Что изучает история древнего востока

Что изучает история древнего востока

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Определение понятия «история Древнего Востока». Хронологические и географические границы. История Древнего Востока является составной частью общего курса истории древнего мира, в который включается также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «классической древности». Включение истории Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия — «история древнего мира» —не является механическим или произвольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, политических институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины — истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоятельных частей —истории Древнего Востока, Греции и Рима — предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.

Что объединяет общества Древнего Востока, Греции и Рима? Прежде всего тот важнейший факт, что все они возникли из примитивного первобытного строя, господствовавшего в течение многих сотен тысяч лет, характеризующегося беззащитностью человека перед лицом природы, родовыми отношениями, элементарным уровнем выживания, неразвитым логическим и абстрактным мышлением. В разных экологических условиях древневосточные народы, древние греки и римляне по-разному решали тяжелейшую проблему выживания, приспособления к окружающей среде и

создавали свою цивилизацию. Именно создание цивилизации как нового этапа развития человеческих обществ означало завершение длительного периода первобытности и вступление человеческого общества на путь стремительного прогресса во всех областях человеческого бытия, само выделение истории Древнего Востока, Греции и Рима как особых комплексов.

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2) создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5) возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III— V в. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного

Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

Что изучает история древнего востока

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока — это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.

Возникновение первых цивилизаций в Шумере и Египте (вторая половина IV тысячелетия до н. э.) резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры. Взаимодействие раннеклассовых обществ с их окружением было сложным и многообразным.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства —все это можно видеть в Древнем Египте.

Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться вавилонским царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Двуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.

Ярко выраженный военный характер ассирийского общества и государства, государственное объединение всего Ближнего и частично Среднего Востока под властью персов—неповторимые явления древневосточной и мировой истории.

Варново-кастовая система, раздробленность, приведшая к сосуществованию различных форм политической организации — от монархии до республиканских образований при наличии культурного единства страны,—отличают цивилизацию Древней Индии от соседнего Китая с его оригинальной системой социальных рангов и деспотическим централизованным государством.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец IV—III тысячелетие до н. э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизационных центра—египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования —так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство. В тех исторических условиях единое централизованное государство обеспечивало приток рабов-военнопленных, направляло хозяйственную деятельность в масштабах всей страны, что имело большое значение для организации поливного земледелия в долинах Нила, Тигра и Евфрата. В Египте такое объединение произошло уже в эпоху Раннего царства (XXXI—XXIX вв. до н. э.); в Шумере междоусобная война отдельных городов-государств завершилась лишь в XXIV в. до н. э. В результате в Египте и Месопотамии складываются централизованные деспотические монархии с неограниченной властью царя, объявляемой божественной по происхождению, со сложным управленческим аппаратом. Основой экономики становятся крупные царские хозяйства. Объединенные в этих хозяйствах подневольные работники, близкие по своему положению к рабам, подвергались жестокой эксплуатации. Типичными образцами деспотических монархий являются Египет Древнего царства (XXVIII—XXII вв. до н. э.) и Месопотамия в эпоху Аккада и III династии Ура (XXIV—XXI вв. до н. э.). В обоих государствах эксплуатация рабов и подневольных работников достигает крайних степеней. Все это к концу III тысячелетия до н. э. приводит к кризису систему крупных централизованных хозяйств. Громоздкая система контроля, надзора и учета оказалась нерентабельной, крайние формы эксплуатации вступили в противоречие с потребностями производства. Социально-экономический кризис приводит к временному ослаблению деспотических монархий. В Египте усиливается местная знать, страна практически распадается на полунезависимые области. В Месопотамии исчезают огромные царские хозяйства, нарушается политическое единство страны. Однако здесь местная знать не играет большой роли, поскольку в период утверждения деспотической монархии она была практически вытеснена служилой знатью.

Одновременно в течение III тысячелетия до н. э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока,—в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги первых цивилизаций с их городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. На периферии древневосточного мира, протянувшейся от степей Аравийского полуострова до Северного Кавказа и степного пояса Центральной Азии, все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II — первая половина

I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но уже, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы;

В среде скотоводческих племен усиливается социальная дифференциация, выделяется правящая элита, известная по монументальным гробницам, лучше всего изученным на Кавказе. Возглавляемые удачливыми предводителями степняки нередко подчиняют своей власти земледельческие центры, их передвижения играют большую роль в этнических процессах, в частности в распространении индоиранских племен.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях—начинается борьба за преобладание на торговых путях.

На арене истории появляются новые народы, создающие могущественные политические объединения. Так, в Восточном Средиземноморье складывается гиксосский союз, подчинивший Египет в конце XVIII в. до н. э.; в Средней Сирии и северной Месопотамии в XVI—XV вв. до н. э. усиливается государство Митанни. Одно из теменных объединений Западного Ирана — касситы — в XVI—XII вв. до н. э. устанавливают свое господство в Месопотамии. Особое значение в XVI—XIII вв. до н. э. приобрело могущественное государство хеттов. Военное превосходство этих народов (использование боевых колесниц и широкое участие в военных операциях воинов-общинников под руководством своих племенных вождей) приводило к тому, что они нередко побеждали и подчиняли себе древние цивилизации. Вместе с тем завоевания в Египте и в Передней Азии не привели к разрушению сложившихся обществ, а свелись в конечном счете лишь к изменениям в правящей верхушке. Иная картина наблюдается в Индостане, где в силу ряда причин, в том числе и передвижений племен, древнейшая цивилизация приходит в упадок, и социально расчлененное общество в начале (тысячелетия до н. э. складывается заново и на новой территории —в долине Ганга.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Наиболее дальновидные представители правящих классов стараются смягчить социальные противоречия, ограничить их крайние проявления, что, например, нашло отражение в законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако эти временные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и внутренней борьбы. Так, в Египте мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н. э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX—VII вв. до н. э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия — «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств. Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.— середина I тысячелетия н. э.) —это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—IV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий—буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Меняется характер варварских племен, концентрирующихся по границам этого пояса. В их среде решающую роль теперь играют кочевые объединения, совершающие набеги на богатых соседей. Борьба с кочевыми племенами играет большую роль в истории Средней Азии и Китая. Захватив политическую власть в земледельческих районах, кочевники становятся во главе двух крупнейших держав древнего мира — Парфянской (III в. до н. э.— III в. н. э.) и Кушанской (I—IV вв. н. э.).

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.

При рассмотрении огромной зоны древневосточных обществ особенно ярко видны черты специфики в развитии отдельных стран, их этнических и культурных особенностей, исторических судеб. В Передней Азии поражение Персидского государства в столкновении с Грецией привело к своеобразному синтезу традиций двух регионов в форме эллинистических государственных образований, синтезу, давшему особенно плодотворные результаты в сфере культуры. Эллинистические государства в ряде случаев сравнительно скоро приобрели черты деспотической монархии. В Индии тенденции к созданию крупных государств получили реальное воплощение к середине I тысячелетия до н. э.

Приблизительно в это же время начинается интенсивный процесс создания крупного централизованного государства и в Китае с характерными чертами деспотической монархии. Специфической чертой развития Индии является общинно-кастовая система, в то время как в Китае значительную роль в общественной жизни играл традиционализм сословных рангов. В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации, в обществе начинается их внутреннее перерождение. Специфическая организация древневосточного общества логически подходила к своему концу. Крушение крупнейших держав — Кушан, Парфии, ханьского Китая, как и крушение Римской империи, в известной мере означало конец древней эпохи, на смену которой шел феодализм.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Источник

Предмет, цель и задачи курса «История Древнего Востока»

Предмет, цель и задачи курса «История Древнего Востока»

История древнего востока, всегда вызывала интерес у человека, поскольку здесь появились первые очаги цивилизации, человечество получило первые необходимые знания.

Ex Oriente Luxt – свет идет с востока.

Термин «Восток» был запущен в оборот греч авторами в период античности.

Вся Азия делилась на: Ближний, средний и дальний восток.

Цель дисциплины : изучить с помощью источников страны древнего востока.

Дисциплина имеет следующие задачи:

1. Ознакомить с первоисточником стран древнего востока.

2.Показать зависимость человека от окружающей природы и взаимодействие между ними в древний период.

3.Охарактеризовать экономическое развитие древних обществ их соц. И политический уклад.

4. Проанализировать общие черты и специфику древних регионов.

5. Оценить вклад стран древнего востока в мировую общину.

Географические и хронологические рамки курса «История Древнего Востока»

Хронологически можно выделить:

1 Эпоха – конец 4-3 тыс. до Н.Э

Египет, южную Месопотамию, Индия – централизованные большие государства.

2 Эпоха – 2 тыс. до Н.Э нач. 1 тыс до Н.Э – мелкие хозяйства, усиливаются государственная эксплуатация. Переход государства из «индо» в «Ганг». Появление цивилизации в Китае.

3 Эпоха – 6-2 вв до Н.Э – появление крупнейшей цивилизации Фемидов, Перфенско-Куманской державы, на обломках державы. Широкого античного проникновения в Азию.

Завершается период древнего востока 5-4 вв Н.Э – великое переселение народов. Азия перешла в Европу (Гуны).

Российские и зарубежные исследования по истории Древнего Египта.

Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока.

История Древнего Востока, Кузищин В.И., 1988.

Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М., 1970.

Пиатросвкий Б.Б Струвэ.

С тех пор как выдающийся французский египтолог Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество письменных памятников. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо, на Палермском камне. Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III», записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий.

Большой интерес к древнеегипетской истории пробудился в Европе с начала XIX в. после завоевательной экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта. Результатом работы группы ученых было издание знаменитого «Описания Египта» в 48 томах.

Анализируя найденную в деревне Розетта древнюю надпись, составленную на древнеегипетском и древнегреческом, Шампольон сумел расшифровать знаки царских имен, а затем и многие другие знаки египетской письменности. Особое значение имела деятельность немецких ученых Лепсиуса и Бругша, которые завершили дешифровку Шампольона.

Большое значение в европейской историографии приобрел труд русского египтолога Тураева «История Древнего Востока». Учеником Тураева был академик Струве, который стал одним из основателей школы советских египтологов, исследующих историю и культуру Древнего Египта с позиций марксистского мировоззрения.

Образование Ассирийской империи. Реформы Тиглатпаласара ІІІ.

Образование Ассирийской державы

В середине VIII в. до н, э. Ассирия снова усиливается. Тиглатпаласар III (745–727 гг.) снова возобновляет традиционную завоевательную политику своих предшественников периода первого и второго возвышения Ассирии. Новое усиление Ассирии привело к образованию великой Ассирийской державы, претендующей на объединение всего древневосточного мира в рамках единой мировой деспотии. Этот новый расцвет военного могущества Ассирии объясняется развитием производительных сил страны, которое требовало развития внешней торговли, захвата источников сырья, рынков, охраны торговых путей, захвата добычи и главным образом основных кадров рабочей силы — рабов.

Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии. В 746—745 гг.

до н. э. в обстановке недовольства только что понесенным от Урарту поражением вспыхнуло восстание в

Кальху, вследствие которого к власти при поддержке военной партии пришел новый царь Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ, способствовавший укреплению государства.

Одной из реформ была административная: разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций. В обязанности областеначальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением области, поставку воинских контингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали гораздо меньше, чем прежде, их собственные владения были раздроблены, им запрещалось давать иммунитетные грамоты, освобождавшие от податей и повинностей в пользу государства, самостоятельно предпринимать военные походы.

Другая реформа Тиглатпаласара III была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, формировавшегося по наместничествам из числа мужского населения страны, а также из воинов-колонистов, получавших за службу участки, называемые «землей лука». Снабжение армии базировалось на Принципе самоэкипировки. Теперь была создана постоянная армия — «царский полк»,—комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения, заинтересованных в военных походах.

Изменилось отношение ассирийцев и к населению завоеванных территорий. Если раньше значительная часть пленных вырезалась и лишь некоторая часть работоспособных жителей уводилась голыми и в шейных колодках в рабство, то, начиная с Тиглатпаласара III, это было признано нецелесообразным и менее выгодным для доходов Ассирийского государства. Теперь население, поскольку территорию удавалось включить в состав Ассирии, либо оставлялось на месте и облагалось тяжелыми налогами, либо, чаще, выселялось в организованном порядке, с частью имущества, детьми и т. д. в ранее разоренные ассирийскими походами районы на другом краю державы. Этим обеспечивалась более рациональная эксплуатация территорий державы и более регулярное поступление доходов с них, а также перемешивание населения, имевшее целью затруднить для покорённых народов возможность сговориться о сопротивлении.

Образование, расцвет и упадок царства Урарту

Образование: Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашареду I, годы правления 1280—1261 гг. до н. э.). Из текстов можно сделать вывод, что «цари Урарту» в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота. Исследователи Урарту считают, что именно Ассирия своими действиями способствовала возникновению государства Урарту на Армянском нагорье. Около 844 года до н. э. во главе Урарту встал Сардури I (сын Лутипри), который возвёл новый урартский столичный город Тушпу на восточном берегу озера Ван и создал целую сеть оборонительных крепостей на подступах к столице. Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении урартской царской династии.

Расцвет: В конце IX века до н. э. при царе Ишпуини, сыне Сардури I, (годы правления ок. 828—810 до н. э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также «централизация» урартской религии. Во время царствования Аргишти I в 786—764 гг до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии[1]. Урарту прочно завладело областью вокруг озера Урмия, территориями Закавказья и перекрыло торговые пути из Малой Азии в Ассирию. Вечный соперник Урарту, Ассирия лишилась, таким образом, стратегических в военном отношении поставок лошадей и железа и находилась в это время в состоянии экономического и политического упадка. Аргишти I сменил на престоле его сын Сардури II, который продолжил дело отца, совершив серию военных походов, расширяя дальше границы страны.

Упадок: В 744 году до н. э. на престол соседней Ассирии взошёл Тиглатпаласар III, который немедленно начал борьбу за восстановление Ассирией былого господства в Передней Азии. Тиглатпаласар III провёл ряд реформ в ассирийской армии и начал успешные боевые действия на западных границах Урарту, направленные на возврат Ассирии контроля над торговыми путями в Малую Азию. К 735 году до н. э. состоялось решающее сражение между ассирийской армией и урартской армией на западном берегу Евфрата. Ассирийцы разбили урартскую армию и захватили большое число пленных и различные трофеи. Сардури II, командующий урартской армией, бежал с поля битвы в Тушпу[1][28]. Тиглатпаласар III продолжил военный поход вглубь Урарту. После разгрома урартской армии государство частично распалось, и многие завоёванные ранее племена подняли восстания против центральной власти. Руса I, который вступил в 735 году до н. э ему удалось решительными действиями сохранить государственность Урарту и долгое время не допустить дальнейших потерь урартских земель. Наконец в 714 году до н. э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном военном походе Русы I против киммерийцев.

После смерти Русы II Урарту довольно быстро, в течение 100 лет было полностью уничтожено и впоследствии забыто даже античными авторами.

Образование и развитие Тиро-Сидонского царства. Дамасское царство в Сирии.

Традиционная точка зрения заключается в том, что в IX или даже еще в Х в. до х.э. возникло объединенное Тиро-Сидонское царство. Его царь выступал в первую очередь как «царь сидонян» (так он именуется не только в одной из библейских книг и в анналах ассирийских царей, но и в посвятительной надписи царского наместника), но столицей его был Тир. Сравнительно недавно было высказано другое мнение: в южной части Финикии возникла федерация городов, возглавляемая Тиром.

Показательно, что в X—IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.

Цари, судя по всему, стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает. Усиливается роль купцов, в отличие от тамка-ров Вавилонии и Угарита действующих самостоятельно и отправляющих’ за море собственные торговые флотилии.

Дамасское царство, в древности государство в Сирии. Известно по ассиро-вавилонским и егип. источникам и Библии. Основано, по-видимому, в 11— начале 10 вв. до н. э. арамеями, появившимися в районе Дамаска около 12 в. В начале 10 в. Д. ц. было подчинено Израильскому царству, однако в середине века оно стало самостоятельным. При царях Табриммоне и Бен-Ададе I (правил около 914—880) Д. ц. господствовало над Сирией и Палестиной, возглавляя коалиции ряда государств. Под руководством царя Бен-Адада II (около 880—844) была создана антиассирийская коалиция. До самого своего падения Д. ц. вело войны против Израильского царства. При царе Газаиле (около 844—804) Д. ц. стало данником Ассирии. Мощь Д. ц. усилилась с начала 8 в. при царе Бен-Ададе III, ставшем во главе 17 царств Сирии и успешно оборонявшемся от ассирийского нашествия. Власть Д. ц. простиралась в это время до Северной Сирии. В 732 до н. э. Д. ц. перестало существовать, его территория была превращена в провинцию ассирийской державы.

Образование Израильско-Иудейского царства. Правление царей Давида и Соломона.

В первой половине первого тысячелетия до нашей эры возникло новое политическое образование. Оно сложилось в результате союза двенадцати древнееврейский племен которые вторглись на территорию палестины и подчинившие себе ряд ханаанских государств. Древнееврейские племена сохраняли черты первобытных правопорядков до XII—XI до н.э. Вождей выбирали и они же являлись верховными жрецами, в военное время вожди командовали ополчениями, в мирное разбирали тяжбы соплеменников поэтому и обозначались термином «судьи». Переход к оседлой жизни, развитие торговли и ремесла ускорил имущественное расслоение, начал формироваться класс богатых собственников и рабовладельцев которым нужна была крепкая власть для защиты своих интересов, тогда на замену выборных вождей пришли цари с наследной властью. Формированию государства способствовала и внешняя опасность, древнееврейские племена с переменным успехом вели долгие войны с филимистянами

Сильные возмущения народа Давид вызвал своими распоряжениями о проведении переписи населения с целью обложения всех налогами и правило согласно которому все от рядового до царевича должны были «падать лицом своим на землю».

Внешняя политика его была вполне удачной, он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные границы царства до Акабского залива. Своим преемником Давид назначил младшего сына Соломона (965—935 г.до н.э.).

Предания наделяют Соломона мудростью, его изображают проницательным и справедливым судьей и даже объявляют его автором ряда литературных произведений

вошедших в Библию. На самом же деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками отца, он не раздумывая устранял всех кто стоял у него на пути.

Очень много внимания во времена правления Соломона уделялось строительству. Строились дворцы, храмы, восстанавливались ставшие пустыми ханаанейские города, основывались новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг роскошный храм в честь бога Яхве. Тирситский царь Ахирам прислал Соломону своих лучших мастеров и художников и даже строительные материалы, а тот в свою очередь снабжал Тир зерном, оливковым маслом и уступил ему двадцать городов. Содержание двора и огромный размах развернувшегося строительства требовало больших средств, налоговое бремя увеличивалось. Вся территория Израильско-Иудейского царства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых доставлял царю продовольствия на один месяц в году, так же была введена трудовая повинность. Сперва трудовая повинность коснулась только покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и самих израильтян, которые должны были работать четыре месяца в году на царских строительных работах. К концу правления Соломона внешнеполитическое положение государства осложнилось. На северной границе появилось мощное Дамасское царство. Большая часть племен отделилось от Иудеи и основало новое Израильское царство с новой столицей городом Самария. Династия Давида продолжила царствовать на юге страны в Иудеи и сохранила своей столицей Иерусалим.

Образование и упадок империи Маурьев. Характеристика империи Гуптов.

Антимакедонское восстание, приведшее к изгнанию македонских гарнизонов из Индии, возглавил упомянутый выше Чандрагупта. Воспоминания о Чандрагупте — одном из самых замечательных государственных деятелей в истории Индии — прочно сохранялись в народной памяти. Но вполне достоверных данных о нём и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Панды, но в результате какого-то столкновения с царём бежал в Пенджаб. Здесь он и встретился с Александром Македонским. Возможно, ещё до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н. э.) или вскоре после изгнания (мнения исследователей на этот счёт расходятся) он организовал поход в Магадху, сверг Дхана Нанду и сам занял престол, положив этим начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства. По родовому имени Чандрагупты основанная им династия носила название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нанда и воцарении Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Ко времени его царствования относится ещё одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н. э. Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия уже была объединена. Подробности войны Селевка с Чандрагуптой нам неизвестны. Условия заключённого между ними мирного договора показывают, что поход Селевка был неудачным. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жёны индийскому царю-свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в дальнейших войнах Селевка.

Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счёт государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата, что значит «истребитель врагов».

Сын его Ашока (около 273—236) до воцарения был наместником в северо-западной, а потом в западной части государства. Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил ещё одно государство Южной Индии — Калингу (современная Орисса). «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло»,— рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги власть Ашоки распространилась на всю Индию, за исключением крайней южной части полуострова.

Как уже указывалось выше, в большинстве индийских государств еще до объединения их под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие.

Идеологами господствующего класса усиленно поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи вынужден был каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков.

При царе был совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати — командующий войсками, пурохшпа — главный жрец, дхармадъякша —главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой.

Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сёл, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сёл, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племён, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчинённых государств и племён оставалась автономной.

Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде доли урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение гиадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д. Кроме того, свободные земледельцы обязаны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти — налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога

Важным историческим источником этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Их сохранилось более тридцати в различных частях Индии. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе буддийской морали, Кроме того, в надписях

подчёркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. За выполнением этих наставлений должен был следить специальный штат чиновников во главе с дхармамантрином — советником царя по делам дхармы («Закона», в смысле «Закона благочестия»—так обычно называли буддисты свою религию).

Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. Для усиления политического влияния державы Маурьев использовались буддийские миссионеры, рассылавшиеся по инициативе и при поддержке государственной власти далеко за пределы Индии. Именно с III в. до н. э. буддизм начинает распространяться на острове Цейлон, а затем в Бирме, Сиаме и Индонезии.

Распад империи Маурьев

Несмотря на все усилия Ашоки укрепить своё государство, многого ему добиться не удалось. Слишком сильны были различия в уровне экономического и общественного развития отдельных частей Индии, слишком она была разноплемённа. Вскоре после смерти Ашоки — в 236 г. — начался распад империи Маурьев; вероятно, уже сыновья Ашоки начинают делить её между собой. Последний представитель династии Маурьев, ещё удерживавшийся в Магадхе, — Брихадратха был около 187 г. до н. э. свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим династию Шунга. Наряду с внутренними причинами, обусловливающими недолговечность государств подобного рода, немалую роль в ослаблении и распаде империи Маурьев сыграли завоевательные походы в Индию греко-бактрийцев и парфян.

В начале II в. до н. э. во время правления Деметрия греко-бактрийцами была аодчинена долина реки Кабула и часть Пенджаба. Деметрий и его преемники титуловались на монетах как «цари индийцев». Они совершали грабительские набеги в соседние области Индии. В источниках имеются упоминания о том, что царь Менандр в своих походах в долину Ганга доходил до самой Паталипутры, но подчинить Магадху ему всё же не удалось.

После распада греко-бактрийского царства на территории Северо-Западной Индии образовалось весьма своеобразное государство со столицей в городе Шакала (современный Сиалкот, в Пенджабе), в котором царями были Греки, знать состояла из греков и в значительной мере — из уроженцев Средней Азии, а основная масса населения была индийской. Однако вскоре завоеватели растворились в местном населении, не оставив и следов своего пребывания в стране. Как утверждают буддийские источники, уже Менандр стал буддистом. Его преемники носили чисто индийские имена; монеты, которые они выпускали, имели и греческие и индийские надписи.

Около 140—130 гг. до н. э. эллинистические государства в Бактрии были разгромлены племенами, входившими в состав мощной конфедерации массагетов в Средней Азии, которых в исторической литературе обычно называют китайским наименованием — юэчжи. В конце II в.—начале I в. до н. э. эти племена, вторгшиеся в Индию и называвшиеся здесь шаками, или саками, подчинили себе большую часть Соверо-Занадной Индии, а возможно — даже часть Центральной Индии.

В начале I в. н. э. часть Северо-Западной Индии оказалась подчинённой парфянам. Здесь возникло крупное государство со столицей в Таксиле, независимое от Парфии или зависимое только номинально. Известно, что парфянский титул сатрапа ещё в I — II вв. н. э. носили некоторые правители мелких государств в Западной и Центральной Индии. Находились ли они в какой-либо зависимости от парфянских царей — утверждать с уверенностью невозможно. В Центральной Индии мелкие государства, управляемые царями, считавшими себя прямыми потомками шаков, существовали ещё в IV в. н. э.

В Древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия». Оно означало «индская страна», или «страна на Инде». Огромные размеры страны, многообразные различия физико-географических, климатических, природных условий, необычайная разнородность состава индийского населения и другие факторы были причиной того, что политическое единство не было характерным для средневековой Индии. Во все века этот громадный полуконтинент был разделен на многочисленные княжества. Время от времени они попадали под господство

могущественных правителей или династий и включались в их обширные политические объединения. Когда вследствие внутренней слабости или вторжения извне, или того и другого вместе, такие империи распадались, Индия снова становилась политически разобщенной. В индийской истории переход от древности к Средневековью отмечает эпоха Гуптов (IV—VI вв.). О происхождении династии Гуптов известно очень мало. Согласно эпиграфическим данным, основателем династии был человек по имени Гупта. Вероятно, он был правителем небольшого княжества. Его преемник сын Гхатоткача уже носил титул махараджи. Подлинным же основателем державы стал сын Гхатоткачи, Чандрагупта I. Видимо, с его коронации начинается отсчет гуптской эры, по которой датировались документы во многих государствах Северной Индии. Чандрагупта I принял новый титул — махараджадхираджа (букв. «великий царь, царь царей») и присоединил к своим владениям новые территории. В течение своего кратковременного господства он укрепил власть и престиж династии (320 — около 330 гг.).

Сын Чандрагупты I Самудрагупта вошел в историю как великий завоеватель (335—380 гг.). К концу его царствования империя включала почти всю Северную Индию и обширную территорию, простирающуюся на юг, по меньшей мере, вплоть до нынешнего Мадраса. При Самудрагупте империя Гуптов стала одной из крупнейших на Востоке. Центром ее была Магадха. Расширилось влияние империи, тесные связи были установлены со многими государствами. При Самудрагупте складывается настоящий культ царя как живого божества. Формируется круг идей, призванных оправдать сильную единоличную власть. В 380 г. трон перешел к его сыну, Чандрагупте II, который правил до 415 г. При Чандрагупте II государство достигло максимальных пределов, простираясь от Аравийского моря до Бенгальского залива. С его царствованием совпадает период расцвета империи. Чандрагупта II принял титул Викрамадитья («Солнце величия»). Материалы нумизматики позволяют говорить о денежной реформе при Чандрагупте II. Его предшественники выпускали только золотые монеты, он же ввел в обращение также серебряные и медные. Фигура Чандрагупты II — одна из самых популярных в индийской традиции. Традиция связывает с периодом его правления творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. В современной науке период Чандрагупты II часто называется «золотым веком Гуптов». Далее правили Кумарагупта I (415—435 гг.) и Скандагуп- та (435—467 гг.). Последним могущественным правителем этой династии был Будхагупта, умерший, вероятно, около 500 г. Имеются эпиграфические указания на нескольких правителей Гупта в VI в., но точные сведения о них отсутствуют. Гупта можно считать последними крупными, именно индусскими, правителями империи. Система управления при Гуптах в целом принципиально не отличалась от эпохи Маурьев. Вместе с тем усилился деспотический характер власти главы государства. Все местные правители именуются его «слугами», а их земли рассматриваются в качестве «кормления», полученного за службу. Однако империя Гупта отнюдь не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю, — далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Несмотря на создание большой державы, характерной чертой периода является бурный рост местной аристократии. Сохранялись и различные формы самоуправления — деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения и т. д. Основу социального уклада индийской деревни IV—VI вв. составляла соседская община. Отношения земледельцев с ремесленниками складывались в особую систему взаимообеспе- чения джаджмани, тесно связанную с оформлением кастового строя. Касты имели местный характер, создавали организационную структуру общины, гарантировали ее устойчивость и консерватизм. В эпоху Гуптов продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Увеличивается число пожалований частным лицам. Гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, особенно земледелия. Высокого уровня развития достигли ремесленное производство и торговля. Первые века нашей эры были временем массового распространения в Индии буддизма и джайнизма. Однако они так и не смогли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые мы объединяем под названием индуизм. Политическое единство и хорошее управление способствовали материальному процветанию, а оно, в свою очередь, отразилось на развитии литературы, науки и искусства. В Индии в эпоху Гупта завершилось складывание древнеиндийской культуры. Окончательно вырабатывается классический санскрит. В начале нашей эры первые крупные государства стали появляться и в Южной Индии — Чолов, Пандья, Керала. С IV в. среди других государств заметно выделялась держава Палла- вов. К этому времени значительно сократился разрыв в уровнях развития между Севером и Югом Индии. В ранний период царствования Скандагупты на западную часть империи напали гуны, известные как эфталиты или «белые гуны». Они явились одной из причин, способствовавших падению империи Гупта и образованию на ее развалинах многочисленных мелких государств. Наступил длительный период раздробленности. В V—VII вв. на территории Индии отмечено около 50 государств, существующих рядом друг с другом или сменяющих др

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *