Что изучает история экономических учений
История экономических учений
История экономических учений — экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.
Содержание
Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая мысль Античности
Экономическая мысль средневековья
Меркантилизм
Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.
Физиократия
Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия — экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.
Классическая экономическая теория
Адам Смит (1723 год—1790 год), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами.
Марксизм
Марксистское направление в политической экономии — одно из ответвлений классической школы. Марксизм — марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818—1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value — трудовая теория стоимости), Карл Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.
Неоклассическая экономическая теория
Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы — У. С. Джевонса (1835—1882) и М. Вальраса (1834—1910) — называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.
Кейнсианство
По сравнению с классическим подходом кейнсианское направление появилось не так давно. Книга, с которой оно начало свое существование, «Общая теория занятости, процента и денег» британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, появилась в 1936 г., 160 лет спустя после «Богатства народов» Адама Смита. В 1936 г. капиталистический мир страдал от Великой депрессии. Беспрецедентно высокий уровень безработицы поразил большинство мировых экономик на годы, а невидимая рука свободных рынков оказалась полностью неэффективной. С точки зрения Кейнса, классическая теория показала серьёзное несоответствие реальным событиям, что вызвало необходимость создания новой макроэкономической теории.
Монетаризм
Макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером
Институционализм
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике, но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.
Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС — Востока (Китай).
В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика» для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.
Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире — это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма, но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы — Неокейнсианство.
Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.
Исследования экономических учений
По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера, первыми публикациями, посвященными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведен родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый в данной работе рассматривает основные концепции того времени — меркантилизм и физиократию. [5]
В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании, в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский ученый Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде, в 1828 году в Университетском колледже Лондона, а 1832 году в Дублинском университете. [5]
Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала ХХ веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова, «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова, «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского. В рамках книги «Экономические очерки», российский ученый В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов. [5]
Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист Альфред Маршалл, включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо, Джеймса и Джона Стюарта Миллей, Т Мальтуса и других. Таким образом, формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX — начале ХХ вв., к этому времени историю экономических учений уже начали преподавать в парижской Сорбонне. [5]
Среди работ начала XX века, посвященных изучению экономических воззрений, выделяется «Теория прибавочной стоимости» Карла Маркса в редакции Карла Каутского, написанная в 1905—1910 годах, где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и других представителей так называемой «вульгарной политической экономии». В 1909 году вышло первое издание «Историй экономических доктрин» французских экономистов Шарля Жида и Шарля Риста. В данной работе анализировались концепции неортодоксальных направлений, например, сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение 1934 года шведского экономиста Эли Хекшера «Меркантилизм». Также подробный анализ меркантилизма приведен в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса. [5]
Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг, Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер, У. К. Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт и многие другие. [5]
Предмет и методы изучения истории экономических учений
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 04.08.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
История экономических учений это наука, изучающая эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, выявление взаимосвязи и преемственности идей, трансформацию подходов и выводов. Он изучает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую реальность, как эволюционирует интерпретация базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований, стремится понять, как развивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и как почему многие идеи прошлого остаются актуальными и сегодня, как они влияют на наши современные идеи. История экономических учений помогает понять общее направление эволюции экономической науки, трансформацию ее общих направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.
Современная экономическая наука является результатом пластов разных исторических эпох, каждая из которых привела свои наблюдения, предложила свои темы, сформулировала свои концепции и теории. Обращаясь к науке, мы каждый раз соотносим ее возможности с нашими текущими проблемами. Из истории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя в стороне все остальное. Со временем многие знания блекнут и забываются, их истинный смысл теряется. В результате мы не замечаем сложности в тех явлениях, которые стали нам привычными и потому кажутся простыми и банальными. И наоборот, мы придаем универсальный характер фактам и зависимостям, которые по своей природе частны и случайны. Задача истории экономических учений восстановить утраченные значения наших знаний. Вопреки распространенному мнению, история науки это больше, чем воспоминание о заблуждениях былых времен. Это способ более полно и глубоко освоить то, что накоплено в современной науке.
История экономических исследований занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она одновременно несет самостоятельную нагрузку. В литературе принято следующее определение предмета данной науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов.
Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества. При изучении этой науки следует различать кумулятивные и эволюционные взгляды на историю экономических взглядов. Согласно совокупному мнению, более поздние экономические теории являются улучшением более старых. Они решают некоторые нерешенные ранее проблемы, устраняют ошибки предшественников, формулируют новые задачи. Следовательно, старые теории нужны в основном для лучшего понимания новых.
Другая, эволюционная, точка зрения основана на том, что законы экономической жизни не остаются неизменными, они значительно видоизменяются во времени. Следовательно, в исторически разные времена экономисты изучают иную экономическую реальность, и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Следовательно, то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представлять значительный интерес в другой. И тогда старая экономическая идея может быть удивительно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения.
Тогда история экономических исследований будет пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных объяснений, ценность которых со временем меняется. Эволюционный метод предпочтительнее кумулятивного.
Метод изучения экономических доктрин основан на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с использованием анализа и синтеза. Однако, поскольку эксперименты в экономической науке ограничены по своей природе, а скорость эволюционных изменений значительно превышает скорость изменения в природе, статистико-временной подход и историческая модель особенно важны в этом вопросе. История экономических исследований имеет самую тесную связь с экономической теорией.
Во-первых, исторический процесс развития экономической истории составляет основу предмета истории экономических учений.
Во-вторых, история экономических исследований прослеживает историю зарождения и развития экономической теории, возникшей первоначально как политическая экономия.
Возникновение политической экономии как особой, самостоятельной науки относится к XVI веку и связано с установлением на Западе эпохи капитализма. Однако интерес к экономическим вопросам появляется гораздо раньше, чем зарождение политической экономии. Большое внимание им в своих философских произведениях уделяют авторы, жившие в рабовладельческом обществе, а затем, в период феодализма, писатели-богословы. На протяжении веков понятие предмета экономической теории периодически менялось.
Первые представители политической экономии отстаивали интересы торговой буржуазии, которая из-за преобладания мелкого кустарного производства занимала в то время выгодное положение перед промышленной буржуазией. Они создали первую школу политической экономии, которая вошла в историю экономических учений под названием меркантилизм. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, которая предусматривала превышение экспорта товаров над их импортом.
В 18 веке и в первой половине 19 века предметом экономики было изучение «природы и причин богатства народов» (А. Смит). В середине и в последней четверти XIX в. были альтернативные понимания ее предмета марксистское и маржиналистское. С точки зрения марксизма, предметом политической экономии являются производственные отношения (производство, распределение, обмен, потребление). С точки зрения маржинализма, его предметом является человеческое поведение, преследующее определенные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующее ограниченные альтернативные ресурсы.
Изменение представлений о предмете экономической теории связано, с одной стороны, с идеологической направленностью исследователя, с другой с подвижностью и вариативностью самого объекта анализа экономической теории экономической активности людей, параллельно с изменениями которых уточняются научные выводы и представления о его предмете. Поэтому экономические учения не могут похвастаться долголетием. Читатель убедится в их мобильности и разнообразии, проследив экономические учения от античности до наших дней, рассмотренные в последующих вопросах.
История экономических доктрин
История экономических доктрин является неотъемлемой частью истории экономической мысли более широкой концепции, включающей не только теоретические взгляды, но и смежные области, такие как история налогов, денег, финансов, домоводства, форм управления, правовых норм. экономической деятельности.
Предметом истории экономических учений является эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.
История экономических учений раскрывает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует интерпретация базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся понять, как развивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого все еще остаются актуальными сегодня, как они влияют на наши современные представления.
История экономических учений помогает понять общее направление эволюции экономической науки, трансформацию ее общих направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.
Следует кратко пояснить, что обычно понимают под некоторыми понятиями, используемыми в образовательной и научной практике: направления, научные школы, экономические тенденции, взгляды на истоки и ход экономического развития, на экономические явления и процессы.
Взгляды это суждения, возникающие в результате анализа экономических процессов, отражающие их сущность, причинно-следственные и функциональные связи, характерные тенденции и внешние проявления. Формы суждений и взглядов очень неоднозначны и разнообразны. Они проявляются в виде законов, принципов, постулатов, моделей, формул. Концепции, доктрины, теории формируются из системы взглядов.
Как известно, под экономической теорией принято понимать научное обобщение процессов, происходящих в экономической жизни, основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями. Доктрина, доктринальные взгляды более строгая, в какой-то мере предопределенная система взглядов и концепций. В отличие от доктринальных взглядов, теория исходит не из заранее заданных принципов, положений, постулатов, а в первую очередь из реальных фактов, событий, процессов.
Течения в экономической науке совокупность согласованных и устоявшихся (определенных) взглядов, отражающих как основные, так и менее значимые, второстепенные положения. Примеры направлений: социологические, ортодоксальные и оппозиционные; более узкие направления рикардианский (объективный) и австрийский (субъективный) в английской экономической науке.
Школы (научные школы) это сообщество экономистов, которых объединяет общая исходная точка (концепции) и методология. Например, для англо-американской неоклассической школы характерно использование метода формализации экономических процессов как инструмента анализа и признания одним из ведущих принципов способности рыночной экономики к саморегулированию. Представители неоклассиков обычно придерживаются ортодоксальной, полуофициальной линии, в отличие от менее строгой, в определенной степени оппозиционной линии некоторых других школ (институциональных, школ «периферийной» экономики).
Собственно говоря, современная неоклассическая теория это не школа, а целое направление, включающее не одну, а несколько школ (например, кейнсианцев, монетаристов, сторонников «неоклассического синтеза» и т. д.).
Научные школы часто называют в честь имени или местонахождения известного университет, исследовательский центр (школы Чикаго, Кембридж); по так называемому географическому признаку (шведский, лозаннский, австрийский); наконец, именем выдающегося ученого, заложившего фундамент принципиально нового подхода к исследованиям (кейнсианскому, марксистскому). Направление очень широкое понятие, под которым принято понимать не строго обозначенное единство взглядов и концепций, не концептуальное сообщество представителей научной школы, а, как правило, более обобщенное и несколько размытое. «Связующий» критерий направлений как объединяющий принцип обычно выделяет какую-либо одну характерную черту, черту, ведущую тенденцию в формировании и развитии экономических взглядов, в методологии анализа экономических процессов.
Таким образом, экономистов и научных школ можно разделить на либеральных и консервативных. К математическому направлению обычно относят ученых, широко использующих в своей работе математический аппарат и количественные методы анализа. Швейцарский экономист Леон Вальрас использовал математические методы и концепции для анализа взаимозависимости всех сфер и параметров национальной экономики. Считается, что он положил начало математическому направлению в экономике.
История экономических учений органически связана с историей (изучающей процессы развития общественной жизни), философией (рассматривающей законы развития природы, общества, человеческой мысли в целом), политической экономией и, в более широком смысле, с система экономических наук (изучение законов, отношений, движущих факторов экономической жизни).
Предметом исследования в истории экономических исследований является развитие экономической науки. В ходе этого развития экономисты предлагали различные теоретические объяснения отдельных экономических явлений, связей между ними и функционирования экономики в целом. В свою очередь, задача историков экономических исследований провести сравнительный анализ этих теорий с целью использования их в современной экономической науке, а, следовательно, и в экономической практике.
Помимо сравнительного анализа различных экономических теорий, предметом изучения истории экономических доктрин являются также закономерности развития экономической науки, причины замены одних экономических теорий другими.
Предмет истории экономических исследований
Термин «экономика» одновременно означает:
Методами исследования экономической науки являются:
Метод абстракции исключения случайных явлений при изучении экономических процессов.
Направления современной экономической жизни
Современные тенденции экономической мысли включают:
Марксизм это направление экономической мысли, возникшее в 1840-х годах в Германии, которое защищает интересы рабочего класса; эта тенденция основана на концепции стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.
Исторический контекст развития экономической мысли.
Чтобы восстановить истинный смысл научной идеи, важно понять условия, которые ее породили, понять исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный резонанс.
Экономические доктрины принадлежат одновременно три разные сферы человеческой деятельности: мир экономики, мир науки и мир идеологии. И каждый из этих миров задает свой специфический исторический контекст, дает свои направления развития экономических идей.
Мир экономики служит объектом экономических знаний, определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Таким образом, экономика XX века как объект исследования разительно отличается от экономики античного общества. С этим связана важная особенность экономики, которая отличает ее от большинства областей естествознания.
Мир экономики это необратимо изменчивый исторический и экономический контекст развития экономической мысли.
Мир науки диктует, какие инструменты и методы осуществляется процесс познания. Каждая эпоха развивает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы эффективны.
В наше время ведущая наука оказала решающее влияние на такие идеи в разное время это были математики, астрономия, физика. Практика этих наук становится нормой, эталоном научный характер и общественный авторитет других отраслей знания часто зависели от их способности следовать принятому стандарту.
Научные руководители заимствовали методы анализа, приемы аргументации и стиль изложения научных трактатов.
Мир науки впитывает «дух эпохи» и служит историческим и культурным контекстом для развития экономической мысли.
Комбинация этих контекстов формирует среду, в которой действуют люди, авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие из контекстов важнее, какие меньше, каждый из них определяет по-своему, в зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и предпочтений. Именно здесь источник субъективного, непредсказуемого начала истории экономической мысли.
При выделении экономики в отдельную отрасль в игру вступает фактор научное сообщество. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. В научном сообществе профессиональное общение становится более регулярным, новые идеи и данные о результатах исследований распространяются быстрее, а научные исследования сосредотачиваются на получении новых знание.
Возникает еще один контекст для развития экономической мысли внутринаучный, требующий, чтобы новые идеи, противоречащие ранее доказанным истинам, проходили проверку на новизну, оригинальность и значимость.
Первые научные школы
Изначально и на протяжении многих веков экономическая мысль была частью моральных и философских идей традиционного общества. Она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже средневековые богословы, которые пытались объединить значения такого общества с устойчивым развитием товарно-денежного обмена в его глубинах.
Международная торговля стала мощным толчком для развития экономических знаний. В XVI-XVII веках его проблемы привлекали внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики. Это привело к формированию общественной идентичности вокруг национальных и государственных экономических интересов. В дебатах об экономической политике были созданы основные экономические концепции, и родилось понимание, что в экономике, как и в естествознании, действуют объективные законы, без знания и учета которых ни один политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.
К началу 18 века фрагментарные знания об отношениях и закономерностях экономических отношений начали формироваться в первых теоретических системах.
Пионеры новой науки политической экономии были автором первых подробный теоретический трактат ирландца Ричарда Кантильона, лидера первой научной школы «экономистов» француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландца Адама Смита первого классика экономической науки, мыслителя, благодаря которому политическая экономия получила свое достойное место в системе наук.
Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине 19 го века, когда, после нескольких десятилетий бесспорного лидерства классической политической экономии, многие из его постулатов и выводов стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки проходила в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ. Первыми противниками классической политической экономии были экономическая теория Карла Маркса и Немецкая историческая школа.
Начало современных экономических исследований
С точки зрения современных исследований, 1870-е гг. Образуют естественный рубеж в развитии экономических учений. Именно в это время стали широко известны идеи ограничивающего анализа, которые появлялись спорадически, но не были востребованы экономистами в предыдущие десятилетия. «Маржиналистская революция», как ее позже назвали, изменила облик экономической теории, ее метод и даже предмет.
Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения и равновесной (оптимальной для участников) ситуации дало возможность применить математические методы анализа в экономической науке.
Равновесный подход теория предпринимательства и прибыли.
Денежная теория в этот период несколько выделялась.
С 1890-х гг. Маржиналистская (неоклассическая) теория в Маршаллианские и вальрасианские варианты стали доминирующей ортодоксией в большинстве стран. Возможно, самое сильное сопротивление этому поначалу исходило от американского институционализма, продолжавшего традиции исторической школы и отчасти марцизма.
Русская мысль досоветского периода. Период с 17 по 1920-е гг. Включительно представляет практически все наиболее значимые направления российской экономической мысли. Долго временные рамки и разнообразие задач, точки зрения и подходов, безусловно, сделать это трудно воспринимать этот период в целом.
Однако национальная школа экономической мысли, несмотря на свое разнообразие, имеет некоторую общую специфику.
Специфика русской экономической мысли состоит в том, что она во многом была хоть и оригинальной, но ответом на процессы, происходящие в европейской науке, и ее оригинальность проявлялась в ярко выраженной практической и социальной направленности. Важнейшим вопросом, который в различных интерпретациях российские экономисты обсуждали на протяжении многих десятилетий в дореволюционный период, был вопрос о социальной реорганизации общества и, в связи с этим, о судьбе капитализма в России, который в Изменившиеся политические условия трансформировались в вопрос о социализме как реальной экономической системе. Споры по вопросу социальной реконструкции и судьбы капитализма никогда не укладываются в Рамки расхождения между школами экономических наук, но затронули области социальной философии, истории, религии и в то же время существенно повлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах между русскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущих разногласий по этому поводу, и противостояние славянофилов и народников, с одной стороны, и народников и марксистов, с другой, задает сложную палитру экономического дискурса второй половины XIX начала XX вв. Не случайно лишь очень немногие российские экономисты обратили внимание на маржинализм и увидели в нем позитивное явление, и еще меньше тех, кто воспринимал его как целостную теорию, не имеющую связи с марксистскими идеями о ценности или образе будущей социалистической экономики.
Сказанное не означает, что российские экономисты не высказывали оригинальных идей и не предлагали интересных концепций. Достаточно вспомнить «общую организационную науку», теорию длинных волн или концептуальные разработки в рамках организационно-производственной школы.
Хронологическая граница этого периода определялась не 1917 годом, а рубеж 20-х 30-х гг. Это обстоятельство отражает представление о том, что развитие экономической мысли в 20-е годы прошлого века, во многом определяемое спецификой проблем зарождающейся плановой экономики и подверженное идеологическим влияниям, тем не менее, может рассматриваться как связанное с дореволюционным развитием экономики. идеи в России, и в значительной степени степени и с последними достижениями западной науки.
От Кейнса до наших дней. Экономическая теория столкнулась с серьезными испытаниями в 1930-е годы. Опыт Великой депрессии поставил под сомнение правомерность рассмотрения рыночной экономики как гармоничной саморегулирующейся системы, уравнивающей спрос и предложение на всех возможных рынках. Стало очевидно, что даже если отдельные экономические агенты ведут себя рационально, общий результат
не обязательно оптимально. В макросистеме есть своя законы, не описываемые общей теорией равновесия. Создатель нового Джон Мейнард Кейнс считается макроэкономической теорией, объясняющей реально существующую депрессию и безработицу и предполагающей необходимость активного государственного вмешательства для борьбы с ними.
Работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» фактически заложила основу современной макроэкономики, оперируя совокупными показателями потребления, сбережений, инвестиций и т. д. распространение этого подхода на проблемы долгосрочной экономической динамики было основы современной теории экономического роста. Что касается инфляции и воздействия денежно-кредитной политики на экономику, оппозиция кейнсианству, как теоретически, так и практически, возникла из макроэкономических взглядов монетаристской школы.
В области макроэкономики 1930-е годы были «годами высокой теории».
Именно в этот период построение математических моделей стало выходить на первый план в развитии экономической науки. Таким образом, благодаря Дж. Р. Хиксу теория потребительского выбора была очищена от фрагментов психологизма, связанных с концепцией предельной полезности, и начала работать с предельными темпами замещения. Вальрасовская теория общего равновесия пошла по пути все большей формализации.
До середины 1970-х годов основным направлением экономической теории был неоклассический синтез, сочетающий неоклассическую микроэкономику с кейнсианской макротеорией. Системный кризис, поразивший западную экономику в 1970-х годах, также повлиял на экономическую теорию. Кейнсианство выпало из мейнстрима, его сменила новая классическая экономика, активизировались альтернативные исследовательские подходы и возобновились дискуссии по методологическим проблемам.
Заключение
В экономической теории долгое время шла борьба между «ортодоксией» и «ересью». «Богатство народов» Смита было вызовом меркантилизму, немецкая историческая школа возникла как протест против английской классической политической экономии. Тенденцией оппозиции не только господствующей экономической теории, но и господствующему общественному порядку был марксизм.
Важнейшим этапом в развитии экономической науки стало формирование научного сообщества ученых-экономистов, формирование экономического образования, профессиональных ассоциаций и журналов. Все это в области экономической теории оформилось примерно в конце 80-х годов, после закрепления победы маржиналистской революции. С тех пор доминирующей ортодоксией в мировой экономической мысли была маржиналистская (неоклассическая) теория, основанная на модели рационального (максимизирующего) человека в равновесном мире.
Современная экономическая теория отличается от других социальных наук (социологии, психологии) гораздо большей однородностью и единством подходов. Здесь доминирует «мейнстрим», стержнем которого является неоклассический подход. Критерии принадлежности той или иной теории к мейнстриму довольно интуитивны. Его границы постоянно меняются, в том числе новые достижения экономического анализа: игровые модели, теория поиск, гипотеза рациональных ожиданий и др. При этом сохраняются общие методологические принципы, характеризующие неоклассический подход.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.