Что изучает биосфера 5 класс краткий ответ
что такое биосфера? (5класс)
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Биосфера включает в себя верхние слои литосферы, в которых живут организмы, гидросферу и нижние слои атмосферы.
Границы биосферы:
**Верхняя граница в атмосфере: 15—20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.
**Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.
**Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.
Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.
Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле. При том что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает почти всю гидросферу
Верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое УФ-излучение, губительное для живых организмов.
Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.
Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Она определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения
Биосферу слагают следующие типы веществ [2]:
Презентация по экологии «Что такое биосфера» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое биосфера и как она устроена
Термин биосфера (греч. bios «жизнь»). первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений
В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. «…На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. В.И. Вернадский
Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения живых организмов, а это значит… Что верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя на высоте 20-25 км … …а нижняя граница проходит на той глубине, где перестают встречаться организмы ( около 5 км)
БИОСФЕРА- верхняя часть литосферы + почти вся гидросфера + нижние слои атмосферы
Общая толщина биосферы составляет около 20 км
Гипотезы происхождения жизни на земле Божественная гипотеза Гипотеза самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза постоянного состояния – жизнь существовала всегда. Гипотеза внеземного происхождения жизни
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим закономерностям.
Живое вещество планеты 2,5 млн. видов
Реликты- древние виды, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания Секвойя Драконово дерево Варан
одноклеточные многоклеточные Организмы
Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ.
Науки, изучающие живые организмы: Ботаника-наука о растениях Зоология- наука о животных Экология- наука о всех живых организмах
Значительная роль в жизни биосферы принадлежит человеку
Домашнее задание § 1-5 Стр. 12-31
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Что такое биосфера?
Всего получено оценок: 222.
Всего получено оценок: 222.
Все живые организмы, обитающие на нашей планете, образуют особую оболочку — биосферу Земли, постоянно воздействуют на неё в процессе своей жизнедеятельности. Биосфера складывается из экосистем, большинство из которых существует за счёт потребления поступающей из космоса энергии солнечного света. Поэтому биосфера Земли относится к открытым системам.
Биосфера Земли как глобальная экосистема
Впервые биосфере как совокупности всех живых организмов Земли дал описание Ж. Б. Ламарк в 1802 году. В 1919 году В. И. Вернадский создал учение о биосфере, в котором биосфера названа «областью жизни, состоящей из живых организмов и среды их обитания, особой оболочкой Земли». При этом Вернадский дал определение и ноосферы — сферы человеческого разума.
Рис. 1. В. И. Вернадский.
В биосферу входит не вся атмосфера, гидросфера и литосфера, а только та часть, что населена живыми организмами и содержит следы их жизнедеятельности. Верхняя граница приходится на озоновый слой, за пределами которого живые существа гибнут под воздействием космического излучения.
В литосфере живые организмы могут встречаться на глубине несколько километров, но в большинстве своем активно осваивают несколько верхних метров, особенно густо населяя почву. Что же касается гидросферы, то здесь живые организмы встречаются на глубине вплоть до 11 км в Марианской впадине.
Рис. 2. Границы биосферы.
Часть биосферы, где живые организмы пребывают постоянно, а не эпизодически, называется эубиосферой и отличается более узкими границами.
Структура биосферы
По Вернадскому, кратко подытоживая, биосфера состоит из следующих компонентов:
Биотическая (живая) и абиотическая (неживая) составляющие в своем взаимодействии определяют структуру биосферы и её основные свойства.
Рис. 3. Структура биосферы.
Для биосферы характерно разнообразие природных условий, определяющихся широтой и рельефом местности, сезонными климатическими изменениями. Однако самая главная причина разнообразия кроется в деятельности собственно живых организмов. Именно это обеспечивает сохранение на Земле жизни.
Современная биосфера сформировалась в процессе эволюции. За всю её историю насчитывается существование около 500 млн видов живых организмов. Ныне живущих известно примерно 2 млн видов. Остальные вымерли, как динозавры, которые царствовали на Земле более 160 млн лет и прекратили своё существование около 70 млн лет назад.
Что мы узнали?
Биосфера — это живая оболочка Земли, включающая живые организмы, среду их обитания и продукты жизнедеятельности. Она состоит из живых и неживых компонентов. Биосфера — результат эволюции, её разнообразие обеспечивает сохранение жизни на Земле. На тему, что такое биосфера, можно подготовить доклад по биологии для 5 класса.
Вопросы к параграфу 1 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник
§1. Биология — наука о живой природе
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
2. Что называют биосферой?
Биосфера — оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
3. Какое значение имеет биология?
Биология тесно связана со многими сторонами человеческой деятельности: сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной. В сельском хозяйства в настоящее время во многом успех зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Мы используем достижения биологии в микробиологической промышленности, кефир, простокваша, йогурты и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий.
С помощью современных биотехнологий создаются лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
4. Почему необходимо изучать биологию?
Изучать биологию необходимо, потому что она помогает во многих областях человеческой деятельности. Биология дает знания о строение и жизнедеятельности живых организмов, их развитии, знание о строении нашего тела. Изучать биологию так же необходимо, чтобы восстановить разрушенную природную среду на нашей планете, решить проблему сохранения и улучшения условий жизни.
5. Что изучает экология?
Экология (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос») изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.
Подумайте
Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI веке будет возрастать?
Потому что человек с каждым годом всё шире использует природные ресурсы, все больше познает организмы, населяющие нашу планету. Он использует их для улучшения качества своей жизни (в питании, медицине и пр.) Биология помогает людям создавать новые лекарства и медицинские препараты для борьбы с разными заболеваниями. К тому же знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Задания
Выясните у своих родителей их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.
В повседневной жизни человека биологические знания имеют огромное значение. Прежде всего, это касается ухода за своим телом. Мы соблюдаем правила гигиены, содержим тело в чистоте и чистим зубы. Мы знаем, что микробы могут разрушить зубную эмаль. Мы знаем, что через грязные руки и овощи можно заразиться кишечной инфекцией, поэтому моем овощи и руки перед едой.
Мы используем биологические знания при выращивании растений на огороде. Уход за растениями осуществляем в соответствием с потребностями растений (полив, прополка, рыхление и пр.) Если бы не знания биологии, то мы не смогли бы собирать ежегодные урожаи с нашего огорода.
Мы применяем знания при уходе за домашними питомцами: ухаживаем за ними, кормим их полноценной пищей.
Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Что такое биосфера и как она устроена».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Что такое биосфера и как она устроена».
( Косминцева Любовь Павловна, учитель географии МБОУ «Школа №4» г.Муравленко, ЯНАО)
Начальный курс: 5 класс / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин /
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «биосфера», границ биосферы, её состава и строения, значения биосферы в жизни планеты и человечества, развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в парах, воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к биосфере.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, нетбуком, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительным текстом и нетбуком.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя:
презентация к уроку;
компьютер, проектор, нетбуки
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с разнообразием живой природы, границами и структурой биосферы, значением живой оболочки для жизни на Земле.
Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю
организовать следующим образом: в классе – 20 учащихся. Все,
что потребуется каждому ученику для урока («файловая
папка» с бланками заданий на рабочем столе нетбука, учебники, тетради),
находится у вас на столах
-Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
-Какие оболочки Вы знаете? ( литосфера, атмосфера, гидросфера)
-Что они собой представляют? (Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – земная кора. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Гидросфера – водная оболочка нашей планеты.)
-Послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
— Какая тема следует дальше?
Слайд 2 с названием темы: « Что такое биосфера и как она устроена»
(Открывают тетради, записывают число и тему урока из учебника). ( 14 мая 2014 года, Живая оболочка Земли.).
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать цели на данный урок.
-Давайте вместе поставим цели урока.
Слайд 3. Записаны вопросы формулирующие основные моменты урока, учитель обращает на них внимание, просит прочитать . (Приложение к уроку) Вопросы : 1.Что называется биосферой? 2.Из чего она состоит? 3. Что вам известно о структуре биосферы? 4. А знаете ли вы о границах биосферы? 5.Можете ли вы назвать условия для существования живых организмов биосферы? 6. Значение биосферы.
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив новую тему.
Итак, наша главная цель – узнать о биосфере, ее границах и значении. Изучение нового материала.
-Когда появились первые предположения о возникновении Земли? (Пользуясь учебником с 93 учащиеся находят ответ: Первые предположения о возникновении Земли появились только в XYIII в.)
-Какие организмы составляют живое вещество Земли?
Вывод: Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.
Слайд 8. В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. ( учащиеся записывают в тетрадь). «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».
После просмотра обращается внимание учащихся на рисунки в учебнике – рис.146, стр. 125, рис.147, стр.126.
Слайд 10. Какова структура распространения живых организмов? (Приложение №2 с дополнением)
3. Литосфера. Нижняя граница жизни располагается в земной коре на глубине приблизительно 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км.
-Какие условия необходимы для существования живых организмов в биосфере? (на рабочем столе (Приложение №3). Дополните схему пользуясь текстом учебника на с.125.
Постановка проблемного вопроса. От кого совершенно не защищены живые организмы, и к чему это приводит? (Живые организмы не защищены от воздействия человека, и его деятельности. Это приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.)
Слайд 11,12,13,14,15. Картинки, иллюстрирующие хозяйственную деятельность людей (антропогенное воздействие на природу).
«Мозговой штурм» (работа в парах). В тропосфере образовалась озоновая дыра. Что необходимо срочно предпринять для защиты живых организмов? Предложите свое решение, найдите ответ в тексте учебника.
(Люди должны бережно относиться к природе, охранять и разумно вести свою деятельность).
Закрепление. (Слайд 3 с вопросами) Вернёмся к целям урока. На все ли вопросы мы ответили?
— Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
-Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
-Есть в классе такие, кто не понял материал?
( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).
Слайд 18. Рефлексия №1.
Учащимся предлагается дополнить рефлексию:
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне эти знания пригодятся в жизни.
3. На уроке мне было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
-В тетради записать порядковый номер суждения и отметить знаком (+) или (-). А также поставьте себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста и схемы.( Приложение № 6.)
Рефлексия №2. У вас на столах лежат цветные квадратики. Каждому предлагается выбрать соответствующий квадратик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может выбрать зеленый; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его квадратика будет черный. Вложите квадратики в тетрадь.
По выбранным квадратикам я сделаю вывод о состоянии « биосферы» в 5А классе к концу урока.
Благодарю за работу! Всего вам доброго!
Решена триединая задача: образовательная, развивающая, воспитательная. На каждом этапе урока использовались методы развивающего обучения, которые способствовали развитию познавательной активности учащихся. Дети усвоили материал, смогли его воспроизвести и применить в новых условиях.