Что изучает гуманитарный класс
Концепция обучения по гуманитарному профилю
Чубукова Марина Вячеславовна
Цели, специфика, учебный план, результаты обучения. Обучение по гуманитарному профилю является одним их шести направлений обучения в Лицее НИУ ВШЭ наряду с социально-экономическим, права, математики и информатики, востоковедения, дизайна.
Обучение по гуманитарному профилю направлено на:
Обучение молодежи по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.
Организация обучения по гуманитарному профилю соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и предполагает работу по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию каждому обучающемуся.
Обозначенные выше направления не укладываются в традиционное представление о гуманитарном профиле, который связывается прежде всего с такими дисциплинами школьного курса, как «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание». Представление о гуманитарном профиле в рамках обучения в Лицее, с одной стороны, расширено до понимания гуманитарного направления как направления ориентированного на изучение областей знания, связанных с сознанием и состоянием сознания человека (мышление, речь, коммуникация на уровне синхронии и диахронии), с другой стороны, из обучения по гуманитарному профилю выделены в отдельные такие направления, как социально-экономический, права, востоковедения.
Обучение по гуманитарному профилю в соответствии с ФГОС нового поколения включает обязательное изучение предметов: интегрированный курс «Русский язык и литература» (на базовом или углубленном уровне), углубленный курс иностранного языка, курс «Математика» (на базовом или углубленном уровне), курс «История» (на базовом или углубленном уровне), один курс из области «Естественные науки» – «Биология» (на базовом или углубленном уровне) или «Физика» (на базовом уровне), курс «Физическая культура и ОБЖ». Уровень изучения обязательных для изучения предметов выбирается обучающимся.
Предмет(ы) по выбору свободно выбирает(ют)ся обучающимся. К предметам по выбору относятся: «Информатика» (базовый курс), «Обществознание» (модульный курс по 1 семестру экономика, право, социология, политология – базовый уровень), «История культуры» (углубленный курс), «Психология», «География», «Второй иностранный язык», «Философия».
Обязательным для изучения в Лицее является курс «Теория познания», отсутствующий в ФГОС, но утвержденный в Учебном плане Лицея для всех профилей по рекомендации Совета Лицея на Ученом Совете НИУ ВШЭ. Данный курс напрвлен на развитие критического мышления, полезен и важен для обучающихся, планирующих продолжать образование в высшей школе.
Условием, которое должно быть соблюдено при составлении индивидуального учебного плана является требование «Общее количество аудиторных часов не может превосходить 37 часов».
В рамках гуманитарного направления возможно изменение индивидуального учебного плана в течение первого года обучения, что позволяет обучающимся точнее определиться с собственным выбором.
Исследовательский проект. Участие в профильных конференциях. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее каждый обучающийся готовит проект, который обязательно является исследовательским. В Лицее разработаны документы, обеспечивающие педагогическое сопровождение работы обучающихся над исследовательским проектом (к онцепция проектной деятельности учащихся, положение о проектной деятельности учащихся. памятка учащемуся по индивидуальному проекту включающая систему проблемных вопросов, ориентирующих учащегося на этапе выбора темы, образец отчета руководителя проекта и учащегося, выполнившего индивидуальный проект).
Для подготовки индивидуального проекта лицеисты этого направления могут выбрать один из шести предметов: журналистику, культурологию, философию, филологию, психологию или историю.
Индивидуальный проект курируется представителем профессорско-преподавательского состава вуза, консультирование по проекту может осуществляться любым компетентным относительно проблематики проекта специалистом.
Тематика и проблематика исследовательских проектов самая широкая. Выбор темы и ответственность за результаты исследования лежит на обучающемся. Лицей заинтересован в успешности выполнения исследовательских проектов, организует конференцию по итогам защиты проектов, рекомендует успешные исследовательские работы к публикации.
Специализированные для гуманитарного профиля конференции сегодня – это Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех», Московская городская конференция «Мир-Россия-Москва», Московский городской конкурс «Чтения Вернадского», Московская городская научно-практическая конференция на иностранных языках «Лингва»). Обучающиеся специально оповещаются о возможности участия в этих конференциях, об их регламенте и форме устно, посредством объявлений на странице Лицея в сети и по электронной почте.
Сотрудники Лицея обосновали необходимость, готовят и проводят Исследовательскую олимпиаду СТУПЕНИ («Стратегия и тактика передового научного исследования»), в которой отдельно предлагается состязание по гуманитарному направлению.
Образовательная среда, дополнительно образование, олимпиадное движение. Обучение в Лицее позволяет обучающемуся погрузиться в широкое пространство образовательной среды вуза, расширить кругозор и в полной мере осознать разнообразие позиций, мнений, интерпретаций.
Лицей является образовательной организацией полного дня. Каждый лицеист может договариваться с преподавателями Лицея и других подразделений НИУ ВШЭ, студентами, аспирантами (при помощи администрации) об индивидуальной консультации по вопросам, связанным с индивидуальными проектами. Наряду с индивидуальными проектами (которые могут быть краткосрочными и долгосрочными) обучающиеся участвуют в коллективных проектах, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Темы проектов связаны с осваиваемым в учебных курсах материалом или с интересами обучающегося, групп обучающихся, причем эти группы могут образовываться по указанию учителя или свободно.
Для обучающихся открыта возможность:
Обучающиеся также имеют право, как и все российские школьники, участвовать в олимпиадах и конкурсах местного, регионального, всероссийского и международного значения.
В рамках дополнительного образования обучающиеся имеют возможность посещать
В Лицее приветствуется участие в олимпиадах и конкурсах, обучающимся оказывается поддержка со стороны администрации и преподавателей.
Преимущества и риски. Образование в Лицее, в том числе по гуманитарному профилю, сопряжено с рядом рисков, которые становятся обратной стороной очевидных достигаемых преимуществ.
В Лицее ведут занятия преподаватели НИУ ВШЭ, часть из которых одновременно работает со студентами и аспирантами. Лицеисты и преподаватели двигаются навстречу друг другу для достижения взаимопонимания и наилучшего результата. Лицеисты постепенно принимают правила высшей школы, преподаватели находят способы адаптации требований высшей школы к возрастным особенностям лицеистов.
Программы традиционных школьных курсов (иностранные языки, история, русский язык и литература) оказываются насыщены большим количеством теоретического материала, темпы его изучения выше. Кроме того, имеются курсы, традиционно отсутствующие в школьной программе (психология, история культуры). Избыточность предлагаемого к рассмотрению материала (исторические источники, словари, электронные информационные ресурсы, монографии и сборники статей, пр.) имеет своей целью расширить кругозор обучающихся и дать им широкое поле для развития мышления и вариативности интерпретаций. В задачу преподавателя включатся необходимость сформировать критическое отношение к потоку информации, обучать способам работы с ней.
Ситуация постоянного выбора из широкого спектра возможностей приводит к самоопределению относительно учебных предпочтений, хотя может быть сопряжена с трудностями осуществления этого выбора. Лицей гарантирует поддержку обучающихся кураторами, преподавателями предметниками, представителями психологической службы.
Специфичным для предметов гуманитарного цикла является постоянные серьезные, порой неоправданные колебания в сфере итоговой аттестации (прежде всего это касается предмета «Русский язык и литература»). Методисты постоянно контролируют развитие ситуации в отношении итоговой аттестации и вовремя вносят коррективы в программы преподавания.
Особенности преподавания отдельных курсов.
Русский язык и литература. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее преподается интегрированный курс «Русский язык и литература». На углубленном базовом уровне внимание обучающихся сосредотачивается прежде всего на текстах, их жанровых, функциональных и стилистических особенностях. На базовом уровне большее внимание, чем традиционно, уделяется текстам нехудожественным. На углубленном уровне наряду с литературной критикой, касающейся идейно-эстетического содержания текстов, рассматриваются работы литературоведов и лингвистов, в которых они касаются стиля автора, механизмов возникновения художествнного текста, текстов вообще. Особое внимание в обучении на обоих уровнях уделяется развитию оригинально письменной речи учащихся. Навык грамотного письма (орфография, пунктуация, грамматика) поддерживается благодаря системе диктантов и тестов, предлагаемых для выполнения в электронном виде.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Гуманитарный профиль
Для тех учащихся, у кого есть желание углубленно изучать гуманитарные предметы, в школе открыты профильные классы гуманитарной направленности!
Чем вызвано желание стать учеником гуманитарного класса? Фундаментальная подготовка по предметам гуманитарного цикла, позволяющая уверенно пройти такие важные судьбоносные испытания, как Единый государственный экзамен. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников.
В 10-11 классах углубленно изучаются такие предметы, как русский язык, история, английский язык.
В течение учебного года учащиеся готовят индивидуальные проектные работы, которые защищают на ставшей уже традиционной школьной конференции творческих и проектных работ, на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ. В круговороте школьных событий и встречи с интересными людьми, представляющими современную науку, на празднике Фестиваль наук.
В каникулярное время ученики совершают экскурсии по различным историко-культурным объектам Москвы по программе, специально разработанной для учащихся профильных гуманитарных классов.
Обучение русскому языку и литературе в классах
гуманитарного профиля
Русский зык и литература в классах гуманитарного профиля являются предметами первостепенной важности. Именно от качества преподавания русского языка и литературы зависит успешное формирование будущих гуманитариев, поэтому данным предметам среди прочих дисциплин цикла отведена особая роль.
Русский язык
Обучение русскому языку строится с опорой на тематику заданий ЕГЭ, повторение идет в соответствии с типологией заданий и включаемым в них материалом, особое внимание уделяется при этом и орфографическому, и пунктуационному анализу текстов. Отдельным блоком проводится обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку, отбору языковых средств, формулированию проблемы, созданию текстов уровня повышенной сложности.
Литература
Специфика изучения литературы в гуманитарном направлении заключается в сочетании традиционных и новаторских принципов подачи теоретико-литературного материала. В центре изучения находится анализ литературного произведения в целом, связь литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом.
Изучению каждого произведения предшествует написание проверочной работы по содержанию. При изучении текста обязательным элементом является обращение к различным критическим статьям, их конспектирование и анализ. На выходе – подготовка к написанию и написание глубокой и осмысленной работы – сочинения по литературе.
Хотелось бы отметить, что в течение учебного года в рамках изучения русского языка и литературы обучающимся дается возможность посещать занятия кружка «История русского литературного языка».
Обучение иностранным языкам в классах гуманитарного профиля
В классах гуманитарного профиля учащиеся изучают английский язык. Обучение ведется по аутентичным учебникам с использованием инновационных педагогических технологий.
На уроках учащиеся развивают навыки устной и письменной речи, необходимые для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшей полноценной жизни. Также учащиеся могут посещать дополнительные профильные языковые кружки и курсы «Разговорный английский».
Обучение истории и обществознанию в классах гуманитарного профиля
Содержание отдельных учебных курсов (история, обществознание) органично сочетаются, дополняют, углубляют знания учащихся, дают возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, а также способствуют формированию мировоззрения, создавая культурное поле личности.
История
Учащиеся гуманитарных профильных классов переходят от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Таким образом, критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Ребятам предоставляется возможность посещать занятия внеурочной деятельности и кружки дополнительного образования «Страницы истории», «Актуальные вопросы современности», «Политическая идеология», «Листая страницы истории».
Обществознание
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Программа даёт возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, содержит элементы практической деятельности в рамках каждого урока.
Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, универсальные умения.
Если вы хотите углубленно изучать предметы гуманитарного профиля, приходите учиться к нам!
Здесь вы встретитесь с квалифицированными, яркими, профессиональными Педагогами. Они помогут, подскажут, направят!
Организация социальногуманитарного профиля в средней школе 1
Итак, что это за компетентности, в каких сферах они лежат?
– В семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);
– в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
– в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
С другой стороны, переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к тому, что на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Основным объектом манипуляции человека становится то, что невидимо глазу, – социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект. А обеспечивают необходимые умения и способы деятельности именно социально-гуманитарные дисциплины. Они же служат каналом подготовки к политической деятельности, к вступлению в аппарат государственного управления, дают возможность человеку приобрести высокий социальный статус.
Публикация статьи произведена при поддержке металлургического портала «Металл Плейс». На сайте опубликованы каталоги металлургических ГОСТов, статьи о различных металлургических отраслях, еженедельные отчёты рынка металлов, финансовые новости, индекс цен, онлайн расчёт стоимости и веса сортового проката, металлургический справочник и другая важная информация. А также доступна доска объявлений и возможность подать своё объявление. Подробную информацию смотрите на сайте портала: metallplace.ru.
Социально-гуманитарный профиль предоставляет учащимся старшей школы возможность широкого выбора будущей профессиональной деятельности. На с. 26 приводится таблица, где представлены специальности, на которые может рассчитывать выпускник класса социально-гуманитарного профиля, и возможности построения его дальнейшей профессиональной карьеры (на примере высших учебных заведений г. Омска).
Таким образом, мы видим, что основными сферами, в которых будет реализовывать себя выпускник класса социально-гуманитарного профиля, являются сферы труда, политики, потребления, «гражданское общество» и инициативный сектор социального развития. А значит, этим сферам необходим человек-деятель, способный ставить цели, планировать и программировать способы их достижения, мобильный и грамотный.
Специфика социально-гуманитарного познания заключается в совпадении изучаемого объекта и субъекта познавательной деятельности. В отличие от естественно-научного социально-гуманитарное знание характеризуется:
участием в общественных процессах различных социальных сил;
переплетением многообразных экономических, политических, духовных причин и социальных процессов и явлений;
вторжением в общественные процессы множества случайностей;
пересечением интересов множества людей.
Следствием этих особенностей социально-гуманитарного знания является высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении. Во многих случаях отсутствует не только однозначная оценка того или иного явления, но не существует и общепринятого определения понятия, его обобщающего. В этом проявляется и сложность объекта изучения, и различная методология множества научных школ и направлений.
Важно отметить различия социальных и гуманитарных знаний.
Гуманитарные знания
Отражают относительно устойчивые связи, общественные тенденции в развитии человечества
Обращены к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира
При этом экономика, социология несколько ближе к естественным наукам, поскольку они отражают объективные процессы; социальная философия, политология, культурология, в которых более заметно влияние субъективных факторов, несут больше признаков гуманитарного знания; для правоведческой составляющей курса характерна максимальная степень формализации знаний, строгость языка, присущая праву, точность определений.
Это учтено в содержании стандартов и программ профильной школы по обществознанию. В них также выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны обладать учащиеся по окончании профильной школы.
Рассмотрим сетку часов социально-гуманитарного профиля (см. Примерный учебный план).
В социально-гуманитарном профиле на базовом уровне изучаются иностранный язык, математика, экономика, естествознание, мировая художественная культура, физическая культура в соответствии с инвариантной частью федерального компонента БУПа.
Базовые общеобразовательные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими, с явно выраженной методологической составляющей. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Задача изучения интегрированного предмета «Естествознание» в профиле гуманитарной направленности – формирование современного научного мировоззрения, самоопределения личности в окружающем мире.
Следует заметить, что часто проблемы возникают именно у учителей, ведущих базовые общеобразовательные предметы. Стремление педагогов представить свой предмет учащимся наиболее полно, да еще и выйти за рамки курса, общеизвестно. Переход на новую сетку часов, а значит, и на принципиально новые учебные программы, необходимость вести систематизированные, обобщающие курсы базового уровня, отсутствие на сегодняшний день необходимого учебно-методического обеспечения явно вызовут у части педагогов состояние психологического и профессионального дискомфорта. На наш взгляд, этой проблеме следует уделить большое внимание и в системе повышения квалификации педагогов, и в организации работы муниципальных методических служб, а также методической работы в образовательных учреждениях (школах).
Профильными учебными предметами в классах социально-гуманитарной направленности остаются: русский язык, литература, история, обществоведение, право.
Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области образования, направленной на сферу будущей профессиональной деятельности. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по каждому учебному предмету.
В профильном классе необходимо отказаться от обучения даже самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов. Требуется создание условий для максимального вовлечения учащихся в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы; формирование умений и навыков разрешения проблемной ситуации; обучение на основе практического применения знаний в сходных предметно-образовательных ситуациях. А также формирование умений и навыков самостоятельного выхода из критической жизненной проблемной ситуации на основе консультирования или развития коммуникативных компетентностей.
Результативностью деятельности учащихся будет написание рефератов по общим проблемам литературы, истории и обществознания или по региональной тематике, творческих сочинений, исторических эссе; выполнение коллективных или специальных проектов в своей профильной области, научных исследований, творческих работ.
Предполагается, что выпускные экзамены учащиеся будут сдавать именно по профильным предметам.
Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе углубленного изучения элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору учащегося из компонента образовательного учреждения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся. Предлагаемый перечень элективных курсов должен учитывать, во-первых, необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов деятельности, ведущую в будущей профессиональной деятельности учащихся. На 2 года обучения в социально-гуманитарном профиле предлагается 7 часов элективных курсов.
Так как итоговая аттестация выпускников средней (полной) школы проводится по 5 предметам (из них 2 обязательных – русский язык и математика, 3 по выбору учащихся) в формате Единого государственного экзамена, то ученик класса социально-гуманитарного профиля может успешно сдать ЕГЭ по 4 профильным предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию.
Для того чтобы он справился с заданиями ЕГЭ по математике и в соответствии с запросами учащихся, можно добавить в учебный план дополнительный час на изучение этого предмета за счет часов элективных курсов. Кроме того, математика решает задачу формирования специальных умений по предмету, необходимых для гуманитариев: развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, а также проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.