Что изучает биология география физика экология химия
Естествознание, или науки о живой и неживой природе
Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.
Науки, изучающие природу
Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит – явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.
Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:
Астрономия
Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.
Физика
В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.
Химия
Химия изучает состав элементов, их превращения и реакции. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Наука тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.
География
Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.
Геология
Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.
Биология
Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.
Экология
Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия
Лекция № 1
Тема: Введение
План
1. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
2. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
Слово «естествознание» означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Химия– наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия– наука о Вселенной. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии, которые сегодня превратились, по существу, в самостоятельные науки, являются космология и космогония.
Космология– физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии.
Космогония– наука, которая изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (планет, Солнца, звезд и др.). Новейшим направлением в познании космоса является космонавтика.
Биология– наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.). На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание– наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
2. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Метод— это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.
Особенности естественнонаучного метода познания:
1. Носит объективный характер
2. Предмет познания типичен
3. Историчность не обязательна
4. Создает только знание
5. Естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем
Науки о природе
Урок 2. География 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Науки о природе»
С давних времён, человек и природа неразрывно связаны между собой. В древности люди полностью зависели от окружающей среды. Природе даже поклонялись, наделяя её разумом и душой.
В древние времена, люди уже стали собирать знания о том, что их окружает. Человечество развивалось. Знания о природе, передаваемые из поколения в поколение, накапливались. Их становилось всё больше и больше. Люди стремились к тому, чтобы намного глубже изучить природу. Таким образом, постепенно, возникли и стали развиваться различные науки, объектом изучения которых стала природа. Такие науки получили название – естественные.
А как вы думаете, почему науки о природе называются естественными? Оказывается, в древности, природу называли «естество». Отсюда и название.
Совокупность знаний о природных объектах, явлениях или процессах называется естествознанием. Естествознание возникло ещё до образования отдельных естественных наук. Учёные, которые занимаются естествознанием, называются естествоиспытателями.
С точки зрения, современного общества, естествознание – это область науки, которая включает в себя совокупность естественных наук, взятых как целое.
А сейчас, давайте подробнее поговорим о естественных науках. Что же именно они изучают? Естественные науки изучают тела, вещества и явления природы.
Тело – это любой предмет, имеющий объём, форму, массу и другие подобные свойства. Телом также может быть любое живое существо, включая самого человека.
Вещества – это то, из чего состоят тела. Например, снежинка – это тело. А вот вода, из которой она состоит – это вещество.
Явление в природе – это тоже предмет изучения естественных наук. Это любые изменения, происходящие в природе. К примеру, каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы.
Основные науки о природе. К ним относятся астрономия, физика, химия, география, биология и экология.
Астрономия — это наука, которая изучает происхождение, строение, состав, движение в космическом пространстве небесных тел. К небесным телам относятся звёзды, планеты, кометы и галактики.
Огромное пространство, которое заполнено звёздами, планетами, галактиками, чёрными дырами называется Вселенной. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. Насколько же завораживает человека ночное звёздное небо. Ты словно чувствуешь себя маленькой частичкой огромного, необъятного мира – Вселенной.
Вселенная не имеет границ. Никто не знает где находится её центр. Годами, тысячелетиями люди наблюдали за небом, накапливая астрономические знания. Уровень развития астрономии был высоким уже в древности. Учёным было известно уже множество созвездий, они могли рассчитать время восхода и захода Солнца, Луны, наиболее крупных звёзд. По небесным светилам вели счёт времени, составляли календари и даже предсказывали судьбы.
С помощью небесных светил наши предки могли отыскать путь домой находясь в долгом морском плавании. Наблюдения за небесными светилами помогли людям измерить Землю, составить географические карты.
Астрономические наблюдения в основном проводят в специально оборудованных научно-исследовательских учреждениях – обсерваториях.
Одну из самых первых обсерваторий построил древнегреческий астроном Гиппарх на острове Родос. Именно здесь был создан первый каталог, в котором было записано тысяча двадцать две звезды.
Стоит отметить, что в двадцать первом веке, астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать. Это наука способна поразить воображение многих людей своими открытиями.
Физика. Слово «физика» происходит от древнегреческого слова «фюзис», что означает «природа».
Физика – это наука, которая изучает разнообразные явления природы. Задачей физики является открытие и изучение законов, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Явления – это изменения, происходящие с телами и веществами в окружающим мире. Они подразделяются на механические, тепловые, световые и электромагнитные.
Со многими из этих явлений мы сталкиваемся в повседневной жизни. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает северное сияние, что такое радуга, даже полёт птицы – это описание физического процесса. Благодаря физики нам известно происхождение почти всех природных явлений.
Однако, физика объяснит не только то, что можно увидеть в природе. С учётом законов физики планируется строительство зданий, мостов, кораблей, проведения сетей связи. Если бы люди не изучали физику, мы до сих пор бы, не знали, что такое автомобиль, ракеты, самолёты, мобильные телефоны и так далее.
Химия. Пауза. Происхождение названия этой науки точно никому неизвестно. Есть сведения, что термин химия образован от древнегреческого слова химевсис, что означает «смешивание».
Таким образом, химия играет огромную роль в жизни современного человека. В повседневной жизни человек, сам того не подозревая, участвует в проведении различных химических реакций. Например, умывание с мылом, чистка зубов зубной пастой, стирка с использованием моющих средств и так далее.
Название «география» науке дал древнегреческий учёный Эратосфен, которого по праву называют «отцом» географии.
География описывает нашу планету: материки и океаны, моря, озёра и реки, возвышенности, низменности и горы. Также география изучает какие страны, города возникли на Земле. Какова жизнь и хозяйство народов, населяющих нашу Землю.
С географией мы сталкиваемся постоянно. Например, каждый день мы интересуемся временем, знаем какой сегодня день, месяц, пора года. Все это благодаря тому, что в географии изучаются часовые пояса и движение Земли вокруг Солнца. Каждый день мы смотрим прогноз погоды, для того, чтобы знать, что сегодня надеть. Изучением этого вопроса также занимается география. С помощью географии мы знаем, где расположена та или иная страна мира. Очень много вопросов изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей.
Биология. Слово «биология» образовано от древнегреческих слов: биос – «жизнь» и логос – «наука».
Биология – это наука о живой природе. В нашем современном обществе перед человечеством стоят задачи: охрана здоровья, обеспечение населения продовольствием, сохранение разнообразия организмов на нашей планете.
Биология, исследования которой направлены на решение этих проблем, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, с пищевой и лёгкой промышленностью и так далее.
Экология. Название этой науки происходит от древнегреческих слов: экос – «дом», логос – «наука».
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Особое внимание здесь уделяется взаимодействию человека и природы. Впервые термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году.
Важно отметить. Экология возникла как часть биологии. Но сейчас о ней всё больше говорят, как о самостоятельной науке. Одним из важных вопросов экологии является загрязнение и охрана окружающей среды.
Главным источником загрязнения окружающей среды служит масса отходов, которая поступает туда в результате хозяйственной деятельности человека. Не стоит забывать о том, что состояние окружающей среды зависит не только от экологической политики, проводимой государством, но и от каждого из вас.
Естественные науки (астрономия, биология, экология, география, физика, химия)
Природу изучают такие науки, как астрономия, биология, экология, география, физика, химия. Но ведь природа целостная! Так почему же ее исследуют разные науки?
Дело в том, что знания о природе всесторонние и многогранны. Изучать все и сразу невозможно. Поэтому для удобства ученые изучают и описывают тела и явления природы по отдельным направлениям.
Это позволяет изучать планеты Солнечной системы, заблаговременно узнавать о наступлении солнечного или лунного затмения, приближении к Земле малых небесных тел, в частности комет или астероидов.
Биология — наука о живых организмах и их разнообразии. Поэтому ее еще называют наукой о жизни. Ученые исследуют и описывают внешнее и внутреннее строение живых организмов, условия их обитания, явления, происходящие в живых организмах (рис. 143). Благодаря этой науке человек получает знания, необходимые для сохранения и приумножения видов живых существ, предотвращения заболеваний и лечения болезней, для охраны биосферы, и другие.
Название науки география означает «описание Земли». Ученые описывают литосферу, гидросферу, атмосферу, народы, населяющие нашу планету, распространение на Земле видов растений и животных. Благодаря этой науке мы имеем возможность пользоваться физическими картами мира, государства (рис. 144), топографическими, а также тематическими картами.
Рис. 144. Физическая карта Украины |
Физика в переводе на русский язык значит «природа». Эта наука исследует различные физические явления (электрические, звуковые, магнитные, механические, световые, тепловые), происходящие с телами природы. Физические знания необходимы для изготовления различных машин, механизмов, приборов, которые человек использует в быту, на производстве, в научных исследованиях (рис. 145).
Если физика изучает физические явления и общие законы природы, то химия исследует химические явления, постоянно происходящие в природе. Это наука о веществах, превращениях одних веществ в другие, а также их получении и применении. Ученых интересует состав, строение, свойства различных веществ. Знания химии позволяют использовать вещества, существующие в природе, а также создавать новые вещества с наперед заданными свойствами (рис. 146). Материал с сайта http://worldofschool.ru
Рис. 145. Использование физических явлений в производстве |
Рис. 146. Плавка чугуна |
Среди наук о природе одной из наиболее молодых является экология. Она изучает взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой. Возникновение этой науки обусловлено необходимостью изучать организмы в среде их обитания, а не изолированно от нее и других организмов. Сейчас знания этой науки помогают защитить организмы от отрицательного воздействия как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека.
Науки, изучающие природу, называют естественными науками.
Знания одной естественной науки помогают делать открытия в других науках о природе. Так, изучение биологами жизнедеятельности, особенностей строения и поведения организмов позволило ученым сделать много открытий, а конструкторам создать разнообразные машины и механизмы. Открытие физиками сложного строения атома помогло химикам познать природу химических явлений.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиктория Тетеревлева
Похожие презентации
Презентация на тему: » ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ФИЗИКА ЭКОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ ЭКОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ.» — Транскрипт:
1 ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ФИЗИКА ЭКОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ ЭКОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ ФИЗИКА БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ФИЗИКА ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ХИМИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА БИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА БИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ Я очень добродушная, Я мягкая, послушная. Но, когда я захочу, Даже камень источу.
3 Вода – это самый распространенный на Земле минерал. Запасы воды на Земле 1млн 454тыс м 3 из них менее2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%. Большая часть пресной воды недоступна человеку, т.к. содержится в Ледниках. Объем воды в Мировом океане составляет 1370 млн. км 3 На поверхности Земли 1,39 * m В атмосфере 1,3* m
4 Но не нужно думать, что круговорот – это панацея от исчерпания доступных запасов пресной воды. Все же он происходит медленно. Берегите воду. ОСАДКИОСАДКИ ИСПАРЕНИЕИСПАРЕНИЕ
7 Водонапорная башня Санкт-Петербурга.
9 Водоочистительная станция. 1 Река 2 Бассейн для отстаивания воды 3 Колодец 4 Фильтр 5 Главный насос 6 Устройство для хлорирования воды 7 Водонапорная башня 8 Водопровод в город
11 Нева-главная водная артерия Санкт-Петербурга. Современное экологическое состояние Невы.
12 ВОДА ДЛЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА Что делают с водой? Что для этого используют? Расходуется ли для этого энергия и химические вещества?
13 Вода большого города. Подъём воды с глубины Невы на очистительные установки сооружения Использование мощных насосов Расходуется много энергии Удаление крупного мусора, содержащегося в воде Пропускание воды через специальные решётки Обеззараживание воды – уничтожение бактерий Добавление гипохлорита натрия. Растворяясь, он выделяет хлор Расходуются химические вещества Дополнительное обеззараживание воды – уничтожение бактерий и вирусов Ультрафиолетовое облучение Отделение взвешенных примесей, чтобы сделать воду более прозрачной Добавление специальных химических веществ, которые заставляют мелкие частицы соединяться вместе, образовывать хлопья и оседать Расходуются химические вещества Очистка воды от примесей Воду пропускают через гравий и песок. Взвешенные в воде частицы прилипают, и вода становится прозрачной Отправка воды потребителямМощные насосы закачивают воду в водопроводную систему Расходуется много энергии
17 Фотосинтез Какую роль в этом процессе играет вода?
18 свет 6СО 2 + 6Н 2 О С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 углекислый вода глюкоза кислород газ Фотосинтез
21 Вода обладает многими физическими свойствами, резко отличающими её от других жидкостей.
23 Но при температуре воздуха ниже 0°C превращается в лед
25 Она не имеет вкуса, запаха и цвета.
26 Вода кипит при t = 100°С. И превращается в пар.
27 Она может выглядеть и так.
28 ρ воды = 1 г/см 3 (при 4°C)
29 Вода не проводит электрический ток; Плохо проводит тепло; Обладает высокой теплоемкостью. Удельная теплоемкость численно равна количеству теплоты, необходимой для нагревания единицы массы вещества на 1°C. Она обозначается буквой «с». c воды =4200 Дж/кг · °C
30 Если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой!
31 Все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале t от 0°C до +4°C вода при охлаждении расширяется, а при нагревании – сжимается. При +4°C вода имеет наибольшую плотность (1000 кг/м 3 ). При более низкой и более высокой t°C плотность воды несколько меньше.
32 Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока её t°C не достигнет +4°C. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение t°C, изображенное на рисунке.
33 Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, в воде живут рыбы и другие обитатели водоемов.
36 Вода «Из атомов мир создавала Природа Два атома легких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода, И получилась частица Воды, Море Воды, Океаны и Льды…»
37 Химические свойства воды
40 схема водородной связи
42 Домашнее задание. Составить синквейн в рабочих тетрадях. 1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока 2. Подберите к этому слову 2 прилагательных 3. Подберите к этому слову 3 глагола 4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова 5. Подберите синоним к этому слову.