Что изучает география 5 класс
Что изучает география?
Всего получено оценок: 909.
Всего получено оценок: 909.
В 5 классе ученики знакомятся с естественными науками. Одна из них – география. Статья помогает вспомнить изученный материал и предлагает новые сведения о географии.
Что изучает география?
Наука география занимается изучением окружающей среды, как природных объектов, так и созданных человеком. Это краткий ответ.
Для полного ответа нужно рассмотреть комплекс географических направлений, которые относятся к двум группам – физической и социально-экономической географии.
Физическая география – это комплекс дисциплин, изучающих природную среду.
Социально-экономическая география представляет собой сочетание разделов, посвященных хозяйственной деятельности и социальному устройству общества.
В России Географический департамент был организован в 1739 году М. В. Ломоносовым. Первая кафедра географии открылась в 1884 году в Московском университете.
Физическая география
В зависимости от объекта изучения физическая география делится на специальные направления.
Многие географические науки относятся к нескольким естественным наукам: палеогеография – часть палеонтологии, биогеография сочетается с биологией, гляциологией невозможно заниматься без участия геологов, палеонтологов и метеорологов.
Социально-экономическая география
Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов.
К социальной географии относятся науки о населении:
Что мы узнали?
Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.
— осознавать необходимость изучения географии;
— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.
— ставить учебную задачу;
— планировать свою деятельность;
— оценивать работу одноклассников;
— умение работать с текстом, выделять в нем главное.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
— учиться критично относиться к своему мнению;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
— объяснять специфику географии как науки;
— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.
— знать основные правила работы в кабинете.
Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.
Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.
Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)
Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)
Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)
— Что является главным объектом изучения географии? (земля)
— Какие другие науки изучают Землю? (геология-строение ЗК, экология-биол.наука о взаимосвязях организмов с окр.средой, геоденезия-наука, из-я формы и размеры З.)
— Зачем человеку необходимо изучать Землю? (т.к.ЗК –источник ПИ)
А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:
— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? (гео-земля,графия-пишу) Сформулируйте сами это определение, что такое география? (совокупность наук о планете Земля)
— Когда возникла география как наука? (в Греции,2 тыс лет назад. 276-196 гг до н э)
— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).
А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.
Кто дал название науки география? (Эратосфен) Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.
А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)
А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?
Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.
Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)
— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)
( можно использовать вопросы на стр. 8)
— я узнал на уроке______________
— мне было трудно___________________
— я не понял_________________________
— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
Конспект урока географии в 5 классе «Что изучает география»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока географии в 5 классе
Тема урока : «Что изучает география»
Название урока и класс:
«Что изучает география»5 класс
2. сформировать представление о глобусе и географической карте. закрепить умение работать с картой и глобусом;
3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Предметные результаты : учащиеся будут знать определение понятия «география», уметь работать с картой и глобусом.
Ссылка на карточки Учи.ру
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.
Давайте вспомним, что мы знаем об окружающем мире. Как его изучали люди и зачем.(фронтальный опрос)
Самоопределение к деятельности.
Постановка целей урока
— Предлагаю расшифровать слово, которое обозначает название науки.
(Анаграмма на доске или на листочках на каждой парте.)
— Что вам известно об этой науке?
— Давайте посмотрим на доску и узнаем происхождение науки география
Введение понятия. Первичное закрепление материала.
Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогает географу путешествовать по планете.
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет.
Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.Давайте познакомимся поближе с этой наукой
Для начала познакомимся с историей возникновения науки Географии (демонстарация карточек учи.ру).
Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.
Значит, нужен другой помощник. Что это?(Это географическая карта).
А что же такое «географическая карта»?
Закрепление материала. Работа по теме
— А теперь откройте компьютеры и самостоятельно выполните задания про разные географические объекты в разных странах мира
Давайте узнаем, какие еще географические науки имеются на нашей планете.
Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
-Что такое глобус?Что такое географическая карта?
-Помогли ли вам в этом задания на Учи. ру?
— Какое задание было самым сложным для вас?
— Какое задание понравилось больше всего?
— Ваше настроение стало лучше после урока с Учи.ру?
Параграф «Что изучает география», карточки на портале учи.ру для закрепления материала
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Открытое внеклассное мероприятие «День Земли»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ
Географические координаты. География 6 класс
Проверочная работа по разделу «Изображение земной поверхности» 6 класс
Конспект открытого урока по географии» Путешествие по Австралии» 7 класс
Презентация по географии на тему «Итоговый опрос за курс 9 класса»
Открытый урок по географии в 5 классе нам тему «Как люди открывали мир»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438715 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока»Что изучает география» 5 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок №1 Дата: 5.09 17
Тема: « География как наука. Предмет географии. Практическая работа № 1 Составление схемы наук о природе;
(Технологическая карта изучения темы)
« География как наука. Предмет географии. Практическая работа № 1 Составление схемы наук о природе;
« География как наука. Предмет географии. Практическая работа № 1 Составление схемы наук о природе;
В познавательной сфере:
— давать определение география
— уметь составлять схему наук о природе
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль географии и естественных наук в жизни человека
-Признание ценности географии как науки о природе для людей
— Чувство гордости за российскую географическую науку.
— Умение управлять своей познавательной деятельностью.
— Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
— Прогнозировать ситуацию будущих событий.
— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
— Устанавливать причинно следственные связи.
— Давать определения понятиям.
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
География, методы географического познания
Химия, биология. Физика. Астрономия, математика, информатика
Работа со схемой, в группах, презентация результатов
Презентация, разработанная учителем
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам.
Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся.
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
Анализ выданной работы
Работа с ресурсами
Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп
Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения
Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью
Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности
2-й этап. Целеполагание
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия
Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.
Выдвигая цели, делают умозаключения
Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе
Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопощь, выражают собственное мнение
Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную
Контроль за ответами одноклассников
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Учитель организует работу со схемой:
организует работу в группах, консультирует работу с учебником
Поиск и обработка ресурсов
Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи
Работа в группах, организуют учебное сотрудничество
Устанавливают партнёрские отношения
Добывают новые знания
Оценивают объективные трудности
4-й этап. Итоги занятия.
Организует обсуждение результатов
Выстраивают причинно- следственные связи
Взаимодействие в групповом коллективе
Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику
Прогнозируют развитие процессов в живых организмах
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели
Участвуют в обсуждении
Осознанно строят выводы
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их
Осуществляют итоговый контроль
6-й этап. Домашнее задание.
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.
П. №1, термины и знание схемы. – обязательный минимум.
П. №1, подготовка проекта « Естественные науки»
Воспринимают информацию, выбирают уровень
Осознанно фиксируют информацию
Тема: « География как наука. Предмет географии. Практическая работа № 1 Составление схемы наук о природе;
Цель урока: создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Структура и ход урока:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
– О чем идет речь в этой загадке? (О Земле).
Слайд 2. Фото Земли из космоса. – Вот вид Земли из космоса. Какая она?
– Кто впервые увидел Землю из космоса?
Учитель читает стихотворение.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря.
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее.
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет.
С портретом поэта.
Слайд 3. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, хребты, Азия, Европа, глобус.
– Что это за урок, подскажите ребята? (Ответ учащихся.)
Этап 2. Формирование темы цель урока.
Учитель: Может быть, для изучения географии достаточно, например, учить и писать? Как вы думаете, достаточно ли знания и умения, которые Вы, ребята, накопили и усвоили в школе, для изучения географии? Для того, чтобы не только читали, что уже написано о Земле, а научились самостоятельно действовать, познать мир, мы должны вооружиться общими правилами, по которым можно открывать неизвестное.
– Вспомните, ребята, как вы действовали, когда Вам в руки попадал новый для вас предмет, например игрушка – робот?
Задание 1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать это правило познания.
Слайд 4. «Изучи предмет в целом, дай его общее описание»
Учитель: Что Вам очень хотелось сделать, после того, как Вы осмотрели игрушку и поиграли?
Задание 2. Сформулируйте второе правило познания.
Слайд 5. «Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Учитель: Действительно, если игрушка разделена на части, и они изучены, то, конечно следует эти части собрать.
Задание 3. Сформулируйте третье правило.
Слайд 6. «Соедини изученные части, рассмотри, как они «взаимодействуют».
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшее го усвоения материала
Учитель: Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. Что является главным объектом изучения географии?
– Что означает «география» в переводе древнегреческого?
– Какие задачи стоять перед географией?
– Чем занимается современная география?
Слайд 7. Ветви географии.
Учащиеся, используя текст учебника, отвечают на вопросы.
Учитель: Что называют географической оболочкой?
Учащиеся дают определение географической оболочки.
Задание. Учащиеся составляют схему «Строение географической оболочки»
Слайд 8. Географическая оболочка Земли.
Учитель: Какие объекты называют географическими? (Ответ учащихся.)
Задание. Используя текст учебника постараться выделить географические объекты мира, России и Астраханской области.
Слайд 9. Географические объекты – памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?» (Ответ учащихся.)
Просмотр видеофильма «Эратосфен»
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Задание. Попробуй отыскать слова, составными частями которых являются либо «гео», либо «графия». Например: география, биография.
Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Этап 6. Домашнее задание
1. Подумай, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй. – Базовый уровень
2. Найди интересные статьи в географических энциклопедиях, подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно заинтересовало твоих одноклассников. – Повышенный уровень
3. Подготовить презентацию «География – наука интересная» — Высокий уровень.