Что изучает география населения краткий ответ 5 класс
Что изучает география? кратко для 5 класса
Что изучает география?
Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.
Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.
Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.
Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.
В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.
Физическая география
В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.
Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.
Рис. 1. Природная среда.
Социально-экономическая география
Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.
Рис. 2. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.
К социальной географии относятся науки о населении:
Рис. 3. Горячие источники Камчатки.
Что мы узнали?
Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.
Что изучает география. 5 класс
Просмотр содержимого документа
«Что изучает география. 5 класс»
Что изучает география?
наука о природе земной поверхности,
и его хозяйственной деятельности
(ок. 276–194 гг. до н. э.)
астроном, географ и поэт
Почему это происходит?
Где это расположено?
• Вот вид Земли из космоса. Какая она?
• Кто впервые увидел Землю из космоса?
Что изучает география
Для чего необходимо изучать географию?
познавать окружающий мир
и отвечать на вопросы:
Чтобы пользоваться благами природы, нужно очень хорошо её знать и беречь.
физическая география не только даёт описание природы, но объясняет её явления и закономерности.
Работа с учебником
Наука география помогает ответить на многие вопросы. С помощью ключевых слов из параграфа составьте вопросы, на которые найдите ответ с помощью дополнительных источников информации. Укажите использованный источник географической информации.
1. В переводе с греческого языка слово «география» обозначает
2. Наука география возникла
а) более 2 тыс. лет назад
б) более 1 тыс. лет назад
3. Основателем географии был древнегреческий учёный
4. В своей книге «География» Эратосфен рассказал о природе стран, лежащих на берегу
в) Средиземного моря
5. Древняя география занималась
а) изучением научных гипотез и теорий
б) описанием природы и занятий народов открытых земель
в) организацией экспедиций в труднодоступные районы
6. В науке географии термин «белые пятна» означает
а) территории, неизвестные человеку
б) пустыни, нанесённые на географическую карту
в) территории, покрытые снегом
7. Современная наука география занимается
а) описанием открытых и известных земель
б) изучением законов, по которым живёт планета Земля
в) обеспечением человечества всем необходимым
в) электрический ток
д) полезные ископаемые
География населения мира
География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое — геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе — собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест.
На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.
Содержимое разработки
География населения мира
1. Численность и воспроизводство населения
География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое — геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе — собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест.
На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.
Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.
В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией. Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.
В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост — 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т.е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.
В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.); в странах второго типа воспроизводства — на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.).
2. Состав и структура населения
Население разделяют по нескольким категориям.
1. По половому составу населения страны делят на три группы. Первая группа стран, где численность мужчин и женщин одинакова (страны Африки и Латинской Америки). Вторая группа стран, где численность женщин превышает численность мужского населения (относятся более половины стран мира, особенно страны Северной Америки). Это объясняется двумя причинами: большей средней продолжительностью жизни женщин и потерей мужского населения в периоды первой и второй мировых войн. Третья группа — где численность мужчин преобладает над численностью женщин (страны Азии, Индия, Китай).
3. Этнолингвистический состав. Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов. Этносами называют сложившиеся, устойчивые общности людей. Классификацию этносов проводят по их численности. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, индусы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы.
4. По религиозному составу выделяют три мировые религии: христианство (исповедуют около 1 млрд. человек), ислам, или мусульманство (около 800 млн. человек), и буддизм (около 200 млн. человек). В последнее время выделяют в отдельные религии индуизм (Индия) и синтоизм (Япония).
5. По уровню образования населения выделяют страны с высоким уровнем образования и страны с низким уровнем образования. На начало 90-х гг. XX в.27% населения мира относилось к неграмотным. Из этого количества 4% приходится на развитые страны, а 96% — на развивающиеся. Уровень образования оказывает огромное влияние на качество жизни населения.
География населения мира
Вы будете перенаправлены на Автор24
География населения как наука
Человечество составляет важную часть мирового производства. Это и рабочая сила (трудовые ресурсы), и потребитель одновременно. Именно потребности человечества служат движущей силой экономики. Поэтому население планеты тоже нуждается в изучении в качестве фактора, влияющего на развитие и размещение мирового хозяйства.
География населения – комплексная наука, изучающая закономерности численности, размещения населения и его участия в хозяйственной деятельности, закономерности взаимодействия человека и природы, человека и производства.
Численность населения, его динамику, причины изменения численности изучает демография.
Особенности исторического формирования групп населения, обычаев и традиций изучает этнография.
Общественное мнение, традиции социальных общностей исследуют этика и социология.
География населения базируется на данных естественных наук, но является составляющим компонентом группы общественных (социальных) наук.
Численность и воспроизводство населения
Демография изучает численность населения, его состав, характер воспроизводства. Все перечисленные показатели поэтому называются демографическими. Традиционной характеристикой населения являются численность (количество жителей), плотность населения (количество жителей на единицу площади). Важными показателями служат Рождаемость, смертность и прирост населения.
Рождаемость – это количество родившихся за год, приходящееся на тысячу жителей.
Смертность – это количество умерших за год, приходящееся на тысячу жителей.
Прирост населения определяется как разность показателей рождаемости и смертности.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспроизводство населения (природное движение) – это сложный процесс сохранения во времени и пространстве соотношения между рождаемостью и смертностью в разных регионах и странах мира.
Выделяют два типа воспроизводства населения.
Первый тип воспроизводства характерен для стран с развитой экономикой. Для них характерны низкие показатели рождаемости и смертности, большой продолжительностью жизни населения, замедленными темпами прироста населения. К этой группе относятся страны Европы, Северной Америки, Австралия и Новая Зеландия. Для них характерно такое явление, как «старение нации». Это означает, что в структуре населения преобладают старшие возрастные группы. Для таких стран, как Россия, Беларусь, Венгрия, Украина отмечен отрицательный показатель прироста населения.
В странах с первым типом воспроизводства женщина активно участвует в общественной и производственной деятельности. Высокий уровень медицины позволяет сохранять жизнь детей и поддерживать здоровье старших поколений населения. Поэтому рождаемость очень низкая. Женщины пытаются реализовать себя в бизнесе и не могут уделять достаточно времени семье, детям.
Высокие показатели продолжительности жизни ведут к постепенному увеличению доли людей старших возрастных групп (пенсионного возраста) – к «старению нации». Возрастает социальная «нагрузка» на работающих членов общества.
Второй тип воспроизводства присущ для большинства стран Африки, Азии, Южной Америки. Для них характерен высокий уровень рождаемости, относительно низкий уровень смертности, высокая доля молодежи. Самый высокий уровень рождаемости отмечен в Мали, Чаде, Судане. Высокая рождаемость в этих странах Это компенсаторное явление, пережиток прошлого. В недалеком прошлом здесь был высокий уровень детской смертности из-за неудовлетворительных санитарных и социальных условий. Сейчас детскую смертность удалось снизить. Но высокий уровень рождаемости остается традицией местного населения.
В зависимости от типа воспроизводства населения, каждая страна проводит свою демографическую политику. Страны первого типа стараются проводить пропаганду, направленную на повышение рождаемости. Иначе снижение количества трудоспособного населения порождает экономические и социальные проблемы в обществе. Страны второго типа воспроизводства пытаются ограничить рост населения, так как не могут обеспечить потребности населения при существующем уровне развития экономики. В обоих случаях применяются как методы пропаганды через средства массовой информации, так и экономические стимулы (льготы многодетным семьям, ограничение при распределении благ и т. п.).
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):