, они изучали яды и противоядия. Побуждение к такого рода исследованиям исходило от царей. Славились познаниями в этом отношении Аттал, последний царь Пергама, но особенно Митридат Евпатор.
Честь введения в Риме научной М. принадлежит Асклепиаду. Он старался лечить, доставляя удовольствие: назначал ванны, прогулки и вообще приятно действующие средства. Так же удобны были его теоретические воззрения; он воспользовался господствовавшей тогда системой Эпикура и применял её к М., объясняя ею все болезни. Благодаря ему М. пользовалась всеобщим уважением. Ученик Асклепиада, Темизон, был основателем школы методиков, насчитывавшей наиболее последователей среди римских врачей. Подобно эмпирикам, методики отказывались познать скрытые стороны явлений; они задавались целью изучить то общее в болезнях, что поддается изучению посредством внешних чувств. Методики искали — произошло ли расслабление или сужение частей. Замечено сужение — следует назначать кровопускание, растирание, снотворные; при ослаблении разрешению болезни способствовали более обильная пища и укрепляющие средства. Если это лечение не помогало, прибегали к рекорпорации, или возрождению, которое состояло в медленном изменении привычек. Темизон был весьма талантливый врач, описавший хорошо проказу, ревматизм, водобоязнь. В его время начали применять лечение холодной водой. Императора Августа не могли вылечить его врачи; вольноотпущенник Муза испробовал действие холодной воды и поставил на ноги своего господина. Хармис применял подобное лечение. Одним из лучших представителей методической школы был Цельз, который своими энциклопедическими сочинениями способствовал распространению медицинских познаний. Его описания органов свидетельствуют о знании им анатомии. В лечении он следовал то Гиппократу, то Темизону. Хирургические его сведения весьма обширны. Его способ дробления мочевого пузыря употреблялся долгое время в древности; о трепане им даются точные указания; при трудных родах предлагается вытаскивание ребёнка живого или мертвого по кускам; катаракта удалялась давлением вниз или разрезом. Высшей степени блеска методическая школа достигла благодаря Сорану. Он предложил множество средств против кожных болезней, которые тогда были сильно распространены. Был противником проносных средств, исключительно местных болезней не признавал и доказывал, что всякое местное страдание отзывается на всем организме. Его противник Мосхион точно описал признаки предстоящего выкидыша и сообщил весьма полезные указания о воспитании новорождённых. Лучшим истолкователем методической школы был Целий Аврелиан. Он весьма точно описал распознавание болезней; оттого его соч. в течение средних веков были руководящими при лечении. Страсть изучать яды и противоядия теперь улеглась, и в М. осталось направление, искавшее улучшения лечения в новых лекарственных средствах. Появилось множество сочинений, в которых описывались новые и старые средства, причём забывали точно определить болезнь, при которой данное лекарство полезно; указывали только, что средство ослабевает тот или другой припадок. Все подобные сочинения были обработаны и послужили основой для бессмертного произведения Диоскорида, вероятно, современника Плиния. Он описывает растения на основании своих собственных наблюдений; его сочин. считалось классическим до XVII ст. Кроме растений, Диоскорид описывает много других средств. Упоминаемый им жир из шерсти вошёл недавно в употребление под именем ланолина. Другим замечательным учёным был Плиний Старший. В медицинских сочинениях он приводит описания лекарственных средств из всех трёх царств природы; указывает также болезни, при которых данные средства полезны; особенно много средств приводится против болезней кожи. На смену только что разобранной школы выступила другая, пневматическая, объяснявшая расстройства в теле несоответствием душевных свойств. Кроме духа телом заведуют, по учению пневматиков, четыре элемента (теплота, сухость, холод, сырость); теплота и сухость вызывают горячие болезни, холод и сырость — флегматические, холод и сухость — меланхолию. После смерти все высушивается и делается холодным. Пневматики разработали учение о пульсе, описали много видов его и на основании его ставили предсказание. Основателем этой школы был Атеней, который разработал также диетику, подробно описал влияние воздуха, жилища и привел средства для очищения воды. Ученик его Агатин уклонился от мнений своего учителя и создал эклектическую школу. Большее значение имел ученик Агатина, Архиген, живший в Риме во время Траяна. Он описал 18 видов пульса, привел признаки повреждения головы, также многих других болезней; предложил много сложных лекарств, из которых особенно славилась hiera. Одновременно с предыдущими жил знаменитый писатель Аретей. После Гиппократа — это лучший наблюдатель древности. Почти каждую описываемую им болезнь он исследовал сам; каждое осложнение приводится с указанием приблизительной частоты. Превосходно изображено влияние телосложения, атмосферы, климата на болезнь. Описание болезни начинается изображением строения соответствующего органа. Лечение просто и разумно; предпочитаются простые средства, и притом приводится их немного; везде указывается необходимый образ жизни для больного. После него было немало врачей, пользовавшихся большей или меньшей известностью. Всех их затмил знаменитый Гален, пользовавшийся до прошлого столетия славой непогрешимого писателя. Он написал 500 трактатов о М. Большинство их погибло, но оставшиеся составляют все-таки объёмистый сборник. Гален предпринял переделку медицинских знаний в духе отца М. Анатомия подробно изложена им в нескольких трактатах. В основу физиологии положены элементы, заимствованные из разных школ. При описании крови он довольно близок к открытию кровообращения. Механизм дыхания разбирается подробно, причём последовательно разобрана работа мышц, легких и нервов; целью дыхания считается ослабление теплоты сердца. Главным местом, где помещается кровь, признается печень. Питание состоит в заимствовании из крови нужных частиц и удалении ненужных; каждый орган отделяет особую жидкость. Отправления мозга исследуются перерезкой его на различных высотах; значение нервов выясняется также перерезкой их. Основным правилом гигиены признается следующее: необходимо поддерживать все тело и отдельные части в естественном состоянии и согласовать с последним всю жизнь. Искусство владеть своими страстями ставится на первый план при описании средств, при помощи которых можно достигнуть долголетия. В патологии, в противоположность Гиппократу, расстройства объясняются не одним изменением жидкостей, но отчасти изменениями в твердых частях и отправлениях. При лечении необходимо вызывать состояние, противоположное тому, которое составляет предмет жалоб; помогать природе в её полезных усилиях и подражать им. Следуя направлению своего века, Гален предлагает лекарства сложные, свойства которых определяются на основании не опыта, а умозрений. По обширности знаний, по стремлению связать их в стройную систему Гален заслуживает имя великого преобразователя; но его склонность к теориям, желание все объяснить и притом в выражениях, не допускающих возражений, — принесло М. немало вреда: враги здравого наблюдения в своих умствованиях в течение нескольких веков прикрывались авторитетом Галена. Оттого, начиная с XVI стол., поклонники научной М. с такой яростью нападали на Галена и в этом отношении переходили всякую меру. После смерти Галена М. в Риме и других местах надолго пришла в состояние упадка. Образованность везде исчезла, и в М. обнаружился поворот к худшему: появились суеверные приемы лечения, вера в колдовство и амулеты — признаки доисторического строя мысли. Из врачей этого периода лишь немногие заслуживают упоминания; таковы Орибаз, Аэций, Александр (из Траллеса), Павел Эвгинский. Все это люди высокодаровитые, учёные, но не составившие эпохи в истории М.
Средние века
С разрушением римской империи на сцену выступают арабы и германские племена, в это время в исламских странах распространяется просвещение и науки, учёные исламского мира продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун-ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д. В Испании науки находят особенно благоприятную для себя почву. Арабы находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как Ислам призывает искать лекарства от болезней и привозносит тех кто лечит людей. Арабские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон (христианин), Бактишва (несколько врачей-несторян), Гонен, Абенгефит, Ар-Рази, Гали-Аббас, Авиценна, Абулказис, Авензоар, Аверроэс, Абдул-Латиф. Выдающийся хирург своего времени аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его трактат «Ташриф» первый иллюстрированный труд по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов и около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Ар-Рази составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
В Византии М. разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия. В Зап. Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма «Regimen Sanitatis». К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Только с XIII в. у немногих представителей М. замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской М., так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.
XV—XVI столетия
В Империи Инков
В Европе
В XV в. греки, бежавшие из разоренного турками Константинополя, способствовали распространению на Западе греч. литературы. Вскоре среди врачей обнаруживается стремление изучать древних и появляется целый ряд переводчиков и комментаторов: Леониценн, Манарди, Валла, Шампье, Линакр, Корнарий, Фуксий, Массария, Муза Брассаволе и др. Благодаря им Гиппократ, Диоскорид, Аэций и т. п. сделались доступны европейским врачам в неискаженном виде; знакомство с древними не замедлило отразиться на изучении болезней, которое сделалось более основательно и точно. Новое направление сказалось в ряде весьма любопытных наблюдений, сборники которых издали Масса, Амат Лузитан, Мунделла, Тринкавелла, Валлериола, Шенкий, Платер, Форест и др. Успехи анатомии сделались заметны с XVI в.; тогда стали устраивать анатомические театры, кафедры анатомии. Сильвий Дюбуа в течение 40 лет читал практический курс анатомии. Но истинным основателем новой анатомии был Везалий. В своем великом сочинении «De humani corporis fabrica» он изложил много новых открытий, выяснил ошибки Галена, который вскрывал только животных. Непосредственно после Везалия появляется целый ряд анатомов, которые изучают различные отделы своей специальности и делают множество открытий. Первое место среди них занимает Фаллопий; после него заслуживают упоминания: Коломб, Евстахий, Арентий, Варолий, Инграссий, Фабриций из Аквапенденте и др. Патологическая анатомия начинает разрабатываться. Бенивиени излагает результаты своих многочисленных вскрытий в особом сочинении. Донат особенно настаивает на пользе вскрытий для объяснения причин болезней. Успехи наблюдательной физиологии сказываются в XVI ст. Михаил Серве открыл легочное кровообращение и доказал, что возрождение крови происходит не в печени, а в легких. Вскоре после того Коломб и Цезальпин открывают независимо малое кровообращение, а Цезальпин даже недалек от мысли о большом кровообращении. Сочинения по гигиене не отличаются особенной оригинальностью. Меркуриал изложил правила древних о гимнастике; Корнаро на себе самом выяснил пользу умеренности в пище; Санкторий в течение 30 лет изучал соотношение между пищей и невидимыми потерями, применил термометр и гигрометр к изучению жизненных явлений, придумал прибор для исследования пульса и занимался много патологической анатомией. Клиническая М. может похвалиться важными приобретениями. Были точнее изучены распознавание и лечение известных болезней, изучены новые страдания (цинга, коклюш, сифилис); разработан вопрос о заразительности, предложены против сифилиса ртуть и сассапарель. Из писателей следует отметить Фернеля, классическое сочинение которого включает всю известную тогда патологию и исправляет много ошибок, перешедших от арабских авторов. Хирургия держалась прежнего направления, хотя некоторые представители её представили немало замечательных наблюдений. Таковы: Беренгер де Карпи, Везалий, Фаллопий, Виго, Маджи, Франко, Вюрц, Гильмо и особенно Амбруаз Варэ. Изучая вещества с целью открытия жизненного эликсира, средневековые алхимики открыли и изучили множество химических соединений. Множество новых фактов должны были поколебать веру в теоретические воззрения древних и привели к построению новых систем. Аргентерий восстает против Галена и арабов, исправляет их ошибки, но не дает ещё цельной системы. Гораздо решительнее выступили против старых воззрений несколько писателей, стремившихся совершенно уничтожить доверие к древним. Они указывали на важность химии и видели в ней основу всей М., но к подобным воззрениям примешивались алхимические и астрологические бредни, вера в магию, волшебство, сны. Агриппа вносит в М. учение о духах, которые управляют миром и телом, Кардан доказывает влияние планет на все части тела. Парацельс, в своих писаниях, доказывает, что каждая часть тела зависит от какой-нибудь планеты; всеми отправлениями заведует особое начало, или архей, на которого и должен влиять врач. Болезни зарождаются от звезд, ядов, пороков природы, колдовства и Бога. Лечение достигается молитвами, заговорами и лекарствами; из последних особенно действительны соединения металлов. Несмотря на смешные и вредные стороны своих учений, Парацельс полным отрицанием древней М., указаниями на важность химии и употреблением неорганических соединений — заставил М. вступить на новый путь, приготовленный успехами других наук.
XVII—XVIII столетия
XIX столетие
Анатомия стала окончательно сложившейся наукой, усилия исследователей были направлены к изучению анатомии тканей, и такому стремлению отвечали важные улучшения, достигнутые в микроскопической технике. Патологическая анатомия, воспользовавшись успехами гистологии, открыла изменения в органах и тканях, свойственные известным болезням, которые при жизни нередко могут быть определены на основании подобных отличий. Физиология, применив опытный метод, обогатилась множеством неожиданных открытий. Достаточно указать на выяснение значения отдельных частей мозга, различных нервных стволов, на изучение механизма органов чувств, на исследование отдельных частей пищеварения, на тщательное изучение кровообращения, дыхания, отделений и т. д. Фармакология собрала настолько обильный материал, что обособилась в отдельную науку. Патология не только выяснила значение отдельных условий, вызывающих болезнь, но стремилась также определить, путем наблюдений и опыта, механизм расстройств; открыт и исследован целый мир грибков, вызывающих болезни, и открыты во многих случаях основы борьбы с этими вредными деятелями. Практическая М. приобрела множество приемов, позволяющих делать точное распознавание болезней, а также выработала способы лечения многих расстройств, острых и хронических. В хирургии произошёл благодетельный переворот, благодаря которому лечение ран идет особенно успешно, а многие операции, которые прежде давали неблагоприятные результаты, сделались применимы с надеждой на успех. Глазные, женские, горловые и ушные болезни разработаны большим числом специалистов, которые достигли весьма счастливых результатов. Гигиена поражает своим развитием; благодаря ей в передовых цивилизованных государствах исчезли многие заразные болезни или уменьшились до крайне ничтожных размеров; средняя продолжительность жизни граждан возросла, общая болезненность резко ослабела. Достигнутые уже успехи убеждают в том, что М. в последние четыре столетия применяла в общем верные приемы мышления и исследования, останавливалась на действительно полезных способах лечения. Все это позволяет надеяться на то, что в будущем современное направление медицины даст человечеству ещё более важные результаты, благодаря которым существование людей будет более счастливое и более продолжительное.