Что изучает история физической культуры и спорта каковы ее предмет и задача
Основные понятия ИФК
История ФК представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний, является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта. Предмет её изучения – общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древних времен и до наших дней. Она рассматривает ФК и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории
Содержимое разработки
Тема: Предмет и задачи истории физической культуры.
Что изучает предмет истории ФК?
Основа изучения истории физической культуры.
Период и источники истории ФК.
История ФК представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний, является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта. Предмет её изучения – общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древних времен и до наших дней. Она рассматривает ФК и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории.
В содержании предмета входит изучение средств, форм и методов, идей, теории и систем физической культуры. ФК рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. Знание путей развития ФК и спорта помогает не только правильно понять и оценивать их современное состояние, но и предвидеть дальнейшее развитие.
В основу периодизации истории ФК и С положено учение об общественно-экономических формациях.
Научно-теоретической основой истории ФК является диалектический и исторический материализм. Применение диалектического материализма помогает рассматривать весь ход развития физической культуры во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. Диалектические закономерности дают возможность составить научное представление о поступательном развитии физической культуры на протяжении всей истории общества.
История может быть разделена на 5 периодов
При первобытнообщинном строе ф.к. имела свои особенности.
Определенные исторические условия служили рождением определенных систем физ. воспитания. В доклассовом обществе элементы системы ф.в. характеризовались тесной связью с трудовой деятельностью.
В играх, упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты. Важная особенность ф.в. это его всеобщность. С появлением классового общества система ф.в. стали носить классовый характер.
В феодальном обществе система ф.в. также имела военную направленность. При феодализме крепостные и свободные ремесленники создали свою культуру, здесь зарождалась система ф.в. трудящихся, которая большого развития не получила.
При капитализме господствующий класс впервые стал заинтересованным в ф.в. народных масс. Буржуазия использовала ФК и С для отвлечения трудящихся от политической борьбы, для воспитания молодежи в духе буржуазной идеологии, для подготовки их к новым войнам, для извлечения доходов. ФВ в капиталистических странах носит классовый характер. В рабочем спортивном движении уже появились зародыши нового ф.в..
Свободное развитие социалистической системы ф.в. стало возможным лишь после свержения капитализма и установления народной власти.
Основным принципом учебной и научной дисциплины «История ФК» в странах социалистического лагеря являлся принцип партийности требующий давать оценку явлениям события, фактам в обществе с классовых позиций, при этом соблюдала строгий научный подход к проблеме.
Партийность должна проявляться в изучении вопросов, интересующих общество, какую роль играла ФК и С в жизни общества, на всех этапов его развития, какое место занимало в воспитании молодёжи.
Изучение истории ФК на всех ступенях развития общества имеет большое воспитательное образовательное значение для всех слоев населения. Изучение истории способствует формированию научного мировоззрения, обогащает сознание людей интересными событиями, факторами прошлого, воспитывает нравственность, прививает уважение ко всем народам, внёсшим вклад в становление и развитие физической культуры и спорта. История учит интернациональному, отвергает всякую проповедь расовой и национальной исключительности, разоблачает буржуазную идеологию.
При изучении курса истории ФК и С используют различные источники:
произведение классиков, труды выдающихся деятелей;
архивные материалы, летописи, журналы, газеты археологические, этнографические данные, памятники изо. искусства, худ. лит-ра, кино, фото, фоно материалы;
практические данные по развитию ФК у разных народов.
К методам научного исследования истории ФК и С относятся:
историко-теоретический анализ обобщение исторических материалов, проведение исторической аналогии системной, статистический анализ, письменный опрос, интервью, беседы, обобщения, практики и изучения опыта развития ФК и С
История ФК и С показывает, какие неисчерпаемые возможности предоставляет общества, государство для всенародного развития ФК и С.
Что изучает история ФК?
Что является основой изучения ИФК?
В чём ее значение для подготовки специалистов по ФК?
История физической культуры
Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения, источники и периодизация. Основные этапы развития физического воспитания, сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем. Содержание Древнегреческой гимнастики и Олимпийские игры.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.04.2012 |
Размер файла | 36,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1.Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация
ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.
ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.
Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст.время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК зарубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Методы изучения истории физической культуры:
— исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.
3. Основные причины возникновения и первоначального развития физического воспитания
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности. Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
4. Основные этапы развития ФК при первобытнообщинном строе. Инициации
Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.
5. Сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем физического воспитания
Афины. Имелась целая система различных школ. Мусические ( 7-15 мальчики обучались чтению, письму и т.д) Палестры (мальчики 12-16 лет занимались бегом, борьбом, метанием, гимнастическими упражнениями, плаванием). Занятия происходили параллельно, эти школы были частные, мальчики жили дома. Богатые дети в 16 лет отправлялись в гимназии ( физ.подготовка и философия). Военно-физическое воспитание заканчивалось в эфебии (после 18 лет), 3 года в лагере. В конечном счете каждый афинянин становился воином, новоспитание не столь разнообразно, как в Спарте. Родители много значат. Девочки обучались в основном ведению домашнего хозяйства.
6. Содержание Древнегреческой гимнастики
7. Олимпийские игры Древней Греции, их общественное значение
физическая культура гимнастика олимпийский
Первые документальные сведения об ОИ относятся к 776 году до НЭ. Состязательная часть состояла из бега на 1 стадий. Затем в программу включаются бег на 2 стадии, бег на выносливость, пентатлон, кулачные бои, панкратион, скачки на колеснице, бег атлетов в полной вооружении. Продолжительность игр составляла 4-5 дней. ОИ выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Они способствовали объединению разрозненных полисов, устанавливали мир. Появление христианской религии привело к окончательному завершению истории проведения Олимпийских игр на то время. Кроме ОИ существовали также Пифийские (красота), Истмийские(Посейдону), Немейские, Панафинейские(Афине) и др.(около 40).
8.Физическая культура в Древнем Риме
9.Система военно-физическое подготовки феодалов. Организация рыцарских турниров
10.Физическая культура в средневековых городах Западной Европы, её истоки, значение для становления современного спорта
11.Физическое воспитание в трудах и деятельности гуманистов эпохи Возрождения
Период характеризовался бурным развитием искусства, философии, литературы и т.д. В это время усиливается антифеодальное мировоззрение. Начинается зарождение буржуазии. Появляются теоретические трактаты, идеи различных гуманистов, социалистов-утопистов, врачей и педагогов. Таких как В. Фельтре, Т. Мор, Т. Компанелла, Я. Коменский, У. Гарвей. Их принципы во многом совпадают. Если обобщить их мнения, то получится следующее: 1) отвергалось отношение к познанию человека как к тюрьме души. 2) в физ.воспитании детей ведущая роль отводится играм 3) предлагалось возродить опыт ФВ античности. Обращалось внимание на возрастные особенности при развитии человека. Создается первое пособие по ФВ (Меркуриалис, его автор «Об искусстве гимнастики). К середине 17века появляются первые попытки введения ФВ в режим школьного дня.
12.Развитие научных основ в области педагогики и естествознания на рубеже Средневековья и Нового времени
Ребёнок, лишённый подвижности будет подобен животному, выросшему в клетке. Каменский имел ввиду лишь окружающую человека природу, а мы говорим и о природе самого человека. С этой целью изучается анатомия, физиология и ряд других наук, которые во времена Каменского только зарождались. Так голландский учёный Андреа Везалий (1514-1564) впервые описал строение человеческого тела. Англ. учёный Уильям Гарвей (1578-1657) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало науке физиологии. Ещё до этого значительные исследования в области биомеханики были сделаны выдающимся учёным и художником Леонардо Да Винчи(1452-1519). Т.о. к началу 17века был создан довольно основательный фундамент для дальнейшего развития науки о физ. воспитании.
13.Развите представлений о роли физического воспитания в формировании личности в первый период Нового Времени (Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци)
Происходит период утверждения капитализма. Идет дальнейшее развитие идей гуманистов эпохи Возрождения. Джон Локк, на первое место ставит физическое воспитание ребенка с рождения. Он толкал идею подготовки джентльмена, он считал, что рабочий класс не должен заниматься ФП. Ж-Ж. Руссо считал, что все беды у человека начинаются с рождения, т.к. с рождения общество выдвигает ему некие требования. Считал, что все зло исходит от слабости человека. Он был против ФВ женщин.
Песталоцци наоборот подготавливал свою систему воспитания масс: Образовательная сторона (арифметика, история и т.д.) и физическое воспитание (элементарные и сложные движения суставной гимнастики).
14.Практические предпосылки к возникновению национальных систем физического воспитания (Фит, Гутс-Мутс)
15.История создания и анализ основных положений Немецкой национальной системы физического воспитания
Фридрих Ян. В основу гимнастики он положил упражнения на гимнастических снарядах (на перекладинах) и военные игры. Занятия: смесь свободных упражнений по выбору самих учеников. 3 части урока: 1) порядковые упражнения. Строевые и простые гимнастические для установления порядка 2) вольные упражнения. Движения отдельных частей тела, заимств. из суставной гимнастики Песталоцци. Эти упражнения готовили к упражнениям на снарядах. 3) упражнения на снарядах и со снарядами. Шпиц ввел групповые снаряды (длинная перекладина, длинные брусья, рябы лестниц и шестов).
16 История создания и анализ основных положений Шведской национальной системы физического воспитания
17. История создания и анализ основных положений Французской национальной системы физического воспитания
Франциск Аморос составил систему гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Для подготовки солдат и офицеров имело большое значение. Военно-прикладные упражнения, ходьба, бег с препятствиями и без них, прыжки, плавание, ныряние, борьба, метания, стрельба. Кроме того, он включал в гимнастику подготовительные упражнения, сопровождающиеся пением или музыкой. Главными снарядами были лестница, канаты, шесты, заборы. Схемы проведения урока у него определенной не было, он лишь обозначил некоторые принципы. При занятиях он учитывал индивидуальные особенности учеников. Он считал, что упражнения должны идти от легких к трудным, от простых к сложным. Он впервые ввел письменный учет занятий (контрольные карточки на каждого ученика).
18 Общая характеристика и особенности развития физической культуры во второй период Нового Времени
Второй период нового времени характерен обострением противоречий капитализма и постепенным перерастанием его в стадию империализма. Главным противоречием были: 1)между трудящимися и капиталистами 2)между господствующими и угнетенными народностями 3) между капиталистическими странами. Было широкое использование ФК в политических целях (отвлекало от революционной борьбы). Обострение национализма в физкультурных организациях и появление новых систем ФВ. Военизация системы ФВ. Наиболее известными были Сокольская, Лесгафта, гимнастика Ж. Домени, т.н. естественный метод Ж. Эбера и основная гимнастика н. Бука.
19 Сокольское движение в Чехии и других славянских странах,cодержание сокольской гимнастики
В Чехии, в сер.19 века возникло т.н. Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды, но главной основой были гимнастические организации. Стремясь сделать свою организацию привлекательной, «соколы» во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах, с предметами, без предметов. Они ввели комбинацию различных упражнений, обращая внимание на четкость и чистоту движений. Они ввели однообразный гимнастический костюм и музыкальное сопровождение для т.н. вольных движений. Все упражнения разделяли на 4 группы. 1) упражнения на снарядах 2) упражнения со снарядами 3) упражнения групповые 4) боевые упражнения. Схема занятия: строевые, вольные, со снарядами, боевые, на снарядах, в подгруппах, общие, строевые, конец.
20.Система гимнастики Ж.Демени, её значение для дальнейшего развития теории и практики физической культуры
Он считал ОРУ самым важным. Он разработал систему средств и методов ФВ детей школьного возраста. Изучая физеологию мышечной деятельности, он понял, что одного лишь деления физ.упражнений по анатомическому признаку недостаточно, нужно создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиции физиологии. Считал, что нужно уметь не только сокращать мускулатуру, но и расслаблять ее. Говорил, что надо не только развивать силу, но и укреплять здоровье. Нужно также думать о красоте форм тела и осанке. Он ввел в практику ФВ упражнения для физиологии мышечной деятельности. Он подверг критике старую шведскую систему за ее статичность и угловатость. Свои движения он предлагал выполнять по кратчайшим путям, избегая статики и рывков. Схема урока напоминала шведскую, но состояла всего из 7 частей, причем нагрузка обозначалась не подъемом кривой, а площадью квадрата. Гимнастика Демени была крупным шагом в развитии Общеразвивающего направления ФВ.
21 Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (Ж.Эбер), (Н.Бук)
Эбер продолжил линию развития прикладного направления в ФВ, типичного для Франции со времен Амороса. Предлагал проводить все занятия на местности без какого-либо специального оборудования. Деревья использовал для лазанья, канавы для прыжков, заборы для перелазания. Система упражнений была представлена для молодежи в целях ее призывной подготовки. Не предлагал ничего для женщин, считая, что все его упражнения сгодятся и для них. Был противником спортивной специализации, написал книгу «Спорт против ФК», ввел комплексный зачет из 19 видов упражнений. Достижения в каждом виде оценивались по 15 балльной системе. Бук. Направленность: гимнастика создана для того, чтобы здоровых, сильных, но неловких парней так обработать гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными и пригодными к несению военной службы. Он продолжал шведское упражнение. Широко пользовался снарядами (стенка, скамейка, бум). Занятия проводил в необычно быстром темпе. Широко использовались упражнения с партнером.
22 Общая характеристика развития международного спортивного движения после второй мировой войны
23. Влияние реформ Петра 1 (1672-1725) на развитие физической культуры дворянства в период образования Российской Империи
24 Взгляды прогрессивных деятелей России второй половины XVIII века на физическое воспитание (Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев)
25 Жизнь и деятельность П.Ф.Лесгафта (1837-1909)
Система ФО изложена Лесгафтом в его труде «Руководство по ФО детей школьного возраста». В книге изложен подход исследования- психических, педагогических, медико-биологических методов. Процесс ФО детей школьного возраста Лесгафта представлял так: 1й этап. 7-12 лет, простые упражнения. 2й этап. 12-15 лет, сложные упражнения. 3й этап упражнения для развития мышечного чувства. Лесгафт считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, метаний, борьбы и тд.
26. Советские фк в годы Гражданской войны.Всевобуч
27. Постановление ЦК РКП(б) от 13июля 1925 года
28 Всесоюзная Спартакиада 1928 года, её значение для развития физической культуры и спорта в стране. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года
29. История создания физкультурного комплекса ГТО, его значение для развития физической культуры
30 Физическая культура накануне и в годы Отечественной войны (1938-1945)
В предвоенные годы ФК и спорт в СССР достигли значительных успехов. Физкультурные организации окрепли, улучшилась их материально-техническая база, повысилась массовость физкультурного движения, возросло мастерство советских спортсменов. Физкультурные организации принимали активное участие в решении задач по укреплению обороноспособности страны. В союзных республиках наряду с современными классическими видами спорта культивировались и национальные. ФК была одним из факторов укрепления дружбы народов нашей страны и сплочения их вокруг Коммунистической партии. Научные исследования в области спорта способствовали дальнейшему совершенствованию советской системы ФВ. ВОВ потребовала перестройки всей деятельности физкультурных организаций. В первые же дни войны ЦК КПСС и Советское правительство призвали весь народ перестроить жизнь и работу на военный лад, организовать всестороннюю помощь действующей армии. Война требовала максимального напряжения физических, моральных и духовных сил. Самоотверженно трудились физкультурники и спортсмены в тылу: на промпредприятиях, колхозных полях, транспорте и учебных заведениях.
Определённый вклад в разгром врага внесли лесгафтовцы. За это в 1942 институт наградили орденом Красного Знамени. Испытания военных лет доказали правильность научно-технических и организационных основ советской системы ФВ, заложенных с первых лет её становления и развития.
31 Чем было вызвано постановление ЦК ВКП(б) о физической культуре 1948 года? Каково его значение для развития физической культуры и спорта?
На этой основе хотели завоевать лидирующие позиции по важнейшим видам спорта. Выполняя решение партии, местные партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации стали больше вникать в жизнь физкультурных коллективов, усилили практическую помощь. По всей стране развернулась борьба за массовость физкультурного движения, повышение спортивного мастерства.
32 Вступление СССР в международное олимпийское движение. Участие советских спортсменов в Олимпийских играх 1952 и 1956 гг.
В конце 1950 года ВКФКиС получил пригласительное письмо от президента МОК Эдстрема на Олимпиаду 1952 года. И в 1951 году НОК СССР вступил в МОК. Далеко не все поддерживали кандидатуру СССР, но все-таки в 1952 году советские спортсмены впервые приняли участие после 1912 года. На этих играх в Хельсинки сильно сказывалась политическая обстановка «холодной войны» между социалистическими и капиталистическими странами. Первое золото для СССР заработала советская метательница диска Наталья Ромашкова (Пономарева). Также высокие спортивные достижения показал советский гимнаст, участник ВОВ Чукарин, став абсолютным чемпионом в многоборье. В 1956году СССР выиграло командное первенство, абсолютной чемпионкой по спортивной гимнастике стала Латынина. Советский легкоатлет Владимир Куц победил на дистанциях 5000 м и 10000 м (с олимпийским рекордом) и был признан лучшим спортсменом. Советские спортсмены завоевали наибольшее число золотых (37), серебряных (29) и бронзовых (32) медалей.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе. Процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя. Первые коллективные игры и обряды инициации как ранняя форма физического воспитания.
реферат [17,8 K], добавлен 23.06.2009
Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.
реферат [23,6 K], добавлен 25.07.2010
Сущность физического воспитания, физического развития, физической культуры личности. Требования к реализации гармонического развития личности в системе физического воспитания. Общекультурные и специфические функции физкультуры. Нагрузка, ее параметры.
шпаргалка [230,7 K], добавлен 07.04.2011
реферат [26,2 K], добавлен 17.10.2008
Задачи, содержание и методика проведения гимнастики в учебных заведениях. Разработка методики повышения двигательного режима путем применения малых форм физического воспитания. Методы внедрения физической культуры в повседневный быт школьников.
курсовая работа [88,5 K], добавлен 05.10.2012
Анализ компонентов модели формирования физической культуры на основе спортизации физического воспитания. Критерии оценки сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования. Повышение двигательной активности.
презентация [1,2 M], добавлен 21.12.2016
Понятия теории физической культуры как вида общей культуры, части культуры личности. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи. Основные положения и требования учебной программы, цель, задачи и формы организации физического воспитания.
реферат [27,8 K], добавлен 15.02.2010