Что изучает археология 4 класс окружающий
Окружающий мир 4 класс 2 часть Начало истории человечества стр. 4 – 7
Вспомни что такое археология, исторический источник.
Археология — это наука, которая изучает прошлое человечества. Исторический источник — это вещественное свидетельство прошлого.
Обсудим!
1. Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первых людей?
Начало истории человечества оставило для потомков очень мало исторических материалов, по которым можно изучать жизнь самых первых людей.
Очень тяжело исследовать то, что было тысячи и миллионы лет назад.
2. Почему первобытные художники рисовали животных?
Первые художники рисовали животных, потому что их жизнь была связана с охотой.
Животные были их основной пищей.
Многих животных первобытное общество обожествляло.
3. Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?
Окружающий мир в то время был очень жесток к первобытному человеку.
А огонь был его помощником.
На огне люди готовили пищу, грелись вокруг него ночью.
Ним отпугивали диких зверей.
Без огня они не смогли бы выжить в дикой природе, потому что не было ни домов, ни оборудования.
Проверь себя
1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?
2. Какая эпоха в истории была самой длинной?
3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первых людей.
Древнейшие люди больше походили на обезьян. Они густо обросли волосами, ходили пригнувшись, у них была иная форма черепа.
Со временем человек прошлого всё больше походил на современного.
Он выпрямился, у него исчезли густые волосы по телу, форма черепа изменилась. Она стала напоминать череп современного человека. Человек стал использовать более совершенные орудия труда.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик:
2. В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни древнейших людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.
Рассказ о жизни древних людей для 4 класса
В краеведческом музее мы осмотрели экспозицию, которая рассказывает о жизни первобытного общества нашего края. Археологи проводили раскопки древних стоянок, и по найденным предметам составили представление об образе жизни тех людей.
Общество в те времена жило небольшими стойбищами, много кочевало. Они уже научились использовать огонь, обрабатывать камень, дерево и кости. Человек охотился на различных животных — оленей, медведей, мамонтов. Для охоты они использовали палки с заострённым концом и дубинки. Охотились они сообща, часто устраивали ловушки.
Также люди того времени занимались собирательством ягод, грибов, кореньев.
Жили они в пещерах, где постоянно поддерживали огонь.
Мы видели в музее простейшие приспособления и орудия, изготовленные человеком того времени — обтёсанные камни, осколки, каменные топоры.
Жизнь этих людей была трудна и опасна. Им приходилось бороться за своё выживание. Они выделывали шкуры убитых животных и рисовали на стенах пещер сцены охоты и быта.
3. Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.
Презентация «Занятия первых людей» для 4 класса
На картинках мы изобразили основные занятия древних людей: охоту, собирательство, изготовление орудий труда, выделку шкур, отдых у костра, рисование картин в пещерах.
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
На следующем уроке
1) Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта.
Пирамиды Древнего Египта представляют собой огромные сооружения, которые строили десятками лет по приказу фараонов.
Многие пирамиды сохранились до наших дней, но ещё больше было разрушено.
Пирамиды скрывают много тайн и их назначение до сих пор вызывает споры учёных.
2) Какой счёт лет был у древних египтян и римлян?
Египтяне вели отсчёт времени от воцарения каждого нового фараона.
Когда один фараон умирал, счёт начинался заново.
Римляне вели отсчёт от дня основания Рима, и такая система была более удобной.
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Перспектива» на тему «Путешествуем с археологами»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Путешествуем с археологами
Описание слайда:
Определите в каком веке произошли эти исторические события:
Описание слайда:
Соедините понятие и определение:
Описание слайда:
Как человек узнает о прошлом
Описание слайда:
Устные
Мифы, эпосы, легенды
сказания и др.
Письменные
Дневники,
письма, указы,
книги и др.
Описание слайда:
Геродот-отец истории
Отцом современной истории называют Геродота.
Он написал «Историю»
посвященную греко-персидским войнам
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …
Описание слайда:
В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.
Описание слайда:
Описание слайда:
Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства.
Описание слайда:
Описание слайда:
Между 280-260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона.
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы растворились среди племен Великого переселения народов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Бой славян со скифами. В. М. Васнецов
Описание слайда:
Описание слайда:
Сцены борьбы зверей
Пирующие скифы, изображение на вазе
Описание слайда:
Описание слайда:
Танаис
Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.
Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета П. М. Леонтьев.
Описание слайда:
Танаис основан в III в. до н. э. греками на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.
В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья.
Описание слайда:
Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.
В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Что изучает археология?
Почему археологические находки важны для изучения тех периодов, когда уже существовала письменность?
Какова отличительная особенность сокровищ древних скифов?
Описание слайда:
Ответы
Проверим себя
1.Археология – историческая наука, которая изучает вещественное наследие.
2.Найденные археологами вещи дополняют сведения, полученные из письменных источников.
3.Скифские сокровища отличает звериный стиль – выразительные, яркие изображения животных на предметах.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Перспектива» на тему «Путешествуем с археологами» состоит из 28 слайдов, на слайдах даны задания по историческим датам, понятиям и определениям с проверкой, про исторические источники, археологов, памятники, племена, о скифах, военном деле, зверином стиле, заповедник Танаис, толковый словарь, вопросы для закрепления с ответами и домашняя работа.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Перспектива» на тему «В жаркой пустыне»
Открытый урок во 2 классе на тему «Про воздух»
Итоговая проверочная работа по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира. 1 класс.
Презентация по окружающему миру для 4 класса УМК «Перспектива» на тему «У тёплого моря»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438655 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 4 класс
Урок 3. Мир глазами историка.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
История – наука, которая изучает прошлое людей.
Архив – хранилище документов.
Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
Век, столетие – 100 лет.
Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков.
Летоисчисление – счёт лет.
История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Эти события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Что такое исторический источник?
Как ведут счёт лет в истории?
История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Один из наиболее посещаемых музеев мирового искусства находится во Франции. Лувр – большой музей с самой ценной коллекцией экспонатов.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты этого музея рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В Кунсткамере хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.
Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы в Великой Отечественной войне.
В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы.
У разных народов был разный счет лет – летосчисление. Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам. Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
Представить где происходило то или иное событие поможет историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно обращать внимание на цвет, изучать условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами.
История – наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Археология – одна из наук помощниц истории.
Помощницей при изучении истории является историческая карта.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового тренировочного задания
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКонстантин Аршинников
Презентация к уроку
Похожие презентации
Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Презентация.Наука-археология. 4 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
2 Археоло́гея Археоло́гея (др.-греч. ρχαος древний иλόγος слово, учение) историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (др.-греч. ρχαος древний иλόγος слово, учение) историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.др.-греч.историческая дисциплина др.-греч.историческая дисциплина
3 История термина «археологея» Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена. Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена. Цитата немецкого историка Э. Церен. Цитата немецкого историка Э. Церен.
7 Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археологея» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археологея» употребляется как часть науки о человеке антропологея. Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археологея» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археологея» употребляется как часть науки о человеке антропологея.Древней Греции ПлатонВозрождения Древнего Рима Древней Греции ПлатонВозрождения Древнего Рима В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археологея часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно. В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археологея часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.XIXисторической наукиXIXисторической науки
8 Наиболее яркие события в истории археологии на территории России открытие берестяных грамот. берестяных грамот берестяных грамот Берестяны́игра́моты письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древне й Руси XIXV вв. Берестяныиграмоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира. Берестяны́игра́моты письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древне й Руси XIXV вв. Берестяныиграмоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира.берёзы письменности Древне й Русивосточнославянских языковберёзы письменности Древне й Русивосточнославянских языков
9 Грамота 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея Грамота 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея Исторического музея Исторического музея
10 Наиболее яркие события в истории археологии Помпе́и древний римский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года. Помпе́и древний римский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.римский вулканического извержения Везувия 24 августа 79 годаримский вулканического извержения Везувия 24 августа 79 года Сейчас музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Всемирного наследия ЮНЕСКОВсемирного наследияЮНЕСКО
11 Кли́нопись Кли́нопись наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Кли́нопись наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.глиняная табличка глиняная табличка
12 Египетское иероглифическое письмо Иеро́глиф (др.-греч. ερογλύφος) название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). др.-греч.знака системах письмазвукислогиморфемысловаидеограммыдр.-греч.знака системах письмазвукислогиморфемысловаидеограммы
13 Неандерта́лес Неандерта́лес, человек неандертальский ископаемый вид человека, обитавший 140[1]24[2] тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека. Неандерта́лес, человек неандертальский ископаемый вид человека, обитавший 140[1]24[2] тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, частично является предком современного человека.[1][2][1][2] «Классический» неандерталес из грота Ля Шапель-о-Сен в реконструкции М. М. Герасимова(Государственный исторический музей, Москва) «Классический» неандерталес из грота Ля Шапель-о-Сен в реконструкции М. М. Герасимова(Государственный исторический музей, Москва)М. М. Герасимова Государственный исторический музейМ. М. Герасимова Государственный исторический музей
14 Открытие пещерных рисунков Альтами́ра пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита. Пещера с живописью объект всемирного наследия ЮНЕСКО с Альтами́ра пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита. Пещера с живописью объект всемирного наследия ЮНЕСКО с Испанииживописьюверхнего палеолита объект всемирного наследияЮНЕСКО1985Испанииживописьюверхнего палеолита объект всемирного наследияЮНЕСКО1985