Что изучает гидрология 5 класс

гидрология

Полезное

Смотреть что такое «гидрология» в других словарях:

гидрология — гидрология … Орфографический словарь-справочник

ГИДРОЛОГИЯ — наука, объектом изучения которой, в широком смысле слова, является вода, встречающаяся в природе, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941… … Морской словарь

ГИДРОЛОГИЯ — (греч., от hydor вода, и logos слово). Наука о свойствах и составе вод, в особенности минеральных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГИДРОЛОГИЯ греч., от hydor, вода, и logos, слово. Описание вод на… … Словарь иностранных слов русского языка

ГИДРОЛОГИЯ — (от гидро. и. логия), наука о природных водах и протекающих в них процессах. Исследует все виды вод гидросферы (океаны, моря, реки, озера, водохранилища, болота; почвенные и приповерхностные подземные воды). Гидрология разделяется на… … Современная энциклопедия

гидрология — сущ., кол во синонимов: 13 • агрогидрология (1) • геогидрология (1) • география (1 … Словарь синонимов

гидрология — и, ж. hydrologie f., нем. Hydrologie. Наука о воде и ее свойствах; гидрография. Сл. 18. Такой порядок описания < минеральных вод> если и может быть допущен, то разве в заметках туристов, в guides des voyageurs, в сборниках материалов для… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

гидрология — Наука, изучающая гидросферу, ее свойства и протекающие в ней процессы и явления во взаимосвязи с атмосферой, литосферой и биосферой. [ГОСТ 19179 73] Тематики гидрология суши EN hydrology DE Hydrologie FR hydrologie … Справочник технического переводчика

Гидрология — наука о подземных водах, их происхождении, условиях залегания, законах движения, физических свойствах, химическом и газовом составах, взаимодействии с атмосферными и поверхностными водами, режиме, практическом использовании в народном хозяйстве,… … Геологические термины

ГИДРОЛОГИЯ — ГИДРОЛОГИЯ, наука, изучающая воды Земли, их источники, круговорот, распределение, использование, химический и физический состав. КРУГОВОРОТ ВОДЫ это природная система циркуляции земной воды. Гидрологами называют ученых и инженеров, изучающих… … Научно-технический энциклопедический словарь

Источник

Научные дисциплины гидрологии

Что изучает гидрология 5 класс Что изучает гидрология 5 класс Что изучает гидрология 5 класс Что изучает гидрология 5 класс

Что изучает гидрология 5 класс

Что изучает гидрология 5 класс

ГИДРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Общие сведения

Гидрология буквально – наука о воде (от греческого «hydro» – вода и «logos» учение, знание, наука).

Гидрология занимается изучением природных вод, явлений и процессов, в них протекающих, а также определяющих распространение вод по земной поверхности и в толще почвогрунтов, закономерностей, по которым эти явления и процессы развиваются.

Гидрология относится к комплексу наук, изучающих физические свойства Земли, в частности такой их элемент как гидросфера, то есть гидрология – часть физической географии – науки, занимающейся изучением явлений, происходящих на поверхности земного шара, формированием и динамикой их развития, взаимосвязями и закономерностями.

Предметом изучения гидрологии являются водные объекты: океаны, моря, реки, озера и водохранилища, болота и скопления влаги в виде снежного покрова, ледников, почвенных и подземных вод.

Предметом изучения гидрологии являются водные объекты: океаны, моря, реки, озера и водохранилища, болота и скопления влаги в виде снежного покрова, ледников, почвенных и подземных вод.

Гидрология как прикладная наука получила развитие в связи с насущными хозяйственными задачами. Она занимается рациональным использованием и охраной поверхностных и грунтовых вод, прогнозом паводков, оценкой водных ресурсов и другими проблемами.

Воды поверхности Земли (океанов, морей, рек, озер, болот, ледников), ее воздушной оболочки (атмосферы) и находящиеся в земной коре тесно связаны между собой. Поэтому ряд вопросов, относящихся к деятельности воды на земном шаре, одновременно рассматривается гидрологией, метеорологией, геологией, почвоведением, геоморфологией, географией и другими науками, изучающими атмосферу и литосферу.

В гидрологических исследованиях широко используются выводы физики, гидравлики и гидродинамики.

Так как процессы, совершающиеся в морях и океанах, существенно отличаются от процессов, происходящих в реках, озерах и болотах, что определяет и различие в методах их исследований, гидрология делится на гидрологию моря и гидрологию суши.

Гидрологию моря чаще называют океанологией, или океанографией, сохраняя термин «гидрология» за гидрологией суши. Такое понятие и будет использоваться в дальнейшем.

В зависимости от объектов исследования в гидрологии суши различают:

3) гидрологию болот;

4) гидрологию подземных вод;

5) гидрологию ледников.

Научные дисциплины гидрологии

Помимо деления по видам изучаемых объектов в гидрологии выделяют самостоятельные разделы (научные дисциплины):

1) Гидрометрия – рассматривает методы наблюдений за режимом водных объектов и измерений гидрологических величин; применяемые для этого приборы и способы обработки результатов.

2) Гидрография – изучает и выявляет закономерности распространения поверхностных вод; дает описание водных объектов или территорий с общей характеристикой режима и хозяйственного значения, географических условий территории.

3) Общая гидрология – изучает и описывает водные объекты и их характерные свойства, устанавливает общие закономерности управляющие процессом формирования и деятельности вод суши. Изучает связь гидрологических явлений с метеорологическими факторами и условиями подстилающей поверхности. Освещает особенности проявления гидрологических закономерностей в различных водных объектах.

4) Инженерная гидрология – занимается разработкой методов расчета (гидрорасчеты) и прогноза (гидропрогнозы) гидрологических характеристик, необходимых в хозяйственной деятельности, строительстве гидротехнических сооружений, планировании изменений естественного режима водных объектов.

5) Водохозяйственные расчеты и регулирование речного стока – совокупность методов оценки соответствия водных ресурсов, объектов или территории требованиям их хозяйственного использования, способов определения режима регулирования стока, параметров гидротехнических сооружений и правил их работы.

6) Гидрофизика – изучает физические и механические свойства вод (испарение, образование и таяние льда и снега, влагосодержание почв).

Что изучает гидрология 5 класс

7) Динамика вод суши и русловые процессы – изучает закономерности перемещения водных масс и наносов, течения, волнение, сгонно-нагонные явления; закономерности формирования берегов и русел рек, явления размыва, перемещения и отложения (аккумуляции) частиц грунтов, слагающих русло и берега.

8) Гидрохимия – изучает химические свойства и состав вод суши. В настоящее время ее важной задачей является решение проблемы качества воды.

9) Охрана водных ресурсов – в последнее время развивается направление, занимающееся разработкой научных основ рационального использования и охраны водных ресурсов с целью предотвращения их истощения, загрязнения и неблагоприятного изменения водного режима. В рамках этого направления развивается гидроэкология – наука, изучающая изменения водных ресурсов, гидрологического режима и качества вод; влияние этих изменений на экологическое состояние водных объектов и окружающей природной среды.

Гидрология опирается на обшеобразовательные дисциплины и специальные дисциплины из смежных отраслей знаний:

Источник

Гидрология

Что изучает гидрология 5 класс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ. ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ

ГИДРОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»,

профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», «Социальная и экономическая география»

очной формы обучения

Тюменского государственного университета

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гидрология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. umk3.utmn. ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

© Тюменский государственный университет, 2011.

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, гидрологических процессов в географической оболочке Земли.

1. определить место и роль гидросферы в системе взаимодействующих природных оболочек планеты;

2. создать общие представления о структуре гидросферы и распределении водных объектов на поверхности Земли;

3. формировать знания о наиболее общих закономерностях гидрологических процессов;

4. получить сведения об основных методах изучения водных объектов и гидрологических процессов;

5. выявить зависимость населения и хозяйства от видов и масштабов использования ресурсов водных объектов, а так же степень влияния природопользования на гидрологическое и экологическое состояние водных объектов.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гидрология» входит в профессиональный цикл базовой части ООП по направлению 021000.62 «География». Она тесно связана с другими учебными курсами этого модуля – «Климатология с основами метеорологии», «Геоморфологией», «Географией почв с основами почвоведения», «Биогеографией», «Ландшафтоведением».

Наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального и локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию и ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты.

Освоение дисциплины «Гидрология» необходимо для подготовки профессиональных специалистов по всем направлениям географической науки. Гидрологические знания необходимы при освоении других учебных дисциплин: «Основы океанологии», «Физическая география и ландшафты России», «Физическая география и ландшафты материков и океанов», «Геоморфология», «Ландшафтоведение», «Лимнология», «Гидрогеологя», «Гляциология», «Экономическая и социальная география России», «География природных ресурсов» и др.

Освоение данной дисциплины необходимо для последующего прохождения базовой и профильной учебных практик.

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4); теоретических знаний в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей и устьев рек; теоретических знаний в области охраны вод суши и Мирового океана; освоение базовых методов гидрометрических измерений, основ анализа гидрометеорологических наблюдений; способность понимать, излагать и критически анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах; умение применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов измерений и интерпретации полученных данных при прохождении учебной практики по гидрологии.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: теоретические знания в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей и устьев рек; физические и химические свойства воды, структуру гидросферы, основные классификации в гидрологии подземных вод, ледников, рек, озер и водохранилищ, морей и океанов; главные закономерности гидрологического режима водных объектов; факторы пространственной и временной изменчивости их состояния; суть методов измерения расходов и уровней воды, скоростей течения и глубины водных объектов; основы водной экологии, теоретические знания в области охраны вод суши и Мирового океана; принципы рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения и истощения.

уметь: применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов измерений и интерпретации полученных данных при прохождении учебной практики по гидрологии и основами гидрохимии; самостоятельно осваивать дополнительную литературу по учебной дисциплине; использовать основные гидрологические справочные материалы; выполнять практические задания по различным разделам гидрологии; анализировать результаты практических заданий; полно и логично излагать освоенный учебный материал.

владеть: понимать, излагать и критически анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах; закономерностях распределения водных объектов и характерных для них гидрологических процессов, навыками сбора справочной гидрологической информации, методами выполнения простейших гидрологических расчетов, проведения основных гидрометрических работ; базовыми методами гидрометрических измерений, основами анализа гидрометеорологических наблюдений.

2.Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Источник

Что изучает гидрология 5 класс

Гидрология подразделяется на гидрологию поверхностных вод, гидрологию (гидрогеологию) подземных вод и морскую гидрологию. Области гидрологии включают гидрометеорология, гидрология поверхности, гидрогеология, водосборный бассейн менеджмент и качество воды, где вода играет центральную роль.

Гидрологические исследования могут дать информацию об экологической инженерии, политика, и планирование.

Содержание

ветви

Приложения

История

Что изучает гидрология 5 класс

Что изучает гидрология 5 класс

Гидрология была предметом исследований и инженерных разработок на протяжении тысячелетий. Например, около 4000 г. до н.э. Нил был перекрыт плотиной для повышения продуктивности сельского хозяйства на ранее бесплодных землях. Месопотамский города были защищены от наводнения высокими земляными стенами. Акведуки были построены Греки и Древние римляне, в то время как история Китая показывает, что они построили оросительные и противопаводковые сооружения. Древний Сингальский использовали гидрологию для строительства сложных оросительных работ в Шри-Ланка, также известная изобретением клапанной ямы, которая позволила построить большие резервуары, анисовые орехи и каналы, которые все еще функционируют.

Марк Витрувийв первом веке до нашей эры описал философскую теорию гидрологического цикла, в которой осадки, выпавшие в горах, проникали на поверхность Земли и приводили к ручьям и источникам в низинах. [2] С принятием более научного подхода, Леонардо да Винчи и Бернар Палисси независимо друг от друга получили точное представление о гидрологическом цикле. Количественная оценка гидрологических переменных началась только в 17 веке.

К пионерам современной гидрологии относятся: Пьер Перро, Эдме Мариотт и Эдмунд Галлей. Измеряя количество осадков, сток и площадь водосбора, Перро показал, что осадков достаточно, чтобы учесть течение Сены. Мариотт совместные измерения скорости и поперечного сечения реки, чтобы получить сток, опять же в Сене. Галлей показал, что испарение из Средиземное море было достаточно, чтобы учесть отток рек, впадающих в море. [3]

Успехи 18 века включали Бернулли пьезометр и Уравнение Бернулли, к Даниэль Бернулли, а Трубка Пито, к Анри Пито. В 19 веке произошла разработка гидрологии подземных вод, в том числе Закон Дарси, формула Дюпюи-Тима и Хагена-Пуазейляуравнение капиллярного течения.

Рациональный анализ начал заменять эмпиризм в 20 веке, в то время как правительственные агентства начали свои собственные программы гидрологических исследований. Особое значение имели Лерой Шерман единичный гидрограф, теория инфильтрации Роберт Э. Хортон, и К. Тест / уравнение водоносного горизонта Тайса, описывающее гидравлику скважины.

С 1950-х годов к гидрологии подходили на более теоретической основе, чем в прошлом, чему способствовали успехи в физическом понимании гидрологических процессов и появление компьютеров и особенно географические информационные системы (ГИС). (Смотрите также ГИС и гидрология)

Области исследований в гидрологии касаются движения воды между ее различными состояниями или внутри данного состояния, или просто количественной оценки количества воды в этих состояниях в данном регионе. Части гидрологии касаются разработки методов прямого измерения этих потоков или объемов воды, в то время как другие относятся к моделированию этих процессов либо для научных знаний, либо для прогнозирования в практических приложениях.

Грунтовые воды

Что изучает гидрология 5 класс

Проникновение

Влажность почвы

Влажность почвы можно измерить разными способами; к емкостной зонд, рефлектометр во временной области или же Тензиометр. Другие методы включают отбор проб растворенных веществ и геофизические методы. [8]

Поток поверхностных вод

Что изучает гидрология 5 класс

Гидрология рассматривает количественную оценку потока поверхностных вод и переноса растворенных веществ, хотя рассмотрение стока в крупных реках иногда рассматривается как отдельная тема гидравлики или гидродинамики. Поток поверхностных вод может включать поток как в узнаваемых руслах рек, так и в других местах. Методы измерения расхода, когда вода достигает реки, включают расходомер (видеть: увольнять) и трассирующие методы. Другие темы включают химический перенос как часть поверхностных вод, перенос наносов и эрозию.

Осадки и испарение

Что изучает гидрология 5 класс

В некоторых случаях считается, что гидрология начинается на границе суши и атмосферы. [9] поэтому важно иметь адекватные знания как об осадках, так и об испарении. Осадки можно измерить разными способами: дисдрометр для характеристик осадков в мелком масштабе времени; радар для свойств облаков, оценки интенсивности дождя, обнаружения града и снега; осадкомер для регулярных точных измерений дождя и снегопада; спутник например, для определения дождливой зоны, оценки интенсивности дождя, растительного покрова / землепользования и влажности почвы.

Испарение является важной частью круговорота воды. Частично на него влияет влажность, которую можно измерить слинг психрометр. Также на него влияет наличие снега, града и льда, а также роса, туман и туман. Гидрология рассматривает испарение в различных формах: с поверхности воды; как транспирация с поверхности растений в природных и агрономических экосистемах. Прямое измерение испарения можно получить с помощью испарительный поддон.

Детальные исследования испарения включают рассмотрение пограничного слоя, а также количества движения, теплового потока и баланса энергии.

Дистанционное зондирование

Что изучает гидрология 5 класс

Дистанционное зондирование гидрологических процессов может предоставить информацию о местах, где на месте датчики могут быть недоступны или редко. Это также позволяет проводить наблюдения в больших пространственных масштабах. Многие из переменных, составляющих водный баланс суши, например Поверхность воды место хранения, влажность почвы, осадки, эвапотранспирация, и снег и лед, можно измерить с помощью дистанционного зондирования с различным пространственно-временным разрешением и точностью. [10] Источники дистанционного зондирования включают наземные датчики, бортовые датчики и спутниковые датчики который может захватить микроволновая печь, тепловое и ближнее инфракрасное данные или использование лидар, Например.

Качество воды

В гидрологии исследования качества воды касаются органических и неорганических соединений, а также растворенных материалов и отложений. Кроме того, на качество воды влияет взаимодействие растворенного кислорода с органическими веществами и различные химические превращения, которые могут иметь место. Измерения качества воды могут включать как методы на месте, при которых анализы проводятся на месте, часто автоматически, так и лабораторные анализы, которые могут включать: микробиологический анализ.

Интеграция измерения и моделирования

Прогноз

Наблюдения за гидрологическими процессами используются для предсказания будущего поведения гидрологических систем (расход воды, качество воды). Одной из основных проблем в гидрологических исследованиях в настоящее время является «Прогнозирование в неотслеживаемых бассейнах» (PUB), то есть в бассейнах, по которым нет или существует очень мало данных.

Статистическая гидрология

Анализируя статистические характеристики гидрологических данных, таких как количество осадков или речной сток, гидрологи могут оценить будущие гидрологические явления. При оценке того, как часто будут происходить относительно редкие события, анализ проводится с точки зрения период возврата таких мероприятий. Другие представляющие интерес величины включают средний сток в реке за год или по сезону.

Эти оценки важны для инженеры и экономисты, чтобы собственно анализ риска могут быть выполнены, чтобы повлиять на инвестиционные решения в будущую инфраструктуру и определить характеристики надежности урожайности систем водоснабжения. Статистическая информация используется для формулирования правил эксплуатации крупных плотин, составляющих часть систем, которые включают сельскохозяйственные, промышленные и Жилой требования.

Моделирование

Что изучает гидрология 5 класс

Недавние исследования в области гидрологического моделирования пытаются найти более глобальный подход к пониманию поведение гидрологических систем чтобы делать более точные прогнозы и решать основные проблемы в управлении водными ресурсами.

Транспорт

Движение воды является важным средством, с помощью которого другие материалы, такие как почва, гравий, валуны или загрязнители, переносятся с места на место. Первоначальный ввод в водоприемники может происходить из точечный источник разряд или линейный источник или же источник области, Такие как поверхностный сток. С 1960-х гг. Довольно сложные математические модели были разработаны, чему способствовало наличие высокоскоростных компьютеров. Наиболее часто анализируемые классы загрязняющих веществ: питательные вещества, пестициды, общее количество растворенных твердых веществ и осадок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *