Что изучает гуманистическая психология
Гуманистическая психология
Насчет гуманистической психологии как метода.
культурно выражаться сложно. Но попробую.
Понимаю, что очень многим приятны и близки идеи личностного роста, собственной уникальности, поиск смыслов там, где их, скорее нет, и прочее прочее.
Что я по этому поводу думаю?
– Что каждая обезьяна думает о том, что она не обезьяна.
По-сути, гуманистическая психология представляет собой некий навязываемый директивный набор взглядов и систему ценностей.
То есть гуманистическая психология представляет собой догматичную структуру.
А успех метода обуславливается тем, что люди куда с большим удовольствием выбирают «системы» с подобной догматичной структурой. Люди нуждаются в подобном, чем-нибудь, дающим им ориентир.
Другой вопрос в гибкости, здравости любой догматичной структуры.
И гуманистическая психология с присущей ей взглядами и позициями может иметь сложности с тем, как например объяснить отсутствие «счастья» у человека, который везде успел, всем помог, накормил миллионы, придумал тысячи вакцин, родил 20 детей, жертвует кучи денег бездомным.
Как метод, она может и прививает человеку некие ориентиры, в которых он так нуждается.
Но навязываемые методом ориентиры, при всем уважении, вряд ли могут претендовать на объективный характер.
Выбирая метод, старайтесь хотя бы на пальцах представить и объяснить как он работает, и может ли он в данном случае Вам «помочь».
Многим подобный подход помогает. Каждому, как говорится, своё.
Гуманистическая психология:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основоположники:
Основная идея:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Главной целью терапии становится личностный рост клиента, основанный на стремлении к самоактуализации. Основное отличие от психоанализа и бихевиоризма в том, что психолог воздерживается от интерпретаций и не дает конкретных указаний, он является максимально аутентичным и выполняет роль чистого «зеркала», отражая мысли и чувства клиента, побуждая его глубоко исследовать свои переживания. Психолог стремится быть аутентичным и придерживается безусловного отношения к клиенту и безусловного принятия всех его проявлений, стремится эмпатично понять устройство его мира.
Основным рабочим инструментом в терапии является глубокий контакт, взаимоотношения клиента с терапевтом, формируя у первого опыт переживания безусловного принятия и искренней заинтересованности в его личности. Именно поэтому психологу важно постоянно самосовершенствоваться, работать над своей личность, иметь опыт личной терапии и обращаться за супервизией.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ
Cамоактуализация имеет первостепенное значение для всей гуманистической психологии и отражает направленность данного течения.
Автор определял самоактуализацию как стремление человека и процесс воплощения им своего потенциала, реализацию наибольшего количества возможностей.
В человеке изначально заложены возможности для позитивного развития, а разрушительные силы не являются частью человеческой природой, а появляются вследствие неудовлетворенности основных потребностей. Маслоу считал, что исследовать психические патологии уместно только после того, как будет изучено состояния «нормы», структура психики здорового человека. А образцом здоровой психики является самоактулизирующийся человек.
Самоактуализации невозможно достигнуть один раз и навсегда, это процесс развития, понимания себя, изучения своей природы длиною в жизнь. Маслоу описывал личность, стремящаяся к самоактуализации, следующим образом: человек принимает себя, мир и окружающих; имеет хорошие отношения с другими людьми; адекватно оценивает ситуацию; сосредоточен на задаче, а не на себе, стремится к автономии от окружающей среды и культуры; он спонтанный, независимый, имеет богатую внутреннюю жизнь, креативен и демократичен.
Принципиально отличным от всех других существ человека делает творчество. Оно может проявляться во всевозможных формах и является врожденной способностью личности. Однако эта способность может утратиться в процессе подчинения жестким общественным стандартам и усвоения культурных норм, ограничивающих свободу.
Абрахам Маслоу является автором известной пирамиды потребностей.
Автор описывал человека как «желающее существо», у которого присутствует множество разноуровневых потребностей, требующих удовлетворения.
гуманистическая психология
Полезное
Смотреть что такое «гуманистическая психология» в других словарях:
Гуманистическая психология — Гуманистическая психология направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую… … Википедия
Гуманистическая Психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоакт … Психологический словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950 х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и бихевиоризму … Новейший философский словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Гуманистическая психология — направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Гуманистическая психология — – современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50 х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893).… … Словарь-справочник по социальной работе
Гуманистическая психология — психологическое течение в общественной науке, изучающее психологию личности, как самости, как самоценности человеческого существования. Ее задача – способствовать расширению возможностей сознания человека, его саморазвитию, самоактуализации… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком много внимания уделяет тому, что является невротическим и… … Толковый словарь по психологии
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в совр. зарубежной, гл. обр. амер., психологии, признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50 х гг. 20 в. Ведущие представители А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. п. противопоставила себя … Российская педагогическая энциклопедия
Общая психология
Основные направления психологии
1. Бихевиоризм
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.
Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).
Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.
Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.
Другие течения бихевиоризма:
Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.
Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.
Когнитивный бихевиоризм Толмена
В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»
Задачи и методы изучения гуманистической психологии
Психология включает множество направлений, которые занимаются изучением разных аспектов жизни человека. Гуманистическая психология появилась в ответ на развитие бихевиоризма. Многие поддерживали это направление. Чтобы понимать почему оно было актуальным, нужно разобраться с его историей, принципами, методиками.
Предмет изучения и задачи науки
Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:
У этой науки есть ряд задач:
Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:
Сильные стороны научного направления:
Основоположники и последователи направления
Представители гуманистической психологии:
Маслоу выделял такие потребности индивидов:
Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.
История становления и развития науки
Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.
Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:
Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.
Основные принципы и методы исследования
В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:
Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:
Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.
Развитие науки в настоящее время
Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.
Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.
Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете об особенностях гуманистической психологии.
Гуманистическая психология
Содержание
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [2] :
Литература
Примечания
См. также
Ссылки
Психология
Полезное
Смотреть что такое «Гуманистическая психология» в других словарях:
Гуманистическая Психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоакт … Психологический словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950 х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и бихевиоризму … Новейший философский словарь
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Гуманистическая психология — направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Гуманистическая психология — – современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50 х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893).… … Словарь-справочник по социальной работе
Гуманистическая психология — психологическое течение в общественной науке, изучающее психологию личности, как самости, как самоценности человеческого существования. Ее задача – способствовать расширению возможностей сознания человека, его саморазвитию, самоактуализации… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком много внимания уделяет тому, что является невротическим и… … Толковый словарь по психологии
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в совр. зарубежной, гл. обр. амер., психологии, признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50 х гг. 20 в. Ведущие представители А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. п. противопоставила себя … Российская педагогическая энциклопедия