Что изучает дисциплина информационные технологии

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

История

Начало развития – с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Основные черты современных ИТ

Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;

Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;

Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Технологии

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

Инфоромационные системы (понятие информационной системы. Автоматизированная информационная система (АИС). Предметная область автоматизированной информационной системы. Структура АИС. Классификация АИС. Категории пользователей АИС. Основные направления использования информационных систем в юридической деятельности)

Информационная система (сокр. ИС) – система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382-1:1993).

Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция – документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

Понятие информационной системы интерпретируют по-разному, в зависимости от контекста.

Достаточно широкое трактование понятия «информационная система» подразумевает, что неотъемлемыми компонентами ИС являются данные, техническое ипрограммное обеспечение, а также персонал и организационные мероприятия. Широко трактует понятие «информационной системы» федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подразумевая под информационной системой

совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств.

Среди российских ученых в области информатики, наиболее широкое определение ИС дает М. Р. Когаловский, по мнению которого в понятие информационной системы помимо данных, программ, аппаратного обеспечения и людских ресурсов следует также включать коммуникационное оборудование, лингвистические средства и информационные ресурсы, которые в совокупности образуют систему, обеспечивающую «поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

Более узкое понимание информационной системы ограничивает её состав данными, программами и аппаратным обеспечением. Интеграция этих компонентов позволяет автоматизировать процессы управления информацией и целенаправленной деятельности конечных пользователей, направленной на получение, модификацию и хранение информации. Так, российский стандарт ГОСТ РВ 51987 подразумевает под

ИС «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования».

ГОСТ Р 53622-2009 использует термин информационно-вычислительная система для обозначения совокупности данных (или баз данных), систем управления базами данных и прикладных программ, функционирующих на вычислительных средствах как единое целое для решения определенных задач.

В деятельности организации информационная система рассматривается как программное обеспечение, реализующее деловую стратегию организации. При этом хорошей практикой является создание и развертывание единой корпоративной информационной системы, удовлетворяющей информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений организации. Однако на практике создание такой всеобъемлющей информационной системы слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных систем, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность, электронный документооборот и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими информационными системами, часть задач – вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 4237 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Информационные технологии

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных ИТ:

Содержание

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий

История

Начало развития — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Технологический потенциал и рост

Использование информационных технологий в бизнесе

Статистика по России

Источник

Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологииЧто изучает дисциплина информационные технологии Что изучает дисциплина информационные технологии Раздел 1. АППАРАТНО-ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, межпредметные связи./

Учебная дисциплина «Информационные технологии» предназначена для реализации государственных требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, является общеобразовательной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для дальнейшего освоения средств вычислительной техники и подготовки студентов к работе за персональным компьютером, как пользователей ЭВМ.

Настоящая учебная дисциплина рассчитана на 60 часов аудиторных занятий, в том числе 40 часов отводится на практические занятия. Дисциплина «Информационные технологии» изучается в течении двух семестров. В конце второго семестра проводится проверка полученных знаний путем проведения итоговой контрольной работы.

В дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о программном обеспечении, о важных составляющих современных информационных технологий, таких, как текстовые процессоры, электронные таблицы, графические редакторы, системы машинного распознавания текста, программы создания мультимедийных продуктов.

Рассматриваются разделы, определяющие базовый уровень подготовки специалистов:

Основы информационной культуры;

Структура и классификация информационных систем;

Виды информационных технологий;

Прикладные программные продукты (текстовый процессор, табличный процессор, графический редактор, программа распознавания текста, программа подготовки презентаций, системы управления базами данных).

Тема 1.1. Информационные технологии в условиях современного развития экономики

Аппаратные возможности в информационных технологиях: вычислительная, телекоммуникационная, оргтехника. Программные продукты, используемые в информационных технологиях (текстовые процессоры, табличные процессоры, система управления данных, электронные записные книжки, информационные системы функционального назначения и т.д.)./

1.1.1. Информационные технологии: понятие, значение в организационно-управленческой деятельности предприятия; этапы и перспективы развития

Роль информации в обществе

— что собой представляют информационные ресурсы по существу;

— как и из чего формируются информационные системы;

— как сопровождаются процессы развития информационных систем;

— как эффективно использовать информационные системы;

— как обеспечить защищенность информационных ресурсов.

Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка. Оперативная и полная информация дает преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности информационных систем ведет к потере позиций фирмы. Вместе с тем можно собрать такое количество информации, которое не в состоянии осмыслить (иногда даже просто просмотреть) и уж тем более эффективно использовать. Отсюда следует необходимость системного подхода к рассмотрению информационных процессов.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутиной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества :

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции :

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Информатизация общест ва – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создании оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, чем компьютеризация общества и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии информатизация общества акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

В конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера);

В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

Во владении основами аналитической переработки информации;

В умении работать с различной информацией;

В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационные системы и информационные технологии

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Информационные технологии существовали давно, а с развитием компьютеров и средств связи, начали появляться различные вариации: «информационные и коммуникативные технологии», «компьютерные информационные технологии» и др.

Выдача информации может осуществляться по-разному: на экран индивидуального пользовательского дисплея, в сетевые структуры для коллективного использования, в виде документа. Выдача информации требует затрат и оборудования. Передача информации пользователю – потребление продукции информационной системы – весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т.е. потребляется и дает эффект.

Специалист по информационным технологиям должен разбираться в следующих вопросах:

— как осуществлять планирование информационных систем;

— что такое финансовый менеджмент (на что тратятся средства в информационных системах);

— как и чем обеспечивается правовая защищенность информационных ресурсов.

Сегодня в мире имеют место условия большой неопределенности: инфляция, пляшущий валютный курс, изменение налоговых и правовых условий работы, конкуренция. Компьютеры выступают в роли консультантов экономиста.

Информационные технологии играют в деятельности любого специалиста огромную роль. Например, они:

— помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой;

— являются самыми эффективными носителями современных методов решения профессиональных задач;

— способствуют согласованию правовых, юридических, экономических процедур с международными требованиями;

— подключают к единому информационному пространству

Оптимальные, обладающие гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям информационные технологии являются непременным условием повышения эффективности управленческого труда. Информационные технологии предполагают умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Понятие ИТ. Эволюция ИТ. Роль ИТ в развитии экономики и общества.

Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Термин «информационные технологии» получил распространение сравнительно недавно в связи с использованием средств вычислительной техники. Информационные технологии практически могут реализовываться как в неавтоматизированном (традиционном или, по-другому, «бумажном»), так и в автоматизированном виде.

Областями применения информационных технологий являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги (связь, развлечения и т.д.).

Различают несколько поколений ИТ.

Информационная технология (ИТ ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

1.1.2. Аппаратные возможности в информационных технологиях: вычислительная, телекоммуникационная, оргтехника.

Информационные технологии базируются и зависят от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.

Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Организационное и методическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.

Названия составляющих частей (компоненты)автоматизированных компьютерных информационных технологий:

Компоненты компьютерной информационной технологии

Рис.1.1. Компоненты АИТ

Системное, инструмен ПО

Модели предметной области

Функциональные процессы область

промыш предприятие, его подразделения, службы, средства производства и т.д.

Рис.1.2. Структура ИТ

Существует и другой подход к рассмотрению структуры автоматизированной ИТ, согласно которому любая ИТ также может быть разделена на три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих ее ядро:

— аппаратное обеспечение (Hardware);

— программное обеспечение (Software);

— алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение (Brainware).

Существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки ИТ или инфраструктура: необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.
Схематично структура ИТ в рамках данного подхода к ее рассмотрению представлена на рис.1.3.
На практике нужно рассматривать объединение или слияние информационных технологий в более крупные структуры – системы технологий (используется термин «информационные технологии и системы» – ИТ/С).

Что изучает дисциплина информационные технологии

Рис. 1.3. Структура ИТ как совокупность ядра и сети поддержки ИТ

1.1.3. Программные продукты, используемые в
информационных технологиях

Информационные технологии могут обслуживать различные предметные области: бухгалтерский учет, управление персоналом, производственный менеджмент и пр. Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация зависит от критерия. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии.

Классификация ИТ по типу обрабатываемой информации приведена на рис.1.4:

Что изучает дисциплина информационные технологии

Рис.1.4. Классификация компьютерных информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на :

⇒ обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

⇒ обработку текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

⇒ обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

⇒ обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

⇒ обработку знаний (экспертные системы).

Контрольные вопросы и задания

Опишите роль информации в современном обществе.

Что собой представляет информационная система и процессы производимые ею?

Подумайте, какие сферы вы бы назвали в качестве компонентов интеграции для образования информационных технологий?

Дайте определение понятия «информационные технологии».

В чем суть и назначение ИТ?

Охарактеризуйте кратко поколения ИТ.

Назовите составные части ИТ.

Опишите по рис.1.2 структуру ИТ.

Изобразите схематично структуру ИТ с сетью поддержки ИТ.

Назовите возможные направления использования ИТ в технологии продукции общественного питания.

Тема 1.2. Технические средства автоматизированных систем

Устройства ввода-вывода информации (принтеры, сканеры, звуковые устройства, модемы): назначение, типы, принципы и особенности их работы.

Сеть: понятие, назначение, виды. Мультимедийная среда и особенности работы с ней./

1.2.1. Персональный компьютер: назначение,
принципы работы основных устройств.

Ситуация изменилась, в роли пользователя может быть не только специалист по вычислительной технике, но и любой человек, будь то школьник или домохозяйка, врач или учитель, рабочий или инженер. Часто это явление называют феноменом персонального компьютера. В настоящее время мировой парк персональных компьютеров превышает 20 млд.

Определение «персональный» возникло потому, что человек получил возможность общаться с ЭВМ без посредничества профессионала-программиста, самостоятельно, персонально. При этом не обязательно знать специальный язык ЭВМ. Существующие в компьютере программные средства обеспечат благоприятную » дружественную» форму диалога пользователя и ЭВМ.

Профессиональные персональные ЭВМ используют в конкретной профессиональной сфере, все программные и технические средства ориентированы на конкретную профессию. Однако независимо от профессиональной направленности ЭВМ их основное назначение-выполнение рутинной работы: они осуществляют поиск информации в различных справочно-нормативной документации и архивах, составляют типовые формы документации, ведут дневник или лабораторный журнал, фиксируют результаты исследований, запоминают и выдают по запросу пользователя информацию по данной профессиональной деятельности и многое многое другое.

При создании первых вычислительных машин в 1945 математик Джон фон Нейман описал основы конструкции компьютера. Согласно принципам фон Неймана, компьютер должен иметь следующие устройства:
● Арифметическо-логическое устройство — для непосредственного осуществления вычислений и логических операций.
● Устройство управления — для организации процесса управления программ.
● Запоминающее устройство (память) — для хранения программ и информации.
● Внешние устройства — для ввода и вывода информации.

Подавляющее большинство компьютеров в своих основных чертах соответствует принципам фон Неймана, но схема устройства современных компьютеров несколько отличается от классической схемы. В частности, арифметическо-логическое устройство и устройство управления, как правило, объединены в центральный процессор. Многие быстродействующие компьютеры осуществляют параллельную обработку данных на нескольких процессорах.

Компьютерная информация хранится в электронном виде в различных запоминающих устройствах, которые называют компьютерной памятью. Для долговременного хранения информации используются постоянные носители компьютерной памяти, которые служат при вводе данных в компьютер и при выводе результатов его работы. Для хранения выполняемых в данный момент программ и промежуточных данных используется оперативная память компьютера, которая работает значительно быстрее постоянных носителей памяти.

В компьютерах используется двоичная система счисления, которая основана на двух цифрах,«0» и «1». Информация любого типа может быть закодирована с использованием двух цифр и помещена в оперативную или постоянную память компьютера. Использование двоичной системы счисления позволяет сделать устройство компьютера максимально простым.

Для обозначения двоичных цифр применяется термин бит — сокращение английского словосочетания «двоичная цифра» (binary digit — bit). Для передачи и хранения информации применяют восьмибитовые коды — байты (byte). В байтах измеряют количество информации. В одном байте достаточно информации для представления одной буквы алфавита или двух десятичных цифр. Современные носители информации имеют емкость до нескольких гигабайт и даже терабайт.

Работа компьютера обеспечивается, с одной стороны, аппаратными устройствами, а с другой — программами. Аппаратное обеспечение включает в себя внутренние компоненты (прежде всего интегральные микросхемы, в том числе процессоры, а также системные и интерфейсные платы) и внешние устройства (мониторы, принтеры, модемы, акустические системы). Компьютерные программы подразделяются на три категории: прикладные программы, системные программы, инструментальные программы.

1.2.2. Процессор: назначение, основные характеристики.

Процесс взаимодействия человека с ЭВМ насчитывает уже более 40лет.

Тема 1.3. Программное обеспечение профессиональной деятельности

Сервисные программы: архиваторы, антивирусные программы, их назначение.

Прикладное программное обеспечение, назначение, общая характеристика, виды (текстовый редактор, электронные таблицы, базы данных, профессиональные пакеты программ). Выбор программного обеспечения для профессиональной деятельности./

Для достижения оптимального состояния памяти пользователю нужно знать

1) во время своей работы большинство программ создают временные файлы, которые самостоятельно не всегда удаляются с «винчестера» сами. Такие временные файлы имеют расширение «.tmp». Пользователь может и должен удалять их «вручную», произведя поиск tmp-файлов. Большинство tmp-файлов находятся в каталогах TMP и TEMP.

2) во время работы с дисками происходят постоянные операции записи и удаления файлов, в результате чего информация на магнитном носителе приобретает фрагментарный характер, что тормозит процесс ее поиска операционной системой. Для устранения проблем фрагментарности диски необходимо периодически дефрагментировать,

Операционная система (ОС) обеспечивает:

загрузку в оперативную память и выполнение всех программ;

управление ресурсами компьютера (оперативной памятью, процессорным временем, файловой системой, внешними устройствами);

диалог пользователя с компьютером ( интерфейс ).

Структура ОС

базовое ядро (управление файловой системой)

командный процессор (запрашивает и выполняет команды пользователя)

драйверы устройств (программы управления устройствами)

утилиты (программы обслуживания устройств)

Функции ОС

уметь работать с любым программным обеспечением

уметь работать с любым аппаратным обеспечением

иметь средства для проверки, настройки и обслуживания компьютера

Возможности ОС

установка, запуск и настройка прикладных программ

выполнение всех операций с файлами (создание, копирование, перемещение, удаление, сортировка, просмотр, печать)

обслуживание компьютера и сети компьютеров

связь с другими компьютерами

Примеры ОС

MS DOS (1.0 – 8.0) – неграфическая ОС (не управляется с помощью мыши), однозадачная (выполнение нескольких программ невозможно).

Windows – первая графическая, многозадачная ОС.

Работа в системе DOS не обладает дружественностью (нет справочной системы, команды нужно знать наизусть, недопустимы ошибки в именах файлах и т.п.). Для облегчения работы в системе DOS создали программные оболочки.

Например : Norton Commander, Far Manager. Для системы Windows создали аналоги : Total Commander, Windows Commander и т . д .

Функции большинства оболочек направлены на работу с файлами и каталогами и обеспечивают быстрый поиск файлов; создание, просмотр и редактирование текстовых файлов; выдачу сведений о размещении файлов на дисках, о степени занятости дискового пространства и ОЗУ. Все оболочки обеспечивают степень защиты от ошибок пользователя. Среди имеющихся оболочек для семейства MS-DOS наиболее популярна оболочка Norton Commander.

Организация файловой структуры

ФАЙЛ – наименьшая единица хранения информации, имеющая имя и адрес.

Группа файлов, объединенных по какому-либо признаку, называется ПАПКА (каталог, директория)

Виды файловых структур.

линейная – структура, где каждый элемент определяется по его номеру в списке

табличная – структура, где каждый элемент определяется пересечением столбца и строки

иерархическая – структура, где каждый элемент определяется путем, который к нему ведет, начиная с вершины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *