Что изучает историческая фонетика

фонетика историческая

Смотреть что такое «фонетика историческая» в других словарях:

ФОНЕТИКА — [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются… … Толковый словарь Ушакова

фонетика — (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… … Словарь лингвистических терминов

историческая фонетика — см. фонетика историческая (в статье фонетика) … Словарь лингвистических терминов

Фонетика — (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… … Литературная энциклопедия

Фонетика — (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фонетика — Лингвистика … Википедия

фонетика — (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Историческая лингвистика — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

Историческая грамматика — Дисциплина, рассматривающая эволюцию грамматического строя одного языка с помощью сравнения лингвистических фактов, относящихся к разным временным пластам. Название «историческая грамматика» неточно: традиционно в нее включается не только… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

Источник

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Лекции запись закреплена

Курс лекций по исторической фонетике русского языка.

Лектор: Попов Михаил Борисович — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Филологического факультета СПбГУ.

Темы лекций:
1. Принципы, источники и методы изучения звуковых изменений. Периодизация истории русского языка.
2. Исходная фонологическая система древнерусского языка. Принципы строения слога.
3. Утрата носовых гласных и развитие полногласия.
4. Праславянские палатализации и их рефлексы в древнерусском языке. Возникновение корреляции по твердости/мягкости.
5. Исходная просодическая система и ее перестройка в древнерусский период.
6. Падение редуцированных гласных. Часть I ― Механизм и хронология изменения.
7. Падение редуцированных гласных. Часть II — Причины и следствия изменения.
8. Основные изменения в системе русского консонантизма после падения редуцированных гласных.
9. Изменения в системе вокализма после падения редуцированных гласных. Переход /е/ в /о/ и утрата /ě/ и /ô/.
10. История безударного вокализма.

Источник

Историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

“Как известно, основой сравнительно-исторического изучения языков является историческая фонетика”, — пишет известный ученый-компаративист Б. А. Серебренников.
Историческая фонетика предполагает историю фонетики или системы звуков в языке. Наука под названием “история”, как мы знаем, изучает прошлое на основе сохранившихся фактических материалов, устных и письменных свидетельств и дает сравнительно правильную картину прошлого.

История звуков

Различают историю народов, стран, городов, историю материальной и духовной культуры. Однако применимо ли понятие “история” к системе звуков какого-либо языка? Если мы допускаем, что современный язык имеет историческую фонетику, то не означает ли это, что наша привычная речь и наши привычные слова звучали в прошлом совсем по другому? Если это действительно так было, то на основе каких данных мы можем восстанавливать древнюю форму нынешних слов?

В живой речи некоторые слова могут иметь различные произношения. В татарском литературном чиш— “развяжи” в разговорном звучит иногда как тиш, шиш. Литературное йодрык — “кулак” в просторечье может изменяться в йозырык или жозырык. В караимском, родственном татарскому, данное слово имеет формы йумрукъ, йудрукъ. Надо полагать, что так было и сто, и тысячу, пожалуй, и десять тысяч лет тому назад.

Не только в разных языках и в разных диалектах одного языка, но и в одном коллективе, говорящем на едином языке, фонетический облик слов, произносимых разными индивидами, может быть не всегда одинаковым. Компаративисты обычно сравнивают слова двух и более языков, которые, по их предположению, происходят из одного праязыка. В сравниваемых словах в одних и тех же позициях некоторые звуки могут не совпадать. Вот эти несовпадения компаративисты и считают проявлением изменения фонетики в историческом плане.

Если здесь действительно имеется история, то из сравниваемых звуков одни должны быть более древними, чем другие. Иначе вести речь об исторической фонетике не имеет смысла. Вопрос так и ставится. Считается, что в сравниваемых словах сравниваемые звуки имеют неодинаковое по времени происхождение—одни первичны, другие вторичны.

Развитие фонетического строя языка

Звуки—как живой организм, они постоянно меняются, обновляются, переходят из одного качества в другое. Новые, более сильные звуки вытесняют более слабые. Их, в свою очередь, вытесняют уже другие. Таким образом, в фонетике происходит постоянное движение. “Фонетический строй языка не стоит на месте, а развивается, и притом довольно быстро и в каждом языке по-своему”,—утверждает И. М. Дьяконов.

Что изучает историческая фонетикаИ. М. Дьяконов

Так ли все это? Обратимся к примерам. Выше мы упомянули, что некоторые японские слова сходны с татарскими. Японское яку созвучно татарскому ягу. Сравниваемые слова по значению и структуре почти идентичны, за исключением согласных к, гъ. По-татарски “лед” — боз, по-каракалпакски—муз. В сравниваемых словах совпадает лишь конечный з. Слоги бо и му не сходны.

Действуя таким образом, легче всего добраться и до истоков праязыка. В так называемой “тюркологии” идет давний спор о том, что первично—р или з? Одни считают, что первичен звук р, а другие — з. Почему именно р и з? Да потому, что в чувашском р иногда соответствует татарскому з. Например, “девушка” на чувашском—хер, а на татарском — кыз. Чувашский и татарский относятся к одной родственной языковой семье. Однако фонетический строй, лексика и грамматика этих языков настолько различаются, что практически их даже нельзя назвать родственными.

Примеры исторической фонетики

Решение вопроса первичности или вторичности р или з открыло бы путь к доказательству не только первичности или вторичности чувашского хер или татарского кыз, но и всего языка типа татарского или чувашского. А это, в свою очередь, ведет к выяснению других спорных вопросов, которых в языкознании предостаточно.
Компаративисты обычно не обращают внимания на гласные. Они оперируют главным образом согласными. Смысл этого очень прост. Во-первых, в языках мира, взятых каждый в отдельности, согласных больше гласных в два-три раза, и они разнообразнее по своему характеру. Поэтому имеется больше возможности изучать их в разных комбинациях и найти больше взаимозаменяющих вариантов.

Во-вторых, сравнительно-исторический метод возник в Западной Европе в среде ученых, говорящих на “индоевропейских” языках. А в этих языках, немецком, французком, русском, английском и.т. д., в словах в разных позициях могут присутствовать рядом по два, а то и по три согласных. Идеализация согласных у некоторых исследователей дошла до такой степени, что они не прочь утверждать, что первичный язык состоял из одних согласных! Ван Гиннекен, например, в результате изучения кавказских и готтентотских языков, пришел именно к такому заключению.

В некоторых кавказских языках действительно имеется обилие согласных. Однако то, что в этих языках функционирует большое количество согласных, не означает, что в них отсутствуют гласные вообще. Можем ли мы идеализировать консонанты только на основании того, что в одних языках имеется больше согласных, чем в других, или потому, что они нанизаны иногда по два, по три в некоторых словах? Конечно, нет.

Вот еще другой пример из области “исторической фонетики”. “Согласный гъ в конце закрытого слога может превратиться в гласный. Особо наглядные примеры этой вокализации имеются в финском языке”,— пишет Б. А. Серебренников и приводит такие примеры: каула — “шея” от кагла; наула — “гвоздь” от нагла. Такого рода примеры имеются и в татарском и в родственных языках. На казанско-татарском “гора” — may, уйгурском — тагъ, крымско-татарском — дагь. Вот и получается, что согласный гъ родил гласный звук у. Что за чудо? Может быть, совсем наоборот— у родил гъ? Как это доказать? Загадку этого явления не смог разъяснить ни один ученый на свете —самый правильный ответ пока вот этот.

Утверждение компаративистов, что в древности языковые семьи находились в праязыковом состоянии, что одни праязыки зародились раньше, а другие —позже, нас не убеждает. Нас также не убеждают теории генетического и структурного родства языков, детской речи и т. п. Основа “исторической фонетики” очень зыбка. Разность звуков в одних и тех же позициях сравниваемых слов, взятых из разных языков, не является показателем их исторического развития. В данном случае разность звуков есть проявление различных акустических возможностей носителей языка. У далеких предков чувашей и татар слова хер и кыз могли зародиться независимо друг от друга. Первичность или вторичность хер и кыз недоказуема. Раз недоказуемо изменение звуков в историческом плане, то не может быть и исторической фонетики.

Изменения фонетического строя

Если бы фонетический строй языка находился в постоянном изменении и развитии и развивался бы довольно быстро, как это предполагают компаративисты, то система звуков была бы неустойчивой, а это привело бы к неустойчивости языка в целом. Такое утверждение не означает, что фонетический строй языка —нечто аморфное. В любом языке фонетический строй может иметь незначительные колебания и изменения. Однако такие незначительные, локальные колебания и изменения не затрагивают и не могут затрагивать основы всего фонетического строя языка. Они, эти колебания являются постоянными, т. е. органической частью звукового состава языка.

Что изучает историческая фонетика

Древний человек считал слово священным, даже живым организмом и поэтому в отношении языка, слова, слога он был особенно чутким и внимательным. Если у него не было бы выработано такого отношения к своему языку, то человеческое общество не достигло бы никакого развития. Только при помощи языка, который формировался на определенных религиозно-философских представлениях и подчинялся внутренней логике и в котором сохранялась устойчивая система звуков, наш предок homo sapiens сумел преодолеть многие препятствия и на своем пути, освобождаясь от первобытного состояния в мышлении и физическом облике, смог возвыситься до уровня современного человека.

Следует подчеркнуть, что теория языка компаративистов вообще запутанна и противоречива. Ученые-компаративисты стоят на той точке зрения, что самые “правильные” языки—”индоевропейские”, точно так же, как в свое время утверждали то же самое в отношении своего языка древние греки, евреи и римляне. Мы, естественно, не можем согласиться с такими, выражаясь мягко, односторонними утверждениями.

Источник

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Лекции запись закреплена

Курс лекций по исторической фонетике русского языка.

Лектор: Попов Михаил Борисович — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Филологического факультета СПбГУ.

Темы лекций:
1. Принципы, источники и методы изучения звуковых изменений. Периодизация истории русского языка.
2. Исходная фонологическая система древнерусского языка. Принципы строения слога.
3. Утрата носовых гласных и развитие полногласия.
4. Праславянские палатализации и их рефлексы в древнерусском языке. Возникновение корреляции по твердости/мягкости.
5. Исходная просодическая система и ее перестройка в древнерусский период.
6. Падение редуцированных гласных. Часть I ― Механизм и хронология изменения.
7. Падение редуцированных гласных. Часть II — Причины и следствия изменения.
8. Основные изменения в системе русского консонантизма после падения редуцированных гласных.
9. Изменения в системе вокализма после падения редуцированных гласных. Переход /е/ в /о/ и утрата /ě/ и /ô/.
10. История безударного вокализма.

Источник

Фонетика

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Содержание

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Три аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Активны или пассивны голосовые связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

История фонетики как науки

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.) » (1872).

Методы фонетических исследований

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Артикуляционная фонетика

Что изучает историческая фонетика

Что изучает историческая фонетика

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи [1]

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

В пределах шумных выделяют:

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

Смычные подразделяются на:

звонкие

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й’ (р’, л’, м’, н’)

Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Фонетика русского языка

1 фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч’]- всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж’:] (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами [ш] и [ж] (мнение московской фонологической школы)

Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит’]). В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът’]: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады].

Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

Чередования

Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные — позицией звука в слове, морфеме.

Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегубежать, где бег чередуется с беж (раньше было 2 различных глагола); рука — ручной и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *