Что изучает биология в 7 классе рисунки

Урок биологии в 7 классе «Класс Птиц»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Класс Птиц. Приспособление птиц к полёту.

Цель: познакомить обучающихся с внешним строением птицы, отметив

особенности, связанные с полётом.

Задачи: Достижение учащимися следующих результатов:

• понимать смысл биологических терминов;

• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

• распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

• устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

• приводить примеры животных разных система­тических групп;

• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

• характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

• сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

• работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

• слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

• интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

· исследование особенностей внешнего строения птицы в связи с полетом;

· отчёты ходе работы над исследованиями, обсуждение;

· воспроизведение добытых сведений;

· установление причинно-следственных связей;

· самореализация учащихся в творческой работе;

· восприятие новых знаний посредством органов чувств

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения,

ü коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы с последующей самопроверкой;

ü парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой;

ü самостоятельная работа по изученному материалу.

Средства обучения: ПК и проектор, презентация, рисунки, чучело птицы, перья птицы.

І. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Поймёте вы всё обязательно.

Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке! Прозвенел звонок, а это значит, что мы готовы к новым открытиям.

— Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными и аргументированными.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Начнем урок с проверки домашнего задания.

— Ребята, с группой каких животных вы познакомились на прошлом уроке? (класс Пресмыкающиеся»)

— Верно ребята. На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой класса пресмыкающиеся, с особенностями их внешнего и внутреннего строения, средой обитания, их многообразием.

— Я предлагаю вам вспомнить эту тему и выполнить небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу (раздаю задания)

Подпишите их, пожалуйста. Приступаем к работе. (на выполнение работы 5 минут)

Выберите номера правильных утверждений и отметьте их знаком + (Приложение №1)

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)

2. Все пресмыкающиеся четвероногие животные.

3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)

4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.

5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение. (+)

7. Пресмыкающиеся дышат через кожу.

8. У всех пресмыкающихся веки не подвижные.

9. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)

10. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.

11. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

12. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные. (+)

— А сейчас отложите ручки, обменяйтесь листочками. Сравним ответы, с правильными, указанными на слайде. (слайд…..)

Оцените свои работы.

— А сейчас возвращаем свои листочки.

— Подымите руки, пожалуйста, те, кто получил 5. Отлично!

— А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Хорошо!

— А есть оценка пониже, чем 4? Вам есть, над чем поработать.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели урока

— К какому типу относится класс Пресмыкающихся? (тип Хордовые)

— Какие классы типа Хордовые мы уже изучили?

— Давайте вспомним эти классы и поиграем в игру «Третий лишний»

Игра «Третий лишний»

— Какое животное лишнее? Почему? Определить класс животных. Назовите признаки каждого класса.

— Как вы думаете, представители какого класса здесь изображены? (птицы)

— А знакомы ли вы с особенностями животных этого класса?

— Как вы думаете, почему? Будем изучать сегодня.

— Сформулируйте тему урока.

— Действительно, сегодня мы приступаем к изучению Класса птиц.

— А чем еще отличаются эти животные от других животных? (способность к полету)

Значит, нам надо не только дать общую характеристику класса Птицы, но и выявить черты приспособленности к полету.

Запишем тему в тетрадях: «Класс Птицы. Приспособления птиц к полету»

— Давайте вместе с вами сформулируем цель урока, что мы сегодня о птицах можем узнать?

Цель урока: изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

– Ребята, кто такие птицы?

Это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше.

Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоёмы, прибрежные части морей. Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

— Я предлагаю воспользоваться учебником и найти признаки, характерные для класса Птицы и записать их в тетрадь. (п. 22, стр. 108)

Общая характеристика класса Птицы

ü Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.

ü Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.

ü Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.

ü Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40, высокий обмен веществ)

ü Передние конечности превращены в крылья

(проверяем устно и открываем слайд с признаками)

Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать.

Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал). Жил он около 150 млн. лет назад.

— Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Александра Николаевича Островского «Гроза» «…Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…. »

— Как вы думаете, какой вопрос интересовал людей?

— Да, люди летать не могут, но зато способностью к полету обладают почти все птицы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

— Ребята, а кто помнит, какую цель мы ставили на уроке? ( познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету).

— Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1 «Изучение внешнего строения птиц»

— А предлагаю начать наше исследование с изучения внешнего строения птиц.

Посмотрите внимательно на экран. (Фронтальная работа со слайдом «Внешнее строение птицы»).

— Опишите форму тела птицы. (у птиц обтекаемая форма тела, уменьшает трение о воздух)

— Как вы думаете, из каких отделов оно состоит?

(У каждой птицы можно различить голову, шею, туловище и конечности.)

— Что вы можете сказать про голову? Какая она? (голова у птиц небольшая)

— Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней?

· На голове у птиц находятся органы зрения – глаза.

· органы слуха – слуховое отверстие, находятся по обе стороны головы.

— Как вы думаете, птицы хорошо слышат? (Предполагают, что тонкий слух позволяет улавливать звуки добычи и своевременно реагировать на приближение врагов).

· орган захвата и удержания добычи – клюв. Когда птица раскрывает клюв, хорошо виден язык птицы.

— Как вы думаете, какие функции выполняет клюв птицы? (Предполагают, что клюв выполняет несколько функций. С помощью него птица добывает себе пропитание, охотится, удерживает добычу, обороняется).

— А как вы считаете, птицы умеют поворачивать голову? (да)

— С помощью какого отдела тела, она выполняют эту работу? (шеи)

— Значит, какой вывод мы можем сделать. (Шея подвижная)

— Что вы можете сказать о конечностях? Передние конечности у птиц превратились в крылья.

— А где расположены крылья? (на туловище)

Крылья – неотъемлемая часть тела всех птиц, без исключения.

— Давайте поговорим о том, зачем птице крылья? (С помощью крыльев птица летает. Когда она взмахивает крыльями, она как бы отталкивается от воздуха. Когда птица парит в небе, её крылья широко раскинуты. Она увеличивает объём своего тела и сила Архимеда помогает ей не упасть.)

— А какие функции выполняют крылья? (защита от врагов, для полёта, забота о потомстве, брачные игры).

Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев.

— Рассматривая строение птицы вы, наверняка, обратили внимание, что практически у всех птиц есть хвост.

— Для чего птице хвост? (Возможные ответы: хвост у птицы выполняет функции руля. Если понаблюдать за птицами, то можно увидеть, что положение её хвоста меняется в зависимости от того, взлетает птица, садится или парит в небе. У тех птиц, которые не летают, хвост не так хорошо развит. В процессе эволюции они избавились от ненужного приспособления).

— А кто знает, почему птицы не промокают?

(У основания хвоста на теле птицы имеется копчиковая железа, которая вырабатывает жирный секрет. Часто можно наблюдать за тем, как птицы клювом выбирают секрет и смазывают им перья. Предполагают, что смазывание перьев увеличивает их водоотталкивающие свойства, благодаря чему между ними сохраняется воздух, и, птица не тонет).

— Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам заполнить таблицу «Внешнее строение птиц». (таблица у вас на парте, проверка заполнения таблицы с доской)

Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

Небольшая, округлой формы.

Расположены по бокам головы, кроме верхнего и нижнего века имеют мигательные перепонки,

Образован подклювьем и надклювьем, покрытых роговым чехлом.

Расположены в основании надклювья.

Расположены ниже глаз, ближе к затылку.

Длинная или короткая, подвижная

Обтекаемой формы, покрыто перьями.

Служат для полёта, их плоскости поддерживают птицу в полёте.

(проверка заполнения таблицы по слайду)

— Какую цель мы ставили в начале урока? (изучить внешнее строение птиц)

— Мы её выполнили? (да)

— А чем покрыто тело птицы? (перьями)

— Как вы видите на слайде, тело птицы покрыто перьями.

— Какое строение имеют перья? Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить следующее исследование.

Исследование 2 «Изучение строения пера»

— Я приглашаю вас в научную лабораторию.

— А что делают в научной лаборатории? (исследуют).

Для проведения исследования, вам нужно объединиться по парам.

Сейчас вам предстоит рассмотреть строение пера и найти основные части. Но сначала вы должны познакомиться с инструкцией. Внимание на экран. Весь материал и оборудование у вас на партах. Желаю удачи! (самостоятельная работа в паре) (Приложение №2)

Карточка с информацией

1. Рассмотреть строение пера.

2. Найти основные части пера.

Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

ü Стержень – это длинная, пустая трубка, к которой прикреплены волоски.

ü Опахало – это волосистая часть перьев.

ü Очин – это нижняя неопределённая часть с отверстием на конце.

3. Зарисуйте строение пера и подпишите его основные части.

4. Проведите опыты и определите свойства пера:

ü Дуньте на перо. Оно летит- значит…..(лёгкое)

ü Опустите перо в стакан с водой, перо не ……(намокло.)

ü Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри (Внутри перо пустое).

5. На основании изучения внешнего строения птицы и пера отметьте особенности, связанные с полётом. Запишите выводы в тетради.

— Давайте теперь обсудим ваши результаты.

— Какие свойства имеют перья? (лёгкое, не тонет и не промокает)

— В результате полученных знаний, мы какие можем сделать выводы?

— Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)

1. Контурные перья – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Помогают птицам летать.

а. Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
б. Кроющие перья – покрывают тело, находятся под кроющими.
в. Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.

Более мягкие перья (покровные) покрывают всё тело птицы, защищают его и облегчают полёт.

2. Пуховые перья – Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером, находятся под контурными перьями. У них очень тонкий стержень. Помогают птицам сохранять тепло.

3. Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

— Как вы думаете, а какие перья у вас на столах? Давайте определим.

— А где в жизни используются перья?

Приводят примеры из жизненного опыта:

1) Свойство пуха удерживать тепло используют для изготовления подушек и одеял;

2) Твёрдость ствола и очина пера дают возможность изготовить из него чернильную ручку. Интересно, что та часть пера, которую срезают ножом при заточке, называется очином (от слова очинить);

3) Зная водоотталкивающие свойства пера и его лёгкость, из него легко изготовить поплавок для рыбалки;

4) С незапамятных времён люди использовали перья для украшения шляп, причёсок, одежды, поделок из природных материалов.

— Ребята! Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много болезней, передающихся от птиц к человеку.

— Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?

1. Наличие скелета. Скелет делится на скелет черепа, туловища и конечности. Появился киль – это крупная, плоская кость, необходимый для полёта. Кости лёгкие и прочные, с воздушными полостями, для облегчения массы тела.

2. Дыхательная система. Дыхание у птиц двойное, в процессе дыхания участвуют лёгкие и воздушные мешки, которые служат дополнительным резервуаром воздуха.

Таким образом, основными приспособлениями птиц к полёту служат:

Крылья, хвост, перья, киль, лёгкие и воздушные мешки.

V. Закрепление первичных знаний

— А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, используя новые знания.

Задание 1. Закончить фразу:

· Птицы – позвоночные животные, способные …..к полету.

· Отделы тела птиц:…………….. голова, шея, туловище, конечности.

· Шея птиц… (подвижная)

· Передние конечности превратились в ….крылья

· Нижние конечности покрыты… (роговыми чешуями)

· Перья птиц подразделяют… (контурные, пуховые);

· На хвосте нахожится железа… (копчиковая);

· Предком птиц был……архиоптерикс

Задание 2. «Найди биологическую ошибку»

Прочитайте текст, который вы видите на слайде и найдите ошибки. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

1. Птицы – беспозвоночные (позвоночные) животные, приспособившиеся к полету. 2. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому они являются хладнокровными (теплокровными) животными. 3. Компактное туловище птиц имеет трапецеобразную (яйцеобразную) форму. 4. Это затрудняет (улучшает) обтекаемость тела воздушным потоком. 5. Перья птиц состоят из ствола, очина и опахало. 6. На теле птиц основные перья – маховые (контурные).

Задание 3. Синквейн

— У вас есть возможность написать синквейн на выбор: ПТИЦА, ПЕРО.

— Ребята, напишите синквейн.

1. Главное слово (существительное)

2. Два прилагательных

4. Предложение или высказывание.

— Давайте посмотрим, что у нас получилось.

— Давайте подведём итоги урока.

— С каким классом животных мы познакомились на уроке?

— Что нового сегодня вы узнали?

— Ребята, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

— Достаточно ли мы знаем о птицах?

Что еще предстоит нам узнать?

Давайте обсудим, как вы оцените свой вклад в урок, эффективность работы. Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:

2. меня заинтересовало…

8. у меня получилось …

VIII. Домашнее задание

— Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 22, заполнить таблицу «Внутреннее строение птиц»)

— Спасибо всем за интересную и плодотворную работу, за хорошее настроение.

Благодарю вас за вашу работу! Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся…

Закончить урок я хотела бы следующим: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей

Источник

Что изучает биология в 7 классе рисунки

Биология 7 класс на протяжении всего учебного года будет знакомить школьников с разнообразием животного мира нашей планеты и их классификацией. Начинается изучение биологии в 7 классе с ознакомления с такой биологической отраслью, как зоология, которая занимается изучением животного мира.

На уроках биологии в 7 классе школьники получат основные сведения о понятиях зоологии, узнают об этапах ее становления, ее разделах и значении зоологии, как науки о живых существах.

На протяжении учебного года ученики будут знакомиться с историей развития животного мира, его многообразием, системой, родственными отношениями между животными и узнают об происходящих эволюционных процессах в мире животных.

Введение

Одноклеточные животные, или Простейшие

Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные

Тип плоские черви

Тип круглые черви

Тип кольчатые черви

Тип моллюски, или Мягкотелые

Тип членистоногие

Класс ракообразные

Класс паукообразные

Класс насекомые

Тип хордовые

Класс земноводные

Класс пресмыкающиеся

Класс птицы

Класс млекопитающие, или Звери

Эволюция животного мира

Природные сообщества

Лабораторный практикум

Программа обучения зоологии в 7 классе

Биология 7 класс ставит перед собой цель познакомить учащихся с многообразием животного мира. Начинается знакомство с одноклеточных организмов, постепенно переходя к другим классам животных, которые появились в процессе эволюции.

Школьники в 7 классе будут изучать не только разнообразие биологических организмов, но и узнают, на какие классы и отделы они делятся, как их можно различать по типам и видам, а также поближе познакомятся с их представителями.

Программа обучения учащихся с биологией 7 класса дает знания детям о строении каждого живого организма, о его жизнедеятельности, поведении, обитании и способах выживания. Школьники с уроков зоологии узнают, что такое естественный отбор и почему он происходит в природе, как животные на протяжении своего исторического развития научились приспосабливаться и выживать.

Биология 7 класс будет знакомить школьников не только с характеристиками животных, но и познакомит с их строением, размножением, ростом и развитием. Ученики узнают о роли каждого животного в природе и жизни человека. А также на уроках зоологии получат представление о рациональном использовании животного мира и его охране.

Важным разделом в изучении зоологии будет ознакомление с таким понятием, как биосистемы и их взаимосвязь с окружающим миром и между собой.

Также школьники из курса обучения зоологии должны понять о необходимости изучения этого предмета, так как эта наука очень тесно связана с деятельность человека и имеет огромное практическое значения для его жизни.

Что нам дает изучение зоологии в седьмом классе?

Во-первых, изучая этот важный предмет, школьники получать представление о животном мире, как о важной составной части природной среды. Научатся заботиться и разумно использовать животный мир. Школьники на уроках биологии 7 класса познакомятся с редчайшими представителями животных, их роли в природе и жизни человека, а также узнают об их исчезающих и редких видах, которые требуют защиты.

Во-вторых, учащиеся будут иметь представление о живой природе и ее закономерностях. Узнают об последних открытиях в биологии, о методах познания и ее роли для живых организмов.

В-третьих, дети получат практические навыки по уходу за животными, научатся правилам поведения в окружающей нас среде и бережному отношению к живым существам.

Изучение зоологии с Гипермаркетом знаний

Изучить такой предмет, как зоология можно не только на ее уроках, но и благодаря интересным материалам, предоставленным на сайте Гипермаркета Знаний. В нашей он-лайн школе есть широкий выбор разнообразных интерактивных уроков, которые помогут школьникам не только изучить данный предмет, но и узнать много новых и интересных фактов о животных, их среде обитания и методах выживания.

В Гипермаркете Знаний есть огромное количество разнообразных уроков, тестов, рефератов, кроссвордов, видеоматериалов, с помощью которых ученики смогут закрепить полученные знания, расширить их и познакомиться с материалами, которых нет в школьной программе.

На нашем сайте вы не только сможете более подробно рассмотреть темы уроков, но и получить доступные и интересные пояснения к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *