Что изучает история 4 класс по окружающему
Конспект урока по окружающему миру на тему: МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
4. Тропический пояс проходит через:
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
6. Полярные пояса ограничены:
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 4 класс
Урок 3. Мир глазами историка.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
История – наука, которая изучает прошлое людей.
Архив – хранилище документов.
Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
Век, столетие – 100 лет.
Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков.
Летоисчисление – счёт лет.
История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Эти события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Что такое исторический источник?
Как ведут счёт лет в истории?
История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Один из наиболее посещаемых музеев мирового искусства находится во Франции. Лувр – большой музей с самой ценной коллекцией экспонатов.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты этого музея рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В Кунсткамере хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.
Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы в Великой Отечественной войне.
В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы.
У разных народов был разный счет лет – летосчисление. Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам. Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
Представить где происходило то или иное событие поможет историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно обращать внимание на цвет, изучать условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами.
История – наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Археология – одна из наук помощниц истории.
Помощницей при изучении истории является историческая карта.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового тренировочного задания
Презентация урока по предмету «Окружающий мир». Тема: МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ У р о к 7.doc
МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
4. Тропический пояс проходит через:
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
6. Полярные пояса ограничены:
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Ученик (рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Ученик (рассказывает, что такое музеи). Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Мир глазами историка — окружающий мир
Человеческое общество зародилось очень и очень давно. В ходе своего развития люди запоминали информацию о самых важных событиях в их жизни, о великих личностях (царях, полководцах, героях, учёных). Эти знания старались бережно сохранять и передавать следующему поколению, чтобы потомки знали и понимали события прошлого, учились на опыте предыдущих поколений, не повторяли прежних ошибок (не развязывали войны, мирно сосуществовали с другими народами). Так зародилась и стала неотъемлемой частью нашего образования наука история.
Что такое история и что она изучает?
Слово история происходит от греческого слова historia, которое переводится как “рассказ о прошедшем, об узнанном’. Также слово история в древнем греческом языке означало “узнавание и установление знаний”.
Таким образом, в общем смысле история – это наука, изучающая прошлое человечества.
Наука история исследует и изучает факты и события прошлого, устанавливает закономерности исторического развития, то есть сопоставляет и определяет, какие события в ходе развития имеют определённые последствия.
Наукой историей занимается учёный-историк.
Чем занимается и где трудится историк?
Историческая наука – это целый комплекс научных отраслей. Учёный, занимающийся историей, изучает всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов (отечественная историю).
Также есть учёные-историки, занимающиеся изучением первобытного мира, древности, средневековья и нового времени.
Есть историки, изучающие экономическую историю, военную историю, историческую географию и историографию. Отдельные историки специализируются в археологии и этнографии.
История культуры, науки и техники также изучается историками в соответствующих разделах наук (история математики, история астрономии и так далее) и видов искусства (история музыки, история театра и так далее).
Историки могут изучать тот или иной регион нашей планеты, например, учёные-историки в области африканистики изучают историю континента и народов Африки, учёные-историки в области балканистики изучают историю Балканского полуострова и историю населявших и населяющих его народов.
Историки трудятся в самых разных сферах человеческой деятельности. Самые образованные и обладающие огромными знаниями учёные-историки работают в Академии наук и университетах. Специалисты-историки трудятся в исторических музеях и архивах. В школах и колледжах также работают историки – учителя и преподаватели.
Историки могут быть экскурсоводами. Восстановлением памятников истории и культуры занимаются реставраторы, которые также относятся к историкам.
Основные исторические источники
Учёные-историки изучают наше прошлое по историческим источникам. Исторические источники очень многообразны. К ним относятся:
Таким образом, исторические источники – это письменные документы и вещественные предметы, отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества.
Особый интерес у учёных-историков также вызывает наука археология, входящая в общую историческую науку.
Что такое археология и что она изучает?
Слово археология происходит от древнегреческих слов архео – древний и логия – наука.
Таким образом, археология – это историческая наука о древности.
Археология изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Археология является важнейшей наукой в изучении самых древних времён.
Чем занимается археолог?
На основании своих открытий учёные-археологи восстанавливают общественную и хозяйственную историю целых эпох, которые очень мало или совсем не освещены письменными источниками.
Археология сформировалась как наука к началу 20 века. До этого времени археология, изучавшая античный мир (Древнюю Грецию и Древний Рим) имела искусствоведческую направленность, то есть изучала древнее искусство.
Археологию как науку разделяют по эпохам: археология каменного века, археология бронзового века и так далее.
Иногда археологию разделяют по изучаемым странам и культурно-историческим областям, а также по этническим (народным) признакам, например, славяно-русская археология.
Таким образом, учёные-археологи могут быть специалистами в отдельных областях археологии.
Связь между историей и археологией
История как наука включает в себя разные научные отрасли, в том числе и археологию – особый раздел исторической науки. Каждый учёный-археолог является историком.
Археология позволяет изучать историю тех времён, относительно которых в исторической науке почти нет никаких сведений.
В ходе археологических раскопок учёные находят важные для истории вещественные памятники древности, а затем исследуют их и составляют историческую картину древних эпох.
Так люди составляют своё представление о самых древних временах и восполняют наши знания по истории жизни человечества.
Интерес человека к науке истории всегда есть и останется одним из самых приоритетных (первостепенных). Мир, который открывают нам учёные-историки, неиссякаем и очень многообразен. Он всегда будет полон новых удивительных открытий. И это, прежде всего тот мир, который видит своими глазами учёный-историк.