Что изучает география населения 5 класс география

Что изучает география?

Что изучает география населения 5 класс география Что изучает география населения 5 класс география

Всего получено оценок: 909.

Всего получено оценок: 909.

В 5 классе ученики знакомятся с естественными науками. Одна из них – география. Статья помогает вспомнить изученный материал и предлагает новые сведения о географии.

Что изучает география?

Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.

Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.

Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.

Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.

В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.

Физическая география

В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.

Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.

Социально-экономическая география

Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.

К социальной географии относятся науки о населении:

Что изучает география населения 5 класс география

Что мы узнали?

Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.

Источник

География населения

География населения — (география населения и населённых пунктов) − раздел социально-экономической географии, изучающий территориальную организацию населения. Исследует население территорий различного масштаба − от отдельных населенных пунктов (и даже их частей) до государств, частей света, Земли в целом. В составе отечественной Г. Н. обычно выделяют два блока: изучение населения как территориальных общностей (групп) людей и изучение населённых пунктов, их сетей и систем, то есть расселения населения. За рубежом (в Зап. Европе, США) Г. Н. и география населённых пунктов рассматриваются в качестве отдельных научных дисциплин. Кроме общегеографических, в Г. Н. используются методы и подходы других наук, изучающих население и населённы пункты: этнологии, демографии, экономики труда, социологии, социальной психологии, экологии человека, а также теории и практики градостроительства. Практическое значение исследований в области Г. Н. связано с разработкой и обоснованием мер региональной социально-демографической и миграционной политики, прогнозированием численности и состава населения, созданием схем расселения и схем пространственного планирования территорий различного масштаба (в прошлом − схем и проектов районной планировки).

Структура географии населения

В составе Г. Н. выделяются следующие основные разделы:

Изучение городского расселения принято относить к предмету исследований особой дисциплины − геоурбанистики (географии городов).

Наиболее часто встречаются работы, посвященные сравнительно-географическому изучению состава и динамики населения, характеристике естественного или механического движения отдельной страны или региона, анализу структуры расселения определенной территории. Широко распространены историко-географические исследования населения и расселения. Сквозная тема, охватывающая практически все разделы Г. Н. − социально-демографическое воспроизводство территориальных общностей. Большое распространение получили карты населения.

Из истории географии населения

Население рассматривается географией со времени ее возникновения, но географические исследования, специально посвященные населению, появляются только в XIX в., а в качестве особой дисциплины, или раздела географической науки, Г. Н. формируется, видимо, только в первой половине XX в. Большую роль сыграли труды представителей антропогеографии (Ф. Ратцель) и французской географии человека (П. Видаль де ла Блаш, Ж. Брюн, А. Деманжон). В России первые географические работы о населении и населенных пунктах принадлежат К. И. Арсеньеву, П. И. Кеппену, П. П. Семенову-Тян-Шанскому, А. И. Воейкову, Семенову-Тян-Шанскому В. П..

В СССР с ликвидацией антропогеографии (1920-30 гг.) географические исследования населения почти полностью прекратились. Как выразился [[[Баранский, Николай Николаевич| Баранский Н. Н.]] (1946), «… раздел о населении… выпал бесследно, провалившись между природой и хозяйством и между физической и экономической географией. „Человека забыли“. » Инициатором возрождения географических исследований населения был P.M. Кабо, выступивший в 1941 и 1947 гг. с новаторскими для своего времени программными статьями по этой тематике. Он же во второй половине 1940-х начал читать курс Г. Н. на географических факультетах МГУ и МГПИ. Первое систематическое изложение материалов по Г. Н. СССР принадлежит Н. И. Ляликову (1946-48). В 1940-е и последующие годы отечественная Г. Н. развивалась главным образом путем синтеза антропогеографического (связь с природной средой) и статистического подходов к изучению населения. Получили распространение экспедиционные исследования населения и населенных пунктов.

В 1940—1960-х гг. Г. Н. рассматривалась как составная часть экономической географии, изучающая население как «основную производительную, силу общества». Толчком к расширению исследований явилась Всесоюзная перепись населения 1959 г., материалы которой, впервые после переписи 1926 г., стали доступны для изучения. Большую роль в становлении Г. Н. сыграли первые Междуведомственные совещания по Г. Н. (1962, 1967, 1973). В 1970-х гг. интерес к проблемам населения стал усиливаться из-за ухудшения демографической ситуации в стране, а также в связи с осознанием роли человеческого фактора в развитии экономики. С конца 1940-х до настоящего времени происходит постоянная диверсификация тематики исследований. Развитие Г. Н. повело к социологизации экономической географии и превращению ее в социально-экономическую географию. Возникло большое количество новых направлений исследований, которые нередко рассматриваются в качестве самостоятельных частей географии или объединяются под общим названием «социальная география», но по существу являются лишь новыми разделами широко понимаемой Г. Н.

Значительный вклад в развитие отечественной Г. Н., внесли: Покшишевский В. В. (общие вопросы Г. Н., миграции населения), Ю. Г. Саушкин (изучение сельских населенных пунктов, вопросы взаимосвязей человека и природы), В.Г Давидович, Лаппо Г. М., Хорев Б. С. (проблемы городского расселения), Ковалев С. А.(общие вопросы Г. Н., география сельского расселения, изучение условий и образа жизни), С. И. Брук (этногеография и этнокартография). Картографированием населения занимались Семенов-Тян-Шанский В. П., В. П. Коровицын, Ковалев С. А., О. А. Евтеев, Д. Н. Лухманов.

В РФ исследования по Г. Н. ведутся в географических институтах РАН и в большинстве вузов, осуществляющих подготовку географов. С 1970-х Г. Н. в качестве обязательной дисциплины включена в учебные планы университетов по специальности (направлению) «география».

Источник

Что изучает география? кратко для 5 класса

Что изучает география?

Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.

Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.

Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.

Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.

В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.

Физическая география

В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.

Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.

Что изучает география населения 5 класс географияЧто изучает география населения 5 класс география

Рис. 1. Природная среда.

Социально-экономическая география

Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.

Что изучает география населения 5 класс географияЧто изучает география населения 5 класс география

Рис. 2. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.

К социальной географии относятся науки о населении:

Что изучает география населения 5 класс географияЧто изучает география населения 5 класс география

Рис. 3. Горячие источники Камчатки.

Что мы узнали?

Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.

Источник

География. 5 класс

Конспект урока

Урок 01. Как география изучает Землю

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

География; географ; Земля

География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности

Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.

Что изучает география?

Тема нашего урока: Как география изучает Землю.

Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».

Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).

Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.

В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова

География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.

Записки путешественников первооткрывателей

Правильный вариант ответа:

География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: распределите объекты

Природные объекты Антропогенные объекты

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

География населения мира

Что изучает география населения 5 класс география

География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое — геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе — собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест.

На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Что изучает география населения 5 класс география

Содержимое разработки

География населения мира

1. Численность и воспроизводство населения

География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое — геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе — собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест.

На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией. Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост — 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т.е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.

В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.); в странах второго типа воспроизводства — на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.).

2. Состав и структура населения

Население разделяют по нескольким категориям.

1. По половому составу населения страны делят на три группы. Первая группа стран, где численность мужчин и женщин одинакова (страны Африки и Латинской Америки). Вторая группа стран, где численность женщин превышает численность мужского населения (относятся более половины стран мира, особенно страны Северной Америки). Это объясняется двумя причинами: большей средней продолжительностью жизни женщин и потерей мужского населения в периоды первой и второй мировых войн. Третья группа — где численность мужчин преобладает над численностью женщин (страны Азии, Индия, Китай).

3. Этнолингвистический состав. Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов. Этносами называют сложившиеся, устойчивые общности людей. Классификацию этносов проводят по их численности. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, индусы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы.

4. По религиозному составу выделяют три мировые религии: христианство (исповедуют около 1 млрд. человек), ислам, или мусульманство (около 800 млн. человек), и буддизм (около 200 млн. человек). В последнее время выделяют в отдельные религии индуизм (Индия) и синтоизм (Япония).

5. По уровню образования населения выделяют страны с высоким уровнем образования и страны с низким уровнем образования. На начало 90-х гг. XX в.27% населения мира относилось к неграмотным. Из этого количества 4% приходится на развитые страны, а 96% — на развивающиеся. Уровень образования оказывает огромное влияние на качество жизни населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *