Что изучает гражданское воспитание

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание и правовая культура учащихся

На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании.

Цель и содержание гражданского воспитания учащихся

Главная цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, воспитание и гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданственность как качество личности воспитывается педагогами в школе, родителями в семье и определяется особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Так же в гражданском воспитании важную роль играют общественные объединения и организации, в которых принимают участие дети.

В каждом обществе вырабатываются свои взгляды, идеи и нормы, которые определяют гражданское сознание, однако для усвоения личностью этих норм необходима грамотная система воспитательной работы. Таким образом, сформированное гражданское сознание поможет личности оценивать социальные явления и процессы, а также свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Идеи гражданского воспитания в педагогике

Становление концепций гражданского воспитания насчитывает многолетнюю историю.

В античной классической педагогике философами Платоном и Аристотелем были даны теории воспитания личности. Они связывали гражданское воспитание с формированием уважения к государству и законопослушания.

Французский философ эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо высказал идею о том, что основу гражданского воспитания составляет свободное развитие личности, ее качеств, существование условий для ее самореализации.

Наиболее полно концепция гражданского воспитания в зарубежной педагогике была представлена немецким педагогом Г. Кершенштейнером, который отметил важность целенаправленного формирования гражданского воспитания, необходимость знания истории государства, политической образованности масс.

Исследованиям в области гражданского воспитания уделялось значительное место в работах российских педагогов и мыслителей. В отечественной педагогике идеи гражданского воспитания отразились в трудах А. Н. Радищева, К.Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, A. И. Герцена и других.

Педагог и писатель К. Д. Ушинский сформулировал идею народности в воспитании, которая основывается на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Философ Н. Г. Чернышевский развил мысль о великой роли воспитания, которое решает участь человека. По его мнению, целью воспитания является «формирование активной личности, озабоченной общественными интересами».

Великий гуманист В.Г. Белинский большую роль отводил семье в процессе воспитания личности, в свою очередь обязанностью учебных заведений, по его мнению, было стремление сделать детей учеными, гражданами, членами государства. В.Г. Белинский считает, что каждый, согласно своим способностям, «должен найти место и в человечестве, и в гражданском обществе». Гражданская деятельность, помимо искусства, романтики, знаний и других составляющих внутреннего мира человека, является неотъемлемой частью жизни личности. Идеальный человек – это тот, кто, прежде всего, является сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. Так В.Г.Белинский подчеркивает, что человек –существо социальное.

Педагог А.И. Герцен отмечает, что личность «не может не отражать в себе свое время, свою среду». Истинный гражданин не может быть лишь созерцателем, «пассивным продуктом своей среды», он должен быть «деятелем, творцом, борцом», должен жить интересами Родины.

Советская педагогика трактовала гражданское воспитание в аспекте приобретения опыта коллективной деятельности. Так, в книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» описана деятельность советской школы по гражданскому воспитанию ребенка, влиянию школы, семьи и общественных организаций на воспитание гражданственности.

Таким образом, отечественная педагогика всегда отличалась гуманистической и духовной направленностью. Ярчайшие представители отечественной науки трактовали вопросы гражданского воспитания в широком социальном контексте проблемы взаимодействия личности и общества, призывали к формированию качеств личности в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Гражданское воспитание было нацелено на формирование чувства долга, служение интересам общества и государства, на воспитание граждан-патриотов.

Идея гражданского воспитания имеет общечеловеческую значимость и ценность. Прогрессивные идеи отечественной педагогики легли в основу воззрений последующих поколений ученых. Важно, чтобы сегодня гражданское воспитание стало залогом обретения общенациональных ценностей, сохранения единства и стабильности общества, повышения духовно-нравственного уровня и социальной культуры населения.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения

Важным аспектом гражданского воспитания в школе и семье является патриотическое воспитание, воспитание ненасилия и межнационального общения, правовой культуры личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения включают в себя следующие процессы:

Патриотическое и интернациональное воспитание реализуется с помощью различных методов. Важную часть в патриотическом воспитании занимает организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, а также символики других стран. Изучение истории Родины, ее природного края, культурных традиций укрепляет чувства любви ребенка к своему Отечеству.

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Для того, чтобы дети знали и выполняли правовые нормы в своем повседневном поведении, необходимо формировать грамотную правовую культуру учащихся.

Учащиеся, которые склонны к совершению правонарушений, чаще всего имеют искаженные знания и представления о социальных ценностях. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников находятся в первую очередь в семье. Неблагоприятную атмосферу для формирования личности ребенка содержат семьи, члены которых имеют отклоняющиеся поведение (алкоголизм, судимость, наркомания т.д.), а так же семьи, где за внешним благополучием скрывается неблагоприятный психологический климат и тяжелая эмоциональная обстановка. Поэтому одним из условий предотвращения правонарушений является эффективная работа с семьями учащихся.

Так же для подростка важно мнение его сверстников, поэтому необходимо положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

Источник

Гражданское воспитание дошкольников

Что изучает гражданское воспитание Анжелика Алексеевна Гладилина
Гражданское воспитание дошкольников

Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.

Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.

Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое гражданское воспитание».

В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.

Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.

Методы, приемы и формы патриотического воспитания определяются возрастными особенностями дошкольников, которым для усвоения материала недостаточно одной беседы или музыкального занятия. Художественная деятельность, различные игры, двигательная активность должны сменять и дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, необходимых в этом возрасте. Из этого складывается система работы.

Работа по каждому разделу программы предполагает включение различных видов практической деятельности, предусмотренных в дошкольном образовательном учреждении как на занятиях, так и в свободное время во второй половине дня. Наиболее продуктивным оказался следующий алгоритм подачи информации. Сначала проводятся занятия, цель которых – познакомить детей с новым материалом. Затем следует беседа, закрепляющая полученную информацию, вырабатывающая оценочное отношение к ней. Это отношение в свою очередь закрепляется в художественной деятельности, способствующей экстериоризации внутреннего осмысления материала и выработке эмоциональной оценки событий. В дальнейшем эмоции подкрепляются в дидактической и/или сюжетно-ролевой игре (игре-драматизации). Педагог в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их знаний может варьировать как виды деятельности, так и содержание каждого раздела.

Ознакомление с образом конкретного народного героя, проводимое по данной программе, предполагает двухлетнюю работу в старшей и подготовительной группах детского сада. При этом предполагается чередование занятий в первой половине дня с групповой работой, индивидуальными занятиями либо развлечениями во второй половине дня. Это позволяет согласовать нашу работу с основной программой обучения и воспитания в детском саду.

В старшем дошкольном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубинные эмоциональные основы будущей готовности служить Отечеству. Формируя основы гражданской активности, педагог прежде всего уделяет внимание переживаниям ребенка, его поступкам и лишь потом – суждениям. Отсюда главной целью программы является формирование нравственно-патриотических чувств, отношений, представлений у дошкольников. Это достигается путем приобщения ребенка к традиционным ремеслам и занятиям народа в ходе игр; путем воспроизведения национального характера в танцах, изобразительной деятельности; путем подражания герою в играх-драматизациях, спортивных представлениях; путем развития умения передавать действия героя в режиссерских играх, пересказах и т. п. ; путем формирования представлений о себе как достойном потомке народного героя в театрализованных представлениях, развлечениях и т. д.

Ориентирами при реализации данной программы являются:

– интегрированный подход к работе с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента региона, что способствует целостному восприятию мира;

– целостность педагогического процесса, обеспечивающая единство воспитания, обучения и развития;

– полнота охвата материала, предусматривающая вхождение детей во все доступные им миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания культуры;

– единство мировой и национальной культуры как системообразующее условие патриотического воспитания детей. Знакомя ребят с народным искусством, мы не должны забывать и о шедеврах мировой культуры.

Такая направленность позволяет решать следующие задачи гражданско-патриотического воспитания в детском саду:

– пробуждение в детях любви к родной земле, к своему народу;

– приобщение детей к основам национальной культуры и народного творчества, обычаям, традициям, обрядам;

– развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;

формирование у детей представления об общечеловеческих понятиях и ценностях: Человек, Родина, Народ, Сила, Ум, Воля, Семья, Культура, Любовь.

Дошкольный возраст – это период формирования различных понятий и активное разностороннее воспитание в области экологии, физкультуры, музыки, экономики, а также гражданского воспитания. Знакомство с правами ребенка, с устройством своего государства, с историей родного края и др. нужно начинать уже в самом начальном учреждении образования, а именно в детском саду.

Гражданское воспитание в детском саду представляет собой формирование знаний о правах ребенка, знакомство с основными атрибутами государства (флаг, герб, гимн). Проходит работа по ознакомлению с географическим расположением государства. Дети учатся находить страну на карте мира, глобусе. Педагоги знакомят детей с историей государства, с основными событиями и национальными героями. Знакомят детей с другими национальностями, а также с характерными признаками людей своей национальности, с такими понятиями как толерантность, терпимость.

В рамках гражданского воспитания происходит знакомство дошкольников с культурой своей страны, с ее традициями и обычаями. Дети овладевают понятием сообщество, а именно семья, друзья, группа и др.

На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжёлыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.

Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определённый уровень гражданственности как интегративного личностного образования,включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным

Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим его место в окружающем мире.

Таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности.

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.

Педагогические методы и средства,используемые в процессе реализации проекта:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

• метод моделирования и конструирования

• метод проектной деятельности

• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать

• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств

• решение логических задач

2. Методы,направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

• игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться

3. Методы и приёмы,способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

• приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве

• беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний

• метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Список использованной литературы

1. Буре Р. С. «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности» // Дошкольная педагогика № 8 2007

2. Римашевская Л. «О сотрудничестве старших дошкольников на занятии» // Дошкольное воспитание №6 2006

3. Зайцева А. Н. «Самооценка ребёнка дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика № 8 2007

4. Н. В. Елжова. «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»

5. А Тухфетуллина «Справедливость: как рассказать о ней дошкольникам» // «Дошкольное воспитание» №11 2007

6. О. Л. Князева «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

7. С. А. Козлова. Теория ознакомления дошкольников с социальной действительностью

8. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина «Весёлый этикет»

9. С. В. Петрина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Что изучает гражданское воспитаниеПатриотическое воспитание дошкольников «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной.

Проектный метод в работе с родителями по ориентированию родителей на гражданское и нравственное воспитание в семье «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности. МКОУ «Чатлыковская СОШ» Чатлыковский.

Музыкальное воспитание дошкольников Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем.

Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста. Грабарь Э. А., воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Незабудка», Г. Старый Оскол.

Патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач.

Правовое воспитание дошкольников Правовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью.

Воспитание милосердия у дошкольников Как и с какого возраста учить ребенка милосердию? Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными особенно мальчиков. Им.

Воспитание самостоятельности у дошкольников Самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность.

Источник

Гражданское воспитание

Полезное

Смотреть что такое «Гражданское воспитание» в других словарях:

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К осн. элементам гражданственности относится нравств. и правовая культура,… … Российская педагогическая энциклопедия

Гражданское воспитание — это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в… … Профессиональное образование. Словарь

Гражданское процессуальное — право, отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых др. органов. Нормы Г. п. п. регламентируют деятельность суда и судебного исполнителя,… … Большая советская энциклопедия

Гражданское общество — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Гражданское общество это совокупность общественных отношений, фо … Википедия

Гражданское партнёрство — Запрос «Гражданский союз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · … Википедия

Гражданское процессуальное право — отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел (См. Гражданское дело), а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых др. органов. Нормы Г. п. п. регламентируют деятельность суда и… … Большая советская энциклопедия

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов (граждане могут свободно выражать свои мнения, создавать для распространения… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в… … Российская педагогическая энциклопедия

Образование гражданское — Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы … Официальная терминология

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *