Что изучает духовное краеведение

Духовное краеведение

«Духовное краеведение»

Пояснительная записка

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к вопросам духовно-нравственного, религиоведческого и философского содержания обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях кардинальных изменений в политической и социально-культурной жизни наших граждан, глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является утрата лучших отечественных культурных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, произведений классических русских писателей все более осложняется из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов, а также из-за незнания исторических реалий жизни России совсем не такого уж далекого прошлого.

Третьей причиной следует назвать снижение качества базового образования, а также необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства.

На наш взгляд, программа «Духовное краеведение» является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

Цель: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи:

1-й год обучения (1 класс):

1. Сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края.

2-й год обучения (2 класс):

1. Закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места Тамбовской земли, наши прославленные земляки – святые подвижники Тамбовского края, календарь народных и православных праздников и т.д. (См. Содержание программы для 2 класса).

3-й год обучения (3 класс):

1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности.

2. Обеспечить устойчивые знания по ряду тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры города Тамбова и края, наиболее известные святые Тамбовской земли и т.п. (См. Содержание программы для 3 класса).

4-й год обучения (4 класс):

1. Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи и т.д. (См. содержание программы, четвертый год обучения).

2. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление и т.п.

1-й год обучения (1 класс):

1. Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.

2. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.

2-й год обучения (2 класс):

1. Сформировaть у обучающихся представление об этических нормах духовности.

2. Познакомить младших школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

3-й год обучения (3 класс):

1. Научить определять духовный смысл сущностей окружающего мира.

2. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбы окружающих нас людей, наших ближних, судьбу общества и государства.

4-й год обучения (4 класс):

1. Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.

2. Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

3. Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

1-й – 4-й годы обучения (1 – 4 классы):

1. Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

2. Содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля.

Программа направлена на реализацию основных направлений региональной образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития нашей национальной культуры, определяет ее место и роль среди других социальных явлений. Кроме того, наш курс носит также ярко выраженный интеллектуально-познавательный характер.

первый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю),

второй год обучения – 72 часа (2 часа в неделю),

третий год обучения – 108 часов (3 часа в неделю),

четвертый год – 144 часа (4 часа в неделю),

и предназначена для педагогов дополнительного образования начальной школы.

Количество детей в группе : 1 и 2-й годы обучения – по 15, с 3-го года – по 12 человек.

Особенностями данного курса являются:

его опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;

культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

личностная ориентация содержания программы;

деятельностный подход к обучению;

проблемно-поисковые методы организации учебного процесса;

направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

программа реализуется в начальной школе, тогда как традиционно курс краеведения ведётся с 5 класса.

На первом году обучения (1 класс) происходит установление личных связей ребенка с православной культурой (личностно-ориентированный подход), а также развивается образно-вариативное восприятие явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

В результате полного прохождения материала программы «Духовное краеведение» учащийся должен знать:

— историю возникновения крепости Тамбов;

— роль подвижников благочестия в жизни города (например, святителя Питирима или архиепископа Луки);

— жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как: епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, Лука Войно-Ясенецкий, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и Феодор Ушаков и другие;

— историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины, а также знать события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).

Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:

— знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);

— знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и – Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);

— историю всемирно известных русских святынь (таких, например, как Казанская икона Божией Матери, Иверская икона, Владимирская и др.).

К концу четвертого года обучения (4 класса) учащиеся должны уметь:

— ориентироваться в храме;

— провести в тот или иной храм города (рассказать, где он находится);

— рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Казанского, например);

— пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;

— рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как: святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);

— отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;

— отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;

— пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города.

В воспитательном плане ребенок должен научиться давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

у него должно сформироваться и наполниться содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству;

в идеале, у ребенка должна возникнуть потребность строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

Заключительной формой подведения итогов является учебная исследовательская работа (коллективная или индивидуальная) на избранную тему.

Примерные темы учебных исследований:

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемe-school18.ru

Похожие презентации

4 Краткие данные. Граничит с 7 областями (Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тверская, Калужская, Смоленская, Тульская). Площадь ( больше, чем Албания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария). 74 города. 39 административных района

5 Объекты культуры. Культура- созданная среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни. Культура проявляется в разных формах: в традициях, нормах поведения, произведениях искусства( музыке, живописи, архитектуре и т. п.) Исторические места. Памятники архитектуры, археологии. Старинные усадьбы. Народные промыслы. Памятники православной культуры.

8 Религиозная культура. Это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства. Бог- источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека. В России религиозная культура определялась православием.( 1 тыс. лет). Достоевский: « …русский человек- православный».

10 ( продолжение) 2. Назови имена русских святых, чья жизнь была связана с историей Московского края. 3. Назови места Подмосковья, которые можно отнести к памятным местам христианской культуры( церкви, монастыри, музеи)

13 Николо-Угрешский монастырь. Колокольня.

17 Часовня Иконы Божией Матери

19 Быково.Быково. ВладимирскаяВладимирская церковьцерковь

21 церковь Благовещения, с.Благовещено, Сергиев- Посадский церковь Благовещения, с.Благовещено, Сергиев- Посадский р-н, Московская область р-н, Московская область

Источник

Духовное краеведение Подмосковья (рабочая программа)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСАДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

(МБОУ «УСАДОВСКАЯ СОШ»)

_____________ Карповская И.П.

по духовному краеведению

Приходько Екатерина Александровна

учитель истории и обществознания

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усадовская СОШ», учебным планом на 2019-2020 учебный год. Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса составлена на основе авторской рабочей программе Л.Л.Шевченко М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2017г. без изменений в содержании. Основное содержание предмета и требования к уровню подготовки обучающихся соответствуют авторской программе. Выбор данной программы обусловлен тем, что данная программа полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В школьной библиотеке имеется учебник Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2017г. Учебный план МБОУ «Усадовская СОШ» предусматривает изучение предмета в 8 классе в объеме 1 учебный час в неделю, 35 часов в год (35 учебных недель).

Изучение духовного краеведения Подмосковья в 8 классе направлено на достижение следующих целей :

историко-культурологическое и духовно-нравственное образование учащихся.

В процессе обучения предмету «Духовное краеведение Подмосковья» ставятся следующие Задачи учебного предмета:

— дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

— дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

— формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

— усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

− формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

− развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

− осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

− развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

− умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

− развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;

− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

В результате изучения курса «Духовного краеведения Подмосковья» ученик 8 класса научится:

— понимать основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость);

— различать важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида;

— части православного храма; святых, изображаемых на иконах;

— имена просветителей славян;

— первых проповедников на Подмосковных землях;

— имена создателей православной азбуки;

— имя русского патриарха, возглавлявшего Православную Церковь в начале XX века;

— крупные монастыри, расположенные в Подмосковье;

— самое главное богослужение Православной Церкви;

— три самые главные христианские благодетели;

— храмы Московской области, названные в честь христианских святых;

— называть полные, принятые Церковью, имена святых: святой великомученик Георгий

Победоносец, святой великомученик и целитель Пантелеймон, святитель Николай

Чудотворец, святые благоверные Дмитрий Донской и Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святая блаженная Ксения Петербургская, святой праведный Иоанн Кронштадтский;

— иконы Божией Матери;

— главные нравственные правила, данные Богом людям.

Ученик получит возможность научиться:

— использовать элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

— быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

-демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

-осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности; осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

— уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;

— прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

— знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Содержание учебного предмета

Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры) (16ч.)

Что такое «религиозная культура»? Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.

О чем рассказывает христианская православная культура?

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговополощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

Особенности православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.

Православие – традиционная культура России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данному человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира – Боговоплощение (Рождество Христово) – Распятие (Крестная жертва) – Воскресение Христово – создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом – село Холмы. Исследование объекта православной культуры – православного храма.

Язык древнерусского искусства.

Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении церковных книг. Монастыри – центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных произведений относятся к произведениям духовной литературы?

Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образцы и духовный смысл (19ч.)

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.

Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли – Саввино – Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино – Сторожевский монастырь в отечественной культуре.

Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из Источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.

Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.

Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура мрнастыря.Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, Домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья – преподобный Герман Аляскинский, святитель Вырсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и Великий Дмитрий Донской. Николо – Угрешский монастырь.

О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо – Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Дмитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.

Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.

История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры – о великомученике Дмитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий – о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.

Юго – Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.

Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры – святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице – Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно – художественный облик монастыря. Богоявленский Старо – Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.

В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Цари Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоирусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную и нерукотворную искала святая Екатерина?

Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины – на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно – художественный комплекс.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.

История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо – Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев отечества.

Новомученики и Исповедники земли Российской.

Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на церковь. Святой патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры – Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл Библейского выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора – страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

Иконы Божией матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.

Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры – история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон богородицы, духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *