Что изучает инженерная психология
Инженерная психология
Инжене́рная психоло́гия (от фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий, управления на базе принципа «Джит-надежности».
Содержание
Основные направления инженерной психологии
В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.
В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, задачи и проблемы которой были сформулированы Р. Р. Гарифуллиным. Поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи. Под влиянием развития информатики сформировалась виртуальная психология, которая рассматривает систему «человек — виртуальность». Пионером создания этого нового направления в российской психологии является Н. А. Носов.
История
В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.
Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.
В течение 1960 гг. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — Щедровицкий Г.П.), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина. Созданы кафедры психологии труда и инженерной психологии на факультетах психологии ЛГУ (1966г.), КГУ (1967 г.), МГУ (1968 г.)
См. также
Литература
В статье использованы материалы Института психологии РАН, статьи из психологических справочников.
инженерная психология
Полезное
Смотреть что такое «инженерная психология» в других словарях:
Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации человеко машинных систем; выработки научных… … Финансовый словарь
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Большой Энциклопедический словарь
Инженерная Психология — раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при… … Психологический словарь
Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Задачи И. п.: анализ распределения функций между человеком и… … Российская энциклопедия по охране труда
инженерная психология — эргономика — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы эргономика EN human engineering … Справочник технического переводчика
Инженерная психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Инженерная психология (от … Википедия
Инженерная психология — одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и… … Большая советская энциклопедия
инженерная психология — направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40 е гг. 20 в. как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия… … Энциклопедия техники
инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Энциклопедический словарь
инженерная психология — rus инженерная психология (ж), организация (ж) труда eng human engineering fra ergonomie (f) deu Anthropotechnik (f) spa ingeniería (f) humana … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Лекция 1. Инженерная психология как область психологического знания
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии.
2. Исторические этапы развития инженерной психологии.
3. Методы инженерной психологии.
4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.
1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии.
Инженерная (техническая) психология (от фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — это практически ориентированная отрасль психологической науки, предметом которой является изучение объективных закономерностей взаимодействия человека с техническими устройствами в целях их проектирования и применения в эффективном, надежном и безопасном режимах работы.
Предпосылки возникновения инженерной психологии:
1. Развитие технического прогресса, механизации и автоматизации производства.
2. Появление множества новых профессий, связанных с техникой и компьютером.
3. Широкое применение машин, вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования.
4. Постоянное усложнение деятельности человека, выполняющего функции оператора из-за непрерывного совершенствования техники и автоматизации производственных процессов.
5. Рост травматизма и функциональной заболеваемости людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;
6. Недостаточная эффективность техники, ее высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учетом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей.
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.
Объект инженерной психологии – взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство (калькулятор, самолет, компьютер и т. д.), посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность. Инженерная психология охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств, рассчитанных на восприятие, представление, мышление человека, на его действия.
Предмет инженерной психологии – психологические закономерности взаимодействия человека и техники и пути оптимизации этого взаимодействия, в том числе процессы приема, переработки, хранения информации человеком, принятия решения и психической регуляции управляющих действий. Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора и тем сложностям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе выполнения сложных заданий.
Проблема человеко-машинного взаимодействия определяет и главную цель инженерной психологии — повышение эффективности и безопасности функционирования систем.
Задачи инженерной психологии:
Общие теоретические задачи:
1. Максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса).
2. Максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности).
3. Рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек-техника».
Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел профессией, а потому, что его психофизиологические возможности ограничены: скорость передаваемой информации превышает возможности органов чувств, форма сигналов оказывается трудной для осмысливания ее человеком. Если при создании новой техники не будут учтены закономерности восприятия, внимания, памяти и мышления, психические свойства человека и динамика его психических состояний, то это означает, что уже в самой создаваемой технике «закладывается» человеческая ошибка.
Частные практические задачи:
— Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельности оператора.
— Изучение перцептивных и мнемических процессов преобразования информации человеком-оператором. Преобразование информации человеком включает в себя четыре этапа: прием информации, переработка принятой информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.
— Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек-машина».
— Разработка принципов построения рабочих мест операторов.
— Исследование функциональных состояний оператора
— Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профессиональный отбор, обучение, формирование коллектива, тренировка).
— Инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина».
2. Исторические этапы развития инженерной психологии.
В России официальное возникновение инженерной психологии принято связывать с организацией в октябре 1959г. в ЛГУ лаборатории индустриальной психологии, руководителем которой был Б. Ломов. Широкую известность получила вышедшая в 1963 г. в издательстве Ленинградского университета монография Б. Ломова “Человек и техника”. Она явилась программным научным трудом, послужившим толчком к проведению широких исследований по основополагающим теоретическим и прикладным вопросам инженерной психологии.
Этот этап развития инженерной психологии называют этапом активного накопления эмпирического материала, который впоследствии лег в основу соответствующих практических и методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, практических пособий, справочников, учебников, монографий.
Как самостоятельная наука инженерная психология первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовке операторов, выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек-машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п.
В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приема и переработки информации человеком, а в 60-х гг.- общие принципы организации взаимодействия человека с ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д.
2. этап. Теоретическое оформление инженерной психологии (60-90 гг 20 века).
В условиях постоянно возрастающей роли человеческого фактора в современном производстве инженерной психологии придается все большее значение.
В инженерной психологии начинается процесс аккумуляции научного знания, формирования оригинальных авторских концепций, более глубоко и широко начинают осмысляться ее методологические основания.
- Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
- принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда); принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует); принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства); принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ); принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Основные теоретические концепции инженерной психологии:
4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора, что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.
Развитие современной инженерной психологии направлено на комплексное решение задач повышения производительности труда, улучшения условий и гуманизации труда человека, управляющего современной сложной техникой.
Основные прикладные направления инженерной психологии: системотехническое и эксплуатационное.
Перспективы развития инженерной или технической психологии:
• дальнейшей разработка теории профессиональной деятельности человека в современных системах “человек — техника”, прежде всего компьютеризированных;
• совершенствовании методов профессиональной ориентации, отбора и профессиональной подготовки человека для систем “человек — техника”.
3. Методы исследований в инженерной психологии
Среди психологических методов, используемых в инженерной психологии, различают:
1. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью. )предназначены для исследования процесса профессиональной деятельности человека-оператора, при функционировании СЧМ, оценки деятельности человека, анализа его ошибок и факторов внешней среды.
Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий оператора. Анализ ошибок позволяет наметить реальные пути их устранения. Так, например, отечественный психолог занимался анализом ошибок, допускаемых работницами механизированного учета при набивке перфокарт. Всего было изучено более 80 тыс. ошибочно перфорированных карт. Анализ показал, что ошибки носят сенсорный, а не моторный характер. В соответствии с этим была изменена методика обучения работниц: обучение было направлено на формирование необходимых сенсорных навыков.
Наблюдение обычно дополняется беседами с операторами и анкетированием. Метод опроса является обычно вспомогательным при психологическом изучении деятельности.
Беседу необходимо проводить как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными операторами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.
Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем устная беседа, но обладает возможностью формализовать обработку полученных ответов.
Метод опроса может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые трудно поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.
Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора. Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определенные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Но в силу искусственности результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека.
Причины: во-первых, в лабораторных условиях трудно имитировать некоторые ситуации реальной деятельности (например, стрессовые ситуации, необходимую мотивацию и ответственность испытуемого за совершенные действия и т. п.).
Во-вторых, в лабораторном эксперименте воздействия на испытуемого имеют случайный для него характер (испытуемый, как правило, не знает их предыстории). В реальной жизни испытуемый реагирует зачастую не на истинное значение раздражителя, а на его отклонение от уже известного.
В-третьих, в лаборатории трудно воссоздать все реальные факторы, влияющие на результаты деятельности оператора. Статистическая значимость лабораторных данных не всегда совпадает с практической значимостью.
Лабораторный эксперимент может быть двух видов: синтетический и аналитический.
При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Используют для этого различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы.
При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности. Этот вид эксперимента применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности.
Тестовые испытания применяются для решения задач профессионального отбора, контроля состояния оператора. Но есть ограничения в применении тестов, и они обусловлены следующим:
1. Тест применяется для оценки того или иного психического качества человека, как правило, вне связи с реальной деятельностью.
2. Для целей профессиональной подготовки более важно знать не наличный, а потенциальный уровень возможностей и способностей человека.
Одним из наиболее продуктивных методов изучения деятельности оператора является естественный эксперимент, который может проводиться в различных формах. Простейшей формой является решение «вводных задач» (например: «Случилось то-то, что Вы будете делать?»). Лучший результат будет получен в том случае, если эти отклонения будут незаметно для испытуемого введены в трудовую деятельность (например, выключение мотора, изменение регулировки, имитация неисправности и т. д.).
3. Методы психологической поддержки и сопровождения эффективной, безопасной и надежной деятельности человека в системах “человек — техника” включают методы: психической саморегуляции и самовосстановления человека, психоконсультативной беседы, индивидуальной и групповой тренинговой и психотерапевтической работы с персоналом систем “человек — техника”, музыкотерапии, двигательной терапии и др.
4. Психофизиологические и персонологические методы позволяют исследовать организацию психофизиологических функций человека-оператора в процессе деятельности, оценивать и контролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффективность деятельности, особенности проявления его личности и индивидуальности. С помощью этих методов исследователи пытаются понять, каким образом удается координировать процессы, лежащие в основе управляющих действий оператора и необходимые условия для поддержания жизнедеятельности и развития личности. С целью изучения физиологических процессов человека во время производственной деятельности, а также с целью выявления предельных возможностей организма при внештатных ситуациях проводятся следующие измерения: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма, электроокулограмма, пневмограмма, речевой ответ.
5. Математические методы применяются для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений). Рассмотренные выше психологические и физиологические методы могут быть применены лишь в реально существующих человеко-машинных системах или при наличии работающих макетов, имитаторов или испытательных стендов. Когда система еще находится на стадии проектирования и в чертежах, применение этих методов просто невозможно. Именно в таких случаях имеют место математические методы.
Под математическим методом понимается исследование деятельности оператора с помощью математических моделей, под которыми понимается некоторый математический объект (формула, уравнение, неравенство и т. д.), соотносимый с реальным процессом (деятельностью оператора). Исследование деятельности оператора в этом случае заключается в исследовании формул или решении уравнений и их систем.
6. Методы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий. );
4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.
Инженерная психология как новая отрасль практической психологии возникла на рубеже наук с выраженным акцентом на психологическое содержание и практическую направленность. При этом в отличие от других отраслей и направлений практической психологии она создана на стыке гуманитарной и технической сферы знаний и использует принципы и методы обеих сфер, соединяя и преломляя их в технически ориентированное прикладное направление практической психологии.
Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др. Так, в решении своих задач инженерная психология опиралась прежде всего на общую и экспериментальную психологию, гигиену и психологию труда, социальную психологию, техническую эстетику.
Отношение инженерной психологии к смежным областям знаний: инженерная психология и психология труда; инженерная психология и эргономика; инженерная психология и НОТ.
Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономика. Эргономика в переводе с греческого означает «закон работы». Эти две отрасли знаний настолько тесно связаны, что содержание учебников по этим дисциплинам совпадает на 70%. Тем не менее объекты и предметы этих наук не тождественны.
Компоненты эргономики и их связи, объединенные в структуру, тесно соприкасающуюся с инженерной психологией [26].
Объект эргономики – Система «Человек – Техника – Среда» (СЧТС). Причем среда делится на физическую, химическую, социальную.
Предмет эргономики – трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней среды.
Т. о. инженерная психология является составной частью эргономики. Эргономика синтезирует ряд наук и предполагает комплексное исследование объекта: социальное, психологическое, физиологическое, антропометрическое, эстетическое, экономическое, медико-гигиеническое.
Основные проблемы инженерной психологии и эргономики: рост нервно-психических заболеваний (т. н. «индустриальный стресс»), текучесть кадров и вытекающие отсюда проблемы переподготовки и адаптации, травматизм (производственный, транспортный и бытовой), эффективность СЧТС.
Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).
Задачи, которые решаются в рамках НОТ: