Что изучает древняя история
Презентация на тему: «Что изучает история древнего мира?» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Зачем изучают историю?
Описание слайда:
Описание слайда:
Что изучает история
Описание слайда:
Откуда мы черпаем исторические знания?
Что нам помогает в изучении прошлого?
Описание слайда:
Что такое исторический источник?
Исторические источники – результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое.
Что можно отнести к историческим
источникам?
Где их можно найти?
следователь
историк
=
улики
Исторические
источники
Описание слайда:
Глиняная табличка с древней надписью
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Археологи за работой
Описание слайда:
Описание слайда:
На какие группы можно разделить исторические источники?
Вещественные:
Оружие
Жилище
Украшения
Орудия труда
Одежда
Посуда
…
Описание слайда:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Описание слайда:
Описание слайда:
История Древнего мира – это первый этап Всемирной истории.
Описание слайда:
Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?
Описание слайда:
Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.
Описание слайда:
Идёт, а без ног,
Летит, а без крыльев,
Не догнать, не остановить.
Описание слайда:
Описание слайда:
ХРОНОЛОГИЯ — наука изучающая даты и последовательность исторических событий
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на кинопленку важнейшие события.
В любой семье хранят свою историю: старые письма, документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история это прошлое, сохранившееся в памяти человечества.
Описание слайда:
Что такое исторический источник?
Исторические источники – результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое.
Что можно отнести к историческим
источникам?
Где их можно найти?
следователь
историк
=
улики
Исторические
источники
Описание слайда:
На какие группы можно разделить исторические источники?
Задание №1
Определите к какой группе источников относятся следующие предметы
Группы источников:
1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные
Описание слайда:
На какие группы можно разделить исторические источники?
Задание №2
Определите к какой группе источников относятся следующие предметы
Группы источников:
1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные
Описание слайда:
Где мы можем познакомиться с историческими источниками?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентацию можно использовать на первом, вводном уроке Всеобщей истории в 5 классе. В презентации рассматриваются следующие понятия: история, археология, исторический источник, хронология.
Общая информация
Похожие материалы
Исследовательская работа «Ими гордятся земляки!»
Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс.
План-конспект по истории «Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди»
Рабочая программа по истории 5 класс
Контрольно-измерительные материалы для 5 классов по курсу «История Древнего мира»»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА СОСЛОВИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА»
Городская культура и её особенности в средневековый период.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437581 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает история
Урок 1. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история»
· Вещественные исторические источники
· Письменные исторические источники
На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.
Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.
Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».
Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.
Так давайте уточним с вами: что же такое история?
История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.
История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.
Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?
На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.
От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.
От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.
Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.
Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.
Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».
На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.
Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.
Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.
Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?
Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.
Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.
Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.
А вот термин «век» имеет двойное значение.
В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.
Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.
Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!
В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.
Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.
Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.
Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.
Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.
Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.
Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.
Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.
Методическая разработка по истории на тему: «Что изучает история Древнего мира»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. Что изучает история Древнего мира.
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление, что история – это наука о прошлом всего человечества. Учащиеся должны уяснить, что история Древнего мира это первая часть Всемирной истории. Сформировать у учащихся представление о различных видах исторических источников. Вырабатывать у учеников навыки коллективного сотрудничества.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать содержание понятий «исторические источники»;
— различать типы исторических источников;
— извлекать информацию из исторических источников;
В словарь урока: Древний мир, исторический источник, археология, антропология, этнография.
Материалы к уроку: Учебник, раздаточный материал, материалы к интерактивной доске.
первичная рефлексия учителя
1.Введение в проблему
Урок начинается с повторения учащимися понятия «история»,
им предлагается вспомнить, с чем они знакомились на уроках Окружающего мира по истории, когда происходили указанные ими события, в какие периоды времени. Далее им предлагается объединиться в пары и сформулировать ответ на вопрос «Что такое история?» (2 минуты). Учитель должен обобщить ответы и подвести учащихся к тому, что история – это наука о развитии общества.
Переход к изучению темы происходит в форме беседы с учащимися.
Как вы думаете, какой период времени изучает история Древнего мира?
Как учёные узнают, о жизни людей в далёком прошлом?
Учащиеся могут назвать книги, фильмы, рассказы современников, науку археологию и т.д.
Учитель предлагает сформулировать тему урока, ответить на вопрос:
«О чем мы будем говорить на уроке?»
-Что изучает история Древнего мира и как изучает.
2.Усвоение новых знаний.
Учитель знакомит учащихся с тем, что такое наука история, что она изучает. Затем формирует представление об основных видах исторических источников: устных, письменных и вещественных.
Для того, чтобы сфокусировать внимание на понятии «исторический источник» необходимо подготовить на интерактивной доске изображения различных исторических источников и, объединив их по видам, составить небольшую наглядную схему.
Характеризуя устные источники, учитель должен остановить внимание на мифах. Важно подчеркнуть, что мифы – это не сказки, а представления людей о происхождении и устройстве мира, появлении человека и того или иного народа.
Характеризуя письменные исторические источники, учитель говорит о том, что одним из исторических источников является учебник, и предлагает учащимся ознакомиться со статьёй «Как работать с учебником», найти в книге обозначения и ответить, что они означают.
Учитель даёт представление о таких науках как археология и антропология и предлагает ответить на вопрос: «Что связывает науки археологию и антропологию?»
Для дальнейшей работы образуйте группы, каждая из которых получает задание. Группы должны обсудить задание, выбрать тех, кто ознакомит с заданием весь класс и ответит на вопросы.(7 минут)
Учащиеся способны указать на самый факт войны, характер добычи, веру в богов. При необходимости учитель задаёт группе дополнительные вопросы.
Легко ли прочесть настоящую древнюю надпись? Обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и незнакомыми знаками.
«В мусорной яме древнего посёлка археологи нашли много костей. Большая часть из них принадлежала диким зверями птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Сделайте выводы из этих находок».
Учащиеся обычно указывают на то, что употребляли в пищу древние люди.
При необходимости учитель задаёт дополнительные вопросы.
Какие занятия были знакомы жителям посёлка? Что было развито больше – скотоводство или земледелие? Какие животные были приручены? С какой целью разводили собак? (Учащиеся редко указывают, что мясо собак употребляли в пищу.)
Учащиеся могут указать на то, что можно узнать как выглядели дома, из чего их строили, как выглядел царский дворец, какие были улицы. При необходимости учитель задаёт вопросы.
Учитель задаёт вопросы, легко ли изучать жизнь людей в далёком прошлом, когда не было письменности, люди не строили домов, а вещи за долгие тысячелетия не сохранились, и знакомит учащихся с ещё одним видом исторических источников – этнографического характера.
Учащимся предлагается сформулировать понятие «исторический источник».
Какие исторические источники можно использовать, изучая историю Древнего мира, а какие – нет? Какие исторические источники при изучении истории Древнего мира используются в большей степени?
Учащимся предлагается занести примеры исторических источников, в таблицу следует заносить только номера, под которыми записаны исторические источники. Использовать интерактивную доску.
1. Осколки глиняной посуды, найденные при раскопках могильника.
2. Древний миф о всемирном потопе.
3. Остатки крепостной стены древнего города.
4. Высеченная на камне древняя надпись.
5. Глиняная табличка с клинописными знаками.
6.Золотые украшения, найденные при раскопках древнего города.
7. Скелет человека, найденного при раскопках древнего захоронения.
Затем учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
4. Домашнее задание.
Стр. 6-8, найти дополнительный материал в интернете, книгах ит.д. об археологических раскопках, других исторических источниках на тему: « Как учёные изучают историю Древнего мира?»