Что изучает история 5 класс конспект урока
Конспект урока на тему «Введение. Что изучает история»,5 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по истории
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: изучение нового материала.
I . Организационный момент
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III . Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.
— Как вы понимаете выражение «знать историю»?
Уметь отвечать на вопросы
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.
— Где могут храниться источники?
В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.
В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.
Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.
Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».
Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?
Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!
Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.
Вопросы для работы с историческим источником.
1. К какому виду источника относится предмет (копия).
2. В каком типе музея может храниться данный источник.
3. Предположите из чего сделан предмет.
4. Что изображено на источнике.
5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).
6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.
Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.
3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником.
IV . Подведение итогов урока. Рефлексия
Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Подготовить презентацию на тему: «Известные события истории Древнего мира».
Провести исследование исторических источников (на выбор).
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по истории
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.
-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;
-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: изучение нового материала.
I . Организационный момент
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Цицерон так говорил об истории: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III . Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.
— Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?
По ходу выполнения задания составляется схема.).
Уметь отвечать на вопросы
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Исторические источники
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Хранятся вещественные источники как правило в музее.
Во французской стороне,
Предстоит учиться мне
Hе сказать словами.
Плачьте ж милые друзья
Hа прощание пожмём
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку- школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не убьют
Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:
1) В каких учебных заведениях учились в старину?
2) Трудным ли было обучение?
3) Как назывались учителя? (профессора);
4) Как назывались учащиеся? (студенты);
5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).
На основании полученных ответов и текста песни учащиеся индивидуально составляют мини-рассказ о жизни студентов. Рассказы учащихся заслушиваются (по желанию).
« Устные источники – это легенды, былины, мифы, песни и т.д.».
Объяснение учителя: есть в истории очень важный вид источников— это письменные источники. Запись в тетрадь: « Письменные источники – это документы, письма, сборники законов, надписи, книги.»
3.Знакомство с учебником
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Каждая глава делится на параграфы и начинается с вопросов, которые помогут готовиться к урокам.
Согласны ли вы с высказыванием Цицерона: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным.
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история». Конспект разработан для пятого класса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему «Что изучает история» (5 класс)»
Конспект урока по истории
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.
-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;
-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;
-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Цицерон так говорил об истории: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III. Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.
— Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?
По ходу выполнения задания составляется схема.).
Знать историю
Уметь отвечать на вопросы
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Исторические источники
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Хранятся вещественные источники как правило в музее.
У учащихся на партах лежат тексты средневековой песенки вагантов ХI-XIII веков, которая звучит в мультфильме:
Во французской стороне,
Предстоит учиться мне
Hе сказать словами.
Плачьте ж милые друзья
Hа прощание пожмём
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку-школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не убьют
Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:
1) В каких учебных заведениях учились в старину?
2) Трудным ли было обучение?
3) Как назывались учителя? (профессора);
4) Как назывались учащиеся? (студенты);
5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).
На основании полученных ответов и текста песни учащиеся индивидуально составляют мини-рассказ о жизни студентов. Рассказы учащихся заслушиваются (по желанию).
«Устные источники – это легенды, былины, мифы, песни и т.д.».
Объяснение учителя: есть в истории очень важный вид источников— это письменные источники. Запись в тетрадь: «Письменные источники – это документы, письма, сборники законов, надписи, книги.»
3.Знакомство с учебником
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Каждая глава делится на параграфы и начинается с вопросов, которые помогут готовиться к урокам.
Согласны ли вы с высказыванием Цицерона: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным.
Конспект урока по истории на тему «Что изучает история?» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока № 1 по истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: «Что изучает история»
Цель урока: познакомить с понятиями «история», «факт», сформировать понимания важности изучения истории и методы её познания.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с презентацией, воспринимать историческую информацию, выражать собственное мнение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник,
Основные понятия изучаемые на уроке: история, факт, основные вопросы истории, Геродот
На доске шкала: прошлое, настоящее, будущее.
Учитель: Выскажите своё мнение о этих периодах, приведите примеры.
2. Основной этап урока.
Работа с определением «история», разбор определения с пропуском отдельных слов:
Наука,
которая изучает жизнь и деятельность людей называется историей
Задание: Почему эти определения, так похожие между собой, не являются правильными.
Что помогает узнать история? (на доске схема)
Работа с учебником: «Отец истории – Геродот»
Вопрос: Почему важна фактическая форма пересказа событий прошлого?
Учитель: Ледовое побоище произошло в 1240 году на Чудском озере. На какие вопросы вы получили ответы в данной информации?
Что изучает наука история?
На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?
Объясните значение слова «факт».
4. Домашнее задание
Предлагается преобразующий характер домашнего задания:
Выбери любое историческое событие и разбери его, используя исторические вопросы.
5. Подведение итогов урока:
Учащиеся высказывают своё мнение
Учащиеся работают в парах, выражают мнение, приводят доказательства
Ребята «читают» схему, анализируют, делают записи в тетрадь
Учащиеся читают информацию учебника, определяют значение слова «факт»
Учащиеся сравнивают исторический рассказ и вымышленный (можно рассказ Носова).
Учащиеся называют основные вопросы истории: Что произошло
Учащиеся отвечают на вопросы (характер репродуктивный)
Дополнительный материал к уроку 1(к учебнику Вигасина, Годер)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т. д.,
5. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны
3) Практическая работа. Распределите источники на вещественные и письменные.
Если называется источник письменный встает первый вариант.
Если называется источник вещественный встает второй вариант.
Что изучает история?
Конспект урока по ФГОС с творческими заданиями.очень интересно.увлекательно.
Просмотр содержимого документа
«Что изучает история?»
Предмет: История Древнего мира
Авторы учебника и УМК: Вигасин А.А.,Годер Г.И., Свенцицская И.С.
Учитель: истории и обществознания
Сергеева Саргылана Алексеевна
Тема урока:«Что изучает история »
Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.
Определить значение исторического прошлого для современности;
используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.
продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
продолжать развитие текстовых умений и навыков
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
воспитывать любовь к Родине;
чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету;
с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.
Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:
давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
уметь соотносить дату и век;
знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
сформировать умение заполнять таблицу;
определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.
Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1. Что такое история.
2. Исторические источники.
3. Помощницы истории.
5. О чем расскажет историческая карта.
7. Домашнее задание
1. Создание проблемной ситуацией
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.
— легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне ВасилияИвановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.
2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)
3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории
4. Что нам поможет в работе? Учебник,
2. Формирование проблемы. (записывается на доске)
Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.
— Что же такое история? Зачем нужна история?
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»
III. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
— Зачем нужна история?
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий:
1) узнать о прошлом;
2) понять, почему это происходило именно так;
– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».
1) Работа со словарем.
Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.
Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),
1) процесс развития природы и общества.
2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
Выясняют два значения слова:
1) история – процесс развития человеческого общества;
2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;
Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.
2) Работа с историческим источником.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Ответьте на вопросы.
1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!
2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.
3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.
Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.
. А где еще можно узнать о прошлом?
— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.
— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.
А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали
Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали
А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
2. Исторические источники
Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.
— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.
Не понятно, вызывает сомнение
История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,
5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);
6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;
7. кино – фотодокументы;
8. фонодокументы – звуковые записи.
Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
2) Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант.Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант.Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
3) Практическая работа.Физминутка.
Распределите источники на вещественные и письменные.
Если называется источник письменный встает первый вариант.
Если называется источник вещественный встает второй вариант.
5) Творческое задание:
Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?
Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить.
3. Помощницы истории.
— Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.
— Ребята, посмотрите на экран, что вы видите. (Стол)
— Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?
— Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.
1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.
— какие из них вам известны?
Перечислите науки – помощницы истории
1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.
3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –
4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.
8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.
Лист старинной книги – палеография.
Родословное древо – генеалогия.
Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.
4. Хронология – наукао времени.
— Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.
1. Работа в парах, взаимопроверка.
— Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.