Что изучает гигиена в биологии 8 класс кратко
Что изучает гигиена в биологии 8 класс кратко
В сохранении здоровья и увеличения периода активной жизни большую роль играет гигиена человека. Содержание в чистоте тела, одежды, жилища не только показатель культуры, но и способ прожить свою жизнь в добром здравии. Режим труда, питания, сна и отдыха, регулярные занятия физкультурой, психогигиена – все это факторы здорового образа жизни. Соблюдение их обеспечивает человеку умственную и физическую работоспособность на долгие годы.
Чистота кожи тела должна стать приоритетом. За неделю через поры выделяется 200 г кожного сала и 2-7 л пота. Все это необходимо смывать, иначе наш кожный покров превратится в рассадник микробов и утратит свои защитные свойства. А ведь кожа еще выполняет функции осязания, теплорегуляции, дыхания, всасывания. Соблюдение гигиены человека в отношении кожи требует выполнения следующих правил:
• Ежедневное мытье всего тела с применением мыла. Употребляйте пережиренные сорта или мыло-крем. Гель для душа выбирайте с нейтральным ph, без солей аммония. Температура воды для тела не должна быть выше +40 градусов, для лица не выше +37.
• Защита от обморожения или активного солнца. Здесь вступает в свои права отрицательное влияние климата на здоровье человека. Это наносит эпидермису непоправимый вред в виде преждевременного старения кожи, появления стойкой сетки капилляров, пятен, рубцов.
• Правильное питание. За счет ежедневного притока витаминов и минеральных веществ кожный покров надолго сохранит гладкость и свежесть.
Уход за кожей ног немыслим без их ежедневного мытья и смены носков, чулок, колготок. Для профилактики грибковых болезней стопы следует 2 раза в неделю протирать столовым уксусом. Применяйте кремы для ног, и состояние кожи заметно улучшится.
Для мытья волос используйте щадящие шампуни, в идеале – детские или подростковые. Для ополаскивания делайте настои березовых листьев, ромашки, календулы.
Хорошее состояние полости рта для гигиены и здоровья человека трудно переоценить. Чистка зубов и межзубных промежутков, своевременное лечение кариеса должно стать правилом для каждого.
Питье сырой воды из городского водопровода недопустимо. Фрукты после мытья под краном обязательно окатите кипятком.
Чистота нательного белья и одежды очень важна для самочувствия и гигиены человека. Общее полотенце может стать источником заражения всей семьи. В последнее время стало обычным делом допускать домашних животных в постель, за стол, в кухню. Избегайте такого проявления чувств к братьям нашим меньшим. Токсоплазмоз становится бичом современного мира.
Все гигиенические навыки должны стать привычными и обязательными к ежедневному исполнению. Тогда вы обретете здоровье и силы для воплощения своих планов в жизнь.
Гигиена человека
Сохранить здоровье человек может только при здоровом образе жизни. Для того чтобы прожить долгую, полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровье создается и поддерживается человеком на протяжении всей жизни. Важное место в этом процессе занимает соблюдение гигиенических правил и норм. Давайте рассмотрим основные из них.
Тело необходимо содержать в чистоте. Кожа, выполняя свои функции, выделяет на свою поверхность кожное сало, пот. Загрязняясь, она теряет многие свои функции, становится средой для размножения болезнетворных бактерий, появляется неприятный запах.
Умываться нужно проточной водой ежедневно утром и вечером. Тщательное мытье тела теплой водой губкой или мочалкой с мылом должно производиться не реже 1 раза в неделю.
Руки следует мыть несколько раз в день (после работы, туалета, перед едой). При мытье важно обращать внимание на подногтевые пространства, здесь сосредоточивается до 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук, а также могут быть яйца глистов.
Ногти на руках и ногах следует стричь не реже 1 раза в неделю. Длинные ногти притупляют чувство осязания, под ними собирается грязь.
Ноги следует ежедневно мыть перед сном. Если они сильно потеют, надо пользоваться специальными средствами по уходу за кожей ног.
Внешность человека во многом зависит от состояния его волос. Регулярное мытье— основной способ ухода за волосами. Вода должна быть мягкой, намыливать волосы лучше мыльной пеной или шампунем. Сушить волосы лучше мягким полотенцем, частое использование фена приводит к пересушиванию и ломке волос.
Для улучшения роста волос их полезно время от времени подстригать. Расчески должны быть индивидуальными, содержаться в чистоте.
Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть подобрана по росту и размеру тела, соответствовать погоде.
Желательно, чтобы ткани, из которых сшита одежда, хорошо сохраняли тепло, были воздухопроницаемы, а для нательного белья и гигроскопичны. Этими свойствами обладают натуральные ткани. Одежду, сшитую из плотных синтетических тканей, лучше использовать в виде ветровок и плащей.
При загрязнении одежда теряет свои тепловые и гигроскопические свойства, становится местом, где собирается большое количество микробов. Поэтому одежду нужно систематически менять и стирать.
Важно, чтобы обувь подходила по размеру. Тесная обувь сдавливает стопу, приводит к ее деформации, нарушает кровообращение. Слишком свободная обувь мешает человеку нормально ходить, приводит к потертости ног. Повседневная обувь должна иметь небольшой каблук (1—1,5 см). Обувь без каблука способствует развитию плоскостопия. Вредна обувь и с очень высоким каблуком. В ней основная опора делается на пальцы, поэтому уменьшается устойчивость тела. Со временем пальцы деформируются.
Гигиена питания. Правильное питание — необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма, т. е. для здоровья.
В состав пищи должны входить питательные вещества растительного и животного происхождения, витамины, балластные вещества (клетчатка). Последние в нашем организме не перевариваются, но стимулируют моторику кишечника. Пища, съеденная с аппетитом, усваивается лучше. Пробуждает аппетит привлекательный вид, приятный вкус и запах пищи. Полезно в начале еды употреблять блюда, способствующие усиленному выделению пищеварительных соков. Это различные закуски (капуста, селедка, салат, винегрет).
Пища не должна быть слишком горячей. Употребление пищи, температура которой выше 50°С, может привести к хроническому воспалению слизистых оболочек пищевода и желудка. Нельзя злоупотреблять и специями (горчица, перец, уксус, лук, чеснок). Они также могут вызвать раздражение слизистых оболочек.
Вредно для пищеварительной системы сухоедение (питание бутербродами). Полноценное питание должно обязательно включать в меню горячие блюда: супы, каши и др. Питаться нужно в одно и то же время, т.е. соблюдать режим питания. Беспорядочное питание приводит к тому, что органы пищеварения оказываются неподготовленными к перевариванию пищи. Пища медленнее переваривается, а значит, и недостаточно полно усваивается организмом.
Питаться лучше 4 раза в день, распределяя потребление пищи следующим образом: завтрак — 25%, обед — 40%, полдник — 15%, ужин — 20%. Взрослые люди могут питаться 3 раза в день. Питание должно быть умеренным. Переедание отрицательно влияет на органы пищеварения, приводит к ожирению. Пищу следует тщательно пережевывать, тогда она лучше усваивается. Во время еды не следует отвлекаться, читать книгу, смотреть телевизор, слушать радио. Ужинать надо за 3—4 часа до сна. После каждого приема пищи требуе1ся ополоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.
Гигиена опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат человека формируется до 20—25 лет. На его развитие влияет наследственность, качество питания и физические нагрузки. Для нормального роста костей и мышц человек должен получать полноценную пищу. Так, недостаток белка в питании ребенка в первые годы его жизни может привести к низкорослости. Отсутствие в пище кальция, фосфора приводит к развитию заболеваний: рахита, остеопороза. На развитие опорно-двигательного аппарата влияют и физические нагрузки: занятия физической культурой, спортом, физической работой.
Красота и здоровье нашего тела во многом зависят от его осанки. Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (сердца, легких, желудка) и органов движения. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной или поясничной областях, боковое искривление позвоночника.
При переносе тяжестей нагрузка на мышцы должна распределяться симметрично и быть посильной. Школьные учебники лучше носить в ранце, рюкзаке.
При нарушении осанки следует обратиться к врачу. Индивидуальный комплекс физических упражнений может исправить многие дефекты осанки.
На формирование осанки сильно влияет состояние стопы. В ряде случаев (неправильно подобранная обувь, длительное стояние и хождение, переноска больших тяжестей, избыточный вес) стопа теряет сводчатую форму, развивается плоскостопие. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают, возникают боли в стопе, голени.
Для предупреждения плоскостопия делают специальные упражнения, полезно летом ходить босиком, носить обувь на небольшом каблуке. При значительном плоскостопии применяют специальные стельки-супинаторы.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Здоровье человека во многом зависит от того, как снабжаются кровью органы нашего тела. Состав крови может показать, каково состояние организма. Для этого делается лабораторный анализ. Он показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, сахара, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если СОЭ увеличена, значит, в организме идут какие-то воспалительные процессы (норма СОЭ для мужчин 2— 10 мм/ч, для женщин — 2—15 мм/ч). Уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина в крови говорит о развитии малокровия (норма гемоглобина у мужчин — 130—160 г/л, у женщин — 120— 140 г/л).
Для предупреждения малокровия необходимы длительные прогулки на воздухе, полноценное питание, использование в пищу продуктов, содержащих железо и витамины (печень, яблоки, морковь, зелень).
Хорошее кровоснабжение органов зависит от работы сердца и состояния сосудов.
На состояние сердечно-сосудистой системы влияют физические нагрузки. При активной мышечной деятельности сердцу требуются дополнительный усилия. Нагрузки, близкие к предельным, и последующий отдых обеспечивают тренировочный эффект. Сердечная мышца становится толще, сердце крупнее. Тренированное сердце может выбрасывать за одно сокращение больше крови и выполнять больший обьем работы с меньшими энергетическими затратами. Малоподвижный образ жизни отрицательно влияет на сосуды, ослабляет сердце. При малейших нагрузках оно бьется учащенно и быстро утомляется.
Гигиена дыхания. Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом и окружающей средой. Его эффективность зависит от состояния дыхательной системы и состава вдыхаемого воздуха. Важный показатель развитости дыхательной системы — жизненная емкость легких. Это обьем выдохнутого воздуха после глубокого вдоха. Жизненная емкость зависит от возраста, пола, роста человека, а также от степени тренированности человека. Наибольшую жизненную емкость имеют спортсмены, прежде всего пловцы и гребцы. У здорового взрослого человека жизненная емкость 3—4 л воздуха, у спортсмена — 6—8 л.
Занятия спортом (гребля, катание на коньках, лыжах, плавание), дыхательной гимнастикой влияют на развитие дыхательной мускулатуры, увеличение выносливости, подвижности грудной клетки, эластичности легких.
Наиболее благоприятно для человека ритмичное (14—16 дыхательных движений в минуту) дыхание через нос, чистым сухим воздухом. Недопустимо табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Гигиена органов чувств. Органы чувств служат источником информации об окружающем нас мире. Достоверность и полноценность информации зависят от состояния этих органов.
В настоящее время органы зрения человека часто вынуждены работать с большим перенапряжением. Поэтому очень важно создать для глаз такую обстановку, чтобы она облегчала их работу.
Помещение, рабочее место должны быть правильно и достаточно освещены. Наилучшим является дневное освещение. Свет должен падать спереди и с левой стороны. Вечером необходимо пользоваться настольной лампой. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30—35 см. При длительной работе с книгой нужно через 30—40 минут устраивать 10-минутные перерывы.
В нашу жизнь прочно вошло телевидение. Оно оперативно предоставляет нам обширную информацию. Но злоупотреблять им не стоит. Длительный просмотр телевизионных программ вызывает перенапряжение нервной системы, ухудшает память, ослабляет внимание, снижает остроту зрения, способность различать цвета. Исходя из гигиенических норм время просмотра телевизора для старших школьников не должно превышать 1,5 часа в сутки.
Все больше и больше в учебе, на работе мы пользуемся компьютером. Чтобы избежать его негативного влияния на здоровье, важно правильно организовать свою работу. Расстояние до монитора должно быть 60—70 см, размер его экрана по диагонали должен быть не менее 31 см, экран должен бытье фильтром.
Отрицательно влияет на зрение чтение при плохом освещении, на ходу, в общественном транспорте. Неустойчивое положение книги быстро приводит к утомлению глаз.
В школьном возрасте может развиться дефект зрения, когда человек плохо видит удаленные предметы — это близорукость. В пожилом возрасте у людей развивается дальнозоркость. Это такое состояние, когда близко расположенные предметы видны нечетко, размыто. При первых признаках болезни необходимо обратиться к врачу, он выявит причины болезни и подберет очки.
Первым правилом гигиены органов слуха является содержание их в чистоте. Слуховой проход, в котором скапливается ушная сера, грязь следует промывать теплой водой или с помощью ватного тампона. Очищать слуховой проход твердыми предметами недопустимо. При некоторых заболеваниях может возникнуть воспаление среднего и внутреннего уха. При боли в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение недопустимо, так как заболевание уха может привести к глухоте.
На слух отрицательно влияет сильный шум, в том числе очень громкая музыка на дискотеках и через наушники. Он утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека, притупляет слух.
Гигиена нервной системы. Оптимальный режим дня, предотвращающий утомление нервной системы, должен предусматривать чередование умственного и физического труда. После школы следует сначала активно отдохнуть (заняться спортом, помочь родителям по дому).
Приступая к выполнению домашних заданий, важно помнить, что работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наивысшей активности в периоды от 10—13 часов и до 16—20 часов. В работу следует включаться постепенно. Во время работы делать небольшие перерывы: 5—10 минут. Полезно во время перерыва встать, походить, сделать несколько простых физических упражнений.
Наиболее сложные задания желательно выполнять в периоды наибольшей активности.
После приготовления домашних заданий полезно погулять на свежем воздухе, заняться спортом, физической работой.
Во многом здоровье человека зависит от его душевного равновесия, его умения владеть собой, строить отношения с людьми, от психологического климата в семье и коллективе.
Важно с дегства научиться правильно общаться. Жить следует своими мыслями, но уважать чужое мнение, уметь выслушать возражения, понять позицию другого, поставить себя на его место, признать свои ошибки. Признание своих ошибок, их исправление — это не слабость, а признак силы и зрелости человека.
Важно также уметь сдерживать свои отрицательные эмоции, развивать в себе чувство самодисциплины.
Стресс — это общая реакция организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. Резкая смена температуры может вызвать температурный стресс, принятие больших доз лекарств — лекарственный стресс, неординарное событие в жизни человека — эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс наиболее распространен. Начинается он с состояния тревоги. На этой стадии мобилизуются все защитные силы организма, в кровь выделяются гормоны, которые усиливают обмен веществ, активнее начинают работать все органы нашего организма. Организм противодействует стрессовому фактору и при благоприятных условиях справляется с негативной ситуацией. Если стресс продолжается долго, может наступить стадия истощения. Это приводит к развитию различных болезней.
В то же время стресс помогает нам преодолевать те сложные ситуации, в которые мы попадаем. Он — важное условие развития любой нормальной личности. Нужно охранять себя не от стресса, а от истощения, которое вызывается перенапряжением.
Хорошо снимает нервное напряжение быстрая ходьба, подвижные игры, успокаивающее действие оказывает на организм человека прослушивание мелодичной музыки, общение с близкими людьми или домашними животными.
Для быстрого снятия стресса рекомендуется сделать несколько ритмичных, глубоких дыхательных движений.
Проверьте свои знания
Подумайте
Почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиенические требования?
Для сохранения здоровья человек должен вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические правила и нормы.
Гигиена
Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.
Факторы среды разнообразны и подразделяются на:
Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.
Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), а также такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.
В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:
Содержание
Основные задачи гигиены
Гигиена и экология
Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы — ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.
История гигиены
Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.
По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии, дело дошло до того, что Людовик Х вынужден был ввести моду на брэ с глубоким разрезом.
I Международная выставка по вопросам гигиены была проведена в Дрездене лишь в 1911 году.
Гигиена
Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.
Факторы среды разнообразны и подразделяются на:
Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.
Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), а также такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.
В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:
Содержание
Основные задачи гигиены
Гигиена и экология
Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы — ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.
История гигиены
Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.
По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии, дело дошло до того, что Людовик Х вынужден был ввести моду на брэ с глубоким разрезом.
I Международная выставка по вопросам гигиены была проведена в Дрездене лишь в 1911 году.
Гигиена. Конспект лекций
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 1. Гигиена как наука
1. Предмет и задачи гигиены
Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.
Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
Основными задачами гигиены являются:
• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;
• разработка санитарного законодательства;
• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
• охрана здоровья детей и подростков;
• участие в разработке основ рационального питания;
• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.
2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования
Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.
В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.
Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.
Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.