Что изучает дисциплина экономика организации
Экономика организации как учебная дисциплина
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ
«Экономика организации» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных сфер деятельности. Экономика организации – сравнительно молодая научная дисциплина, формирование которой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века.
Экономические знания о деятельности субъектов хозяйствования в постоянно изменяющейся рыночной конкурентной среде необходимы не только для управленческого персонала и специалистов коммерческих организаций, но и для руководящих работников государственных и местных органов управления. Подготовка управленческих кадров должна базироваться на глубоком понимании экономических процессов, происходящих в первичном звене национальной экономики.
Целью дисциплины является формирование у слушателей целостного представления об экономическом механизме функционирования организации, выработка умения обоснования экономических решений, выбора правильной стратегии и тактики поведения организации в изменяющейся рыночной среде.
В соответствии с обозначенной целью предметом экономики организации являются экономические ресурсы и экономический механизм, обеспечивающий успешное функционирование и развитие организации в условиях рынка и конкуренции, знание которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, неизбежно возникающие в работе не только экономистов, но и руководителей и других специалистов различных сфер национальной экономики.
Основными задачами дисциплины являются:
Познание экономических процессов в организации основано на общей методологии естественных наук. Общенаучными методами познания и методами экономики организации как науки являются метод научной абстракции, диалектический (единство количественного и качественного анализа), анализ и синтез, системный подход и др.
Экономические явления исследуются системно, т.е. по составу, структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Кроме того, экономисты применяют статистические, балансовые, расчетно-аналитические, экономико–математические, программные и другие частные методы с учетом специфики объекта исследования.
Изучение экономики организации закладывает фундамент важнейшего комплекса экономических знаний в целом необходимых для дальнейшего изучения специальных дисциплин и дисциплин специализации.
Структура дисциплины, характеристика её разделов
Структура дисциплины построена по принципу выделения относительно самостоятельных, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга разделов, подающих материал от общего представления об организации как элементе национальной экономики к углубленному исследованию специальных вопросов (ресурсы предприятий, оценка эффективности их использования, формирование затрат и результатов, инвестиционная и инновационная деятельность, конкурентоспособность организации).
В практике хозяйствования объективные экономические законы реализуются в виде определенных форм и методов. Формой проявления закона стоимости является цена. Значит, возникает необходимость овладения механизмом ценообразования, государственного регулирования цен. Закон прибавочной стоимости действует через такие рычаги и стимулы как доходы и расходы, прибыль и рентабельность, заработная плата, премии, кредиты и др., которые являются инструментами экономического управления. Они составляют основу экономического механизма.
Экономический механизм можно представить, как совокупность экономических ресурсов и способов их взаимодействия (планирование, стимулирование, ценообразование, управление затратами, результатами и др.), реализация которых позволяет обеспечить достижение поставленных целей. Это нашло отражение в таких темах дисциплины, как основные, оборотные средства, персонал организации и эффективность их использования; оплата труда в организации, система планирования деятельности организации, производственные результаты хозяйственной деятельности организации, формирование затрат, результативность деятельности коммерческой организации.
Экономический механизм выполняет следующие функции:
Экономический механизм должен обеспечивать устойчивое инновационное развитие организации. О его эффективности можно судить по темпам роста экономического потенциала субъекта хозяйствования.
Экономическая диагностика организации, представленная завершающей темой дисциплины, позволяет дать оценку устойчивости её экономического развития. В ней рассматриваются показатели и методика оценки финансового состояния и платежеспособности организации.
Что и каким образом изучает экономика предприятия
Экономическая наука разделена на два больших направления: макро и микро. Если первое направление изучает экономические взаимодействия на государственном и международном уровне, то второе посвящено более узким экономическим взаимосвязям: между отдельными субъектами и внутри них. Занимаясь такими вопросами, экономика предприятия задействует инструменты финансового менеджмента, маркетинга и иных дисциплин, в том числе и макроэкономики. В английском языке она называется Theory of the firm – теория фирмы.
Направления применения научной дисциплины
Перечислим основные вопросы, которыми занимается экономика предприятия:
Данный перечень имеет открытый характер, т.к. в разных компаниях, в зависимости от их размеров и иных факторов, специалистам по экономике предприятия приходится заниматься и иными вопросами.
Какие знания нужны для понимания экономики предприятия
Для достижения высокого уровня в сфере экономики предприятия специалисту требуются знания в следующих областях:
Кроме общих дисциплин, специалисту по экономике предприятия могут потребоваться более узкие навыки в зависимости от отраслевой направленности компании. Так, если компания работает с государственным сектором, то необходимы знания в сфере госзаказов, госрегулирования и пр. При работе в сфере импорта нужны дополнительные знания логистики, внешнеэкономического правового регулирования и т.д.
Использование инструментария экономики предприятия
Приведём примеры востребованности экономики предприятия.
Пример 1
Задача: контроль издержек.
Подход к решению: анализ финансовой документации; рассмотрение объёма и динамики затрат; разделение издержек на постоянные и переменные; выделение субъектов с аномальными показателями; статистический и экономический анализ затрат.
Результат: выделены избыточные издержки, выявлены «узкие» места в закупках и проблемные субъекты, определены критические моменты, влияющие на затраты.
Предложенные решения: организация системы контроллинга, создание документа с прописанными процедурами закупок, проведение кадровых и организационных преобразований.
Пример 2
Задача: анализ рисков при расширении деятельности компании.
Подход к решению: прогноз финансовых показателей (NPV, PP и пр.); выявление рисков с использованием экспертного и статистического методов; анализ рынка, конкурентов и других факторов при помощи SWOT и иных видов анализа.
Результат: построена карта рисков, прописаны необходимые мероприятия по их минимизации, определена степень уязвимости компании при реализации проекта.
Пример 3
Задача: участие в подготовке годового отчёта о деятельности компании.
Подход к решению: анализ бухгалтерской документации; суммирование итогов по направлениям деятельности; рассмотрение рисков, внешней среды, компании и конкурентов при помощи PEST и SWOT анализа.
Результат: подготовлена экономическая часть годового отчёта компании; обобщены предложения по её развитию; выявлены проблемные моменты в уходящем году.
Как можно заметить, экономика предприятия имеет широкий спектр применений, а её специалисты активно используют методы других экономических дисциплин.
Итак, экономика предприятия – одна из отраслей микроэкономики, сосредоточенная на проблемах отдельной компании. В настоящее время она является одной из наиболее динамичных и полезных отраслей экономической науки и может быть задействована практически во всех сферах деятельности любой компании.
Раздел 1. Характеристика предприятий
Цель, задачи : Определить объект и предмет учебной дисциплины, место ее в системе экономических знаний. Дать краткую характеристику внешней среды предприятия. Раскрыть связь общественного разделения труда и общественных форм организации производства на предприятии.
Оглавление
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий)
Экономика – важнейшая сфера жизнедеятельности людей. В этой сфере создаются материальные блага и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности. Экономика является общим объектом для всех экономических наук.
Однако производство материальных благ и услуг в рыночной экономике осуществляется посредством предпринимательской деятельности на предприятиях. Поэтому объектом исследования в учебной дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» является собственно предприятие, на котором осуществляется предпринимательская деятельность. Оно выступает основным агентом хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Экономика организаций (предприятий) как образовательная дисциплина представляет собой совокупность знаний о средствах, законах и правилах ведения хозяйственной деятельности. Она включает изучение совокупности управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования материальных и нематериальных ресурсов, процессов и способов создания материальных благ.
Расширение масштабов производства и ассортимента производимой продукции ведет к значительному усложнению управления экономикой. Поэтому наряду со специализацией и кооперацией труда в производстве развивается процесс специализации и кооперации труда в управлении. Информационная революция, разворачивающаяся с конца ХХ столетия, привела к возникновению принципиально новых информационных технологий, использование которых в производстве и управлении создает объективные предпосылки для успешного развития предприятий.
Предметом экономики организации (предприятия) является изучение закономерностей хозяйственной деятельности предприятия, механизмов формирования и использования основных факторов производства с целью выработки обоснованных управленческих решений.
Предмет экономики организации (предприятия) тесно связан с экономической теорией. Предприятие функционирует в определенной экономической системе. Закономерности развития экономической системы влияют на способы организации, методы функционирования и управления предприятием. В микроэкономике изучается поведение хозяйствующего субъекта в условиях ограниченности ресурсов на рынке конкретного товара, имеющее своей целью достижение состояния равновесия. В экономике организации (предприятия) изучается, как сформировать необходимую совокупность факторов производства, использование которых приведет к достижению поставленной цели. С другой стороны, изучаемые в макроэкономике проблемы для конкретного предприятия выступают как наперед заданные величины, которые следует учитывать в организации и деятельности предприятия. То есть экономическая теория выступает как методология для экономики организации (предприятия).
Особенностью экономики организации (предприятия) является то, что изучается деятельность предприятия в единстве всех сторон ее проявления. То есть рассматриваются процессы подготовки производственного процесса, экономический механизм производственной деятельности, конечные результаты функционирования предприятия. Следующие за этой дисциплиной «Бухгалтерский учет», «Анализ эффективности хозяйственной деятельности», «Финансы и кредит» и т. д., раскрывая свой предмет, опираются на сумму знаний из экономики организации (предприятия) и описывают определенную сторону хозяйственной деятельности предприятия.
Методы исследования, которыми пользуется экономика организации (предприятия), имеют специфику, обусловленную прикладным характером данной дисциплины. Важную роль в изучении закономерностей деятельности предприятия играют системный метод, программно-целевой и комплексный подход к исследованию внутрипроизводственных проблем.
Широко используются методы статистики и сравнительного анализа. Эти методы позволяют не только накапливать материал, но и анализировать его, выявлять динамику процессов.
Выработка хозяйственной стратегии, управление качеством продукции основывается на использовании вероятностных методов и прогнозов.
Современные исследования основываются на моделировании процессов и явлений. Поэтому используются графоаналитические и экономико-математические модели.
Таким образом, успешное осуществление предпринимательской деятельности основывается на следующих предпосылках:
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора
Предприятие осуществляет свою деятельность в определенной внешней среде. В ходе формирования ресурсной базы, осуществления самого процесса производства и реализации созданной продукции предприятие взаимодействует с внешней средой. Кроме того, предприятие характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в этой среде. Внешняя среда представляет собой совокупность сил и факторов, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия. К этим силам и факторам можно отнести: политические, экономические, правовые, научно-технические, демографические, социокультурные, природно-климатические, коммуникационные и т. д. В экономическом аспекте внешняя среда представляет собой экономику страны или единый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК). То есть экономика страны – есть совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих общественное воспроизводство в рамках национальных границ. Экономика страны является результатом исторического развития производительных сил, углубления общественного разделения труда (специализации и кооперации труда), развития внешнеэкономических связей.
Экономика страны как экономический организм может быть охарактеризована в следующих аспектах: по сферам, по отраслям, по секторам.
В национальной экономике выделяют две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу. В материальном производстве создаются материальные блага и услуги, удовлетворяющие материальные потребности общества. Материальное производство включает промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающую материальное производство), строительство, торговлю, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды материальной деятельности.
Непроизводственная сфера служит для удовлетворения материальных и духовных потребностей, обеспечивающих развитие личности. Эта сфера состоит из жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи (обслуживающей учреждения непроизводственной сферы и население), здравоохранения, народного образования, культуры искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры, социального обеспечения, страхования, кредитования и т. д.
Эти две сферы находятся во взаимодействии. Под влиянием научно-технического прогресса и других сил внешней среды соотношение между этими сферами изменяется. А это сказывается на числе предприятий, которые входят в ту или иную сферу национальной экономики.
Другая характеристика экономики страны состоит в том, что национальное хозяйство представляет собой совокупность специализированных отраслей. Под отраслью понимается группа однородных хозяйственных единиц (предприятий), характеризующихся производством однородной продукции и общей функцией в национальном хозяйстве. Принадлежность предприятия к той или иной отрасли определяет содержание производственной деятельности, а также особенности состава имущества предприятия, технологических процессов и вида производимой продукции.
В промышленности России функционирует около 15 крупных отраслей: электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность и т. д.
Возникновение отраслей есть результат исторического развития общественного разделения труда. Но и внутри отраслей также под действием специализации возникают подотрасли и виды производства. Например, в отрасли «машиностроение и металлообработка» выделяются следующие подотрасли: атомное машиностроение, энергетическое машиностроение, подъемно-транспортное машиностроение, приборостроение и т. д.
В связи с развитием кооперации производства возникают внутриотраслевые и межотраслевые комплексы. Например, в промышленности существуют топливно-энергетический комплекс (ТЭК), аграрно-промышленный комплекс (АПК), машиностроительный комплекс и т. д. Комплексы можно разделить на целевые и функциональные. Например, машиностроительный комплекс относится к целевым, т. к. участвует в создании конечной продукции. Функциональный комплекс служит для выполнения определенной функции. Например, инвестиционный комплекс. По признаку разделения труда комплексы делятся на многоотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.
На основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют секторы в экономике. Сектор – это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют следующие секторы: рыночный сектор, сектор предприятий, сектор государственных учреждений и т. д.
1.3. Общественные формы организации производства: специализация, кооперирование и комбинирование производства
Оптимальный масштаб производства в промышленности характеризуется способностью предприятия выполнить договорные обязательства по производству продукции (услуг) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на производство и реализацию продукции. Для определения оптимального размера предприятия необходим системный подход к использованию этих процессов. В каждой отрасли свой оптимальный размер предприятия. Это обусловлено особенностями формирования эффекта концентрации в связи с использованием факторов производства в определенном количественном сочетании, особенностями размещения производства в данной отрасли. Например, в машиностроении получили наиболее широкое распространение узкоспециализированные производства по изготовлению агрегатов, узлов, сборке готовых механизмов и машин. В обувной промышленности размер предприятия определяется мощностью в 1 млн пар обуви в год. Для производства кирпича как строительного материала размер предприятия определяется транспортными издержками в связи с доставкой продукции потребителю. Практика привела к выводу, что поставки кирпича далее 200 км от завода-изготовителя экономически невыгодны, т. к. транспортные издержки возрастают в среднем на 20 % за каждые 50 км. Отсюда мощность кирпичного завода не должна превышать 40 млн штук в год.
Современное состояние средств технологического оборудования и уровень технологии в рыночной экономике обусловливают создание малых и средних предприятий. Такие предприятия быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и эффективно используют производственный потенциал.
Основными показателями уровня концентрации производства являются: годовой выпуск продукции, среднегодовая численность работающих на предприятии, среднегодовая стоимость основных фондов, потребление электроэнергии за год и т. д.
Специализация производства в промышленности осуществляется в следующих формах: предметной, подетальной, технологической, вспомогательных и межотраслевых производств.
Предметная специализация выражается в производстве определенных видов продукции конечного потребления. Подетальная специализация – сосредоточение производства определенных деталей на предприятии. Технологическая специализация – превращение отдельного технологического процесса в отдельное самостоятельное производство (литейный завод). Специализация вспомогательных и межотраслевых производств – деятельность предприятий, производящих продукцию общемашиностроительного назначения (зубчатые колеса, редукторы и т. п.).
Важными условиями развития специализации производства являются стандартизация и унификация выпускаемой продукции. Стандартизация предполагает единые требования к сырью, материалам, комплектующим изделиям, к методам контроля и испытания готовых изделий, к условиям транспортировки, хранения и потребления. А унификация состоит в устранении неоправданного многообразия изделий одинакового назначения и разнотипности их составных частей. Унификация требует соблюдения конструктивной преемственности. Это проявляется в том, что в новом изделии максимально используются детали и узлы, уже применявшиеся в других конструкциях. Таким образом, на основе стандартизации и унификации достигается концентрация производства однородных изделий на предприятии.
Оптимальные размеры специализированного производства определяются: объемом производства однородной продукции на предприятии, удельным весом автоматического и специализированного оборудования в общем его парке, удельным весом поточно-массового производства в общем объеме изготовления продукции, удельный вес унифицированных деталей, узлов.
Кооперирование производства представляет производственные связи предприятий по совместному производству готовой продукции. Кооперирование приводит к установлению производственных связей между предприятиями разных стран, между предприятиями внутри страны, между предприятиями одного региона. Уровень кооперации определяется : удельным весом в себестоимости выпускаемой продукции на предприятии комплектующих изделий, полуфабрикатов, полученных по кооперации; удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых данным предприятием на сторону, в общем объеме производимой продукции.
Комбинирование производства, являясь одной из форм обобществления производства, ведет к объединению в одном предприятии нескольких видов технологических процессов различных отраслей промышленности, связанных между собой. Этот процесс выступает в следующих формах:
Уровень комбинирования в отрасли, на предприятии определяется следующими показателями: удельный вес продукции, выпускаемой комбинатом, в общем объеме продукции отрасли; числом стадий и отраслей, охватываемых комбинатом; численностью работников, занятых на комбинированных производствах; долей основных фондов, в общей стоимости основных фондов отрасли; количеством перерабатываемого в комбинированном производстве сырья; количеством продукции, получаемой из перерабатываемого на комбинате сырья и т. д.
Комбинирование производства характеризуется более высоким уровнем непрерывности производства, производством нескольких видов продуктов, рациональным использованием живого труда, сокращением длительности производственного цикла, ускорением оборачиваемости оборотных средств.
Экономика предприятия: цели, объекты и методы
Экономика предприятия опирается на глубинные законы экономической теории. Именно эти знания позволяют организовать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она могла дать максимально возможный денежный результат.
Экономика предприятий и организаций аккумулирует данные, необходимые для построения эффективных хозяйственных процессов в компаниях.
Усвоение разрозненных данных, их практическая проработка директором предприятия и подчиненными менеджерами обеспечит в будущем субъекту хозяйствования экономическую выгоду.
Экономика предприятия должна изучаться в тесном переплетении с иными предметами, особенно с макро- и микроэкономикой, поскольку только такое наслоение знаний позволит получить полные сведения о функционировании компании в общественной среде.
Рассматриваемая сфера деятельности не стоит на месте, а непрестанно развивается, посему требует от руководителей регулярной самоподготовки и – в идеале – систематической переподготовки.
Цель и основные задачи экономики предприятия
Основная цель экономики предприятия «упирается» в построение модели хозяйствующего субъекта, чтобы тот не только не терпел убытки, но и мог рассчитывать на какую-никакую прибыль.
Экономика промышленного и любого другого предприятия определяет направления бизнеса, которые сделают его более рентабельным.
В соответствии с поставленной целью необходимо выделить основные задачи, которые решаются в рамках изучения программы по специальности «экономика и управление на предприятии»:
Объекты экономики предприятия
Экономика предприятия изучает определенные объекты, на основе которых строится модель ведения бизнеса.
К ее основным объектам можно отнести:
Любые возникающие вопросы или проблемы должны в обязательном порядке решаться с позиции нескольких объектов, то есть анализу подвергается сразу несколько сторон деятельности.
Только по совокупности факторов можно будет понять, какова степень влияния на производственные процессы того или иного решения, принимаемого руководством в рамках управленческой деятельности.
Базовые методы экономики предприятия
Методы экономики и управления на предприятии можно условно разделить на две емкие группы:
[1]. Статистическое наблюдение и сравнительный анализ
Данные методы позволяют собирать необходимую информацию по различным критериям, а затем анализировать их между собой.
Особой популярностью пользуются методы, основанные на временном анализе показателей, то есть цифровом значении объектов за несколько лет.
Благодаря такому способу можно отследить динамику изменения показателей и их отклонение в ту или иную сторону.
[2]. Математические методы, формулы и графические изображения
В данной группе содержатся способы, которые основываются на закономерностях математического моделирования ситуаций и отражение их результатов в графиках, таблицах или диаграммах.
Именно эти методы помогут схематично показать, каким именно образом изменяются показатели в зависимости от того или иного фактора экономики.
Перечисленные методы изучения и анализа обладают общими характеристиками, включая системность. Каждый из методов должен обладать какой-либо системой, специфичной для данного способа исследования.
Все методы характеризуются целевой направленностью, то есть преследуют получение определенного результата, необходимого для принятия управленческого решения.
Обозначенные методы должны практиковать комплексный подход, то есть изучение и анализ какой-либо ситуации осуществляются без пропусков или упущений — комплексно по всем позициям или показателям.
Разделы экономики предприятия
Понимание экономики современного предприятия невозможно без изучения всех ее разделов, посвященных тому или иному объекту исследования.
Специалисты в данной сфере предлагают следующее разделение экономики и управления на предприятии по отраслям:
В каждом из указанных разделов спрессован колоссальный объем информации. Все они включают в себя множество самых разнообразных вопросов, решение которых позволяет создать эффективную модель бизнеса, приносящую положительный результат.
Изучение дисциплины экономика предприятия
Предмет «экономика предприятия» штудируют как неоперившиеся студенты, так и маститые управленцы всех уровней, стремящиеся выиграть в конкурентной борьбе и выжить в непростых рыночных условиях.
Без тщательной проработки экономической теории разобраться в тонкостях и нюансах ведения бизнеса — например, определить приемлемую оплату труда руководителей и починенных, — удастся едва ли.
На основе же авторитетных знаний принимать грамотные управленческие решения, которые в будущем обеспечат достижение неординарных результатов, будет куда проще.
При обучении по профилю «экономика предприятий и организаций» абитуриенты и слушатели вправе рассчитывать на получение следующих теоретических знаний и практических навыков:
Уместное подведение итогов
Экономика и управление на предприятии — наука, преследующая целью изучение средств и методов максимально эффективной организации производственной деятельности.
Она основывается на применении методов из других наук и дисциплин.
Грамотное следование закономерностям экономических реалий, например — золотому правилу экономики предприятия, увязывающему темпы роста выручки и прибыли предприятия (вторые должны превышать первые) и темпы роста выручки и активов (вторые должны уступать первым), однозначно приведет к достижению желаемого экономического эффекта при осуществлении предпринимательской деятельности.