Что изучает дисциплина экономика
Экономика как наука
Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.
В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.
Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.
Предметы изучения – это:
Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.
Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:
Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Ключевые вопросы экономики
Экономика задается тремя главными вопросами.
Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.
Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.
Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.
Главные проблемы экономики
Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.
Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:
Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Задачи экономики
Перед экономикой стоят две важные задачи.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
2.1 Экономика и экономическая наука.
Содержание:
Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?
Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.
↑ Экономика как наука
Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Функции экономики как науки:
1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).
2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).
3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).
Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.
Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.
Отличия:
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, ВВП, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.
Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.
Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.
К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.
– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.
Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.
Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.
Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.
Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
Понятие «общественное воспроизводство»
Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.
Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.
Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное
Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.
Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.
Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.
↑ Основные этапы развития экономической науки
Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).
Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.
Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).
У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».
Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.
Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.
А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.
Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Экономика. Конспект лекций
Содержит краткое изложение основных концепций современной экономической науки и позволяет подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по данному предмету с минимальными затратами времени. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Для студентов, обучающихся на бакалаврских программах неэкономического профиля российских университетов, а также всех интересующихся вопросами экономики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел первый. Введение в экономику
Лекция 1. Понятие экономики
Что изучает экономическая наука
Для того чтобы жить, люди должны потреблять, т. е. удовлетворять различные потребности с помощью многообразных жизненных благ. Часть этих благ — воздух, солнечный свет, леса, дожди и т. п. — мы получаем от природы, причем бесплатно и без конкуренции: солнце светит всем.
Но в большинстве случаев жизненные блага люди все-таки производят. Деятельность по производству жизненных благ называется хозяйственной. Она состоит в том, что люди используют имеющиеся у них ограниченные производственные ресурсы (что это такое и какие они бывают — чуть ниже) для создания жизненных благ и последующего обмена ими.
Блага — все, что используется людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Осуществляя хозяйственную деятельность, люди все время взаимодействуют. Такое взаимодействие бывает успешным (они оказываются способны изготовить больше нужных им благ) или неуспешным (сотрудничество не удается, и объем созданных благ оказывается меньшим, чем мог бы быть). Что же определяет успех или неудачи людей в хозяйственной деятельности?
Поиск ответа на этот вопрос стал причиной рождения специальной науки — экономической теории, или, коротко, экономики. Эта наука пытается исследовать и описать мотивы и логику поведения людей в процессе создания, обмена и потребления жизненных благ. Все это нужно для того, чтобы научиться предсказывать последствия тех или иных хозяйственных решений. А это в свою очередь помогает найти наилучшие способы организации хозяйственной деятельности людей, а значит, создает условия для того, чтобы люди могли эффективнее сделать свою жизнь комфортной и продолжительной.
Экономика (экономическая теория) — наука, изучающая типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ.
Поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с древних времен, то ее проблемы также занимают людей с глубокой древности. Во всяком случае первым ученым-экономистом принято считать великого мыслителя Древней Греции Аристотеля (384–322 до н. э.). Именно ему принадлежит сам термин «экономика», произошедший от соединения двух греческих слов: оikos — хозяйство и nomos — закон. Таким образом, «экономика» в переводе с древнегреческого — это законы хозяйства, т. е. правила, которым люди обычно следуют в процессе хозяйственной деятельности.
Эти правила изучают более 2 тыс. лет, но и сегодня процесс развития экономической науки еще не завершен — слишком уж сложна и изменчива организация хозяйственной деятельности человечества, слишком дорого обходятся людям и целым странам ошибки в сфере экономической жизни.
В этой сфере есть три главных участника:
Они взаимодействуют между собой, сознательно или неосознанно координируя свою деятельность. Способы такого взаимодействия (в том числе разнообразные рынки — формы обмена благами) складывались веками, и далее мы будем их обсуждать подробно.
Таким образом, круг проблем, исследуемых экономической наукой, естественным образом включает:
1) экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет группа граждан страны — близких людей, живущих вместе, либо одинокий человек);
2) экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
4) общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).
Основная трудность для экономической науки состоит в том, что люди ведут себя в чем-то вполне рационально и предсказуемо, а в чем-то — весьма нерационально, подчиняясь импульсивным и не всегда разумным желаниям.
Поэтому ученые-экономисты, конечно, пытаются создать модели для предсказания поведения людей в процессе хозяйственной деятельности, но все эти модели довольно приблизительны: они позволяют описать круг возможных вариантов развития экономических процессов, но не всегда с их помощью получается точно предсказать, какой из этих вариантов воплотится на практике.
Однако ученые-экономисты продолжают исследования, потому что история свидетельствует: использование даже неидеальных экономических моделей и теорий позволяет существенно сократить опасность грубых ошибок в управлении экономикой страны и ослабить их негативные последствия.
Современная экономическая наука — это фундамент, на который опираются решения государственных органов управления и рекомендации прикладных бизнес-наук (менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, финансового менеджмента и др.), помогающих наиболее рационально организовать управление любой сферой жизни общества, например промышленностью.
Наконец, знание экономических основ жизни общества помогает любому человеку лучше понять, что происходит вокруг него и как те или иные экономические процессы могут сказаться на уровне его благосостояния.
Типы потребностей и их ранжирование
Главная из экономических проблем состоит в том, что все люди хотят жить лучше, комфортнее, а обеспечить это крайне трудно, потому что в любой момент хозяйственные возможности (производственные мощности предприятий и ресурсы природы, используемые в качестве сырья или основы для сельскохозяйственной деятельности) для создания жизненных благ небезграничны. Этих ресурсов, как правило, недостаточно для удовлетворения всех потребностей жителей Земли, т. е. они ограниченны (недостаточны) относительно потребностей людей.
Таким образом, постоянно возникает одна и та же экономическая проблема — как лучше, рациональнее распорядиться ограниченными природными и производственными ресурсами? Как именно их использовать для удовлетворения потребностей людей?
Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.
Скажем, первейшая из нужд человека — поддержание сил в организме. Реально это проявляется в потребности в пище, т. е. конкретных продуктах питания, которые можно использовать для насыщения. Соответственно создание благ в форме продуктов питания, удовлетворяющих потребность в пище, является одной из постоянных задач хозяйственной деятельности.
Осуществление этой деятельности требует организации сельскохозяйственного и пищевого производств, а осуществление такой организации порождает массу различных экономических проблем, которые входят в сферу внимания экономической науки. Такого рода цепочки связей мы без труда обнаружим в любом из разделов экономики.
Отметим сразу, что не все человеческие потребности удовлетворятся прямо в результате хозяйственной деятельности. Чтобы четче понять, за какие потребности «отвечает» хозяйственная деятельность, воспользуемся специальной пирамидой потребностей, предложенной знаменитым американским социологом Абрахамом Маслоу.
Основу этой пирамиды образуют биологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, лечении). Удовлетворение именно этих потребностей — первейшая и постоянная задача хозяйственной деятельности, поскольку только на этой основе человечество может переходить к удовлетворению потребностей более высоких рангов, например духовных и потребности в самореализации.
Основные элементы экономической деятельности
Чтобы получить жизненные блага, людям приходится осуществлять самые разные типы хозяйственной деятельности. Вся эта деятельность является частью экономического оборота, включающего:
• создание (вовлечение в сферу хозяйствования) производственных ресурсов;
• производство с использованием производственных ресурсов;
• обмен (торговлю) созданными в результате производства благами или услугами;
• личное потребление произведенных потребительских благ людьми и воспроизводство капитала за счет вновь произведенного оборудования, минеральных удобрений для земельных угодий и т. п.
К основным типам такой деятельности можно отнести производство товаров и услуг, а также обмен произведенными товарами.
Когда о производстве говорят инженеры, они понимают под этим деятельность людей по использованию технологий для преобразования природных материалов с помощью энергии в полезные блага. Когда о нем говорят экономисты, они вкладывают в это понятие несколько иной смысл.
С точки зрения экономической науки производство — это выгодный для всех его участников процесс соединения, т. е. комбинирования имеющихся у людей производственных ресурсов (факторов производства) с целью создания большего, чем прежде, объема желанных благ (товаров или услуг).
Производство — процесс комбинирования производственных ресурсов для создания товаров или услуг.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это вместе носит общее название «факторы производства» или «производственные ресурсы».
Обычно принято выделять четыре основных вида факторов производства:
4) предпринимательский талант.
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность по производству товаров и услуг. Она осуществляется людьми и предполагает использование их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые — зарплатой оплачивается лишь право на использование этих способностей в процессе трудовой деятельности на протяжении некоторого времени для создания определенного вида благ (товаров или услуг).
Труд — использование умственных и физических способностей людей для осуществления работы, связанной с производством экономических благ.
Соответственно объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.
Говоря о земле как факторе производства, экономисты на самом деле имеют в виду все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ. Объем природных ресурсов нельзя свести к единой шкале измерения, а размеры их отдельных элементов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ.
Говоря о капитале, мы имеем в виду весь тот производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов — всего, без чего невозможно реализовать современные технологии производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью (иначе не получается — нельзя же, в самом деле, складывать штуки станков, тепловозов и гидроагрегатов).
Капитал — весь производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ.
Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну, особую, разновидность факторов производства — предпринимательский талант (предпринимательство). Так мы будем обозначать услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные таким талантом. Эти услуги состоят в умении создавать новые, успешно работающие коммерческие организации, называемые фирмами, для производства и распределения благ, реально необходимых людям или другим фирмам.
Предпринимательский ресурс — трудовые услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделенные предпринимательским талантом.
Измерить объем предпринимательского ресурса, т. е. число людей, наделенных особой комбинацией способностей, практически невозможно. Однако косвенное представление о нем можно получить на основе данных о численности владельцев фирм, не только создавших их на свои деньги, но и осуществляющих личное руководство ими.
Что же это за способности?
1. Повышенное чутье к нуждам рынка — умение правильно оценивать, какие новые товары можно в настоящее время с успехом предложить вниманию покупателей или какие технологии производства уже имеющихся на рынке товаров стоит внедрить, чтобы добиться наибольшей выгоды.
2. Готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект, и не окупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию.
3. Талант использовать другие факторы производства для создания нужных обществу благ.
Отметим сразу, что наемный руководитель, или менеджер, не может быть назван предпринимателем — он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи несет куда меньшие потери, чем владелец фирмы. Менеджер может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы рискует всеми деньгами, которые он вложил некогда в ее создание.
В XX веке неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один, весьма специфический, вид факторов производства — информация. В данном случае под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна. При этом данный фактор производства достаточно специфичен: с одной стороны, от потребления он не убывает (хотя может терять ценность), с другой — его производство точно так же требует издержек других ресурсов.
Может показаться странным, что в состав производственных ресурсов (факторов производства) экономическая наука не включает деньги. Ведь вроде бы понятно, что без денег осуществлять хозяйственную деятельность практически невозможно.
Однако дело в том, что деньги как таковые никоим образом не участвуют в самом процессе создания благ — они лишь помогают его организовать. Труд, земля, капитал и предпринимательский ресурс, напротив, являются теми элементами, без комбинирования которых невозможно создать материальное благо или услугу.
Совершенствуя способы использования экономических (производственных) ресурсов (факторов производства), человечество в конце концов положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента:
Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках определенных людей или фирм.
Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) труда отдельных людей;
2) деятельности фирм;
3) экономики страны в целом (или ее отдельных регионов).
В основе данной пирамиды лежит специализация труда людей, основанная на принципах, отточенных за долгие века развития хозяйства.
Важнейшими из этих принципов следует считать следующие:
• сознательное разделение труда между людьми;
• обучение людей новым профессиям и навыкам;
• возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей конечной цели (например, создания нового самолета или автомобиля).
Разделение труда постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более сложной. Например, единая когда-то профессия — рабочий промышленного предприятия — сегодня распалась на массу специализаций, и скорее всего эта детализация будет и далее углубляться по мере усложнения технологий и оборудования.
При этом в нормальных условиях специализация ведет к тому, что осуществление каждого вида деятельности сосредоточивается в руках тех людей или фирм, которые справляются с этим лучше других (скажем, тратят на это меньше времени или ресурсов либо добиваются лучшего качества).
Впервые специализация труда возникла примерно 12 тыс. лет назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни, а значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить свой дом. Началось разграничение обязанностей, которые исполняли те или иные члены племени: появились люди, которые занимались либо только охотой, либо только разведением скота, либо только земледелием.
Иными словами, стала складываться специализация труда, ставшая в конце концов основой современной цивилизации.
Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.
Специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди применяют для производства нужных им экономических благ. Тому есть несколько главных причин.
1. Все люди от природы отличаются друг от друга и наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работы, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд наименее тягостен.
2. Специализация позволяет людям добиваться все более высокого уровня профессионализма в избранной деятельности, а значит, изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
3. Рост профессионализма позволяет тратить на изготовление благ (оказание услуг) меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.
Повышение производительности, т. е. эффективности использования ресурсов дает возможность за одно и то же время произвести больше нужных людям благ и тем самым ускорить рост благосостояния.
Производительность — объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.
Например, производительность труда — то количество изделий, которое рабочий может произвести в единицу времени (в день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного в год с 1 га пашни.
Именно благодаря специализации труда и росту на ее основе производительности люди впервые начали постоянно получать больше благ, чем им было нужно для личного потребления. Так появилась возможность перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися у них благами к постоянной торговле всеми видами экономических благ.
Человек может получить весь набор желаемых им благ только двумя мирными способами:
1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни называют экономисты обычно натуральным хозяйством или самообеспечением);
2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное выменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.
Постепенно люди обнаружили: второй способ предпочтительнее. Так возник обмен — способ распределения изготовленных благ между теми, кто их хотел бы получить.
Цель обмена (торговли) — передача произведенных благ тем, кто желает их получить и имеет на это право в соответствии с определенными критериями (например, по принципу «всем поровну» или «получает тот, кто может заплатить сложившуюся цену»). Благодаря обмену люди получают те разнообразные блага, которые им нужны для поддержания жизни и способности трудиться дальше, воспроизводства людского рода, а также получения удовольствия. Классическим описанием первого способа хозяйствования — полного самообеспечения (натурального хозяйства) — служит история моряка Робинзона Крузо. Оказавшись в одиночестве на необитаемом острове, он был вынужден все делать самостоятельно, осваивая множество разнообразных навыков.
Причина такой выгоды проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. И если дополнительно блага, произведенные одним, использовать для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ, чем под силу изготовить для себя самостоятельно.
Этот результат развития специализации побудил людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что самый древний образ жизни — натуральное хозяйство (когда семья производит все блага для себя сама) — не самый рациональный способ обеспечения благосостояния. Куда лучший результат приносит изначальная ориентация на производство товаров и услуг для регулярного обмена с другими производителями.
Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям или фирмам деятельности.
При такой организации хозяйственной деятельности и человеку, и фирме выгодно заниматься изготовлением только тех нужных людям благ, которые они способны изготавливать лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшим качеством). Тогда все остальные нужные блага можно получить с помощью обмена.
Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли не в меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить.
Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг. Торговля соединяет людей и хозяйственные организации, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны или планеты. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.
Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен результатами специализированного производства благ в форме купли-продажи.
Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный их ассортимент.
Действительно, если вы взглянете на свою комнату, то обнаружите блага, созданные в результате множества видов специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя, производителя бумаги, печатника и т. д.
Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания того разнообразия благ, которым мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, а продолжительность жизни людей ограниченна. Если бы человек создавал все блага для себя сам, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить в лучшем случае лишь на склоне дней.
Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага, во-первых, в большем объеме, во-вторых, в большем ассортименте и, наконец, быстрее.
Как бы ни менялись формы организации современной торговли, ее суть, экономическая природа и сегодня те же, что и на заре истории: обмен благами к выгоде всех сторон. При этом торговля не просто организует обмен плодами производства, но и сама влияет на его развитие. Вот что писал об этом Адам Смит, анализируя историю возникновения крупной промышленности: «Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель…
Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить на затратах по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине».
Любопытно, что эти слова актуальны и для российской экономики. Это хорошо видно на примере рынка легковых автомобилей, которые вначале поступали в Россию из-за рубежа. Когда же объем российского авторынка стал весьма значительным (превысил 2 млн новых машин в год), иностранные компании в начале XXI в. срочно начали строить в нашей стране сборочные заводы, поскольку стало выгоднее ввозить машинокомплекты для сборки на месте, чем готовые автомобили (в последнем случае половина объема груза — воздух в салоне). Так рост авторынка потянул за собой рост автопроизводства.
Развитие производства и торговли является важнейшим условием роста благосостояния граждан, но само это развитие может быть обеспечено лишь при определенных условиях. О том, что это за условия, мы расскажем дальше.