Что изучает гигиена как наука
Гигиена
Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.
Факторы среды разнообразны и подразделяются на:
Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.
Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), а также такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.
В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:
Содержание
Основные задачи гигиены
Гигиена и экология
Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы — ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.
История гигиены
Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.
По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии, дело дошло до того, что Людовик Х вынужден был ввести моду на брэ с глубоким разрезом.
I Международная выставка по вопросам гигиены была проведена в Дрездене лишь в 1911 году.
Гигиена — это наука, которая изучает влияние внешней среды на человека и вырабатывает правила личной и других гигиен
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Родители, воспитатели, учителя учат, что нужно следить за личной гиеной, вбивают в детские головы правила, методу и норму (что это?) поддержания чистоты.
Но знаете ли вы, что гиена – это целая наука, которая охватывает все сферы жизнедеятельности каждого человека? Например, работа, питание, жилище? Давайте же расширять свои знания в этой немаловажной и актуальной области.
Гигиена — это наука
Гигиена (от греч. hygienos – приносящий здоровье) – это медицинская наука, которая изучает, как внешняя среда влияет на организм человека. Под внешним фактором подразумевается и социальный, и рабочий, и учебный, и бытовой, и природный аспекты.
В основные задачи, решаемые этой наукой, входит:
Как и любая наука, гигиена базируется на методиках исследования, чтобы иметь доказательную базу:
Важно её донести в социум, правильно подобрать слова и формат подачи. Чтобы каждый человек от самого маленького до самого взрослого понимал, почему и как стоит придерживаться данных норм для сбережения собственного здоровья, и здоровья нации как таковой.
Личная гигиена
При ответе на вопрос: «Что изучает гигиена?», на ум сразу приходит уход за собственным телом. По тому, как человек придерживается правил гигиены, можно судить о его уровне воспитания как родителями, так и в учебных заведениях. Поскольку это частая и актуальная тема на уроках в школе и парах в университете.
Личная гигиена – это то, что уберегает нас от попадания бактерий в наш организм. Соответственно, это не только благополучно влияет на опрятный внешний вид, но и на поддержание уровня здоровья и его укрепления.
Правила личной гигиены делятся на группы в зависимости от части тела, за которой нужен уход. Например, человек может выделять до 200 грамм кожного сала из желез на протяжении недели. Поэтому стоит принимать ополаскивающий душ с хорошо подобранным гелем под ваш индивидуальный тип кожи.
Природой предусмотрено антибактерицидное свойство наших покровов. Поэтому кожа сама способна отвергать бактерии и вирусы. Но не в том случае, когда они сильно грязные.
Поэтому, чтобы сохранить важную функцию кожи, нужно мыть лицо каждые утро и вечер. А также руки после похода на улицу.
После душа нужно надевать чистое бельё. Для большего уровня гигиены важно, чтобы оно было из натуральной ткани, дабы тело дышало и не забивались поры кожи. Также нужно следить за обувью. Мыть не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, чтобы не размножались бактерии.
Если говорить про чистоту волос, то здесь не должно быть какой-то систематичности — можно их мыть просто по мере загрязнения. После этого можно прополоскать отваром с ромашкой, чтобы сохранить их естественный блеск и эластичность. Для активного роста волос – делать массирующий массаж головы.
Гигиена полости рта обеспечивается чисткой зубов пастой только из натуральных составляющих. А также, чтобы добраться до промежутков зубов, используется специальная нитка. Профессиональную гигиену полости рта может предоставить только стоматолог (если есть подозрение на инфекцию).
Ещё в школе в младших классах детям проверяют состояние ногтей. Поскольку это залог хорошего здоровья. Под ними собирается много грязи, поэтому нельзя их грызть или облизывать пальцы. Нужно вовремя подстригать ногти и делать это аккуратно.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций, помните, что каждый член семьи должен иметь свои средства для поддержания индивидуальной гигиены: зубную щётку, полотенце, подобранный шампунь под специфику волос.
Гигиена питания
Что такое гигиена питания? Это изучение рациона человека, чтобы сбалансировать все нужные компоненты. Учитывается вес, возраст, стать, активность на протяжении дня. Подбирается для каждого индивидуально.
Кроме этого, есть обобщенные правила, которые стоит соблюдать абсолютно всем людям. Пища должна быть разнообразной как на протяжении суток, так и всей недели. Употребление еды должно соответствовать таким пунктам:
Гигиена жилища
Гигиена жилища изучает условия проживания человека в здании, и как они влияют на личность и её здоровье. Учитываются такие параметры, как: размер квартиры/дома, количество комнат, планировка, куда выходят окна.
Нормальным считается наличие отдельной комнаты для каждого человека. Это важно, так как в нашем современном мире большого потока информации и активного жизненного режима человеку нужно хотя бы у себя дома отдыхать от этого кошмара.
Должны быть созданы все условия, чтобы был комфортный климат внутри здания. Если живут в холодных регионах, то должно быть хорошее отопление. Если в жарких краях – кондиционеры. Если комнаты плохо освещаются дневным светом, то стоит установить достаточное количество светильников в правильных местах.
Воздухообмен – ещё один важный критерий для проживания. Он обеспечивает замену грязного воздуха на чистый и свежий. Также это способствует насыщению клеток организма кислородом для нормального их функционирования.
Этого можно достичь с помощью встроенной вентиляции в соответствии с гигиеническими нормами, так и систематическим проветриванием квартиры.
От вентиляции и отопления зависит влажность воздуха. Если этот показатель слишком высокий, то будет расти грибок на стенах, который негативно влияет на здоровье человека. В этом нужно поработать с отоплением и вентиляцией.
Если воздух слишком сухой, то будет страдать слизистая носа, кожа, волосы. В этом случае нужно будет купить увлажнитель воздуха.
Гигиена труда
Гигиена труда изучает влияние самой работы на физическое и психическое состояние человека.
Дает ответ на вопрос, как можно улучшить рабочее место для повышения уровня комфорта и не слишком ли высока интенсивность рабочего режима, чтобы после него человек не приходил домой совсем без сил.
Краткое резюме
Гигиена такая же важная часть медицины, как и терапия, и хирургия. Она обеспечивает изучение факторов влияния, чтобы уберечь человека от негативных последствий.
С помощью профилактики и правильной организации своей жизни можно обеспечить себе крепкое здоровье, чтобы не было потребности ходить по врачам.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Нужно чтоб воспитатели и родители не просто прививали правила гигиены, а объясняли что это и зачем нужно. В абстрактные понятия всегда сложнее поверить.
Другими словами, гигиена — это чистота во всех сферах деятельности, можно наверное сказать так. Но все хорошо в меру. Если полностью обезопасить себя от всех бактерий, то когда окажешься в агрессивной среде, сразу же начинаешь болеть, потому что организм не привык бороться. Многие родители пытаются оградить ребенка от всего, а в итоге получается слабый иммунитет.
Также мне кажется нет ничего хорошего чтобы принимать душ по 1-2 раза в день, как делают многие. Этим нарушается кислотно-щелочной баланс и ослабляется иммунитет. Вполне достаточно 2 раз в неделю.
Гигиена как наука
Цель, предмет, объект и метод гигиены. Изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека. Законы гигиены и ее дифференциация как учебной дисциплины. Гигиеническая диагностика на современном этапе.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2016 |
Размер файла | 26,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
На тему: «Гигиена как наука»
1. Гигиена как наука
1.1 Цель, предмет, объект и метод гигиены
1.2 Гигиена как фундаментальная наука
1.4 Дифференциация гигиены как учебной дисциплины
1.5 История развития гигиены
1.6 Гигиеническая диагностика на современном этапе
Список использованных источников
1. Гигиена как наука
Кроме термина «гигиена», означающего «в цветущем здоровье», существует термин «санитария» (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения.
Таким образом, современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физика, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.
1.1 Цель, предмет, объект и метод гигиены
Специфичность метода гигиены заключается не только в его направленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса научно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйственных и других мероприятий.
В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования:
1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений.
2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значительное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.
3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем основным группам показателей:
— санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);
— показатели заболеваемости и трудопотерь (первичная обращаемость, госпитализация, трудопотери);
— показатели физического развития (рост, масса тела, функциональные показатели).
4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.
Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.
1.2 Гигиена как фундаментальная наука
Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: «лежащая в основе чего-то теория или принцип» и «нечто основополагающее для НТП».
Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти законы исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному использованию. А непосредственной задачей прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения конкретных социально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит мера удовлетворения социального заказа.
Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные рекомендации имеют непосредственное практическое внедрение.
Итак, первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.
Второй закон гигиены отражает негативное экологическое влияние на окружающую среду человеческой деятельности, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответствующих санитарно-гигиенических требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей среды и биосферы в целом. гигиена дифференциация природный организм
Четвертый закон гигиены устанавливает положительное влияние на окружающую среду человеческого общества. Его соблюдение при внедрении экологически чистых технологий способствует приумножению условий, которые улучшают качество жизни людей.
Пятый закон гигиены характеризует отрицательное воздействие загрязненной среды на здоровье человека. Действие этого закона находится в определенной зависимости от конкретного проявления требований второго и третьего законов. Так, в результате длительного загрязнения при неумелом землепользовании некоторых агроцеонозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высоким радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для возникновения ксенобиотического синдрома среди беременных женщин и новорожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы.
1.4 Дифференциация гигиены как учебной дисциплины
Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промышленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждениям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышленности, объектам военной техники.
Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения.
Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки методов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими мероприятиями ведется санитарный надзор.
1.5 История развития гигиены
Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях факторов внешней среды и эксперименте. Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого-гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901гг.) и созданной им школы гигиенистов.
История отечественной медицины свидетельствует о глубоком понимании проблем гигиены выдающимися русскими клиницистами.
Один из основоположников русской терапевтической школы М.Я. Мудров (1776-1831), будучи профессором терапии медицинского факультета Московского университета, 3 июня 1809г. произнес свою знаменитую актовую речь под названием «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих». В этой речи содержаться мысли, не потерявшие своего значения и сегодня. Он говорил: «в полках и наипаче во флоте гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье». И далее: «Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы, и, следовательно, непобедимы».
А.П. Доброславин написал первые оригинальные учебники на русском языке, основал первый гигиенический журнал «Здоровье» и гигиеническое общество. А.П. Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.
Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф. Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В. Погожевым и Е.В. Дементьевым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и заводов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 томах.
1.6 Гигиеническая диагностика на современном этапе
Понятие «диагностика» (распознавание) обычно связывают с клинической, т.е. лечебной медициной. Очевидно, это понятие может быть распространено и на другие явления природы и общества, в т.ч. на факторы окружающей среды. Это отмечал в своих трудах основоположник гигиены в России А.П. Доброславин, который призывал врачей диагностировать «санитарные недуги» общества, формировать гигиеническое мышление, под которым он понимал умение диагностировать и устранять эти недуги. Он правомерно считал методику распознавания, изучения и оценки условий окружающей внешней среды идентичной таковой при определении и распознавании состояний человека в процессе диагностики болезни.
В методологическом и методическом отношении гигиеническая диагностика существенным образом отличается от диагностики клинической.
Гигиеническая донозологическая диагностика может начинаться с изучения или, во всяком случае, с оценки имеющихся данных об окружающей человека природной и социальной среде, а затем переходить к человеку (популяции). Клиническая диагностика начинается непосредственно с больного, у которого уже имеются и жалобы, и симптомы. Их надлежит увязать в логическую схему и сопоставить с существующей в учебниках, руководствах и сложившейся в результате опыта моделью болезни. Знание среды здесь играет второстепенную роль, оно непосредственно для диагностики почти не нужно, ибо результат действия среды налицо, причем в манифестной форме.
Во всех цивилизованных странах профилактическое направление медицины является общепризнанным и наиболее эффективным. Попытки внедрить у нас в стране систему диспансеризации населения как метод профилактики заметного эффекта не дали. В числе причин неудачи, наряду с отсутствием структур и механизмов, позволяющих развивать профилактику, следует отметить незаинтересованность в проведении этой работы практических врачей, плохую подготовку студентов в медицинских институтах по этому разделу работы.
Главной задачей профилактики в нынешних условиях следует считать не выявление ранних признаков заболеваний, а улучшение состояния здоровья обследуемых и применение таких методов воздействия на человека, которые предотвращают возникновение и развитие заболеваний.
Список использованных источников
Гигиена. Конспект лекций
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 1. Гигиена как наука
1. Предмет и задачи гигиены
Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.
Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
Основными задачами гигиены являются:
• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;
• разработка санитарного законодательства;
• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
• охрана здоровья детей и подростков;
• участие в разработке основ рационального питания;
• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.
2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования
Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.
В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.
Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.
Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.