Что изучает историческая наука

Что изучает историческая наука?

История — одна из самых древних наук. Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «рассказ, повествование, исследование». В современном языке понятие «история» употребляется в двух основных значениях: 1) прошлое и все, что происходило в нем; 2) наука, изучающая прошлое человечества.

Научное знание о прошлом является необходимым компонентом исторического сознания. Но не единственным. Осознание истории может формироваться на основе мифов, легенд, преданий, былин, песен. В них правда перемешана с вымыслом. Но этот вымысел нередко приобретает большую реальность, чем достоверные исторические факты. Например, согласно преданию битва на Куликовом поле в 1380 г. началась с поединка между русским иноком Пересветом и «злым печенегом» Челу-беем. Богатыри ударили друг друга копьями и оба упали замертво. Этот эпизод Куликовской битвы многие представляют по известной картине М. И. Авилова «По­единок». Без него очень трудно рассказывать об одной из самых героических страниц отечественной истории. А ведь, по мнению авторитетных историков, героем первой схватки с татарами был не Пересвет, действительно сложивший голову на Куликовом поле, а великий князь Дмитрий Иванович, выехавший навстречу врагам во главе сторожевого полка.

Таким образом, историческое сознание включает в себя и достоверное знание, и мифы, созданные народ­ной фантазией. В нашем примере легенда выполняет важную социальную функцию. Она способствует осознанию величия и героизма отечественной истории, побуждает гордиться нашими предками. И всетаки человеку свойственно стремление к исторической правде. Разрушение мифов и легенд при столкновении с реальными фактами чревато для общества глубокими разочарованиями, духовными потерями, безверием. Так, наша страна чрезвычайно болезненно переживает крушение мифов об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации и других важнейших событиях советской истории. И хотя сейчас многие легенды развенчаны, на смену им приходят новые, создаваемые телевидением, радио, прессой. Именно из них большинство людей получают информацию о прошлом своей страны.

Другим источником исторических «знаний» часто служат романы и кинофильмы. Например, А. Дюма-отец говорил, что история для него — лишь «гвоздь», на который он «вешает» свои романы. Тем не менее большинство людей представляют Францию времен Людовика XIII и кардинала Ришелье не по скучным научным монографиям, а по знаменитому роману великого рассказчика «Три мушкетера». Точно так же некоторые наши соотечественники «изучают» историю России по романам В. С. Пикуля. И это легко объяснимо. Художественные версии исторических событий ближе и понятнее научных описаний и характеристик. Они трогают сердце и пленяют мысль. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждается не в наборе исторических анекдотов, а в системе доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Для того чтобы отделить истину от вымысла, уметь разобраться в сложных политических и жизненных ситуациях, оперировать различными видами исторических источников, каждому образованному человеку необходимо овладеть определенным научным инструментарием. Мировая и отечественная историческая наука обладает богатым арсеналом разнообразных, зачастую весьма сложных и даже изощренных методов исследования.

Методы исторического исследования можно разделить на три группы: общенаучные (исторический, логический и метод классификации или систематизации) ; специальные (хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный и ДР-); а также методы других наук (математический, конкретных социологических исследований, психологии и др.). В основе исторического метода лежит изучение истории в движении, как развивающегося процесса. Логический метод предполагает исследование системы через глубокий анализ ее элементов. Например, анализ такого ценнейшего источника, как «Русская Правда», позволяет не только узнать, как творился суд в Киевском государстве, но и воссоздать широкую панораму жизни Древней Руси. Активно используют историки метод классификации. В зависимости от выбора критерия классификация одних и тех же явлений может приобретать различный вид. Так, политические партии в России начала XX века можно сгруппировать по социально-классовому принципу (помещичьи, буржуазные, мелко­буржуазные, пролетарские), по отношению к государственному строю (монархические, конституционно-монархические, выступавшие за демократическую республику и ставившие целью установление социалистической республики), по методам борьбы (реформаторские и революционные). Каждая из этих классификаций дополняет картину социально-политической ситуации в России того времени новыми штрихами.

Историки изучают события прошлого во времени. Поэтому они часто пользуются хронологическим мето­дом, то есть выстраивают факты в их временной последовательности. Разновидностью хронологического метода является проблемно-хронологический метод, которым блестяще владели В. О. Ключевский и другие выдающиеся отечественные историки. К очень интересным наблюдениям может привести синхронный метод, позволяющий сопоставить события, происходившие одновременно в разных странах. Например, мы часто забываем, что герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь был современником английского короля Ричарда Львиное Сердце, императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, грузинской царицы Тамары и великого монгольского завоевателя Чингисхана. На умелом использовании синхронного метода построены многие книги известного историка Л. Н. Гумилева. Активно используется в исторических исследованиях сравнительно-исторический метод. Так, сопоставление событий июльского международного кризиса 1914 года с предвоенным кризисом 1939 года помогает глубже разобраться в механизме возникновения мировых войн.

Богатые возможности открывает перед историками использование методов других наук. Интересные исследования созданы в области «психоистории», «новой социальной истории». Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого — «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками. Например, математик И. Н. Киселев и историк С. В. Мироненко при помощи ЭВМ обработали часть огромной кол­лекции формулярных списков гражданских чиновников, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге и охватывающей весь XIX век. Это помогло им сделать интересные выводы о том, как в течение XIX столетия менялись возрастной состав, имущественное положение и социальное происхождение правящей элиты в России. Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.

Следовательно,, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента. Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации. Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью. Вот как писал об этом выдающийся русский философ С. Н. Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исто­рического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолют­но новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов…». Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.

Подведем итоги. ИСТОРИЯ — это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, — от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек. Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».

Источник

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

1) про­цесс раз­ви­тия при­ро­ды и че­ло­ве­че­ст­ва;

2) нау­ка, изу­чаю­щая про­шлое, кон­крет­ные про­яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти ис­то­рич. про­цес­са, раз­ви­тие об­ще­ст­ва и дея­тель­ность лю­дей во всём её мно­го­об­ра­зии.

Воз­ник­но­ве­ние и ста­нов­ле­ние ис­то­ри­че­ской нау­ки

История воз­ник­ла как осо­бый литературный жанр в глу­бо­кой древ­но­сти из ми­фо­ло­гических пред­став­ле­ний, при­об­рет­ших фор­му ле­ген­дар­но-эпических ска­за­ний, и лишь по­сте­пен­но, на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий, при­об­ре­та­ла чер­ты нау­ки. Пред­став­ле­ния о еди­ном про­стран­ст­ве истории, од­но­на­прав­лен­ном ли­ней­ном не­об­ра­ти­мом вре­ме­ни, вос­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от пер­во­го «за­ве­та» Бо­га к по­сле­дую­щим впер­вые поя­ви­лись в Биб­лии с са­мо­го на­ча­ла её фор­ми­ро­ва­ния во 2-й половине II-го тысячелетия до н. э. При­мер­но столь же древ­няя ис­то­рическая тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, а так­же в Древ­нем Егип­те, Ме­со­по­та­мии и др. древ­ней­ших оча­гах ци­ви­ли­за­ции.

Сбли­же­ние истории с др. нау­ка­ми, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов, раз­ра­бо­тан­ных эти­ми нау­ка­ми, даль­ней­шая диф­фе­рен­циа­ция ис­сле­до­ва­ний су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ли ис­сле­до­ва­тель­ский ар­се­нал ис­то­ри­ка, но в то же вре­мя соз­да­ли уг­ро­зу рас­ще­п­ле­ния тра­диционного пред­ме­та ис­то­рической нау­ки, пре­вра­ще­ния её са­мой в под­от­рас­ли др. на­ук. Си­туа­ция усу­губ­ля­ет­ся на­рас­таю­щи­ми про­цес­са­ми в об­щественном соз­на­нии, всё бо­лее ув­ле­чён­ном па­ра­диг­ма­ми по­стмо­дер­низ­ма, с его без­гра­нич­ным ре­ля­ти­виз­мом, при­зна­ни­ем со­су­ще­ст­во­ва­ния на­уч­но­го и па­ра­на­уч­но­го зна­ния, сти­ра­ни­ем гра­ней ме­ж­ду стро­гим ис­сле­до­ва­ни­ем и сен­са­ци­он­ны­ми «от­кры­тия­ми», пред­ло­жен­ны­ми пуб­ли­ке людь­ми, не об­ла­даю­щи­ми про­фес­сио­наль­ны­ми зна­ния­ми и уме­ни­ем. Ре­шить все эти про­бле­мы ис­то­рическая нау­ка в со­стоя­нии на пу­ти раз­ви­тия собственной ме­то­до­ло­гической ба­зы, уг­луб­лён­но­го изу­че­ния ис­точ­ни­ков и по­пу­ля­ри­за­ции ре­зуль­та­тов серь­ёз­ных на­учных ис­сле­до­ва­ний.

Струк­ту­ра ис­то­ри­че­ской нау­ки

Ис­то­рическая нау­ка име­ет внутреннюю спе­циа­ли­за­цию, ори­ен­ти­ро­ван­ную на изу­че­ние кон­крет­ных про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (во­енная история, эко­но­мическая история, ис­то­рии куль­ту­ры, ре­ли­гии, ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки, ин­тел­лек­ту­аль­ная история, ис­то­рия-био­гра­фия и т. д.) или отдельных пе­рио­дов че­ло­ве­че­ской истории (ме­дие­ви­сти­ка, история Древ­не­го ми­ра или Но­во­го вре­ме­ни и т. д.), на изу­че­ние истории стран и на­ро­дов.

Функ­ции ис­то­ри­че­ской нау­ки

Как лю­бой нау­ке, истории свой­ст­вен­на по­зна­ва­тель­ная функ­ция. Ис­то­рическая нау­ка по­зво­ля­ет луч­ше по­нять свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми, тен­ден­ции из­ме­не­ний, оп­ре­де­лить ме­сто че­ло­ве­ка или со­об­ще­ст­ва в по­сто­ян­но ме­няю­щей­ся кар­ти­не бы­тия, вы­явить ор­га­ническое един­ст­во про­шло­го, на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го. Об­ще­ст­во тре­бу­ет от ис­то­ри­ка су­ж­де­ний и вы­во­дов, ко­то­рые по­мог­ли бы из­бе­жать по­вто­ре­ния со­вер­шён­ных в про­шлом оши­бок («уро­ки ис­то­рии»). В то же вре­мя ис­то­рик, как и че­ло­век, за­ня­тый лю­бым др. ин­тел­лек­ту­аль­ным тру­дом, изу­ча­ет свой пред­мет не толь­ко ра­ди дос­ти­же­ния кон­крет­ной прак­тической це­ли, но так­же ру­ко­во­дству­ет­ся не имею­щим гра­ниц про­фес­сио­наль­ным по­зна­ва­тель­ным ин­те­ре­сом.

Важ­ней­шее ме­сто за­ни­ма­ет об­ра­зо­ва­тель­ная функ­ция. Она за­клю­ча­ет­ся в разъ­яс­не­нии ис­то­ри­ка­ми об­ще­ст­ву су­ти по­знан­ных им яв­ле­ний, ис­то­рических пу­тей, прой­ден­ных на­ро­да­ми и го­су­дар­ст­ва­ми, при­чин ус­пе­хов и не­удач на этих пу­тях. Близ­ко к об­ра­зо­ва­тель­ной на­хо­дит­ся вос­пи­та­тель­ная функ­ция истории, за­ро­див­шая­ся ещё в Древ­нем ми­ре, где боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось «вос­пи­та­нию гра­ж­да­ни­на» на ис­то­рических при­ме­рах гражданской доб­ро­де­те­ли. В истории ви­дят си­лу, ут­вер­ж­даю­щую в соз­на­нии лю­дей так­же нравственные и ре­лигиозные доб­ро­де­те­ли. Историю при­ня­то рас­смат­ри­вать и как дей­ст­вен­ное сред­ст­во в вос­пи­та­нии пат­рио­тических чувств, де­фи­цит ко­то­рых чре­ват национальными ка­та­ст­ро­фа­ми. Об­ще­ст­во при­зна­ёт и про­гно­сти­че­скую функ­цию ис­то­рической нау­ки. Есть учё­ные, ко­то­рые при­да­ют са­мо­сто­ятельное зна­че­ние эс­те­ти­че­ской функ­ции ис­то­рической нау­ки, ко­то­рую они рас­смат­ри­ва­ют как ос­но­ву и мо­тив для син­те­за тео­ре­тического и эс­те­тического ос­вое­ния ми­ра.

Со­став­ные эле­мен­ты ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния

Сре­ди ме­то­дов ис­то­рической нау­ки наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ский ме­тод. Он по­зво­ля­ет вы­яв­лять тен­ден­ции ис­то­рического про­цес­са, фор­ми­ру­ет на­учную ба­зу его пе­рио­ди­за­ции, ука­зы­ва­ет на об­щее и осо­бен­ное в истории, да­ёт воз­мож­ность пре­одо­леть пё­ст­рую обо­лоч­ку яв­ле­ний и про­ник­нуть в их сущ­ность. Срав­ни­тель­но-ис­то­рический ме­тод пред­по­ла­га­ет ти­по­ло­ги­за­цию ис­то­рических яв­ле­ний, по­зво­ляю­щую от­де­лить их сущ­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки от вто­рич­ных, не­обя­за­тель­ных. Ти­по­ло­ги­за­ция яв­ля­ет­ся убе­ди­тель­ной на­учной аль­тер­на­ти­вой прак­ти­ке пря­мых ана­ло­гий, ко­то­рая до­пус­ка­ет сво­бод­ное срав­не­ние раз­лич­ных по са­мой сво­ей при­ро­де, но внеш­не схо­жих яв­ле­ний и ве­дёт к оп­ро­мет­чи­вым вы­во­дам. Раз­ви­тие срав­ни­тель­но-ис­то­рического ме­то­да спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию ис­то­риз­ма (в рус­ле ко­то­ро­го все яв­ле­ния про­шло­го и история в це­лом рас­смат­ри­ва­ют­ся как не­кий про­цесс раз­ви­тия, под­чёр­ки­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная не­вос­про­из­во­ди­мость су­ще­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик ис­то­рических эпох, не­смот­ря на их ка­жу­щую­ся иден­тич­ность), при­шед­ше­го на сме­ну про­ви­ден­циа­лиз­му (кон­цеп­ции Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния), рас­про­стра­нён­но­му в ан­тич­ном и средневековом об­ще­ст­ве и со­хра­нив­ше­му­ся в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя.

Сбли­же­ние с со­цио­ло­ги­ей по­зво­ли­ло ис­то­ри­кам ак­тив­но при­ме­нять ме­то­ди­ки, прак­ти­куе­мые в со­цио­ло­гических ис­сле­до­ва­ни­ях. Так, из со­цио­ло­гии в историю при­шёл кон­тент-ана­лиз. Ак­тив­но ис­поль­зу­ет со­цио­ло­гические ме­то­ды так­же ген­дер­ная история, вы­де­лив­шая­ся в по­след­ние го­ды в са­мо­сто­ятельное на­прав­ле­ние ис­то­рической нау­ки. По­доб­ным же об­ра­зом из прак­ти­ки ис­поль­зо­ва­ния но­вых ме­то­дов вы­рос­ли та­кие на­прав­ле­ния и шко­лы ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний, как про­по­со­гра­фия, раз­вив­шая­ся из ис­то­ри­ко-био­гра­фических ис­сле­до­ва­ний, мик­ро­ис­то­рия, со­сре­до­то­чив­шая­ся на изу­че­нии «ка­пил­ля­ров» ис­то­рии, и др.

И в за­ру­беж­ной, и в отечественной ис­то­рической нау­ке по­сто­ян­но по­яв­ля­ют­ся но­вые ме­то­ды, что свя­за­но с по­треб­но­стя­ми са­мой нау­ки и с за­им­ст­во­ва­ния­ми из смеж­ных дис­ци­п­лин (со­цио­ло­гии, эт­но­ло­гии, де­мо­гра­фии, куль­ту­ро­ло­гии и др.). Со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ка­те­го­ри­аль­но-по­ня­тий­ный ап­па­рат ис­то­рической нау­ки. Опыт ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний по­след­них сто­ле­тий по­ка­зал, что на­зван­ные и иные ме­то­ды по­зво­ля­ют бо­лее или ме­нее точ­но опи­сать и объ­яс­нить отдельные сто­ро­ны ис­то­рического про­цес­са, дать ключ к ре­ше­нию кон­крет­ных ис­сле­до­ва­тель­ских за­дач, но не мо­гут пре­тен­до­вать на уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Обыч­но в ис­то­рических ис­сле­до­ва­нии при­ме­ня­ет­ся со­че­та­ние различных ме­то­дов, что по­зво­ля­ет ис­то­ри­ку мак­си­маль­но рас­ши­рить спектр ре­шае­мых на­учных за­дач.

Ме­то­до­ло­гия истории на­хо­дит­ся в тес­ной свя­зи с раз­ви­ти­ем ис­сле­до­ва­тель­ских ме­то­дик, ко­то­рые, хо­тя и слу­жат кон­крет­ным ин­ст­ру­мен­та­ри­ем спе­циа­ли­ста, ока­зы­ва­ют оп­ре­де­лён­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ме­то­до­ло­гической ба­зы истории как нау­ки.

Ис­то­ри­че­ская нау­ка и смысл ис­то­рии

Мыс­ли­те­ли раз­ных эпох не раз за­да­ва­лись во­про­сом о смыс­ле истории. Наи­бо­лее дав­ним по вре­ме­ни и со­хра­нив­шим не­ма­ло при­вер­жен­цев до на­ших дней нуж­но счи­тать по­ни­ма­ние истории как осу­ще­ст­в­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го про­мыс­ла. Про­све­ти­те­ли по­пы­та­лись объ­яс­нить со­дер­жа­ние и смысл ис­то­рического про­цес­са как раз­ви­тие ра­зу­ма и на­ук. Г. В. Ф. Ге­гель и его по­сле­до­ва­те­ли вер­ну­лись к те­лео­ло­гическому обос­но­ва­нию су­ти истории, об­лёк­ши сам про­цесс в диа­лек­тические фор­мы.

Ис­то­ри­ки-по­зи­ти­ви­сты фак­ти­че­ски сня­ли про­бле­му смыс­ла истории, со­сре­до­то­чив­шись на вы­яс­не­нии при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей ме­ж­ду отдельными яв­ле­ния­ми и со­бы­тия­ми и ос­та­вив её на ус­мот­ре­ние тре­ти­ро­вав­ших­ся ими фи­ло­со­фов. Но­вая по­пыт­ка ра­цио­на­ли­сти­че­ски объ­яс­нить смысл истории бы­ла пред­при­ня­та мар­ксис­та­ми, ко­то­рые, осу­див Ге­ге­ля за те­лео­ло­гическое ви­де­ние истории, в ито­ге воз­ве­ли соб­ст­вен­ную те­лео­ло­гическую кон­ст­рук­цию, но уже без Бо­га или ге­ге­лев­ской «аб­со­лют­ной идеи». В XX веке ис­то­рическая нау­ка в сво­их по­строе­ни­ях всё бо­лее оп­ре­де­лён­но ста­но­ви­лась на путь ре­ля­ти­виз­ма, ко­то­рый в кон­це кон­цов при­вёл к по­стмо­дер­низ­му, про­воз­гла­сив­ше­му при­ем­ле­мы­ми все объ­яс­не­ния. По­сти­же­ние смыс­ла истории не яв­ля­ет­ся ис­клю­чительной пре­ро­га­ти­вой ис­то­ри­ков. Оно яв­ля­ет­ся главной за­да­чей фи­ло­со­фии ис­то­рии, в ре­ше­нии ко­то­рой ис­то­ри­ки уча­ст­ву­ют вме­сте с фи­ло­со­фа­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми др. от­рас­лей об­ще­ст­воз­на­ния.

Изу­че­ние ис­то­рии

На За­па­де та­ко­го ро­да об­ра­зо­ва­ния тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ют, как пра­ви­ло, при уни­вер­си­те­тах; в на­шей стра­не ут­вер­ди­лась прак­ти­ка изу­че­ния ис­то­рии (как и др. на­ук) в сис­те­ме Ака­де­мии на­ук. Ве­ду­щие ин­сти­ту­ты РАН (Институт все­об­щей ис­то­рии, Институт российской ис­то­рии, Институт ар­хео­ло­гии, Институт эт­но­ло­гии и ан­тро­по­логии, Институт вос­то­ко­ве­де­ния, Институт сла­вя­но­ве­де­ния и др.) сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ис­то­рической нау­ки в СССР и РФ.

Важ­ную функ­цию вы­пол­ня­ют пе­рио­дические ис­то­рические из­да­ния, ак­туа­ли­зи­рую­щие ис­то­рио­гра­фические изы­ска­ния («Во­про­сы ис­то­рии», «Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия», «Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия», «Сла­вя­но­ве­де­ние», «Ар­хео­ло­гия», «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние», «Вос­то­ко­ве­де­ние», «Вест­ник Древ­ней ис­то­рии» и др.). Не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе раз­ви­тие ис­то­рической нау­ки без сис­те­мы ар­хи­вов, су­ще­ст­вую­щей в на­шей стра­не и за ру­бе­жом. Су­ще­ст­вен­ный вклад в на­ко­п­ле­ние, хра­не­ние и об­ра­бот­ку ис­то­рических па­мят­ни­ков вно­сят ис­то­ри­че­ские му­зеи. Раз­ви­тие ис­то­рической нау­ки в Но­вей­шее вре­мя по­тре­бо­ва­ло объ­е­ди­не­ния уси­лий ис­то­ри­ков на меж­ду­народном уров­не. Ус­пеш­но функ­цио­ни­ру­ют Ме­ж­ду­народный ко­ми­тет ис­то­рических на­ук (МКИН) и др. ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щие ис­то­ри­ков раз­ных стран.

Иллюстрация:

Тру­ды по все­об­щей ис­то­рии. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Источник

Что изучает историческая наука?

Что изучает история?

Что изучает историческая наука

История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом.

Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего.

Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.

Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий.

Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории.

Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.

Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий.

Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе.

Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами.

Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).

С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику.

В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности.

Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.

Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.

Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.

Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного.

Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический.

Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.

В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.

Что изучает история?

Что изучает историческая наука

Как не покажется вам странным, но дать четкое определение тому, что изучает история, не могут даже самые маститые профессора — историки.

А некоторые люди вообще убеждены, что история – это не наука, т.к. в ней нет конкретного предмета или объекта изучения.

Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.

В дословном переводе слово «история» означает «рассказ о событиях прошлого». А знать прошлое важно для человечества, т.к. исторический опыт имеет немаловажное значение в развитии общества. Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.

Что изучает наука история

Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.

Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.

Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта.

История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого.

Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.

История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко.

В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии.

Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.

Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.

Что изучает философия истории

Философию не зря называют царицей наук. Она изучает наиболее общие законы развития природы и общества. Раздел философии, занимающийся изучением исторического процесса, дающий его интерпретацию, называется философией истории.

Термин «философия истории» был введен в 1765 году известным философом Вольтером. В дальнейшем большую роль в развитии этого раздела философии сыграли Гегель, Маркс, Данилевский, Конт, Шпенглер, Ясперс и многие другие философы.

Вопросы, которые изучает философия истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:

Помимо этого философия истории пытается найти ответ на вопрос о том, существуют ли какие-либо законы, позволяющие влиять на ход исторического процесса, или история развивается по воле «его Величества» случая.

Философия истории и наука истории различаются в своем подходе к историческим событиям и фактам. Историки занимаются только изучением реальных фактов прошлого, не делают каких-либо прогнозов на будущее.

Оценивая исторические события, историки не допускают сослагательного наклонения, т.е. описывают и изучают только реальный, а не возможный, ход исторических событий.

В отличие от этого, философия истории не только изучает линии развития каких-либо событий в прошлом, но и старается перенести их в будущее.

Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира :

Что изучает историческая наука

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным.

Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять.

В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

ПериодЧто изучается
ПервобытнаяОсобенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины
Древнего мира, АнтичностьОсобенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности
Средние векаСпецифика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война
Новое времяТехнические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты
НовейшаяВторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Основные дисциплины

НаименованиеПредмет изучения
НумизматикаМонеты
АрхеологияДревнейшие письменные источники
ТопонимикаНаименование географических реалий
ВексиллологияФлаги и знамена
ГеральдикаГербы
КодикологияРукописные книги
ХронологияПоследовательность исторических событий

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества – процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Новая историческая наука

Что изучает историческая наука

Новая историческая наука — на­прав­ле­ние в ис­то­рической нау­ке, ос­но­ван­ное на меж­дис­цип­ли­нар­ном под­хо­де к из­уче­нию об­ще­ст­ва.

Сфор­ми­ро­ва­лось во Фран­ции в 1960-1970-е годы. Час­то ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ис­то­ри­че­ской ан­тро­по­ло­ги­ей или с 3-м эта­пом раз­ви­тия «Ан­на­лов» шко­лы.

Из­на­чаль­но «новая историческая» по­зи­цио­ни­ро­ва­ла се­бя как нау­ка, изу­чаю­щая че­ло­ве­ка, его по­все­днев­ную жизнь, ми­ро­вос­прия­тие и чув­ст­ва, тем са­мым по­ры­вая с «не­оду­шев­лён­ной ис­то­ри­ей» в ду­хе мар­кси­ст­ской ис­то­рио­гра­фии и шко­лы Ф. Бро­де­ля.

Од­на­ко пре­ем­ст­вен­ность с пред­ше­ст­вую­щим по­ко­ле­ни­ем шко­лы «Ан­на­лов», оли­це­тво­ряе­мым по­след­ним, со­хра­ня­лась в изу­че­нии «вре­ме­ни боль­шой дли­тель­но­сти».

Пред­ста­ви­те­ли «новой исторической науки» объ­яв­ля­ли се­бя сто­рон­ни­ка­ми меж­дис­ци­п­ли­нар­ной ис­то­рии, обо­га­щён­ной ме­то­да­ми др. гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ча­ст­но­сти эт­но­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии, пси­хо­ло­гии, со­цио­ло­гии, лин­гвис­ти­ки и т. д. Это долж­но бы­ло, по их мне­нию, сде­лать ис­то­рию ядром гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния.

В ре­зуль­та­те та­ко­го под­хо­да поя­ви­лись но­вые на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний (ис­то­рическая де­мо­гра­фия, ис­то­рическая гео­гра­фия, ис­то­рическая пси­хо­ло­гия, ген­дер­ная ис­то­рия и др.), зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась про­бле­ма­ти­ка ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний (кол­лек­тив­ное со­з­на­ние, ве­ро­ва­ния, ри­туа­лы и др.

), ус­лож­нил­ся по­ня­тий­ный ап­па­рат.

Сто­рон­ни­ки «новой исторической науки» ста­ли ак­тив­но при­вле­кать не ис­поль­зо­вав­шие­ся до то­го вре­ме­ни ис­точ­ни­ки (жес­ты, сим­во­лы, ви­зу­аль­ные изо­бра­же­ния, ли­тур­гич. об­ря­ды, оде­ж­да и т. д.).

Су­ще­ст­вен­но из­ме­нил­ся под­ход к тра­диционным нар­ра­тив­ным ис­точ­ни­кам: под влия­ни­ем М. Фу­ко ут­вер­дил­ся взгляд на письм. ис­точ­ник как на ис­то­рический па­мят­ник, тре­бую­щий де­кон­ст­рук­ции, ус­та­нов­ле­ния при­чин и ус­ло­вий его соз­да­ния.

Зна­чительное ме­сто в ис­сле­до­ва­ни­ях ста­ли за­ни­мать про­бле­мы кол­лек­тив­ной пси­хо­ло­гии и во­об­ра­жае­мо­го (Ж. Ле Гофф и др.). Пред­ста­ви­те­ли «новой исторической науки» — сто­рон­ни­ки т. н.

то­таль­ной ис­то­рии, ох­ва­ты­ваю­щей все сфе­ры жиз­ни об­ще­ст­ва на от­рез­ке вре­ме­ни боль­шой дли­тель­но­сти (напр., ре­гио­наль­ные ис­то­рии — П. Гу­бер, Э. Ле Руа Ла­дю­ри и др.).

Раз­ви­тие «новой исторической науки» спо­соб­ст­во­ва­ло об­нов­ле­нию тра­диционных на­прав­ле­ний ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний.

В со­ци­аль­ной ис­то­рии всё боль­ше вни­ма­ния ста­ло уде­лять­ся ре­кон­ст­рук­ции кар­ти­ны ми­ра, свой­ст­вен­ной дан­ной че­ло­ве­че­ской общ­но­сти, со­во­куп­но­сти пред­став­ле­ний и цен­но­стей, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дству­ют­ся чле­ны той или иной со­ци­аль­ной груп­пы.

В ра­бо­тах о со­ци­аль­ной ие­рар­хии об­ще­ст­ва на пер­вый план вы­шел ана­лиз пред­став­ле­ний о со­ци­аль­ном уст­рой­ст­ве и сво­ём мес­те в нём са­мих дей­ст­вую­щих субъ­ек­тов (напр., кни­га Ж. Дю­би о трёх­ча­ст­ном де­ле­нии об­ще­ст­ва).

В рам­ках «новой исторической науки» про­изо­шёл воз­врат к за­бы­той со вре­мён М. Бло­ка и Л. Фев­ра по­ли­тич. ис­то­рии, ко­то­рая су­ще­ст­вен­но об­но­ви­ла свою про­бле­ма­ти­ку и ме­то­ды.

Стрем­ле­ние осу­ще­ст­вить син­тез по­ли­тической и со­ци­аль­ной ис­то­рии спо­соб­ст­во­ва­ло рас­смот­ре­нию по­ли­тич. струк­тур, их функ­цио­ни­ро­ва­ния и эво­лю­ции в со­ци­аль­ном кон­тек­сте. Поя­ви­лось мно­жест­во про­со­по­гра­фич.

ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных лю­дям, «на­пол­няв­шим» различными государственными ве­дом­ст­ва (Ж. Дю­би, Ф. Кон­та­мин, Ф. От­ран, Б. Ге­не и др.).

В них уда­лось со­еди­нить так­же по­ли­тическую ис­то­рию с изу­че­ни­ем мен­та­ли­те­та рас­смат­ри­вае­мых общ­но­стей с их оп­ре­де­лён­ны­ми со­ци­аль­ны­ми по­зи­ция­ми и об­ли­ком, соз­на­ни­ем.

На­прав­ле­ния «че­ло­ве­че­ской ис­то­рии» и мик­ро­ис­то­рии, воз­ник­шие во второй половине XX века, вер­ну­ли ин­те­рес к со­бы­ти­ям и лич­но­стям, т. е. к тем сю­же­там, про­тив ко­то­рых бы­ла на­прав­ле­на са­мая яро­ст­ная кри­ти­ка ос­но­ва­те­лей ж. «Ан­на­лы».

Ис­то­рическое со­бы­тие ста­ло вос­при­ни­мать­ся как не­кий фак­тор, от­ра­жаю­щий глу­бин­ные про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в об­ще­ст­ве той или иной эпо­хи. Кро­ме то­го, со­бы­тие, пре­вра­щаю­щее­ся со вре­ме­нем в миф, ста­ло иг­рать ве­ду­щую роль в изу­че­нии во­об­ра­жае­мо­го и т. н.

мест па­мя­ти (П. Но­ра). Наи­бо­лее яр­кие при­ме­ры та­ко­го под­хо­да про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли Ж.

Дю­би, ис­сле­до­вав­ший на при­ме­ре бит­вы при Бу­ви­не (27 июля 1214 год) «со­цио­ло­гию вой­ны», тем са­мым по­ка­зав, ка­кой след ос­та­ви­ло со­бы­тие в тек­стах той эпо­хи («Le dimanche de Bouvines», 1973 год), и Б. Ге­не, изу­чив­ший разл.

ас­пек­ты жиз­ни об­ще­ст­ва на­ка­ну­не и по­сле убий­ст­ва гер­цо­га Ор­ле­ан­ско­го («Un meurtre, une société: l’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407», 1992 год). Зна­чительную транс­фор­ма­цию в рам­ках «новой истической науки» пре­тер­пел жанр ис­то­рической био­гра­фии (Б. Ге­не, Ж. Дю­би, Ж.Ле Гофф и др.).

За­им­ст­во­ва­ние ме­то­дов со­цио­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии при­ве­ло к вспле­ску ин­те­ре­са к изу­че­нию фе­но­ме­на вла­сти и её ана­то­мии, т. е. к со­цио­ло­гич. ана­ли­зу ус­ло­вий, средств и прин­ци­пов вла­ст­во­ва­ния.

В то же вре­мя, став глу­бо­ко пси­хо­ло­ги­зи­ро­ван­ной, по­ли­тич.

ис­то­рия вы­дви­ну­ла на пер­вый план изу­че­ние не ин­сти­ту­тов вла­сти (государсвтенный ап­па­рат, суд, ар­мия), а про­бле­мы её ре­пре­зен­та­ции, пред­став­ле­ний о её са­краль­но­сти, по­ли­тической идео­ло­гии, сим­во­лиз­ма и т. д. (см. По­ли­ти­че­ская ан­тро­по­ло­гия).

«Новая историческая наука», став­шая од­ним из ве­ду­щих на­прав­ле­ний в ис­то­рической нау­ке на ру­беже XX-XXI веков, ока­за­ла за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие и эво­лю­цию нациаональных ис­то­рических школ, обо­га­тив их но­вы­ми под­хо­да­ми и про­бле­ма­ти­кой; в ча­ст­но­сти, опыт «новой исторической накуки» спо­соб­ст­во­вал об­нов­ле­нию отечественной нау­ки, об­ра­тив­шей­ся к бо­лее ши­ро­ко­му изу­че­нию куль­ту­ры, ду­хов­ной жиз­ни и по­ли­тической ис­то­рии средне-векового об­ще­ст­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

История — наука о прошлом и настоящем

Что изучает историческая наука

История России / Историческая наука / История — наука о прошлом и настоящем

Понятие истории; вспомогательные исторические дисциплины; функции истории; методология истории; принципы изучения истории; периодизация истории; исторические источники.

Что представляет собой историческая наука?

История одна из наиболее древних, но при этом достаточно неоднозначных наук, она изучает прошлое человеческого общества, закономерности развития человека и общества.

Изучение истории невероятно важно для образовательной и культурно-мировоззренческой подготовки любого человека, вне зависимости от профессии и рода деятельности, именно поэтому история включена в курс любых комплексных образовательных программ.

Государственная политика такова, что история – базис представлений человека о своем государстве, его месте в историческом процессе. Любому культурному человеку необходимо знание истории своей страны.

Содержание исторической науки составляет исторический процесс во всех его проявлений, как правило, его изучение базируется на исторических источниках.

История является комплексной наукой, и включается в себя изучения исторических процессов с точки зрения политики, военного дела, религии и этнографии, экономики. Помимо этого существуют вспомогательные исторические дисциплины: археология, хронология, нумизматика, топонимика, геральдика и многие другие.

Вспомогательные исторические науки:

Генеалогия – наука, изучающая родственные связи во всех их проявлении.

Геральдика – наука, изучающая гербы и символы.

Дипломатика – наука, изучающая историю правовых документов.

Метрология – наука, изучающая всевозможные метрики (меры объема, длины и т.д.)

Ономастика – наука, изучающая имена.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

Антропонимика – наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика – наука, изучающая названия этносов.

Теонимика – наука, изучающая имена в рамках религиозных культов и религий.

Нумизматика – наука, изучающая историю монет и средств обмена.

Палеография – наука, изучающая письменные источники (их внешние признаки).

Сфрагистика – наука, изучающая печати.

Хронология – наука, изучающая временные рамки истории.

Этимология – наука, изучающая историю языка.

Историческая наука тесно связана с другими науками, в том числе с юриспруденцией, социологией, лингвистикой – она использует достижения и методологию этих наук, у них в некоторых случаях схожий объект исследования.

Функции исторической науки

Историческая наука выполняет целый ряд важнейших функций:

1. Познавательная функция истории состоит из изучения исторического опыта различных народов.

2. Идеологическая функция истории состоит в формировании государственной идеологии и политического курса на основе достижений исторической науки.

3. Культурная функция истории состоит в продолжение социальной памяти народов, сохранения культурных традиций.

4. Воспитательная функция истории состоит в формировании положительных исторических образов как примера для будущих поколений.

Методология исторической науки

Что такое метод исторической науки?

Метод исторической науки – это особый способ исследования предмета истории (исторического процесса во всем его проявлении), основанные на совокупности приемов и принципов исследования.

Базовые методы исторической науки:

1. Хронологический метод исследования истории представляет собой периодизацию исторических процессов, составление их хронологии.

2. Метод исторического моделирования, который предполагает построение возможных связей и закономерностей в рамках исторического процесса.

Статистический метод предполагает использование достижений статистической науки (цифры, факты) в рамках изучения исторического процесса.

4. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение и изыскание общих закономерностей и различий в историческом опыте различных народов.

Принципы исторической науки

Что представляют собой принципы исторической науки?

Принципы исторической науки представляют собой базовые установки, на основе которых должен строиться процесс исторического познания.

Базовые принципы исторической науки:

Принцип исследования (историзма) предполагает внимательное и тщательное изучение всех процессов в рамках конкретного развития истории определенных общественных процессов.

Принцип объективности предполагает изучение исторических процессов с опорой только на исторические факты в их наиболее правильной интерпретации, без предвзятости и политизированности. Историк должен быть объективен, он должен учитывать как положительные, так и отрицательные стороны исторических фактов.

Принцип связности предполагает изучение исторического процесса исходя из постулата, что каждое событие, факт и процесс имеет свои предпосылки и причинно-следственную связь.

Периодизация исторической науки

Что представляет собой периодизация исторической науки?

Периодизация представляет собой установление хронологических этапов в развитии исторических процессов. Основой периодизации истории являются общие для обобщения исторического процесса факторы и признаки.

Варианты периодизации истории:

Древнегреческий поэт и историк Гесиод выделял пять периодов развития общества: божественный, золотой, серебряный, медный и железный. При этом, он утверждал, что с каждым новым историческим периодом человечество жило все хуже и хуже.

Древнегреческий математик и историк Пифагор утверждал, что историю можно характеризовать круговым движением, от зарождения к гибели.

Российский исследователь Л.И. Мечников выявил периодическую закономерность на основе ирригационных признаков.

Он выделял речной, средиземноморский и океанический периоды в истории развития цивилизаций.

Карл Маркс разработал одну из наиболее популярных и распространенных периодизаций исторической науки. Он сформулировал категорию – общественно-экономическая формация, которая характеризовала общие по своим признакам этапы развития человечества.

Так, он выделял четыре этапа: первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Адольф Джозеф Тойнби рассматривал историю как круговорот и цикличность в рамках развития локальных цивилизаций. Этот подход был основан на выявлении общих черт цивилизаций в сфере культуры (политической, духовой и материальной).

В российской исторической науки сложилась типичная периодизация истории, в рамках которой принято выделять Первобытную эпоху, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время.

Исторические источники

Что такое история?

Что изучает историческая наука

Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.

История как форма рассказа

До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.

Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.

Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.

Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.

В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».

Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.

Что такое история с точки зрения школьных предметов:

Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.

Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.

Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.

История становится историей в полной мере, только когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.

Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».

Развитие истории

Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.

Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.

Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.

Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.

Важность истории

Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?

Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.

Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.

Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.

Введение в историю — Исторические науки

Что изучает историческая наука

К ним относятся:

Хронология (греч. Chronos – время и logos – наука). Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов.

Историческая хронология — определяет на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.

Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами.

Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

Геральдика (лат. Heraldus – глашатай). Наука, изучающая гербы как исторический источник. Герб — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства. Геральдика помогает понять и истолковать значение гербов.

Родовой герб Российского императора (1856 г.)

Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.

Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.

Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.

Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп

Нумизматика (лат. Numisma – монета). Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Монеты — источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества.

С помощью монет нему можно проследить развитие экономики — их усиление или ослабление, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов. Монеты помогают изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это — шедевры изобразительного искусства. Важную информацию могут дать надписи на монетах.

В археологии монеты служат датировки при исследовании различных памятников.

Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).

Римская награда — фалера, медаль за взятие Шлиссельбурга (Россия, 1702 г.), ордена Российской империи до 1917 г.

Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке.

Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных институтов, изменения государственного аппарата и т.д.

Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.

Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.

Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.

С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.

История как наука. Структура исторического знания

Что изучает историческая наука

Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует.

Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ.

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле.

Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.

Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:

Ø История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества, отдельных наук.

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э. — около 425 до н. э.

) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицеронназвал его «отцом истории».

История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество.

Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Известный русский историк В.О.

Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс русской истории.Ч.1. — М.,1956. — С. 14).

В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие повышенного внимания к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики.

Таким образом: История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

Структура исторического знания.

Сегодня историческая наука — это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней.

Во-первых, этоистория отдельных видов человеческой деятельности – Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний:

ü гражданская история,

ü история государства и права,

ü история хозяйства,

ü история культуры,

ü политическая история,

ü история экономики,

ü история духовной культуры и др.

Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и многое другое.

Другой гранью является всемирная история, которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на

ü историю континентов,

ü отдельных народов,

ü отдельных регионов

Третьей гранью исторической науки является ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований.

ü вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований,

ü источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников),

ü палеография (история письма),

ü геральдика (гербы),

ü сфрагистика (печати),

ü нумизматика (монеты, медали, ордена),

ü топонимика (изучение названий географических пунктов)

Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века.

Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили различные этапах его развития.

История — наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции.

Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.

Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук.

Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой.

Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. Попробуйте сами определить наиболее видимые линии этой взаимосвязи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *