Что изучает история для детей
«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета
Дети, знакомые с историей по школьным урокам, считают этот предмет скучным и полным ненужных событий и дат. В то время как мы, взрослые, знаем, что история — ужасно увлекательная штука, которая помогает увидеть, что за скучными датами стоит определенная логика, а за именами — реальные личности.
О том, как пробудить в детях интерес к истории, «Летидору» рассказала Эвелина Алиева, и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС. Материал подготовлен по мотивам выпуска подкастов «Как говорить с детьми о войне», созданного ФИРО РАНХиГС совместно с платформой СберЗвук.
Эвелина Алиева, и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС
Зачем ребенку знать историю
Вопрос первый и главный. Но далеко не все родители смогут сразу на него ответить.
Изучение истории помогает детям сформировать такие важные качества, как аналитическое и критическое мышление, приобрести навыки коммуникации и выработать рассудительный подход к решению задач.
Без знания истории взрослеющему человеку бывает трудно сложить свою картину мира.
Еще сложнее – понимать, что в мире происходит и как на это реагировать. И, кстати, к экзаменам будущим гуманитариям готовиться проще, когда есть живой интерес к предмету.
«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета
Почему важен родительский пример
Ребенок впитывает все, что видит и слышит вокруг себя. Он наблюдает и повторяет за родителями – так работают зеркальные нейроны в его мозге, особенно в младшем возрасте. Это касается моральных установок, взглядов на жизнь, отношения к окружающим и еще очень многих вопросов. И отношения к истории тоже.
Если родители сами не проявляют интереса к истории, то ждать этого от ребенка будет, по крайней мере, странно. Припомним здесь известную пословицу про зеркало.
Вы спросите: «А как же школа? Дети ведь ходят на уроки истории и что-то учат по этому предмету. Неужели этого недостаточно?»
Безусловно, школа здесь вкладывается колоссально, дает основу, но ее может не хватать. Плюс очень многое зависит от конкретного учителя. От того, как он подает материал, какие формы использует в общении с детьми. Ученики увлекутся предметом, только если учитель сам им «горит».
Поэтому не исключайте себя из этого дела и не снимайте с себя ответственность.
Как заинтересовать ребенка историей
Лучше вас вашего ребенка не знает никто – так что у вас все карты на руках. Ищите подход, пробуйте разные варианты. Что-то обязательно зацепит, от чего-то точно загорятся детские глаза!
Вот несколько способов прощупать почву:
Изучение происхождения своей семьи
Лучше всего начать именно с этого – беседы с дедушками и бабушками, старые семейные фотографии и альбомы (которые, кстати, можно и оцифровать – многие дети с интересом подключатся к такому занятию), семейные истории и байки.
Ребенок сможет понять, что история – это не что-то абстрактное и далекое. Это его корни, его близкие и он сам.
Фильмы, сериалы, игры и книги
В истории есть буквально все – человеческие драмы и трагедии, кровавые битвы, коварные заговоры, любовь и предательства. Многое из этого стало основой по-настоящему захватывающих художественных произведений.
Конечно, фильмы, сериалы и компьютерные игры – это не предметная дисциплина. Но они рисуют яркие и наглядные картинки, создают визуальные образы, погружают в детали, помогают прочувствовать эпоху.
«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета
Музеи, поездки и мероприятия
Историю можно увидеть своими глазами. А часто даже и потрогать своими руками. Начните с достопримечательностей и памятных мест, связанных с вашей семьей, объездите округу или же нацельтесь на что-то более дальнее. Кстати, путешествовать можно не только во время отпуска или каникул – небольшая познавательная поездка на выходные возможна в любое время года.
Не забывайте про исторические мероприятия – это крайне интересный опыт и для родителей.
В любом случае вы не только узнаете новое, но и проведете время со своими детьми. Кто знает, может, именно сейчас вашим отношениям не хватает простого диалога и общения.
Обсуждение будущего и прошлого
Попробуйте говорить с ребенком о будущем. Задавайте вопросы, как человек видит свое будущее, будущее страны. Говорите о том, что происходит прямо сейчас.
Проводите параллели и ищите аналогии в прошлом.
Мы проходим школьную программу без учебников и ничего не потеряли: колонка мамы
Это как задачки на логику и поиск причинно-следственных связей. Как не совершить те же ошибки, которые многие совершили раньше? А еще здесь можно попрактиковаться в психологии, попробовать проанализировать поступки и действия исторических персонажей, вдруг и это заинтересует.
Для каждого из нас история начинается с семьи. Ребенок должен чувствовать, что она близка ему и он может до нее дотронуться. Главное, будьте бережны, деликатны и аккуратны – не давите и не настаивайте. Историей сложно заинтересовать через силу. Она этого не заслуживает.
Знакомство дошкольников с историей
Нина Путинцева
Знакомство дошкольников с историей
История – это наука, которая привлекает к себе внимание людей всех возрастов.
С каждым годом, подрастая, ребенок становится все любознательнее, ему очень интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Вспомним детские сказки, в большинстве из них встречается выражение «давным-давно». Так что же это за слово такое «давным-давно, и когда же оно было?» Вместе с этим вопросом возникают и многие другие,можно назвать самые распространенные: «Во что играли дети, когда мама была маленькой девочкой? Как одевались? Где жили?»
В связи с этим первые уроки истории – это истории мам, пап, бабушек, дедушек. Начнем с простых вещей. В каждой семье есть та или иная вещь, которая передается из поколения в поколение, либо просто хранится с давних времен. И не важно семейная ли это реликвия или предмет не имеет никакой ценности, лишь просто жалко выкинуть. Уже сама это вещь и является историей, ведь она отражает какой-то отрезок времени в прошлом. Дети с одинаковым любопытством будут рассматривать и орден, которым был награжден дед за боевые заслуги, и швейную машинку на которой прабабку сшила свое первое платье, и брошку, которую мама носила в юности…
Как всем известно познание мира для детей в основном происходит с помощью ощущения, иными словами «на ощупь». Дайте малышу полюбоваться сокровищем, потрогать его, рассмотреть со всех сторон, сопровождая рассказами об этом предмете.
Каждый предмет будь то брошь или орден имеет свою история, какой-то отрезок времени. Рассказ о предмете можно начать с того, как он попал к вам в дом. Здесь очень важно объяснить ребенку, что каждая вещь имеет свою историю, и что, когда он немного подрастет у него тоже будет своя вещь с историей.
Немаловажную роль для детей играют картинки, на них изображены предметы, люди, события. Покажите детям на картинках какие игрушки были, расскажите, как с ними играли мальчики и девочки в давние времена. Можно узнать какие были раньше игрушки, а какие сейчас, если есть похожие можно их сравнить. Вернемся к сказкам, которые отражают стародавние времена. Пусть малыш попробует представить себе, как одевались сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и Василиса Премудрая. Затем откройте любую русскую народную сказку и покажите какую одежду носили люди в разные эпохи. Если дома имеются фотографии времен бабушек и дедушек, то покажите их детям, пусть они посмотрят, как одевались в те времена, а если на них, кроме одежды изображены дом или предметы быта, то это ещё больше расширит кругозор детей о представлении как же раньше жили люди.
Ребенку пяти-шести лет будет интересно сходить в музей. Не стоит заострять внимание на исторических событиях эпохи, малыш вряд ли поймет, о чем идет речь. А вот узнать, как как выглядели «давным-давно» печки, колодцы, как обходились люди без водопровода, телевизора, телефона, машин и компьютеров ему будет очень интересно.
Если вы живете в городе, где здания сохранили свой исторический архитектурный вид, то прогуливаясь по таким местам, пусть ребенок дотронется к древней каменной кладке замка или башни. Прикосновения лучше всего помогут малышу понять, что означает «давным-давно».
Конечно, пока ребенок не пошел в школу, систематические знания по истории не нужны, главное ощутить время, осознать связь эпох и роль ребенка и его семьи в мировой истории.
Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь.
Конспект НОД с использованием ЭОР «Знакомство с историей хохломской росписи» (старшая группа) Структурное подразделение «Детский сад № 6» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Знакомство с историей села Родниково» Цели: 1. Познакомить детей с образованием села; Учить ориентироваться на карте села; Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях.
Перспективный план работы «Знакомство с историей России, Тульского края, города Тулы» (вторая младшая группа) Перспективный план работы по теме «Знакомство с историей России, Тульского края, города Тулы» 2 младшая группа. СЕНТЯБРЬ 1. Познание » День.
Ознакомление дошкольников с историей и традициями донских казаков Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и.
Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Консультация для родителей Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Уважаемые родители! Мы с вами говорим о том, что семья играет.
Знакомство детей с историей возникновения утюга Цель: Знакомство детей с историей возникновения утюга. Задачи: • Воспитывать уважительное отношение к предметам старины; • Воспитывать дружеские.
Знакомство с национальным карельским орнаментом, историей, традициями родного края (фотоотчет0 …) Знакомство с национальным Карельским орнаментом, историей, традициями родного края. На занятии по рисованию я познакомила детей с карельским.
Почему детям нужно учить историю?
Математика, русский, английский язык для детей — эти предметы обычно называют родители на вопрос о том, какой предмет самый важный. Однако мало кто вспоминает об истории. Тем не менее этот предмет — один из самых важных для современных детей. Ведь история не только знакомит ребенка с разными эпохами и культурами, но и формирует разностороннюю эрудированную личность. Это одна из основ комплексного развития успешного ребенка. Но чем же она так полезна?
Новый взгляд на мир
История это не только про даты и события, история в первую очередь — про людей. Знакомясь с биографиями знаменитых полководцев, политиков, философов, дети учатся лучше понимать мотивы их поступков, осознают, что в мире нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей. А изучая тяжелые моменты отечественной истории, ребенок учится сопереживать, проникаться чувствами других людей, развивает эмпатию.
Понимание ошибок прошлого
Наши дети — наше будущее. Когда они вырастут, именно они будут творить новую историю и менять мир. И важно с детства привить им умение учиться на ошибках прошлого, чтобы в будущем не допускать подобного. Во время изучения истории у ребенка формируется ответственность за собственное будущее, будущее страны и планеты. Он начинает осознавать, что в его силах изменить жизнь к лучшему, начинает более внимательно относиться к природе и людям.
Критическое мышление
На детских курсах по истории ребенок будет устанавливать связи, изучать предпосылки, научится проводить анализ событий. Вместе с учителем ученики могут поразмышлять, что спровоцировало то или иное событие и можно ли было изменить. Они обсудят, как пошло бы развитие человечества, если бы ситуация сложилась другим образом, и как события привели к формированию современного мира. Это мощная тренировка критического и аналитического мышления, развитие скорости мышления.
Развитие личности
Биографии выдающихся личностей вдохновляют и мотивируют на саморазвитие. Исторические примеры дают богатую пищу для развития, построения планов и целей. Ребенок, в программе у которого есть уроки истории, обладает более широким кругозором, может поддержать дискуссию почти на любую тему. Он легче отстаивает свою точку зрения и чувствует себя увереннее.
Есть множество других причин отдать ребенка в развивающий центр для детей на занятие историей:
Изучение истории с раннего возраста формирует здоровое целостное поколение. Именно такие люди в будущем будут развивать и улучшать наш мир. В Детском центре «Имена Продакшн» ваш ребенок может пройти обучение истории у лучших педагогов Москвы. В ходе занятий он не только расширит кругозор и узнает историю родной страны, но и подготовится к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗ.
Уроки истории для малышей
Многим из нас история запомнилась со школьных времен как скучный список дат и имен. Между тем эта наука невероятно увлекательна и без труда дается даже малышам. Главное – подойти к ее преподаванию с правильной стороны.
Вера Герасимова
Елена Гуряева
История – довольно сложный предмет для детского понимания, заинтересовать которым ребенка не так-то просто. Точнее, увлечь интересными рассказами о каких-либо исторических событиях и лицах, будь то рыцарский турнир или крещение Руси князем Владимиром, просто, а вот дать понимание, насколько это все было давно, – нет. Связано это с тем, что детки младшего возраста достаточно тяжело ориентируются во времени. Нам трудно это представить, но для малышей события прошедшей недели, вчерашнего дня и настоящего момента как бы сливаются воедино. Вот почему необходимо правильно выбрать ракурс, как подавать информацию исторического характера ребенку, чтобы зажечь в нем искорку любопытства.
Смотрите на вещи реалистично: пока малыш не пошел в школу, вам вряд ли удастся сформировать в его голове четкий свод даже самых основных исторических вех. Но к этому и не нужно стремиться! Главное сейчас – помочь ему ощутить ход времени и связь различных эпох. В этом вам помогут старинные вещи, развивающие пособия и, конечно, собственная фантазия.
Сначала было…
Первыми уроками истории для малыша должны стать экскурсы в историю вещей. Выбираем предметы, которые знакомы и понятны, и начинаем объяснять. Например, возьмем кровать. Спрашиваем у малыша: «Что такое кровать?» Конечно, он сможет дать элементарный правильный ответ. Затем начинаем рассказывать, что когда-то на земле жили первые люди (сейчас их называют «первобытными»), у которых еще не было кроватей! Интересно, на чем же они спали? Обязательно выслушиваем версии ребенка (солома, охапки травы, звериные шкуры), с чем-то соглашаемся, с чем-то спорим. А потом рассказываем, как вообще появились кровати, показываем картинки с изображениями первых спальных мест, сравниваем и отмечаем, что они не всегда были такими удобными, как сейчас (так в Древнем Египте, исторической родине современных кроватей, основание делалось из сетки, сплетенной из жестких ремней и веревок). Постепенно в своем рассказе доходим до описания современных кроватей. С такой привязкой к хорошо знакомым вещам ребятам гораздо проще понять и представить себе историю как некий протяженный во времени отрезок. Конечно, такие просветительные уроки требуют специальной подготовки. Как просто и доступно сделать исторический экскурс, вам подскажет, например, мультсериал «Фиксики» (серия «История вещей»).
Для того чтобы помочь ребенку сориентироваться во времени и научиться управлять понятиями «раньше» и «позже», предложите ему поиграть в игру «Лента времени» (подойдет для детишек от 3 до 5 лет). Суть ее состоит в том, что нужно взять фотографии малыша из разных периодов его взросления. Самая первая фотография – совсем маленький, допустим с выписки из роддома. Показываем ее и говорим: «Это было три года назад! Тогда ты только родился и был еще совсем маленький». Не удивляйтесь, если кроха будет смеяться, отпираться и отнекиваться – мол, нет, это не он! Берем следующую фотографию – ту, на которой ребенок уже постарше, когда он научился сидеть или ползать. Говорим: «А вот здесь ты уже подрос, научился сидеть!» Обязательно отмечаем, что это тоже было давно, 2–2,5 года назад, но уже позже, чем то, что на первой фотографии. Таким образом, постепенно мы продвигаемся «вперед» до фотографий настоящего времени, а у ребенка складывается целостная картинка, что было раньше, а что позже, что сначала, а что потом. После просмотра и восстановления хронологии всех фотографий можно предложить ему пофантазировать и нарисовать рисунок на тему: «Кем ты станешь, когда вырастешь». Этой «фотографией» в игре будет обозначено будущее время, то, которое еще не наступило.
Усложненный вариант игры: сделайте подборку фотографий (3–6 штук) одного временнóго отрезка (например, в течение года или последних двух лет) и попросите ребенка разложить их в хронологическом порядке – что происходило вначале, а что было дальше.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ». История – наука о прошлом. Исторические источники
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ». История – наука о прошлом. Исторические источники
1) объяснить, что такое история и определять её особенности как науки;
2) определить, кто такие историки, откуда и как они узнают о прошлом;
3) приводить примеры исторических источников; делить их на группы;
4) сформулировать собственные суждения о необходимости изучения истории.
Воспитательные: воспитать у учащихся познавательный интерес к истории родного края;
Развивающие: развить критическое, историческое мышление.
Вид урока: урок изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: компьютер / ноутбук для показа презентаций
1) Организационный момент
2) Проверка пройденного материала
Это первый урок данного предмета, соответственно предыдущих уроков по этой теме не было.
3) Объявление новой темы и ее цели
4) Изложение материала
1. История как наука и учебный предмет . Слово «история» пришло к нам из Древней Греции и в переводе означает «исследование», «рассказ о событии». Если мы обратимся за помощью в словари или Интернет, то найдем несколько его объяснений. Историей называют события в прошлом, рассказ о жизни человека, приключения и случаи, произошедшие с ним. Даже документ о состоянии здоровья тоже называют историей. Стало быть, история – это рассказ о том, что уже произошло и осталось в прошлом. Со временем и само прошлое стали называть словом «история».
Сегодня история изучает различные события от самых древних времен до наших дней. Она исследует жизненный путь выдающихся людей, прошлое отдельных сел, городов, стран и всего человечества.
3. Исторические источники и их виды . Исторические источники называют также памятниками. Всем известно, что памятник – это статуя, бюст, колонна, надгробие. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, выдающихся личностей и напоминать потомкам о славных делах их предков. Поэтому в науке памятником называют любое дошедшее до нас свидетельство прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная рукопись, надписи на камне, древние сказания – это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники охраняются законом.
Для того, чтобы памятник прошлого стал историческим источником, необходимо уметь его исследовать.
5) Для усвоения только что полученной информации стоит поспрашивать учеников, по пройденному материалу при этом повышая их внимательность и бдительность на уроке :
Приведите примеры исторических источников
Что изучает наука “ История ”?
6) Домашнее задание
Написать сообщение о Геродоте ; § 1, вопросы 2,3,5,7 ; заполнить таблицу на стр.4
Задание на соответствие (что объеденяет) :
Определите, в каком значении употребляется слово «история» в следующих предложениях. Что объединяет все приведенные значения? 1) История нашего похода на природу включает в себя множество приключений;
2) В учебнике по истории древнего мира есть интересный рассказ об египетских фараонах.
4) Наш край имеет богатую историю, уходящую 8 своими корнями в далекое прошлое.
4) Завершите и запишите предложения:
— История как предмет изучает…
— Исторические источники разделяют на…
5) Слово «история» в переводе с древнегреческого языка означает:
в) рассказ о прошлых событиях;
г) повествование о том, что узнано, исследовано.
Конкурсы для выполнения домашнего задания: