Что изучает антропология как наука

Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы

Что изучает антропология как наука

Приветствую Вас, друзья!

Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.

Что такое антропология?

Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).

Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.

Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.

Объект и предмет изучения антропологии

Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.

Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.

Методы антропологии

В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

Культурная (социокультурная) антропология

Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.

Заключение

Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.

Источник

Антропология

Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.

Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).

Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).

Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.

Какие есть разделы антропологии?

Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.

В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:

Социально-культурная антропология

Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.

Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.

В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.

Физическая (биологическая) антропология

Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.

Учёные разбираются в:

Философская антропология

Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.

Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:

Медицинская антропология

Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:

Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.

Юридическая антропология (или антропология права)

Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.

Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.

Методы антропологии

Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.

Источник

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.

В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).

Физическая антропология

изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология

Что изучает антропология как наука

занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

Этнолингвистика.

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.

Доисторическая археология.

Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.

Культурная антропология.

Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Единство антропологии.

Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.

В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.

Области приложения антропологии.

Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности, взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.

Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.

Сферы приложения физической антропологии.

Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.

Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.

Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.

Сферы приложения культурной антропологии.

Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.

Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.

Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.

Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

Проблема человека в западной философии. М., 1988
«Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996
История ментальностей, историческая антропология. М., 1996
Культуральная антропология. СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология. СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений. – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии. М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология. М., 2004

Источник

Антропология как наука

Антропология как наука

Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.

Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.

Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.

Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.

В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология, включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология, изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.

По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.

Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:

философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;

педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;

биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;

социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;

культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);

психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;

антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.

Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.

Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. История педагогики как наука

1. История педагогики как наука 1.1. Исторический экскурс. Впервые педагогический материал становится частью научных исторических исследований в XIX в. С тех пор история мировой педагогики становится постоянной и неотъемлемой дисциплиной в корпусе педагогических

Наука чистить зубы

Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *