Что изучает биосфера 5 класс
Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Что такое биосфера и как она устроена».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Что такое биосфера и как она устроена».
( Косминцева Любовь Павловна, учитель географии МБОУ «Школа №4» г.Муравленко, ЯНАО)
Начальный курс: 5 класс / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин /
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «биосфера», границ биосферы, её состава и строения, значения биосферы в жизни планеты и человечества, развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в парах, воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к биосфере.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, нетбуком, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительным текстом и нетбуком.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя:
презентация к уроку;
компьютер, проектор, нетбуки
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с разнообразием живой природы, границами и структурой биосферы, значением живой оболочки для жизни на Земле.
Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю
организовать следующим образом: в классе – 20 учащихся. Все,
что потребуется каждому ученику для урока («файловая
папка» с бланками заданий на рабочем столе нетбука, учебники, тетради),
находится у вас на столах
-Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
-Какие оболочки Вы знаете? ( литосфера, атмосфера, гидросфера)
-Что они собой представляют? (Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – земная кора. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Гидросфера – водная оболочка нашей планеты.)
-Послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
— Какая тема следует дальше?
Слайд 2 с названием темы: « Что такое биосфера и как она устроена»
(Открывают тетради, записывают число и тему урока из учебника). ( 14 мая 2014 года, Живая оболочка Земли.).
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать цели на данный урок.
-Давайте вместе поставим цели урока.
Слайд 3. Записаны вопросы формулирующие основные моменты урока, учитель обращает на них внимание, просит прочитать . (Приложение к уроку) Вопросы : 1.Что называется биосферой? 2.Из чего она состоит? 3. Что вам известно о структуре биосферы? 4. А знаете ли вы о границах биосферы? 5.Можете ли вы назвать условия для существования живых организмов биосферы? 6. Значение биосферы.
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив новую тему.
Итак, наша главная цель – узнать о биосфере, ее границах и значении. Изучение нового материала.
-Когда появились первые предположения о возникновении Земли? (Пользуясь учебником с 93 учащиеся находят ответ: Первые предположения о возникновении Земли появились только в XYIII в.)
-Какие организмы составляют живое вещество Земли?
Вывод: Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.
Слайд 8. В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. ( учащиеся записывают в тетрадь). «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».
После просмотра обращается внимание учащихся на рисунки в учебнике – рис.146, стр. 125, рис.147, стр.126.
Слайд 10. Какова структура распространения живых организмов? (Приложение №2 с дополнением)
3. Литосфера. Нижняя граница жизни располагается в земной коре на глубине приблизительно 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км.
-Какие условия необходимы для существования живых организмов в биосфере? (на рабочем столе (Приложение №3). Дополните схему пользуясь текстом учебника на с.125.
Постановка проблемного вопроса. От кого совершенно не защищены живые организмы, и к чему это приводит? (Живые организмы не защищены от воздействия человека, и его деятельности. Это приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.)
Слайд 11,12,13,14,15. Картинки, иллюстрирующие хозяйственную деятельность людей (антропогенное воздействие на природу).
«Мозговой штурм» (работа в парах). В тропосфере образовалась озоновая дыра. Что необходимо срочно предпринять для защиты живых организмов? Предложите свое решение, найдите ответ в тексте учебника.
(Люди должны бережно относиться к природе, охранять и разумно вести свою деятельность).
Закрепление. (Слайд 3 с вопросами) Вернёмся к целям урока. На все ли вопросы мы ответили?
— Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
-Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
-Есть в классе такие, кто не понял материал?
( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).
Слайд 18. Рефлексия №1.
Учащимся предлагается дополнить рефлексию:
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне эти знания пригодятся в жизни.
3. На уроке мне было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
-В тетради записать порядковый номер суждения и отметить знаком (+) или (-). А также поставьте себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста и схемы.( Приложение № 6.)
Рефлексия №2. У вас на столах лежат цветные квадратики. Каждому предлагается выбрать соответствующий квадратик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может выбрать зеленый; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его квадратика будет черный. Вложите квадратики в тетрадь.
По выбранным квадратикам я сделаю вывод о состоянии « биосферы» в 5А классе к концу урока.
Благодарю за работу! Всего вам доброго!
Решена триединая задача: образовательная, развивающая, воспитательная. На каждом этапе урока использовались методы развивающего обучения, которые способствовали развитию познавательной активности учащихся. Дети усвоили материал, смогли его воспроизвести и применить в новых условиях.
Биосфера Земли
Урок 13. Экология 5 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биосфера Земли»
Жизнь на нашей планете зародилась благодаря сочетанию многих факторов. Один из них заключается в том, что Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца — не слишком нагревается днём и не сильно переохлаждается ночью. Также известно, что наша планета состоит из литосферы (это твёрдая оболочка Земли, которая включает в себя земную кору и верхний слой мантии), атмосферы (воздушной оболочки), гидросферы (водной оболочки) и биосферы (это оболочка Земли, где существует жизнь во всех её проявлениях).
Самая крупная природная экосистема — биосфера — охватывает всю поверхность нашей планеты.
Термин «биосфера» происходит от двух греческих слов: «биос», что в переводе означает «жизнь», и «сфера» — «шар».
В неё входит множество других, очень разных по размерам и устройству природных экосистем. Это водные и наземные — экосистемы океанов, морей, озёр, рек, прудов, а также тундры, хвойных и лиственных лесов, степей, пустынь и другое.
Биосфера — это оболочка Земли, которая заселена живыми организмами и преобразована ими. По подсчётам учёных, биосфера начала формироваться около четырёх миллиардов лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Долгое время они существовали лишь в воде, где для этого были созданы благоприятные условия. Шло время. Постепенно живые организмы вышли на сушу и стали осваивать планету. На сегодняшний день они населяют все оболочки Земли.
Органический мир нашей планеты включает великое множество не похожих друг на друга организмов. Число известных науке видов живых существ на Земле приближается к двум миллионам.
Первые живые организмы на Земле возникли предположительно около 4 млрд лет назад. Жизнь представлена в разнообразных формах, размерах и местах обитания.
Размеры живых организмов очень разнообразны: от бактерий, которые очень-очень малы и не видны невооружённым глазом, до огромных животных, например, синий кит − самое большое млекопитающее на Земле (он больше человека более чем в 17 раз), в растительном мире: от грибов до деревьев.
Что касается мест обитания, рассмотрим пример морской экосистемы. Как разительно не похожи друг на друга живущая среди залитых тропическим солнцем коралловых рифов ярко и пёстро окрашенная рыба-бабочка и обитатель мрачных океанических глубин — чёрный и зубастый хаулиод. Видите, как интересно.
Границы биосферы определяются условиями, которые необходимы для существования живых организмов: освещённостью, составом воздуха, наличием питательных веществ, а также структурой и температурой воды.
Исходя из этого, нижняя граница биосферы расположена в земной коре на глубине до семи с половиной километров. Верхняя её граница проходит в атмосфере — на уровне озонового слоя. Озоновый слой находится на высоте от двадцати до двадцати пяти километров.
Таким образом, биосфера охватывает всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Человек также является частью биосферы.
Большая часть растений обладает чудесным свойством — образовывать на свету из воды, углекислого газа и минеральных веществ органические вещества.
Органические вещества используются растением для различных целей: идут на построение его тела, откладываются в запас, используются при прорастании семян.
Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих слов «фотос» — «свет», «синтез» — «соединение»).
Для того чтобы разобраться, какие условия необходимы для протекания фотосинтеза, проделаем несколько несложных опытов.
Возьмём два одинаковых комнатных растения. Одно из них поставим туда, где оно будет освещаться ярким солнечным светом. Второе растение поставим в тёмное место, куда солнечный свет вообще не проникает.
Через неделю срежем с каждого растения по одному листу. Опустим листья сначала в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, пока листья не обесцветятся. Промоем обесцвеченные листья, расправим их и обработаем слабым раствором йода. Известно, что от йода синеет крахмал. Тот лист, который был на свету, посинел. Второй же лист, на который не попадал солнечный свет, остался бесцветным.
Опыт показывает, что только в том листе, который был освещён солнцем, образовался крахмал.
Чтобы ответить на вопрос, из каких веществ образуются органические вещества, проведём следующий опыт.
Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения.
Края колпака смажем вазелином, для того чтобы воздух, содержащий углекислый газ, не смог проникнуть под колпак.
Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет.
Опыт показывает, что растению для образования органических веществ в процессе фотосинтеза необходим углекислый газ.
Проведём ещё один опыт. Возьмём две ёмкости и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения. Наполним ёмкости углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую ёмкость выставим на яркий свет, вторую поставим в тёмный шкаф.
Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой — лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потухнет.
Следовательно, зелёные растения выделяют кислород только на свету.
Процесс фотосинтеза можно записать так: углекислый газ взаимодействует с водой на свету с образованием органических веществ и кислорода.
Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. В процессе фотосинтеза зелёные растения ежегодно образуют большое количество органических веществ, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу свободный кислород. Поэтому озеленение городов и посёлков способствует обогащению воздуха кислородом. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество солнечной энергии.
Результатом жизнедеятельности растений стало постепенное уменьшение количества углекислого газа в атмосфере и накопление в ней кислорода. Из особой формы кислорода — озона — сформировался слой, препятствующий проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей, пагубно действующих на живые организмы. Из растений образовались залежи угля, нефти, торфа, а на дне морей из крошечных раковин одноклеточных животных, живших миллионы лет назад, — месторождения ценного строительного материала — известняка. Благодаря живым организмам на Земле появилась и почва.
Живая оболочка Земли — биосфера — очень тонкая и хрупкая. Учёные подсчитали, что ели бы живое вещество биосферы удалось выделить в чистом виде и равномерно распределить по поверхности земного шара, то получился бы слой всего около 2 см толщиной (толща всей биосферы измеряется десятками километров).
Презентация по экологии «Что такое биосфера» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое биосфера и как она устроена
Термин биосфера (греч. bios «жизнь»). первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений
В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. «…На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. В.И. Вернадский
Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения живых организмов, а это значит… Что верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя на высоте 20-25 км … …а нижняя граница проходит на той глубине, где перестают встречаться организмы ( около 5 км)
БИОСФЕРА- верхняя часть литосферы + почти вся гидросфера + нижние слои атмосферы
Общая толщина биосферы составляет около 20 км
Гипотезы происхождения жизни на земле Божественная гипотеза Гипотеза самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза постоянного состояния – жизнь существовала всегда. Гипотеза внеземного происхождения жизни
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим закономерностям.
Живое вещество планеты 2,5 млн. видов
Реликты- древние виды, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания Секвойя Драконово дерево Варан
одноклеточные многоклеточные Организмы
Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ.
Науки, изучающие живые организмы: Ботаника-наука о растениях Зоология- наука о животных Экология- наука о всех живых организмах
Значительная роль в жизни биосферы принадлежит человеку
Домашнее задание § 1-5 Стр. 12-31
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Презентация по географии на тему «Биосфера» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
БИОСФЕРА ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ Презентация учителя географии МБОУ СШ №72 г.Ульяновска Петросовой Г.Ю.
Когда и где началось развитие жизни на Земле? стр.16
Из чего состоят тела организмов? Биология. Важнейшие признаки живых организмов.
Как изменяются условия жизни на земной поверхности в направлении от экватора к полярным районам? §5. Пояса освещённости: 1. экваториальный (тропический) 2. умеренный 3. полярный
Ребята, как вы считаете, что сегодня на уроке мы будем проходить? Как переводится понятие БИОСФЕРА?
Биосфера – оболочка жизни на Земле БИОСФЕРА – это область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Учение о биосфере было создано русским учёным В.И.Вернадским в первой половине ХХ века.
Какие живые организмы из уроков биологии вы знаете?
По оценкам учёных, на Земле существует около 3,5 млн. биологических видов. Биологический вид- основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорга- низмов). На долю растений приходится 412 тыс. видов, остальная часть – животные и микроорганизмы.
Какие оболочки Земли вам уже известны из уроков географии?
Где зародилась и долгое время развивалась жизнь на Земле?
Появление и развитие жизни на Земле. Как предполагают учёные, уже 4 млрд. лет назад на нашей планете существовали простейшие формы жизни. Жизни зародилась и долгое время развивалась только в водной среде, где условия более устойчивы и стабильны.
Почему органический мир суши меняется быстрее?
Органический мир суши моложе. Условия на суше контрастнее, влияние среды более значительно, чем в воде, поэтому виды растений и животных меняются быстрее.
Формирование природы на Земле началось более 100 млн. лет назад. Это подтверждают найденные отпечатки древних растений и животных.
Жизнь с момента существования на нашей планете приспосабливалась к постоянно изменяющимся условиям. Но были периоды, когда катастрофически быстро исчезали одни виды организмов и появлялись новые. Об исчезнувших растениях и животных учёные судят по обнаруженным ископаемым останкам.
Наука об ископаемых останках растений и животных называется палеонтологией. Название науки произошло от от двух греческих слов: palaios – «древний» и lygos – «учение». Результаты поиска ископаемых останков организмов, живших на Земле тысячи и даже миллионы лет назад, позволяют палеонтологам представить, как выглядели животные и растения в геологическом прошлом.
Просмотр видео материалов об ундорских палеонтологах и собранных ими ископаемых останках.
Домашнее задание §20, зад. из Дневника географа – следопыта стр.118, 119 Вопросы и задания стр. 120 Сообщение «Древние животные Земли»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-180364
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.