Что изучает историческая наука
Что изучает историческая наука?
История — одна из самых древних наук. Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «рассказ, повествование, исследование». В современном языке понятие «история» употребляется в двух основных значениях: 1) прошлое и все, что происходило в нем; 2) наука, изучающая прошлое человечества.
Научное знание о прошлом является необходимым компонентом исторического сознания. Но не единственным. Осознание истории может формироваться на основе мифов, легенд, преданий, былин, песен. В них правда перемешана с вымыслом. Но этот вымысел нередко приобретает большую реальность, чем достоверные исторические факты. Например, согласно преданию битва на Куликовом поле в 1380 г. началась с поединка между русским иноком Пересветом и «злым печенегом» Челу-беем. Богатыри ударили друг друга копьями и оба упали замертво. Этот эпизод Куликовской битвы многие представляют по известной картине М. И. Авилова «Поединок». Без него очень трудно рассказывать об одной из самых героических страниц отечественной истории. А ведь, по мнению авторитетных историков, героем первой схватки с татарами был не Пересвет, действительно сложивший голову на Куликовом поле, а великий князь Дмитрий Иванович, выехавший навстречу врагам во главе сторожевого полка.
Таким образом, историческое сознание включает в себя и достоверное знание, и мифы, созданные народной фантазией. В нашем примере легенда выполняет важную социальную функцию. Она способствует осознанию величия и героизма отечественной истории, побуждает гордиться нашими предками. И всетаки человеку свойственно стремление к исторической правде. Разрушение мифов и легенд при столкновении с реальными фактами чревато для общества глубокими разочарованиями, духовными потерями, безверием. Так, наша страна чрезвычайно болезненно переживает крушение мифов об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации и других важнейших событиях советской истории. И хотя сейчас многие легенды развенчаны, на смену им приходят новые, создаваемые телевидением, радио, прессой. Именно из них большинство людей получают информацию о прошлом своей страны.
Другим источником исторических «знаний» часто служат романы и кинофильмы. Например, А. Дюма-отец говорил, что история для него — лишь «гвоздь», на который он «вешает» свои романы. Тем не менее большинство людей представляют Францию времен Людовика XIII и кардинала Ришелье не по скучным научным монографиям, а по знаменитому роману великого рассказчика «Три мушкетера». Точно так же некоторые наши соотечественники «изучают» историю России по романам В. С. Пикуля. И это легко объяснимо. Художественные версии исторических событий ближе и понятнее научных описаний и характеристик. Они трогают сердце и пленяют мысль. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждается не в наборе исторических анекдотов, а в системе доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Для того чтобы отделить истину от вымысла, уметь разобраться в сложных политических и жизненных ситуациях, оперировать различными видами исторических источников, каждому образованному человеку необходимо овладеть определенным научным инструментарием. Мировая и отечественная историческая наука обладает богатым арсеналом разнообразных, зачастую весьма сложных и даже изощренных методов исследования.
Методы исторического исследования можно разделить на три группы: общенаучные (исторический, логический и метод классификации или систематизации) ; специальные (хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный и ДР-); а также методы других наук (математический, конкретных социологических исследований, психологии и др.). В основе исторического метода лежит изучение истории в движении, как развивающегося процесса. Логический метод предполагает исследование системы через глубокий анализ ее элементов. Например, анализ такого ценнейшего источника, как «Русская Правда», позволяет не только узнать, как творился суд в Киевском государстве, но и воссоздать широкую панораму жизни Древней Руси. Активно используют историки метод классификации. В зависимости от выбора критерия классификация одних и тех же явлений может приобретать различный вид. Так, политические партии в России начала XX века можно сгруппировать по социально-классовому принципу (помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские), по отношению к государственному строю (монархические, конституционно-монархические, выступавшие за демократическую республику и ставившие целью установление социалистической республики), по методам борьбы (реформаторские и революционные). Каждая из этих классификаций дополняет картину социально-политической ситуации в России того времени новыми штрихами.
Историки изучают события прошлого во времени. Поэтому они часто пользуются хронологическим методом, то есть выстраивают факты в их временной последовательности. Разновидностью хронологического метода является проблемно-хронологический метод, которым блестяще владели В. О. Ключевский и другие выдающиеся отечественные историки. К очень интересным наблюдениям может привести синхронный метод, позволяющий сопоставить события, происходившие одновременно в разных странах. Например, мы часто забываем, что герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь был современником английского короля Ричарда Львиное Сердце, императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, грузинской царицы Тамары и великого монгольского завоевателя Чингисхана. На умелом использовании синхронного метода построены многие книги известного историка Л. Н. Гумилева. Активно используется в исторических исследованиях сравнительно-исторический метод. Так, сопоставление событий июльского международного кризиса 1914 года с предвоенным кризисом 1939 года помогает глубже разобраться в механизме возникновения мировых войн.
Богатые возможности открывает перед историками использование методов других наук. Интересные исследования созданы в области «психоистории», «новой социальной истории». Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого — «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками. Например, математик И. Н. Киселев и историк С. В. Мироненко при помощи ЭВМ обработали часть огромной коллекции формулярных списков гражданских чиновников, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге и охватывающей весь XIX век. Это помогло им сделать интересные выводы о том, как в течение XIX столетия менялись возрастной состав, имущественное положение и социальное происхождение правящей элиты в России. Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.
Следовательно,, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента. Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации. Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью. Вот как писал об этом выдающийся русский философ С. Н. Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исторического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолютно новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов…». Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.
Подведем итоги. ИСТОРИЯ — это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.
Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, — от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек. Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
1) процесс развития природы и человечества;
2) наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности историч. процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии.
Возникновение и становление исторической науки
История возникла как особый литературный жанр в глубокой древности из мифологических представлений, приобретших форму легендарно-эпических сказаний, и лишь постепенно, на протяжении многих столетий, приобретала черты науки. Представления о едином пространстве истории, однонаправленном линейном необратимом времени, восхождении человека от первого «завета» Бога к последующим впервые появились в Библии с самого начала её формирования во 2-й половине II-го тысячелетия до н. э. Примерно столь же древняя историческая традиция существует в Китае, а также в Древнем Египте, Месопотамии и др. древнейших очагах цивилизации.
Сближение истории с др. науками, активное использование методов, разработанных этими науками, дальнейшая дифференциация исследований существенно обогатили исследовательский арсенал историка, но в то же время создали угрозу расщепления традиционного предмета исторической науки, превращения её самой в подотрасли др. наук. Ситуация усугубляется нарастающими процессами в общественном сознании, всё более увлечённом парадигмами постмодернизма, с его безграничным релятивизмом, признанием сосуществования научного и паранаучного знания, стиранием граней между строгим исследованием и сенсационными «открытиями», предложенными публике людьми, не обладающими профессиональными знаниями и умением. Решить все эти проблемы историческая наука в состоянии на пути развития собственной методологической базы, углублённого изучения источников и популяризации результатов серьёзных научных исследований.
Структура исторической науки
Историческая наука имеет внутреннюю специализацию, ориентированную на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности (военная история, экономическая история, истории культуры, религии, естествознания и техники, интеллектуальная история, история-биография и т. д.) или отдельных периодов человеческой истории (медиевистика, история Древнего мира или Нового времени и т. д.), на изучение истории стран и народов.
Функции исторической науки
Как любой науке, истории свойственна познавательная функция. Историческая наука позволяет лучше понять связи между явлениями, тенденции изменений, определить место человека или сообщества в постоянно меняющейся картине бытия, выявить органическое единство прошлого, настоящего и будущего. Общество требует от историка суждений и выводов, которые помогли бы избежать повторения совершённых в прошлом ошибок («уроки истории»). В то же время историк, как и человек, занятый любым др. интеллектуальным трудом, изучает свой предмет не только ради достижения конкретной практической цели, но также руководствуется не имеющим границ профессиональным познавательным интересом.
Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных им явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин успехов и неудач на этих путях. Близко к образовательной находится воспитательная функция истории, зародившаяся ещё в Древнем мире, где большое значение придавалось «воспитанию гражданина» на исторических примерах гражданской добродетели. В истории видят силу, утверждающую в сознании людей также нравственные и религиозные добродетели. Историю принято рассматривать и как действенное средство в воспитании патриотических чувств, дефицит которых чреват национальными катастрофами. Общество признаёт и прогностическую функцию исторической науки. Есть учёные, которые придают самостоятельное значение эстетической функции исторической науки, которую они рассматривают как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.
Составные элементы исторического исследования
Среди методов исторической науки наибольшее распространение получил сравнительно-исторический метод. Он позволяет выявлять тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное в истории, даёт возможность преодолеть пёструю оболочку явлений и проникнуть в их сущность. Сравнительно-исторический метод предполагает типологизацию исторических явлений, позволяющую отделить их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Типологизация является убедительной научной альтернативой практике прямых аналогий, которая допускает свободное сравнение различных по самой своей природе, но внешне схожих явлений и ведёт к опрометчивым выводам. Развитие сравнительно-исторического метода способствовало становлению историзма (в русле которого все явления прошлого и история в целом рассматриваются как некий процесс развития, подчёркивается принципиальная невоспроизводимость существенных характеристик исторических эпох, несмотря на их кажущуюся идентичность), пришедшего на смену провиденциализму (концепции Божественного предопределения), распространённому в античном и средневековом обществе и сохранившемуся в модифицированном виде в Новое и Новейшее время.
Сближение с социологией позволило историкам активно применять методики, практикуемые в социологических исследованиях. Так, из социологии в историю пришёл контент-анализ. Активно использует социологические методы также гендерная история, выделившаяся в последние годы в самостоятельное направление исторической науки. Подобным же образом из практики использования новых методов выросли такие направления и школы исторических исследований, как пропосография, развившаяся из историко-биографических исследований, микроистория, сосредоточившаяся на изучении «капилляров» истории, и др.
И в зарубежной, и в отечественной исторической науке постоянно появляются новые методы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин (социологии, этнологии, демографии, культурологии и др.). Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических исследований последних столетий показал, что названные и иные методы позволяют более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к решению конкретных исследовательских задач, но не могут претендовать на универсальный характер. Обычно в исторических исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач.
Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.
Историческая наука и смысл истории
Мыслители разных эпох не раз задавались вопросом о смысле истории. Наиболее давним по времени и сохранившим немало приверженцев до наших дней нужно считать понимание истории как осуществление Божественного промысла. Просветители попытались объяснить содержание и смысл исторического процесса как развитие разума и наук. Г. В. Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории, облёкши сам процесс в диалектические формы.
Историки-позитивисты фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями и оставив её на усмотрение третировавшихся ими философов. Новая попытка рационалистически объяснить смысл истории была предпринята марксистами, которые, осудив Гегеля за телеологическое видение истории, в итоге возвели собственную телеологическую конструкцию, но уже без Бога или гегелевской «абсолютной идеи». В XX веке историческая наука в своих построениях всё более определённо становилась на путь релятивизма, который в конце концов привёл к постмодернизму, провозгласившему приемлемыми все объяснения. Постижение смысла истории не является исключительной прерогативой историков. Оно является главной задачей философии истории, в решении которой историки участвуют вместе с философами и представителями др. отраслей обществознания.
Изучение истории
На Западе такого рода образования традиционно функционируют, как правило, при университетах; в нашей стране утвердилась практика изучения истории (как и др. наук) в системе Академии наук. Ведущие институты РАН (Институт всеобщей истории, Институт российской истории, Институт археологии, Институт этнологии и антропологии, Институт востоковедения, Институт славяноведения и др.) сыграли огромную роль в развитии исторической науки в СССР и РФ.
Важную функцию выполняют периодические исторические издания, актуализирующие историографические изыскания («Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Славяноведение», «Археология», «Этнографическое обозрение», «Востоковедение», «Вестник Древней истории» и др.). Невозможно представить себе развитие исторической науки без системы архивов, существующей в нашей стране и за рубежом. Существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников вносят исторические музеи. Развитие исторической науки в Новейшее время потребовало объединения усилий историков на международном уровне. Успешно функционируют Международный комитет исторических наук (МКИН) и др. организации, объединяющие историков разных стран.
Иллюстрация:
Труды по всеобщей истории. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.
Что изучает историческая наука?
Что изучает история?
История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом.
Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего.
Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.
Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий.
Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории.
Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.
Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий.
Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе.
Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами.
Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).
С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику.
В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности.
Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.
Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.
Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.
Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного.
Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический.
Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.
В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.
Что изучает история?
Как не покажется вам странным, но дать четкое определение тому, что изучает история, не могут даже самые маститые профессора — историки.
А некоторые люди вообще убеждены, что история – это не наука, т.к. в ней нет конкретного предмета или объекта изучения.
Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.
В дословном переводе слово «история» означает «рассказ о событиях прошлого». А знать прошлое важно для человечества, т.к. исторический опыт имеет немаловажное значение в развитии общества. Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.
Что изучает наука история
Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.
Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.
Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта.
История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого.
Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.
История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко.
В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии.
Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.
Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.
Что изучает философия истории
Философию не зря называют царицей наук. Она изучает наиболее общие законы развития природы и общества. Раздел философии, занимающийся изучением исторического процесса, дающий его интерпретацию, называется философией истории.
Термин «философия истории» был введен в 1765 году известным философом Вольтером. В дальнейшем большую роль в развитии этого раздела философии сыграли Гегель, Маркс, Данилевский, Конт, Шпенглер, Ясперс и многие другие философы.
Вопросы, которые изучает философия истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:
Помимо этого философия истории пытается найти ответ на вопрос о том, существуют ли какие-либо законы, позволяющие влиять на ход исторического процесса, или история развивается по воле «его Величества» случая.
Философия истории и наука истории различаются в своем подходе к историческим событиям и фактам. Историки занимаются только изучением реальных фактов прошлого, не делают каких-либо прогнозов на будущее.
Оценивая исторические события, историки не допускают сослагательного наклонения, т.е. описывают и изучают только реальный, а не возможный, ход исторических событий.
В отличие от этого, философия истории не только изучает линии развития каких-либо событий в прошлом, но и старается перенести их в будущее.
Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира :
Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.
Описание дисциплины
Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным.
Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять.
В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.
Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.
Предмет изучения
Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.
Период | Что изучается |
Первобытная | Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины |
Древнего мира, Античность | Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности |
Средние века | Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война |
Новое время | Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты |
Новейшая | Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании |
Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.
Эволюция термина
Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.
Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.
Позиция Ключевского
Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:
Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.
О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Вспомогательные дисциплины
История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.
Наименование | Предмет изучения |
Нумизматика | Монеты |
Археология | Древнейшие письменные источники |
Топонимика | Наименование географических реалий |
Вексиллология | Флаги и знамена |
Геральдика | Гербы |
Кодикология | Рукописные книги |
Хронология | Последовательность исторических событий |
Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.
Отрасли
Развитие человека и общества – процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.
В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:
Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:
Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.
Основные методы
Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:
Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.
Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.
Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.
Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.
Как постигать науку
Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.
Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.
Трудности
Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:
Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.
От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.
Новая историческая наука
Новая историческая наука — направление в исторической науке, основанное на междисциплинарном подходе к изучению общества.
Сформировалось во Франции в 1960-1970-е годы. Часто отождествляется с исторической антропологией или с 3-м этапом развития «Анналов» школы.
Изначально «новая историческая» позиционировала себя как наука, изучающая человека, его повседневную жизнь, мировосприятие и чувства, тем самым порывая с «неодушевлённой историей» в духе марксистской историографии и школы Ф. Броделя.
Однако преемственность с предшествующим поколением школы «Анналов», олицетворяемым последним, сохранялась в изучении «времени большой длительности».
Представители «новой исторической науки» объявляли себя сторонниками междисциплинарной истории, обогащённой методами др. гуманитарных наук, в частности этнологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и т. д. Это должно было, по их мнению, сделать историю ядром гуманитарного знания.
В результате такого подхода появились новые направления исследований (историческая демография, историческая география, историческая психология, гендерная история и др.), значительно расширилась проблематика исторических исследований (коллективное сознание, верования, ритуалы и др.
), усложнился понятийный аппарат.
Сторонники «новой исторической науки» стали активно привлекать не использовавшиеся до того времени источники (жесты, символы, визуальные изображения, литургич. обряды, одежда и т. д.).
Существенно изменился подход к традиционным нарративным источникам: под влиянием М. Фуко утвердился взгляд на письм. источник как на исторический памятник, требующий деконструкции, установления причин и условий его создания.
Значительное место в исследованиях стали занимать проблемы коллективной психологии и воображаемого (Ж. Ле Гофф и др.). Представители «новой исторической науки» — сторонники т. н.
тотальной истории, охватывающей все сферы жизни общества на отрезке времени большой длительности (напр., региональные истории — П. Губер, Э. Ле Руа Ладюри и др.).
Развитие «новой исторической науки» способствовало обновлению традиционных направлений исторических исследований.
В социальной истории всё больше внимания стало уделяться реконструкции картины мира, свойственной данной человеческой общности, совокупности представлений и ценностей, которыми руководствуются члены той или иной социальной группы.
В работах о социальной иерархии общества на первый план вышел анализ представлений о социальном устройстве и своём месте в нём самих действующих субъектов (напр., книга Ж. Дюби о трёхчастном делении общества).
В рамках «новой исторической науки» произошёл возврат к забытой со времён М. Блока и Л. Февра политич. истории, которая существенно обновила свою проблематику и методы.
Стремление осуществить синтез политической и социальной истории способствовало рассмотрению политич. структур, их функционирования и эволюции в социальном контексте. Появилось множество просопографич.
исследований, посвящённых людям, «наполнявшим» различными государственными ведомства (Ж. Дюби, Ф. Контамин, Ф. Отран, Б. Гене и др.).
В них удалось соединить также политическую историю с изучением менталитета рассматриваемых общностей с их определёнными социальными позициями и обликом, сознанием.
Направления «человеческой истории» и микроистории, возникшие во второй половине XX века, вернули интерес к событиям и личностям, т. е. к тем сюжетам, против которых была направлена самая яростная критика основателей ж. «Анналы».
Историческое событие стало восприниматься как некий фактор, отражающий глубинные процессы, происходящие в обществе той или иной эпохи. Кроме того, событие, превращающееся со временем в миф, стало играть ведущую роль в изучении воображаемого и т. н.
мест памяти (П. Нора). Наиболее яркие примеры такого подхода продемонстрировали Ж.
Дюби, исследовавший на примере битвы при Бувине (27 июля 1214 год) «социологию войны», тем самым показав, какой след оставило событие в текстах той эпохи («Le dimanche de Bouvines», 1973 год), и Б. Гене, изучивший разл.
аспекты жизни общества накануне и после убийства герцога Орлеанского («Un meurtre, une société: l’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407», 1992 год). Значительную трансформацию в рамках «новой истической науки» претерпел жанр исторической биографии (Б. Гене, Ж. Дюби, Ж.Ле Гофф и др.).
Заимствование методов социологии и антропологии привело к всплеску интереса к изучению феномена власти и её анатомии, т. е. к социологич. анализу условий, средств и принципов властвования.
В то же время, став глубоко психологизированной, политич.
история выдвинула на первый план изучение не институтов власти (государсвтенный аппарат, суд, армия), а проблемы её репрезентации, представлений о её сакральности, политической идеологии, символизма и т. д. (см. Политическая антропология).
«Новая историческая наука», ставшая одним из ведущих направлений в исторической науке на рубеже XX-XXI веков, оказала заметное влияние на развитие и эволюцию нациаональных исторических школ, обогатив их новыми подходами и проблематикой; в частности, опыт «новой исторической накуки» способствовал обновлению отечественной науки, обратившейся к более широкому изучению культуры, духовной жизни и политической истории средне-векового общества.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
История — наука о прошлом и настоящем
История России / Историческая наука / История — наука о прошлом и настоящем
Понятие истории; вспомогательные исторические дисциплины; функции истории; методология истории; принципы изучения истории; периодизация истории; исторические источники.
Что представляет собой историческая наука?
История одна из наиболее древних, но при этом достаточно неоднозначных наук, она изучает прошлое человеческого общества, закономерности развития человека и общества.
Изучение истории невероятно важно для образовательной и культурно-мировоззренческой подготовки любого человека, вне зависимости от профессии и рода деятельности, именно поэтому история включена в курс любых комплексных образовательных программ.
Государственная политика такова, что история – базис представлений человека о своем государстве, его месте в историческом процессе. Любому культурному человеку необходимо знание истории своей страны.
Содержание исторической науки составляет исторический процесс во всех его проявлений, как правило, его изучение базируется на исторических источниках.
История является комплексной наукой, и включается в себя изучения исторических процессов с точки зрения политики, военного дела, религии и этнографии, экономики. Помимо этого существуют вспомогательные исторические дисциплины: археология, хронология, нумизматика, топонимика, геральдика и многие другие.
Вспомогательные исторические науки:
Генеалогия – наука, изучающая родственные связи во всех их проявлении.
Геральдика – наука, изучающая гербы и символы.
Дипломатика – наука, изучающая историю правовых документов.
Метрология – наука, изучающая всевозможные метрики (меры объема, длины и т.д.)
Ономастика – наука, изучающая имена.
Топонимика – наука, изучающая географические названия.
Антропонимика – наука, изучающая личные имена людей.
Этнонимика – наука, изучающая названия этносов.
Теонимика – наука, изучающая имена в рамках религиозных культов и религий.
Нумизматика – наука, изучающая историю монет и средств обмена.
Палеография – наука, изучающая письменные источники (их внешние признаки).
Сфрагистика – наука, изучающая печати.
Хронология – наука, изучающая временные рамки истории.
Этимология – наука, изучающая историю языка.
Историческая наука тесно связана с другими науками, в том числе с юриспруденцией, социологией, лингвистикой – она использует достижения и методологию этих наук, у них в некоторых случаях схожий объект исследования.
Функции исторической науки
Историческая наука выполняет целый ряд важнейших функций:
1. Познавательная функция истории состоит из изучения исторического опыта различных народов.
2. Идеологическая функция истории состоит в формировании государственной идеологии и политического курса на основе достижений исторической науки.
3. Культурная функция истории состоит в продолжение социальной памяти народов, сохранения культурных традиций.
4. Воспитательная функция истории состоит в формировании положительных исторических образов как примера для будущих поколений.
Методология исторической науки
Что такое метод исторической науки?
Метод исторической науки – это особый способ исследования предмета истории (исторического процесса во всем его проявлении), основанные на совокупности приемов и принципов исследования.
Базовые методы исторической науки:
1. Хронологический метод исследования истории представляет собой периодизацию исторических процессов, составление их хронологии.
2. Метод исторического моделирования, который предполагает построение возможных связей и закономерностей в рамках исторического процесса.
Статистический метод предполагает использование достижений статистической науки (цифры, факты) в рамках изучения исторического процесса.
4. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение и изыскание общих закономерностей и различий в историческом опыте различных народов.
Принципы исторической науки
Что представляют собой принципы исторической науки?
Принципы исторической науки представляют собой базовые установки, на основе которых должен строиться процесс исторического познания.
Базовые принципы исторической науки:
Принцип исследования (историзма) предполагает внимательное и тщательное изучение всех процессов в рамках конкретного развития истории определенных общественных процессов.
Принцип объективности предполагает изучение исторических процессов с опорой только на исторические факты в их наиболее правильной интерпретации, без предвзятости и политизированности. Историк должен быть объективен, он должен учитывать как положительные, так и отрицательные стороны исторических фактов.
Принцип связности предполагает изучение исторического процесса исходя из постулата, что каждое событие, факт и процесс имеет свои предпосылки и причинно-следственную связь.
Периодизация исторической науки
Что представляет собой периодизация исторической науки?
Периодизация представляет собой установление хронологических этапов в развитии исторических процессов. Основой периодизации истории являются общие для обобщения исторического процесса факторы и признаки.
Варианты периодизации истории:
Древнегреческий поэт и историк Гесиод выделял пять периодов развития общества: божественный, золотой, серебряный, медный и железный. При этом, он утверждал, что с каждым новым историческим периодом человечество жило все хуже и хуже.
Древнегреческий математик и историк Пифагор утверждал, что историю можно характеризовать круговым движением, от зарождения к гибели.
Российский исследователь Л.И. Мечников выявил периодическую закономерность на основе ирригационных признаков.
Он выделял речной, средиземноморский и океанический периоды в истории развития цивилизаций.
Карл Маркс разработал одну из наиболее популярных и распространенных периодизаций исторической науки. Он сформулировал категорию – общественно-экономическая формация, которая характеризовала общие по своим признакам этапы развития человечества.
Так, он выделял четыре этапа: первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и коммунистический.
Адольф Джозеф Тойнби рассматривал историю как круговорот и цикличность в рамках развития локальных цивилизаций. Этот подход был основан на выявлении общих черт цивилизаций в сфере культуры (политической, духовой и материальной).
В российской исторической науки сложилась типичная периодизация истории, в рамках которой принято выделять Первобытную эпоху, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время.
Исторические источники
Что такое история?
Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.
История как форма рассказа
До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.
Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.
Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.
Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.
В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».
Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.
Что такое история с точки зрения школьных предметов:
Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.
Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.
Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.
История становится историей в полной мере, только когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.
Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».
Развитие истории
Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.
Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.
Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.
Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.
Важность истории
Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?
Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.
Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.
Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.
Введение в историю — Исторические науки
К ним относятся:
Хронология (греч. Chronos – время и logos – наука). Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов.
Историческая хронология — определяет на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.
Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами.
Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.
Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).
Геральдика (лат. Heraldus – глашатай). Наука, изучающая гербы как исторический источник. Герб — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства. Геральдика помогает понять и истолковать значение гербов.
Родовой герб Российского императора (1856 г.)
Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.
Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.
Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.
Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп
Нумизматика (лат. Numisma – монета). Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Монеты — источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества.
С помощью монет нему можно проследить развитие экономики — их усиление или ослабление, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов. Монеты помогают изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это — шедевры изобразительного искусства. Важную информацию могут дать надписи на монетах.
В археологии монеты служат датировки при исследовании различных памятников.
Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).
Римская награда — фалера, медаль за взятие Шлиссельбурга (Россия, 1702 г.), ордена Российской империи до 1917 г.
Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке.
Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных институтов, изменения государственного аппарата и т.д.
Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.
Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.
Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.
С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.
История как наука. Структура исторического знания
Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует.
Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ.
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле.
Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.
Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:
Ø История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества, отдельных наук.
Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э. — около 425 до н. э.
) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицеронназвал его «отцом истории».
История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество.
Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Известный русский историк В.О.
Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс русской истории.Ч.1. — М.,1956. — С. 14).
В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие повышенного внимания к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики.
Таким образом: История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Структура исторического знания.
Сегодня историческая наука — это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней.
Во-первых, этоистория отдельных видов человеческой деятельности – Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний:
ü гражданская история,
ü история государства и права,
ü история хозяйства,
ü история культуры,
ü политическая история,
ü история экономики,
ü история духовной культуры и др.
Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и многое другое.
Другой гранью является всемирная история, которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на
ü историю континентов,
ü отдельных народов,
ü отдельных регионов
Третьей гранью исторической науки является ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований.
ü вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований,
ü источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников),
ü палеография (история письма),
ü геральдика (гербы),
ü сфрагистика (печати),
ü нумизматика (монеты, медали, ордена),
ü топонимика (изучение названий географических пунктов)
Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века.
Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили различные этапах его развития.
История — наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции.
Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.
Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук.
Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой.
Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. Попробуйте сами определить наиболее видимые линии этой взаимосвязи.