Что изучает информатика поляков
курса «Информатика и технологии программирования»
(профильный уровень)
Общие сведения
Программа предназначена для 5-11 классов с углубленным изучением программирования (профильный уровень).
«Согласовано» — заведующая кабинетом информатики СПбГАППО Петухова Е.В., 03.10.2003.
«Согласовано» — методист по информатике НМЦ Центрального района Санкт-Петербурга Курова И.А., 01.09.2008.
5 класс (68 часов)
Техника безопасности. Информатика и информация. Информационные процессы: хранение, обработка и передача информации. Компьютер как устройство обработки информации. Основные устройства.
Включение и выключение компьютера. Использование клавиатуры и мыши. Рабочий стол Windows. Запуск программ. Окна в Windows. Файлы и папки. Свойства файлов. Типы файлов. Поиск файла по адресу. Понятие о локальной сети. Способы запуска программ.
Графический редактор Paint. Рисование от руки. Геометрические фигуры. Текстовые надписи на рисунке. Работа с фрагментами. Преобразования. Моделирование объемных фигур.
Простейший текстовый редактор. Удаление и вставка символов. Правила набора текста. Редактирование текста. Создание и сохранение текстового файла. Форматирование текста. Свойства шрифта и абзацев. Буфер обмена. Вставка рисунков в документ из коллекции клипов, из файла и через буфер обмена.
Вычисления на компьютере. История развития средств счета. Программа Калькулятор. Совместное использование программ Калькулятор и Блокнот.
Алгоритмы и исполнители. Виды алгоритмов. Исполнитель Робот. Линейные алгоритмы. Цикл повтори. Вложенные циклы. Циклы с условием (пока). Разветвляющиеся алгоритмы. Переменные и их использование. Вычислительные задачи. Процедуры. Процедуры c параметрами.
Программа PowerPoint. Презентации. Анимация.
6 класс (68 часов)
Единицы измерения количества информации.
Устройство компьютера. Системный блок. Процессор и память. Внешняя память (диски, дискеты, флэш-карты). Внешние устройства компьютера. Дискеты и работа с ними. Форматирование дискет. Справочная система Windows (поиск информации о форматировании).
Работа с файлами в программе Проводник. Ярлыки. Поиск файлов.
Редактор Word. Составные документы. Фигурные заголовки WordArt. Буквица. Колонтитулы. Таблицы. Списки. Автофигуры. Копирование экрана (скриншоты).
Исполнитель Черепаха. Система координат. Графические команды. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Процедуры как вспомогательные алгоритмы. Вычислительные задачи. Оператор вывода. Ввод данных. Диалоговые программы. Циклические вычисления.
Понятие о сети Интернет. Службы Интернет. Гипертекст. Служба WWW. Файловые архивы. Электронная почта. Копирование информации с Web-страниц в другие приложения. Поиск информации в Интернет. Поисковые машины.
Презентации с несколькими слайдами. Выполнение проекта (рекламный ролик).
7 класс (68 часов)
Задачи на определение количества информации.
Системный блок компьютера. Внешняя память компьютера. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Устройства мультимедиа.
Программное обеспечение. Прикладные программы. Правовая охрана программ и данных. Операционные системы. Файловая система. Сжатие файлов. Программы-архиваторы. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Инструментальные средства. Языки программирования.
Введение в программирование. Алгоритм и программа. Трансляция. Вывод сообщений на экран. Целочисленные переменные. Оператор присваивания. Вещественные переменные. Форматный вывод. Ввод данных с клавиатуры. Отладка программ. Ручная прокрутка.
Условный оператор. Сложные условия. Логические операции.
Цикл со счетчиком. Цикл с условием.
Графические примитивы. Применение циклов в графике. Случайные и псевдослучайные числа.
Принципы анимации. Анимация движения. Моделирование отскока от стены. Управление объектом с помощью клавиатуры.
Презентации PowerPoint. Гиперссылки. Управляющие кнопки. Выполнение проекта.
8 класс (68 часов)
Системы счисления. Римская система. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод в другие системы, арифметические действия.
Язык как способ представления информации. Двоичное кодирование. Кодирование чисел. Кодирование символов (ASCII, UNICODE). Кодирование рисунков. Растровый и векторный способы кодирования. Кодирование звука.
Структуры данных (массивы, матрицы, графы, списки, деревья). Понятие о массивах. Ввод и вывод. Поиск минимального элемента в массиве. Перестановка элементов массива. Линейный поиск в массиве. Формирование массива по условию. Сортировка массивов. Метод пузырька. Массивы в процедурах и функциях.
Работа с данными в текстовых файлах. Обработка массива в файле. Обработка массивов неизвестного размера.
Символьные строки. Посимвольная обработка строк. Функции для работы с символьными строками. Поиск в символьных строках.
Составные документы. Внедрение формул и диаграмм.
Понятие об электронных таблицах. Формулы. Ссылки (абсолютные, относительные). Оформление таблиц. Диаграммы и графики.
Интерактивные презентации. Выполнение проекта.
9 класс (68 часов)
Информация и управление. Обратная связь. Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность, этика, право.
Основы логики высказываний. Булева алгебра. Логические операции НЕ, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ, импликация, эквиваленция. Таблицы истинности. Диаграммы Эйлера-Вена. Законы алгебры логики. Упрощение логических выражений. Синтез логических выражений. Логические устройства компьютера (триггер, регистр, сумматор).
Системный блок компьютера. Внешняя память компьютера. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Устройства мультимедиа.
Компьютерные сети. Протоколы. Локальные сети. Сетевые средства Windows. Глобальная сеть Интернет. Службы Интернет. Электронная почта. Форумы. Общение в реальном времени. Нетикет. Электронная коммерция.
Моделирование как метод познания. Формализация. Виды моделей. Использование моделей в практической деятельности человека. Этапы моделирования.
Электронные таблицы. Построение графиков функций. Подбор параметра. Решение уравнений. Оптимизация. Логические функции.
Методы проектирования программ («сверху вниз» и «снизу вверх»). Структурное программирование. Моделирование вращения. Использование массивов для моделирования. Моделирование кипения воды.
Построение и разметка осей координат. Построение графика функции. Численное решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. Штриховка замкнутой области. Вычисление площади фигуры. Методы прямоугольников и трапеций. Метод Монте-Карло. Оформление программной документации.
Понятие базы данных и СУБД. Типы информационных систем. Табличные БД: основные понятия (поле, запись, ключ, типы данных). Работа с таблицей. Сортировка, поиск, фильтрация. Создание БД. Конструктор таблиц. Запросы.
10 класс (136 часов)
Информация и информационные процессы. Кодирование информации. Основы алгебры логики. История и перспективы развития вычислительной техники.
Архитектура компьютеров. Принципы фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Системный блок. Внутренняя и внешняя память. Внешние устройства. Получение информации о компьютере.
Компьютерная арифметика. Хранение в памяти целых чисел. Арифметические и битовые операции. Маски. Хранение в памяти вещественных чисел. Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.
Компьтерные сети. Протоколы. Локальные сети. Технология «клиент-сервер». Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Сетевые средства Windows. Службы и протоколы сети Интернет. Электронная почта. Форумы. Общение в реальном времени. Нетикет. Электронная коммерция.
Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. Операционные системы. Файловая система. Имена файлов. Маски. Начальная загрузка компьютера. Базовая система ввода-вывода (BIOS). Настройка Windows. Панель управления. Инсталляция программ. Дисковые утилиты.
Алгоритм и его свойства. Структура программы. Вывод на экран. Переменные. Типы данных. Оператор присваивания. Арифметические выражения. Условный оператор. Сложные условия. Цикл со счетчиком. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Множественный выбор. Графические примитивы. Использование циклов в графике. Штриховка области. Случайные и псевдослучайные числа. Метод Монте-Карло.
Графики функций. Процедуры. Рекурсия. Рекурсивные фигуры. Анимация. Управление клавишами. Моделирование вращения. Подпрограммы-функции. Логические функции.
Массивы. Ввод и вывод. Заполнение случайными числами. Поиск минимального элемента в массиве. Сортировка массивов. Методы пузырька и вставки. Быстрая сортировка. Поиск в массиве (линейный, двоичный). Массивы в процедурах и функциях. Символьные строки. Функции для работы с символьными строками. Рекурсивный перебор. Сочетания. Перестановки. Матрицы. Операции с матрицами. Работа с текстовыми файлами. Обработка массивов из файла. Обработка текстовых файлов.
Электронные таблицы. Оптимизация. Оптимизация по нескольким параметрам. Оптимизация с ограничениями. Статистические расчеты. Прогнозирование. Тренды. Восстановление зависимостей по экспериментальным данным. Работа с датами и данными типа «время». Моделирование физических процессов. Дискретизация. Моделирование экологических систем. Списки (базы данных). Группировка данных. Формы. Макросы.
Сложные документы. Внедрение объектов. Закладки и поля. Гиперссылки и перекрестные ссылки. Колонтитулы. Стили. Оглавление. Верстка текста в несколько колонок. Макросы.
11 класс (136 часов)
Информация и информационные процессы. Формулы Хартли и Шеннона. Кодирование информации. Информационные процессы как основа управления. Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное общество.
Создание Web-публикаций. Типы Web-страниц. Гипертекст. Структура Web-страницы. Оформление текста. Редактирование готовой Web-страницы. Гиперссылки. Списки. Вставка рисунков. Таблицы. Фреймы. Организация связей между страницами. Построение Web-сайтов.
Целочисленные алгоритмы. Алгоритм Евклида. Решето Эратосфена. Целочисленная оптимизация. Задача коммивояжера. Сложность алгоритмов. Случайный поиск. Многоразрядные целые числа.
Численные методы. Решение уравнений. Метод итераций. Метод Ньютона (касательных). Вычисление интеграла и длины кривой. Оптимизация методом «золотого сечения». Методы оптимизации функций нескольких переменных (обзор).
Базы данных. Виды информационных систем. Табличные БД. Поля и записи. Ключ. Иерархические БД. Сетевые БД. Реляционные базы данных. Нормализация. Поиск в базах данных. Индексы.
Введение в СУБД Access. Таблицы. Фильтрация, поиск, сортировка. Создание и редактирование таблиц. Конструктор таблиц. Формы. Макросы. Запросы. Вычисляемые поля. Запросы с параметрами. Отчеты. Конструктор отчетов. Сложные формы и отчеты.
Анимация в среде Flash. Знакомство со средой Flash-анимации. Контуры. Заливки. Перо. Покадровая анимация. Геометрические фигуры. Фигуры с настройкой. Фильтры. Анимация формы. Многослойные документы. Текст и звук. Слои-маски. Символы. Анимация движения. Движение по направляющим. Вложенная анимация. Знакомство с ActionScript. Управление проигрыванием. Свойства и события клипа. Работа с мышью и клавиатурой. Одномерное движение. Движение на плоскости. Столкновения объектов.
3D-моделирование в Gmax. Простейшие объекты. Операции с объектами. Логические операции. Сплайны. Лофтинг. Текст. Модификаторы. Сеточные модели. Работа с полигонами. Материалы. Рендеринг. Анимация.
Динамические массивы. Выделение памяти. Динамические матрицы.
Понятие структуры. Простейшие операции. Файловые операции со структурами. Сортировка структур с помощью указателей.
Связанный список. Операции со связанным списком. Двусвязный список. Циклические списки. Стек. Системный стек. Реализация с помощью массива и списка. Очередь. Дек. Реализация с помощью массива.
Графы. Основные понятия. Задача Прима-Краскала. Поиск кратчайших путей в графе. Задача коммивояжера. Задачи, решаемые с помощью графов (обзор). Деревья. Свойства деревьев. Реализация деревьев. Деревья поиска. Синтаксический разбор с помощью деревьев. Постфиксная и префиксная формы записи арифметических выражений. Дерево игр. Выигрышная стратегия.
Программирование в среде RAD. Понятие объекта. Свойства и методы. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм.
Программы, основанные на событиях. Среда RAD (Visual Studio, Delphi). Основные идеи и приемы работы. Использование стандартных компонентов. Графические возможности. Обработка событий клавиатуры и мыши. Программа из нескольких модулей.
ЕГЭ по информатике (2022)
Что это такое?
Здесь представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике. В отличие от известной литературы, для большинства задач из демо-вариантов ЕГЭ сравниваются несколько способов решения, анализируются их достоинства и недостатки, возможные проблемы и «ловушки». Приведены рекомендации, позволяющие выбрать эффективные методы решения каждой конкретной задачи.
Автор признателен О.А. Тузовой (г. Санкт-Петербург) за обсуждение этих материалов и конструктивную критику. Спасибо всем, кто присылал и присылает мне замечания, предложения, сообщения об опечатках и неточностях.
Особая благодарность Н.Н. Паньгиной (г. Сосновый Бор) за взаимовыгодное сотрудничество и разностороннюю поддержку проекта.
Автор будет благодарен за новые отзывы по поводу представленных здесь материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике. Если вы заметили ошибку или у вас просто есть что сказать по существу вопроса, пишите.
Тренажёр компьютерного ЕГЭ
ЕГЭ по информатике в 2022 году будет проводиться в компьютерной форме. На этом сайте вы можете попробовать, как это будет выглядеть в тренажёре. Он является копией официального тренажёра, но позволяет загружать любой вариант из генератора. Кроме того, после завершения пробного экзамена вы узнаете, сколько баллов вы набрали бы на ЕГЭ, если бы отправили такие ответы. Попробуйте:
Авторские семинары
Если вы хотите пригласить авторов учебника в свой город для проведения выездного семинара, пишите.
Робот-Blockly
Коллеги тащат то, что не приколочено.
Актуальные публикации
Что еще посмотреть?
Новости теперь и в Telegram-канале
27 декабря 2021 г.
Исправлено условие задачи 4.187.
25 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 1, 27.
Заменены файлы и ответы к задаче 27-89.
24 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 23 (Б. Михлин).
Исправлен ответ к задаче 9.139.
Исправлено условие и ответ к задаче 22.210.
23 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 2.
Исправлены опечатки в условиях задач 15.(490-493).
Исправлены ответы к задачам 4.(182, 183, 187, 191).
22 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 4, 19-21.
Исправлено условие и ответ к задаче 22.205.
Исправлен ответ к задаче 22.202.
21 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 5, 6.
20 декабря 2021 г.
Исправлены ответы к задачам 24.(188-189).
Новая задача для тренировки 9 (П. Финкель).
Новые задачи для тренировки 7, 11, 12.
Новая задача для тренировки 27 (Е. Джобс).
19 декабря 2021 г.
Новые задачи для тренировки 15, 22, 24, 25, 26, 27.
Официальные материалы
Тренажёры для подготовки к компьютерному ЕГЭ (КЕГЭ)
Лицензионное соглашение
Все опубликованные ниже материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.
Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
Учебник «Информатика»
7-9 классы (ФГОС)
Что это такое?
На этой странице размещены материалы нового учебника информатики для основной школы (7-9 классы) авторского коллектива, состоящего из Е.А. Еремина и автора этого сайта.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (позиции 1.2.4.4.2.1, 1.2.4.4.2.2 и 1.2.4.4.2.3). Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г.
Учебники К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
www.labirint.ru: | 7 класс, 8 класс, 9 класс |
my-shop.ru: | 7 класс (ч. 1, ч. 2), 8 класс (ч. 1, ч. 2), 9 класс (ч. 1, ч. 2) |
www.tdabris.ru: | 7 класс (ч. 1, ч. 2), 8 класс (ч. 1, ч. 2), 9 класс (ч. 1, ч. 2) |
Приглашаем всех заинтересованных коллег к сотрудничеству. Подробный план учебников для 7-9 классов доступен для скачивания на этой странице, его можно обсудить на форуме. Ждем ваших замечаний и комментариев.
Авторские семинары
Если вы хотите пригласить авторов учебника в свой город для проведения выездного семинара, пишите.
Новости теперь и в Telegram-канале
29 декабря 2018 г.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (позиции 1.1.2.4.4.2.1, 1.1.2.4.4.2.2 и 1.1.2.4.4.2.3). Приказ № 249 от 23 декабря 2020 г.
27 декабря 2017 г.
Теперь все новости — в Telegram-канале.
Лицензионное соглашение
Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.
Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
Материалы к учебнику
Учебник выпускается в двух вариантах, предусматривающих различное планирование. Оба комплекта для классов содержат практически одинаковый материал, которые немного по-разному распределён по годам изучения.
Вариант, который условно назван Вариант 1, соответствует планированию, предложенному авторами. Второй вариант (Вариант 2) был переработан в соответствии с проектами документов, закрепляющих распределение изучаемых тем по классам.
Вот самые главные отличия (числа в таблице обозначают классы, в которых изучается тема в базовом курсе):
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Кодирование информации | 8 | 7 |
Математическая логика | 9 | 8 |
Алгоритмизация и программирование | 7-9 | 8-9 |
Электронные таблицы | 8-9 | 9 |
Ознакомительные материалы
Глава 1 (9 класс) «Робототехника» 02.11.2015 | |
Глава 8 (7 класс) «Мультимедиа» 01.05.2015 | |
Глава 7 (7 класс) «Компьютерные сети» 01.05.2015 | |
Глава 6 (7 класс) «Алгоритмизация и программирование» (окончание) 01.03.2015 | |
Глава 6 (7 класс) «Алгоритмизация и программирование» 01.02.2015 | |
Глава 5 (7 класс) «Обработка графической информации» 02.01.2015 | |
Глава 1 (7 класс) «Информация и информационные процессы» 01.12.2014 | |
Оглавление учебника «Информатика» для 7-9 классов 25.09.2015 | |
Программы курса «Информатика» для 7-9 классов 18.10.2017 | |
Программы курса «Информатика» для 7-9 классов 14.09.2018 | |
Методические указания к проведению уроков в для 7-9 классах 03.07.2019 |
Ознакомительные материалы (вариант 2)
Учебник на сайте издательства «Бином»
Обсудить и прокомментировать эти материалы можно на форуме.
Связаться с авторами
Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления учебника. Если вы заметили ошибку или у вас есть предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите. Вы можете отправить сообщение прямо с этого сайта.
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
поиск в базе данных
5. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
при записи информации изменяются свойства носителя
6. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
изменение вида информации
изменение количества информации
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
поиск в базе данных
5. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
при записи информации изменяются свойства носителя
6. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
изменение вида информации
изменение количества информации
7. Какая фраза может служить определением сортировки?
выбор нужных элементов
расстановка элементов списка в заданном порядке
расстановка строк по алфавиту
изменение порядка элементов
удаление ненужных элементов
8. Как называется изменение свойств носителя, которое используется
для передачи информации?
9. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы,
10. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы
решения некоторых задач?
11. Как называют представления человека о природе, обществе и самом
12. Отметьте все верные высказывания.
полученная информация зависит от знаний получателя
полученная информация зависит только от принятого сообщения
получение информации всегда увеличивает знания
знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
одна и та же информация может быть представлена в разных формах
13. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в
некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных
7. Какая фраза может служить определением сортировки?
выбор нужных элементов
расстановка элементов списка в заданном порядке
расстановка строк по алфавиту
изменение порядка элементов
удаление ненужных элементов
8. Как называется изменение свойств носителя, которое используется
для передачи информации?
9. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы,
10. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы
решения некоторых задач?
11. Как называют представления человека о природе, обществе и самом
12. Отметьте все верные высказывания.
полученная информация зависит от знаний получателя
полученная информация зависит только от принятого сообщения
получение информации всегда увеличивает знания
знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
одна и та же информация может быть представлена в разных формах
13. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в
некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Что изучает информатика?
2. Отметьте все верные высказывания.
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
5. Отметьте все верные высказывания.
6. Что такое кодирование?
7. Какая фраза может служить определением сортировки?