Что изучает история 5 класс никишин

Рабочая программа по истории 5 класс. Учебник Всеобщая история В.О.Никишин. 2020 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс. Учебник Всеобщая история В.О.Никишин. 2020 г.»

Настоящая рабочая программа по курсу Всеобщая история в 5 классе составлена на основе образовательной программы ФГОС ООО МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ,учебного плана школы, примерной рабочей программы к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс (авт.-сост. Ф.А.Михайловский).

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/ В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский; под науч. Ред. С.П. Карпова. – М. ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 328 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2015. – (ФГОС. Инновационная школа).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Актуальность программы: основной задачей программы является такой отбор материала и так выстроенный курс, чтобы он позволял учащимся любого уровня подготовки познакомиться с историей Древнего мира, то есть, создание общей картины эпох в ее основных взаимосвязях.

На материале истории Древнего мира начинается формирование системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплины, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение истории Древнего мира основывается на цивилизационно-гуманитарном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой – либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе истории Древнего мира вначале в значении «стадии общественного развития» (следующая за варварством). Более полное пони мание термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимание термина «цивилизация» как совокупность хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

В то же время содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино основная линия – человек, личность в истории.

Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV. Древний Рим. Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам.

Существующие программы имеют в основе монографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая

Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хронологической последовательности были бы неприемлемы частые переходы от истории одной страны к истории других стран. Учащиеся этого возраста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история Древнего мира содержит большей частью незнакомый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры — все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Греции и Рима должны изучаться по-прежнему раздельно, как части курса.

После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в первом разделе части II («Древний Восток») изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логически продолжают изучение возникновения цивилизации на земле, начатое уроками по истрии первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, усваивая понятие «Древний Восток». Такая последовательность и группировка материала отчасти обусловлена тем обстоятельством, что, согласно современному учебному плану, изучение истории начинается на год раньше географии. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ.

В разделе «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие «культура». Данный раздел является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. В теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 — период Среднего царства, в теме 13 — период Нового царства.

Наступление железного века показано в следующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключительного раздела 11 части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получают ясное представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир.

Изучение истории Древнего Востока завершается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, в Китае и на Ближнем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно закрепляют понятие «Древний Восток». К тому же намного удобнее и логичнее переходить к изучению истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех цивилизаций Индии и Китая.

В III и IV частях курса сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. В то же время в программе наибольшее внимание уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Назначение курса – формирование исторического мышления, дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цель обучения истории — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Исходя из цели, вытекают следующиезадачи:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-бесед, практических занятий, конференции, игровых занятий уроки-практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео-уроки, уроки медиа-презентации.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).

Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Используются элементы технологий: игровые технологии; проблемное обучение; личностно-ориентированное развивающее обучение; уровневой дифференциации; критического мышления; проектная.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа с источниками, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА и ВПР.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

приобщение к истокам культурно-исторического насле­дия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

представление о видах идентичности, актуальных для ста­новления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

освоение гуманистических традиций и ценностей, станов­ление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отноше­ния к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;

готовность формулировать и высказывать публично собс­твенное мнение по «открытым» проблемам прошлого и совре­менности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъ­ективных позиций, вести конструктивные диалоги;

умения проводить поиск основной и дополнительной ин­формации в учебной и научно-популярной литературе, в Ин­тернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соот­ветствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира пятиклассниками включают в себя:

целостное представление об историческом развитии че­ловечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

яркие образы и картины, связанные с ключевыми со­бытиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

способность применять понятийный аппарат и элемен­тарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопостав­ления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в от­ношении дискуссионных и морально-этических вопросов дале­кого прошлого;

умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длитель­ность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объ­екты Древнего мира, описывать их положение в условиях изу­чаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими инфор­мацию учебника;

умения комплексно характеризовать важные факты ис­тории Древнего мира (время, место, участники, причины, следствия, характер событий), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы гос. устройства);

умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

умения различать в учебном тексте факты, их субъектив­ные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дис­куссионным вопросам истории Древнего мира;

готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Что изучает история.Что такое история. Всеобщая, или всемирная история. О чем рассказывает история Древнего мира. Исторические источники.

Счет лет в истории. Годы, века, тысячелетия. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры.

Тема II. Жизнь первобытных людей

Появление людей на Земле.Древнейшие люди. Происхождение человека. Облик далеких предков. Первые орудия труда. Охота и овладение огнем. Ледниковый период и его последствия.

Региональный компонент: Северные территории в конце эпохи оледенения.

Жизнь древних охотников.Родовые общины охотников и собирателей. Человек осваивает планету. Значение охоты в жизни людей. Орудия каменного века. Великое оледенение. Лук и стрелы.

Региональный компонент: Основные занятия северян.

Искусство и религия первобытных людей.Возникновение искусства и религиозных верований. Человек становится художником. Что такое искусство. Идолы и колдуны. Что такое мифы.

Древние земледельцы и скотоводы.Возникновение земледелия и скотоводства. Родоплеменной строй. Приручение животных и скотоводство. Возникновение земледелия. Развитие ремесел.

Региональный компонент: Орудия труда северян.

От первобытности к цивилизации.Появление неравенства и знати. Открытие металлов. Общинники и знать. Что такое цивилизация.

Тема III. Древний Восток

Возникновение государства в Древнем Египте.Государство на берегах Нила. Природные условия Египта. Объединение Египта.

Жизнь древних египтян. Фараоны – владыки Египта. Египетские вельможи и писцы. Египетские жрецы. Труд земледельцев. Ремесло и торговля в Древнем Египте. Рабы.

Могущество и упадок державы фараонов. Соседи египтян. Усиление Египта. Завоевания Тутмоса III. Победители и побежденные. «Фараон-мятежник». Рамсес II – воин и строитель.

Религия Древних египтян. Боги древнего Египта. Храмы и жрецы. Вера в вечную жизнь. Пирамиды и гробницы.

Культура Древнего Египта. Культура – материальное и духовное богатство человечества. Искусство Древнего Египта. В древнеегипетской школе. Научные знания египтян.

Древнее Междуречье. Между Тигром и Евфратом. «Кирпичи вместо камней». Глиняные книги. Сказание о потопе. «Расселение народов».

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи. Что можно узнать из законов Хаммурапи. В чем значение законов Хаммурапи.

Финикийские мореплаватели. Финикийские города. Торговцы и пираты. Финикийские колонии. Путешествия финикийцев. Финикийский алфавит.

Древняя Палестина. Палестина и её население. Библейские сказания. Царство Саула и Давида. Царь Соломон и Иерусалимский храм.

Ассирийская держава. Страна и войско. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».

Нововавилонское царство.Создание Нововавилоновской державы. Город Вавилон. Научные знания вавилонян.

Персидская держава.Мидийцы и персы. Завоевания Кира Великого. Борьба за власть в Персидской державе. Персидская держава при ДарииI.

Государства Древней Индии.Природа и люди Древней Индии. Переселение ариев в Индию. Цивилизация в долине Инда. Индийские врны. Верования древних индийцев. Держава Маурьев. Династия Гуптов.

Общество и культура Древней Индии. Индийские варны. Верования древнейших индийцев. Искусство и наука Древней Индии.

Государства Древнего Китая. Природные условия Древнего Китая.Первые государства в Китае.«Первый властелин Цинь». Великая китайская стена. Древний Китай в эпоху правления Хань.

Культура Древнего Китая. Письменность. Китайский мудрец Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев.

Зарождение греческой цивилизации. Природные условия Греции. Возникновение цивилизации на Крите. Миф о Тесее и Минотавре. Тайны Кносского дворца. Расцвет и гибель минойской цивилизации.

Ахейская Греция.Возникновение микенской цивилизации. Крепости ахейцев. Поход ахейцев на Трою. Гибель микенской цивилизации.

Поэмы Гомера. Гомеровская Греция. «Гомеровская Греция. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея.

Боги и герои Древней Греции.Религия древних греков. Олимпийские боги. Боги земледелия. Подвиги Геракла.

Возникновение полисов. Греция после «тёмных веков». Образование полисов. Греческое войско. Аристократия и демос.

Великая греческая колонизация. Причины Великой греческой колонизации. Метрополии и колонии. Направления колонизации. Скифы в Северном Причерноморье. Последствия колонизации.

Возникновение демократии в Афинах. Древние Афины. Аристократы и демос. Кем был Солон. Реформы Солона. Победа демоса в Афинах.

Древняя Спарта. Спартанские завоеватели и илоты. «Община равных». Спартанская армия. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Вторжение персов в Грецию. Персы идут на Афины. Победа греков над персами в Марафонской битве. Восстание в Милете. Полководец Мильтиад. Марафонская битва. Персидское нашествие на Элладу. Фемистокл – руководитель Афинского государства. Великое вторжение. Фермопилы. Саламинское сражение.

Расцвет Афинского государства.Афинская демократия. Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. Деятельность Перикла. Афинская морская держава. Ограниченность афинской демократии.

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.В городе богини Афины. Район гончарных мастерских. Главная площадь Афин. На вершине Акрополя. Торговля.

Упадок Эллады.Пелопоннесская война. Причины и начало войны. Алкивиад и Сицилийская катастрофа. Алкивиад во главе Афин. Окончание войны.

Образование и наука в Древней Греции.Школа в Древней Греции. Воспитание гражданина. Греческая наука.

Древнегреческое искусство.Греческий храм. Афинский Акрополь. Греческие скульпторы. Греческий театр.

Олимпийские игры. Состязания в честь богов. Подготовка к играм. Виды соревнований. Почести для победителей.

Возвышение Македонии.Города Эллады подчиняются Македонии. Филипп, царь Македонии. Демосфен – оратор и патриот. Битва при Херонее и Коринфский съезд. Приход к власти Александра.

Завоевания Александра Македонского.Походы Александра Македонского. Первые победы. Осада Тира и основание Александрии. Решающее сражение. Поход на край земли.

Тема V. Древний Рим

Начало Римской истории. Страна и население. Легенда об основании Рима. Римские цари. Патриции и плебеи.

Республика римских граждан. Римские консулы. Народные трибуны – защитники плебеев. Сенат и народ римский. Римская армия. Жрецы римских богов.

Завоевание Римом Италии.Как «гуси Рим спасли». Самнитские войны и «пиррова победа». Разделяй и властвуй.

Первая война с Карфагеном. Карфаген – соперник Рима. Борьба за Сицилию. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.

Война с Ганнибалом.Вторая война с Карфагеном. Вторжение в Италию. Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель. Битва при Каннах. Окончание войны.

Рим – завоеватель Средиземноморья.Установление господства Рима во всем Средиземноморье. «Освободители Греции». Гибель великих царств. Карфаген должен быть разрушен. Римские провинции.

Народные трибуны – братья Гракхи. Разорение крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Борьба и гибель Гая Гракха.

Сулла – первый военный диктатор Рима.Нумидийская война. Новая армия и новые граждане. Гражданская война и диктатура Суллы.

Восстание Спартака. Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы.

Цезарь – повелитель Рима. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Мартовские иды.

Падение республики. Наследники Цезаря. Жребий брошен вновь. Антоний или Октавиан?

Император Октавиан Август. Восстановление республики. Власть Августа. Правление Августа. Золотой век поэзии.

Цезари Рима. Императоры после Августа. «Наихудший император». «Наилучший император» и его завоевания.

Жизнь в Римской империи. Рим – столица империи. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. В цирке и в термах. В провинциях империи. Жизнь в деревне.

Кризис Римской империи в III веке. Натиск варваров на границы империи. Внутреннее положение империи и её распад. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы.

Христианство.Первые христиане и их учение. В каких условиях возникло христианство. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь.

Императоры Диоклетиан и Константин. Диоклетиан – «господин и бог». Приход к власти Константина. Реформы Диоклетиана и Константина. Победа христианства. Основание «Нового Рима».

Падение Западной Римской империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Феодосий Первый и раздел империи. Взятие Рима готами.

Источник

Что изучает история 5 класс никишин

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что изучает история 5 класс никишин

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает история 5 класс никишин

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

Что изучает история 5 класс никишин

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает история 5 класс никишин

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изучает история 5 класс никишин

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что изучает история 5 класс никишин

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает история 5 класс никишин

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *