Что изучает гигиена назовите ее исследовательские методы 8 класс биология
Гигиена. Конспект лекций
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 1. Гигиена как наука
1. Предмет и задачи гигиены
Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.
Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
Основными задачами гигиены являются:
• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;
• разработка санитарного законодательства;
• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
• охрана здоровья детей и подростков;
• участие в разработке основ рационального питания;
• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.
2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования
Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.
В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.
Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.
Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.
Что изучает гигиена назовите ее исследовательские методы 8 класс биология
Подробное решение параграф Введение. §1 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 2018
По каким признакам человек отличается от остальных животных?
Человек отличается от животных по следующим признакам:
— наличие высшей нервной деятельности, интеллект
— развитая свободная рука
— способность к самостоятельному и осмысленному труду.
Какие основные свойства отличают человека от животных?
Человек отличается от животных более развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом.
Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?
Труд позволил человеку создать новую жизненную среду — принципиально иную экологию. Если животное лишь приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения, то человек наряду с этим свойством научился создавать для себя искусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?
Социальная природа человека проявляется в воспитании, взаимоотношениях с окружающими людьми, природой.
Биологическая природа человека проявляется в его биологических (врожденных) рефлексах: добывание пищи, питание, размножение.
Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир?
природный и рукотворный мир созданный человеком тесно
взаимосвязаны, ведь для создания рукотворного мира необходим мир природный: его ресурсы и возможность их использования.
совершенствование техники и технологии дало людям возможность производить гораздо больше продуктов питания, чем имелось в дикой природе, пользоваться природными ресурсами газом, нефтью, каменным углем, рудами металлов, лесными богатствами. Энергия выделяемая при расщеплении атома в миллионы раз превосходит силу человеческих мышц. Открытия в электронике обеспечили невиданную скорость информационных потоков, благодаря достижениям научной и инженерной мысли наш быт становится комфортнее, но вместе с тем возникают проблемы, связанные с ухудшением экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин, потребительско — непродуманное отношение к использованию природных ресурсов отрицательно влияют на состояние окружающей среды, чистоту воды и воздуха. Чтобы вырастить и сохранить урожай, приходится прибегать к ядохимикатам, которые приводят к отравлению почвы, делая ее непригодной для дальнейшего использования. Использование природного мира человеком для создания мира рукотворного принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические. Все вышеуказанные факторы приводят к неблагоприятной экологической обстановке, которая подрывает здоровье людей.
Человек должен научиться свой рукотворный мир приводить в состояние гармонии с миром природным, через бережное к нему отношение.
Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
Знания человека о том как устроен и функционирует его организм, позволяют сохранить здоровье на долгие годы. Зная какие процессы протекают в организме, человек понимает чем и как он может нанести вред своему здоровью и жизни. Создает свой образ жизни — работу, отдых, правильную и полезную пищу, отвергает вредные привычки, занимается спортом, оздоровлением.
в случае заболевания имеется понимание какой сбой произошел в организме и как его устранить.
§ 1. Науки об организме человека
Какие науки изучают внешнее и внутренне строение животных?
Внешнее и внутренне строение животных изучают науки: зоология, физиология животных, эмбриология животных.
Что изучает анатомия и физиология человека? Назовите их исследовательские методы.
Анатомия — наука о строении человека и его органов.
Физиология — наука о жизненных функциях организма и его органов.
Исследовательские методы анатомии и физиологии:
— патологоанатомическое вскрытие умершего человека;
— компьютерная и магнитно — резонансная томография;
— эксперименты (опыты) на животных, в том числе хронические;
— лабораторное и инструментальное исследование.
Почему анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии?
Анатомия и физиология тесно связаны между собой. Без знания строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболеваний, создать необходимые условия для его нормальной работы, поэтому анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии.
Что изучает гигиена? Назовите ее исследовательские методы.
Гигиена — раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье, предохранить от болезней, повысить их силу, выносливость, способность переносить неблагоприятные условия и быстро приспосабливаться к непривычным условиям.
исследовательские методы гигиены:
— клинические (выяснение причин массовых заболеваний);
— физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды);
— лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т. Д.).
В физическом кабинете разбился ртутный прибор и часть ртути вылилась на пол. К кому нужно обратиться — к медикам районной поликлиники или к сотрудникам санитарно — эпидемиологической станции? Объясните свой ответ.
Необходимо обратиться в сэс.
Врачи — гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (пдк), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм, в их работу входят обязанности по несению санитарной службы в пределах определенного региона. Они владеют методиками обезвреживания различных опасных химических веществ, знают последствия воздействия таких веществ на организм человека. Обладают полномочиями закрыть учреждение или объявить карантин, провести необходимые дез.мероприятия, если возникает угроза распространения или возникновения эпидемии или отравления.
Методы гигиенических исследований.
Лекция 1
. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.
Содержание учебного материала:
1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека
2. Задачи и методы гигиены
3. Основные периоды развития гигиены.
4.Профилактика, виды профилактики
5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.
1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.
2. Задачи гигиены:
Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.
Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.
Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.
Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.
Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.
Методы гигиенических исследований.
Выделяют 2 группы методов: методы, с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.
Лабораторные исследования включают:
физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).
Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.
Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).
Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).
Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.
Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.
Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.
Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.
Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.
4. Становление гигиены как науки. Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи
5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены
Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.
Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.
Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»
На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).
Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. 8 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анатомия, физиология, психология и гигиена человека подготовила учитель биологии первой квалификации МОУ « Гимназия №7» Г.о. Подольск Савицкая М.Б.
Человек – это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой, один из многочисленных видов живых организмов, обитающих на Земле.
Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека.
У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов.
Неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях.
Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.
О чем мы с вами сегодня поговорим? Что такое анатомия? Что такое физиология? Что такое психология? Что такое гигиена?
Наука, изучающая внутреннее и внешние строение человека Анатомия наука, изучающая функции организма и его органов Физиология наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства. Психология отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей. Гигиена
Биология. Человек. 8 класс п.1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Стр. 12 п.2.Становление наук о человеке. Стр.17
Составляем таблицу Название науки Предмет изучения Методы изучения АНАТОМИЯ ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ГИГИЕНА
Каково значение анатомии в жизни современного человека? Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор? Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, её надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.
Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.
Какие еще методы использует наука анатомия? Методы анатомии 1. Рентгеноскопия 2. Просвечивания УЗИ 3. Метод рассечения, препарирования 4. Метод фиксации (бальзамирования трупов) 5. Метод окрашенных инъекций 6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга) 7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;
Методы исследования С помощью рентгена и ультразвука изучают строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства.
Анатомия Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике заболеваний
Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.
Что такое анатомия? Анато́мия — раздел биологии, изучающий тело организмов и их частей на уровне выше клеточного. Для филогенетически близких видов организмов показано сходство на уровне анатомического строения.
Стр.13 Что такое ФИЗИОЛОГИЯ?
Физиология человека –наука, изучающая функции человеческого организма и его органов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
Физиология Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных. Лабораторные методы: изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.
Стр. 14 Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека.
Психология включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.
Что такое психология? Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы. Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.
Что такое гигиена? Гигие́на — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
Гигиена Существуют различные её направления Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику. Школьная гигиена Гигиена труда Гигиена питания Коммунальная гигиена Социальная гигиена
Для изучения факторов природной среды используют физические, химические и биологические методы. Определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.
Гигиена школьника Режим дня Гигиена одежды Гигиена обуви Гигиена лица и тела Возрастные особенности ребенка Учебная деятельность Индивидуальные физические и психические особенности Общественная деятельность
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-604389
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.