Что изучает география культуры

География

Что изучает география культуры

§ 16. Что изучает география культуры

Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны (или «разломы») цивилизаций? Что включает Всемирное культурное наследие?

Что изучает география культуры

Как свидетельствуют толковые словари, слово «культура» имеет широкий спектр значений, но чаще всего культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. С культурой нередко связываются сегодня пути разрешения многих острых проблем современности. Считается, что именно культура способна удержать и охладить кипение мирового «политического котла».

География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.

Мировая культура чрезвычайно разнообразна по своим региональным и этническим «модификациям», причем это относится ко всем сферам культуры — духовной, производственной, поведенческой, бытовой и т. д. Например, у различных народов мира своеобразны традиционные жилища: свайные постройки меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у некоторых народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища — чумы, юрты — у кочевников и т. д. Культурные различия между народами проявляются и в пище, и в способах ее приготовления, и во времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды, траурные церемонии. Культурное своеобразие народов проявляется и в общении людей между собой.

«Чернокожий племени масаи при встрече торжественно сплевывает, потом плюет на собственную руку и только после этого позволяет себе пожать руку незнакомого. А вот мангабетту на севере Конго здороваются совсем по-европейски, за руку, но при этом вежливо похрустывают суставами средних пальцев. Тумбве в Танганьике становятся при встрече на одно из колен, берут горсть земли и сыплют ее крест-накрест на грудь и руки. На Замбези в аналогичных обстоятельствах хлопают в ладоши и делают реверанс, а при встрече с белым считается необходимым еще и шаркнуть ножкой. »

Ю. Бромлей, Р. Подольный. «Человечество — это народы».

• ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.

От культуры к цивилизации

Современный мир — это несколько тысяч больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов.

Что же такое цивилизация? Если под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, то цивилизация — это культурная общность наивысшего типа (выше ее только человечество в целом). Ее определяют как объективные, так и субъективные признаки. В числе первых — общность истории, религии, традиций и обычаев, форм материальной культуры и т. д. Среди субъективных критериев — самоидентификация людей, т. е. их самосознание, кем считает себя человек. Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции или в США могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации. Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно (Япония).

Термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.

Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизаций еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, хотя бы потому, что японская (традиционная) цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3—4 тыс. лет до н. э. Роль же «доцивилизации» относится к периоду формирования человека как вида.

• ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ «РАМКИ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ СИЛЬНО РАЗЛИЧАЮТСЯ; ТАК, ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОХВАТЫВАЕТ ДЕСЯТКИ ГОСУДАРСТВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ЯПОНСКАЯ — ЛИШЬ ОДНО.

Осевые линии распространения цивилизаций

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно перемещались вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер. Распространение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях двух материков Старого Света (афроевразийский цивилизационный регион), а влияние цивилизации Двуречья ощущалось не только в пределах Восточного Средиземноморья, но и в Закавказье, Иране и т. д.

Расширение древнекитайского цивилизационного очага в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток — в сторону позднейшей Маньчжурии и на север — в сторону будущей Монголии, на запад — в сторону современной провинции Сычуань, на юг — в сторону современного Вьетнама. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в нее вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы.

Географическое «расползание» древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке и т. д.

• ПОНЯТЬ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПОМОГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ОЧЕРЕДНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ГОСУДАРСТВ.

Современные цивилизации: ареалы и «разломы»

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и социолог А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сейчас чаще всего выделяют лишь восемь: западноевропейскую (с отпочковавшимися от нее североамериканским и австрало-новозеландским очагами), конфуцианскую (Китай), индуистскую, японскую, исламскую, православную, латиноамериканскую и иногда африканскую (табл. 3). Однако принципы выделения современных цивилизаций остаются недостаточно ясными, что порождает много споров. Так, продолжаются дискуссии по поводу того, образуют ли отдельную цивилизацию культуры Тропической Африки, входят ли в набор современных цивилизаций культуры Южной и Юго-Восточной Азии, есть ли смысл выделения латиноамериканской цивилизации из западной и т. д. Подобные дискуссии объясняются условностью границ, разделяющих многие культуры и цивилизации.

Доля основных цивилизаций в населении мира, %

Источник

Презентация «География культуры» 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.

по теме «Население мира»

1. Установить соответствие

1. Установить соответствие:

А. коэффициент урбанизации в мире

Б. средняя плотность населения

В. количество сельских населенных пунктов

Г. формула естественного прироста, мир

Д. количество городов – миллионеров

Е. прогноз численности населения на 2025 г.

Ж. количество этносов

З. численность населения Китая, 2006 г.

И. количество городов в начале 21 века

К. численность населения мира, 2008 г.

1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка

2. Кто является главой государства Новая Зеландия?

а) президент США б) король Испании

в) император Японии г) королева Великобритании

3. Исторически первым городом – «миллионером» был:

а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон

4. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж

5. В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия

6. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные б) двунациональные

в) однонациональные г) самостоятельные

а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия

8. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье б) пан в) сэр г) дон

9. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол

10. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

11. Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим

а) кулон б) одеколон в) колье г) колония

13. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов» б) «утечка денег»

в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов»

14. Какой город является центром двух мировых религий?

а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул

География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной,

языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и

традиций населения мира.

Важность этой отрасли знания определяется тем, что во многом именно с культурой

связывают решение большинства острейших проблем человечества.

Современный мир — это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов: китайская (или конфуцианская), индуистская, исламская, западноевропейская и др.

Цивилизация — это культурная общность наивысшего типа (выше — только все человечество в целом).

Она определяется такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д.

Некоторые из признаков не имеют абсолютной значимости. Так, язык может быть разным даже в одной стране, уж точно принадлежащей к одной цивилизации (как немецкий, французский, итальянский в Швейцарии). Зато фактор религии крайне важен, причем речь обычно идет о причастности к одной из мировых религий.

Принадлежность людей к той или иной цивилизации может определяться не только объективными критериями, но и субъективным, а именно самоидентификацией людей (кем считает себя человек). Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации.

Следует помнить, что термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.

Все цивилизации иногда подразделяются на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, поскольку, например, мусульманская цивилизация не похожа на индуистскую или китайскую, хотя все они — традиционные общества. В то же время японская традиционная цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.

Природа и древние цивилизации.

Первые цивилизации на Земле возникли примерно 3-4 тыс. лет до н. э. До этого был, можно сказать, доцивилизационный период, когда происходило первоначальное расселение людей на Земле, а человеческое бытие характеризовалось жесткой зависимостью от природы, отсутствием средств связи, письменности и т. п.

Северная граница «Римского мира» не пересекала зоны распространения виноградной лозы, а южная — слишком засушливых ландшафтов Аравии и Африки. «Мусульманский Восток» (или Левант) практически совпадал с территорией возделывания финиковой пальмы и зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Великая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне меандрирующих Хуанхэ и Янцзы трудолюбивые китайцы выращивают рис.

Выдающийся русский философ и географ И. Мечников, автор книги «Цивилизация и великие исторические реки», полагал, что человечество вначале пережило речную фазу, потом морскую и, наконец, достигло океанической. Он писал: «Четыре древнейшие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату — этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как утверждал уже Геродот, был «даром», «созданием Нила».

Действительно, реки служили источником питьевой воды, продовольственных ресурсов, использовались для орошения и транспортных сообщений; реки сплачивали людей. Велика была роль и других элементов природы.

Осевые линии распространения цивилизаций.

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на стыке трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и Западной Явы и т. д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации — Евроафроазиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми — Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и др. Рост Римской державы на рубеже старой и новой эр вовлек в цивилизационное поле Испанию, Галлию, Британию и т. д.

Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства шло за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т. д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации: ареалы и «разломы».

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и философ А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь:

1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее северо-американским и австрало-новозеландским очагами;

2) китайскую (или конфуцианскую);

6) славяно-православную (или ортодоксально- православную);

7) африканскую (или негро-африканскую);

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными. Так, некоторые ученые ставят под сомнение выделение латиноамериканской и славяно-православной цивилизаций из западной, наличие самостоятельных негро-африканской и японской цивилизаций, но никто не отрицает исключительной самобытности этих культур.

Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Например, эмигрантов из «доброй католической Польши» французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский Рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой цепочкой недавних конфликтов: мусульмане — евреи (Палестина — Израиль), мусульмане — индусы (Индия), мусульмане — буддисты (Мьянма). Хочется верить, что у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Охрана всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО.

Египетские пирамиды и Гранд-каньон в Колорадо (США), национальный парк Горомбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском — эти и многие другие памятники и достопримечательности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (1972 г.) включены в Список культурного и природного наследия человечества. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия стран и народов для сохранения достижений прошлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты.

Каждый культурный объект (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические ценности, строения архитектуры в единстве с пейзажем, т. е. культурные ансамбли и др.), внесенный в Список (а их вместе с природными памятниками около 600), представляет собой шедевр творческого гения человечества, свидетельство существования или исчезновения цивилизации или культуры. Количество и качество культурных объектов, имеющих отношение к той или иной цивилизации, прямо или косвенно свидетельствуют о ее достижениях.

В основе любой цивилизации, соединяющей в себе человека, пространство и время, лежит единство природы и общества. Учитывая огромные различия цивилизаций и культур различных народов, географическое изучение образа жизни и традиций населения, проявлений материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства различных народов становится сегодня необходимостью для каждого человека.

Д/З: выучить текст, знать ответы на вопросы, подготовить сообщения по теме «Чудеса Света наших дней»

Источник

§ 16. Что изучает география культуры

Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны (или «разломы») цивилизаций? Что включает Всемирное культурное наследие?

Что изучает география культуры

Как свидетельствуют толковые словари, слово «культура» имеет широкий спектр значений, но чаще всего культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. С культурой нередко связываются сегодня пути разрешения многих острых проблем современности. Считается, что именно культура способна удержать и охладить кипение мирового «политического котла».

География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.

Мировая культура чрезвычайно разнообразна по своим региональным и этническим «модификациям», причем это относится ко всем сферам культуры — духовной, производственной, поведенческой, бытовой pi т. д. Например, у различных народов мира своеобразны традиционные жилища: свайные постройки меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у некоторых народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища — чумы, юрты — у кочевников и т. д. Культурные различия между народами проявляются и в пище, и в способах ее приготовления, и во времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды, траурные церемонии. Культурное своеобразие народов проявляется и в общении людей между собой.

«Негр племени масаи при встрече торжественно сплевывает, потом плюет па собственную руку и только после этого позволяет себе пожать руку незнакомого. Л вот мангабетту на севере Конго здороваются совсем по-европейски, за руку, но при этом вежливо похрустывают суставами средних пальцев. Тумбве в Танганьике становятся при встрече на одно из колен, берут горсть земли и сыплют ее крест-накрест на грудь и руки. На Замбези в аналогичных обстоятельствах хлопают в ладоши и делают реверанс, а при встрече с белым считается необходимым еще и шаркнуть ножкой. »

ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.

От культуры к цивилизации

Современный мир — это несколько тысяч больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов.

Что же такое цивилизация? Если под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, то цивилизация, — это культурная общность наивысшего типа (выше ее только человечество в целом). Ее определяют как объективные, так и субъективные признаки. В числе первых — общность истории, религии, традиций и обычаев, форм материальной культуры и т. д. Среди субъективных критериев — самоидентификация людей, т. е. их самосознание, кем считает себя человек. Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции или в США могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации. Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно (Япония).

Термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.

Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, хотя бы потому, что японская (традиционная) цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3—4 тыс. лет до н. э. Роль же «доцивилизации» относится к периоду формирования человека как вида.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ «РАМКИ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ СИЛЬНО РАЗЛИЧАЮТСЯ; ТАК, ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОХВАТЫВАЕТ ДЕСЯТКИ ГОСУДАРСТВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ЯПОНСКАЯ — ЛИШЬ ОДНО.

Осевые линии распространения цивилизаций

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно перемещались вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер. Распространение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях двух материков Старого Света (афроевразийский цивилизационный регион), а влияние цивилизации Двуречья ощущалось не только в пределах Восточного Средиземноморья, но и в Закавказье, Иране и т. д.

Расширение древнекитайского цивилизационного очага в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток — в сторону позднейшей Маньчжурии и на север — в сторону будущей Монголии, на запад — в сторону современной провинции Сычуань, на юг — в сторону современного Вьетнама. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в нее вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы.

Географическое «расползание» древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *