Что изучает ботаника какое значение имеют растения в природе
Параграф 17. Разнообразие, распространение, значение растений.
Вопросы в начале параграфа
1. Какие растения вы знаете?
Деревья, кустарники, плодовые, декоративные, водяные растения, всевозможные комнатные и дикорастущие травы и цветы
2. Где обитают растения?
Растения обитают по всему земному шару: на суше и в воде, в горах и степях, в тундре и пустынях. Даже в Антарктиде и в Арктике есть отдельные виды растений
3. Как человек использует растения?
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает ботаника?
Ботаника – это раздел биологии, изучающий растения. Она изучает виды, особенности строения, роста, цветения, размножения, а так же историю происхождения, среду обитания и ареалы распространения растений.
2. Какое значение имеют растения в природе?
Растения в природе имеют огромное значение. Они обогащают воздух кислородом, который так необходим для существования всех живых организмов, и поглощают вредный для них углекислый газ.
Растения участвуют в почвообразовании и влияют на климатические условия различных природных зон.
Растения служат препятствием для ураганных ветров и образования оврагов, а еще задерживают в почве влагу.Кроме того, растения служат средой обитания и пищей для многих животных.
3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Жизнь человека невозможна без растений. Они служат человеку пищей, используются в качестве лекарственных препаратов, служат строительным материалом, топливом, сырьем для различных промышленных производств. Древесина используется для изготовления посуды, музыкальных инструментов, детских игрушек, бумаги. Волокна отдельных растений необходимы для производства тканей. А многообразие и красота растений доставляют человеку эстетическое удовольствие.
4. Почему нужно охранять растения?
Активное использование растений в процессе жизнедеятельности человека привело к сокращению и даже полному исчезновению многих их видов. Поэтому растения необходимо охранять и создавать благоприятные условия для их произрастания.
5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
Ученики нашей школы принимают активное участие в субботниках, собирая мусор в ближайших парковых зонах, участвуют в коллективных посадках саженцев деревьев на пришкольном участке и на улицах нашего города. У нас проходят различные конкурсы по изготовлению скворечников и кормушек. Зимой мы подкармливаем птиц.
6. В чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения могут состоять из одной клетки. Они не имеют органов и тканей.
Высшие растения состоят из разных тканей и имеют различные органы (корни, стебли, листья).
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Растения являются источником кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Растения служат пищей и домом для многих живых организмов.Без растений невозможен очень важный для Земли процесс почвообразования.
Задания
1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
Рассказ «Многообразие и среда обитания растений в Московской области»
Природа в Московской области красива и разнообразна. Географически Московская область расположена там, где лесная зона переходит в лесостепную. Поэтому растительный мир здесь очень богат. Север, северо-запад и половину восточной стороны нашей области занимают смешанные и хвойные леса, а в остальной части преобладают луга и степи. На всей территории Московской области много рек и озер, а в Шатурском и Луховицком районах есть болота. Поэтому растительный мир в нашей области представлен практически всеми видами растений, характерных для Средней полосы России.
В лесах растут сосны, ели, дубы, березы, липы, клены, осины и еще много других деревьев. Из кустарников можно встретить заросли можжевельника, жимолости, малины, лещины, ежевики. Обилие грибов и ягод также характерно для Московской области. На болотах растут клюква и брусника, на лесных полянах – черника и земляника. Много лекарственных трав: ромашка, зверобой, ландыш, тысячелистник. В заболоченной местности произрастают кувшинки, рогоз и осока. И это далеко не весь перечень всего того, чем богата наша природа.
В нашей области широко развито сельское хозяйство, поэтому природные степи и луга сохранены в основном в заповедниках и заказниках. На лугах растет много видов цветов и трав. Здесь и колокольчики, и гвоздики, и люпины, и маки, и лютики, и одуванчики, и васильки. Степи в основном представлены ковылем и камышовыми зарослями. Основное же пространство отдано под распашку полей, на которых выращивают различные зерновые культуры.
В Московской области есть несколько заповедников и заказников охраняемых государством, самые крупные из них Приокско-Террасный заповедник и Национальный парк «Лосиный остров». В них растут редкие растения, занесенные в Красную книгу.
2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений.
Около 700 видов растений Московской области занесено в Красную книгу. Это редкие и исчезающие виды различных растений:
• деревьев (береза карликовая, клен полевой),
• кустарников (морошка, клюква, жимолость голубая),
• трав (ежеголовник злаковый, ковыль перистый, черемша, шалфей клейкий, зверобой изящный) и папоротников (многоножка обыкновенная);
• цветов (рябчик шахматный, гвоздика песчаная, горицвет весенний, лен желтый, фиалка топяная);
• мхов (сфагнум тупой).
Кроме того государство взяло под охрану некоторые виды водных растений. Это сальвиния плавающая, полушник озерный, рдест красноватый, кубышка малая.
3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
В Москве для озеленения улиц используют различные виды растений, которые радуют глаз в течение всего года. Список их очень велик.
Вечнозеленые сосны и ели в зимний период напоминают о лете.
Сирень и черемуха весной наполняют улицы своим ароматом и красотой цветения.
Летом цветение лип делает воздух медово-сладким, а осенью яркая красота кленовых листьев поднимает настроение.
Декоративные насаждения цветов на клумбах дарят эстетическое наслаждение с начала весны и до конца осени.
Разнообразие, распространение, значение растений.
Разнообразие, распространение, значение растений. Ответы на вопросы
Вопрос 1. Что изучает ботаника?
Ботаника — наука о растениях. Она изучает их жизнь, внешнее и внутреннее строение, распространение на суше и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Вопрос 2. Какое значение имеют растения в природе?
Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.
Вопрос 3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для приготовления лекарств, как строительный материал, как топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники. Растительное сырье широко используют в строительной, пищевой, химической, парфюмерной и многих других отраслях промышленности. Но кроме того, растения образуют окружающую нас среду, украшают нашу жизнь, приносят радость.
Вопрос 4. Почему нужно охранять растения?
Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ, служат пищей для других живых организмов. Поэтому сохранить, а во многих регионах Земли уже воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия — одна из главных задач человечества.
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений
Урок 10. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений»
Царство Растения объединяет более 320 тыс. видов. Растения значительно отличаются друг от друга по размерам. Например, однолетнее растение крупка весенняя достигает всего 2 см, а водное растение ряска малая имеет размеры от 4 мм до 1 см. Дуб обыкновенный вырастает до 30 — 40 м, сосна — до 50 — 60 м. Настоящим гигантом считается австралийский эвкалипт — по сравнению с берёзой и елью это особенно заметно.
Растения можно встретить повсюду: в океанах и морях, пустынях, горах, на болотах и даже на побережье Антарктиды. Велико разнообразие растений на лугах и в лесах. Различна продолжительность жизни растений. Есть растения, которые живут всего несколько дней или недель, а некоторые дубы живут около 1000 лет. Совокупность всех растений на нашей планете составляет растительный мир — флору.
В большинстве случаев растения имеют зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей – пигментов. У растений имеется зелёный пигмент – хлорофилл, который и определяет их окраску.
Изучением растений занимается наука ботаника (от греческого слова «ботанэ» — зелень, трава, растение). Она изучает жизнь, внутреннее и внешнее строение растений, их распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы — низшие и высшие. Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
У высших растений тело расчленено на органы — корень, стебель и листья (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.
Наиболее простое строение среди растений имеют мхи. У них тонкий стебель, растущий вертикально вверх. Стебель покрыт зелёными узкими листочками. Корней у мхов нет. Мхи растут в сырых лесах, на заболоченных лугах и на болотах.
В лесах встречаются также папоротники, плауны и хвощи. Кроме стеблей и листьев, у них есть корни.
Папоротники отличаются красивыми перистыми листьями. Стебель у них короткий и спрятан в почве.
В сырых лесах, на болотах, на влажных полях и лугах произрастают хвощи. Они имеют вид маленьких зелёных ёлочек.
Для плаунов характерны длинные ползучие стебли, густо покрытые узкими зелёными листочками.
В лесу или парке вы наверняка видели высокие стройные сосны и раскидистые ели. У этих растений листья имеют вид иголок, которые называются хвоей. На ветках образуются шишки, в которых созревают семена. Это хвойные растения.
Но больше всего на Земле и в нашей стране цветковых растений. Кроме листьев, на их стеблях формируются цветки, из которых образуются плоды. В плодах созревают семена.
Особая роль растений на нашей планете заключается в том, что они обеспечивают на ней жизнь. Без растений было бы невозможно существование животных и человека.
Растения являются посредниками между Солнцем и Землей. Используя энергию солнечного света, они поглощают из окружающей среды углекислый газ и воду, образуя при этом органические вещества и выделяя в окружающую среду кислород, который необходим для жизни всех живых организмов. Такой процесс, как вы уже знаете, называется фотосинтез.
Леса и луга, растительность болот, рек, озёр служат естественным домом для животных. Здесь они находят пишу, прячутся от врагов, строят жилища, выводят и выкармливают потомство.
Растения укрепляют своими корнями почву и препятствуют образованию оврагов, канав. Леса способствуют накоплению влаги в почве, препятствуют обмелению рек, озер, ручьёв. Растения испаряют много воды и насыщают её парами воздух, отчего он становится более влажным. Таким образом, растения оказывают влияние на формирование климата данной местности.
Человек использует растений для получения продуктов питания (картофель, пшеница, рис, томаты, огурцы, яблоня). Выращивая культурные растения и собирая урожаи зерна, плодов и ягод, клубней, корнеплодов, человек заготавливает для своего питания большие запасы органических веществ.
Человек использует растения в качестве строительных материалов, топлива, сырья для промышленности. Из растений получают вату, пряжу, ткани, бумагу, краски.
Человек использует лекарственные растения, например ландыш, валериану, тысячелистник, подорожник, ромашку аптечную для изготовления лекарственных препаратов.
Растения украшают города и посёлки, производственные помещения, школы и наши дома. Растительные насаждения поглощают производственный шум, вредные газы, задерживают пыль, делают воздух более влажным. Поэтому люди постоянно сажают деревья, кустарники, создают парки, скверы, цветники и газоны.
Важно, чтобы все люди заботились об охране и умножении лесных богатств. Пусть каждый школьник будет другом растений: сажает деревья, кустарники, цветы, ухаживает за ними, охраняет от повреждений.
Сохранить неповторимость и красоту природы можно, только постоянно заботясь о ней. Надо помнить, что любой живой организм неповторим и любая жизнь ценна. В целях охраны живых организмов во многих странах законодательно запрещён сбор некоторых видов растений. Для информирования населения о редких и исчезающих видах растений созданы Красные книги. Они содержат списки видов живых организмов, которые нуждаются в повседневной охране.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:37, лекция
Описание работы
Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. (Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение»).
Как наука ботаника возникла и развилась в связи с практическими потребностями человека. С переходом человека к оседлому образу жизни дикие формы растений, будучи малопродуктивными, не могли удовлетворить его запросы. Это и послужило одной из причин зарождения земледелия.
Файлы: 1 файл
Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. (Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение»).
Как наука ботаника возникла и развилась в связи с практическими потребностями человека. С переходом человека к оседлому образу жизни дикие формы растений, будучи малопродуктивными, не могли удовлетворить его запросы. Это и послужило одной из причин зарождения земледелия.
Значение растений в природе и жизни человека:
В природе:
1.Участвуют в образовании органических веществ, накапливают в продуктах фотосинтеза большое количество химической энергии.
2.Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.
3.Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
4.Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.
5.Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения СО2 произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня.
6.Выделяемый растениями О2 защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле.
7.Растительность принимает активное участие в формирование почв.
8.Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны.
9.Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек.
10.Залежи полезных ископаемых — каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.
11.Важное звено окружающей нас природы.
12.В создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары).
13.Способствует задержанию снега.
14.Очищает воздух от пыли и газов.
15.Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии.
В жизни человека:
1.Используются в пищу: хлебные злаки; овощи; плодовые растения;зерно-бобовые;
масличные; сахаристые растения; кормовые травы на корм домашних животных.
2.Лекарственные растения.
3.Технические растения, используемые в промышленности как сырье:
прядильные (волокнистые); дубильные растения; эфиромасличные; каучуконосные;
растения, из которых получают краски; растения, у которых используется древесина как строительный материал, в целлюлозно-бумажной промышленности как топливо, искусственный шелк; декоративные растения.
4.Растения как источник витаминов.
5.Эстетическое значение — они украшают нашу жизнь, приносят радость.
6. Защищают человека от индустриальных шумов.
Выводы:
1. Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов и в природе в целом.
2. Земля, лишенная растений, превратится в бесплод
Что такое ботаника и каков объект ее изучения?
Содержание:
В сегодняшней статье мы сосредоточимся на наука, изучающая это царство растений: Ботанический. Этот раздел биологии позволил нам узнать абсолютно все (или почти все) аспекты природы растений, а также открыть для себя приложения, которые они могут иметь в нашей жизни.
Что изучает ботаника?
Поэтому все, что связано с растениями, изучается ботаниками или ботаниками, которые являются профессионалами в этой очень важной области биологии. Кстати, любопытно прокомментировать, что ботаника это также известно как фитология, этимологическое значение которого происходит от латинского: «фито» (растение) и «логос» (знание).
Можно предположить, что ботаника включает в себя огромную область знаний, потому что в дополнение к огромному разнообразию аспектов растительной природы, которые она исследует, эта дисциплина анализирует как простейшие растительные организмы, так и самые сложные растения, известные как сосудистые растения.
И как будто этого было недостаточно, помимо изучения организмов растительного мира, они также анализируют природу всех тех живых существ, которые, несмотря на то, что не принадлежат к этому царству растений, также способны к фотосинтезу, например цианобактерии или водоросли.
Но что такое растение?
Возвращаясь к растениям, фотосинтез возможен благодаря наличию в их цитоплазме (жидкой среде внутри клеток) хлоропластов, некоторых клеточные органеллы, содержащие хлорофилл, зеленый пигмент (отсюда и цвет растений), который стимулирует различные фазы этого метаболического пути.
Организация различных растительных клеток с увеличенным изображением хлоропласта.
Абсолютно все растения на Земле состоят из растительных клеток. Неважно, насколько они велики или малы, а также от того, более или менее сложен их метаболизм. Ботаника изучает всех этих живых существ, образованных растительными клетками, и, кроме того, тех, которые, несмотря на то, что не состоят из этих клеток, имеют пигменты, позволяющие им фотосинтезировать.
12 ветвей ботаники
Как мы видели, разнообразие областей, изучаемых ботаникой, огромно, поскольку она затрагивает множество различных аспектов растительных организмов. Поэтому было абсолютно необходимо разделить эту дисциплину биологии на разные отрасли.
И каждый из них, как мы увидим, фокусируется на определенном аспекте растений. Их совокупность позволила нам получить огромные знания о растительном мире.
1. Биология растительной клетки
Биология растительной клетки изучает растения в их мельчайших единицах: клетках. В этом смысле эта отрасль ботаники изучает структуру растительных клеток, а также обменные процессы которые происходят внутри его цитоплазмы, например, фотосинтез.
2. Фитохимия
3. Гистология растений
4. Генетика растений
5. Фитопатология
Фитопатология будет чем-то вроде «Медицина растений». И именно эта ветвь ботаники фокусируется на изучении болезней, от которых растения могут страдать, как правило, из-за бактериальных, вирусных или грибковых инфекций, и на том, как лечить их, чтобы избежать потерь. Поэтому это вызывает огромный интерес в сельском хозяйстве.
6. Геоботаника
7. Палеоботаника
8. Этноботаника.
9. Таксономия растений
10. Дендрология
11. Психология.
12. Физиология растений
Греческий театр: история, элементы, костюмы и маски