Что изучает анатомия физиология
Что изучает анатомия физиология
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
Анатомия и физиология как наука. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом»
План: Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости тела человека. Анатомическая номенклатура. Конституция человека, морфологические типы конституции. Определение органа. Системы органов.
В результате освоения дисциплины «Анатомия и физиология» : СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Что изучает анатомия. Что изучает физиология. Части тела человека. Отделы головы, туловища, конечностей. Полости тела человека, в которых расположены органы. Анатомические термины: верхний, нижний, передний, задний, медиальный, латеральный, проксимальный, дистальный, внутренний, наружный, поверхностный, глубокий. Конституция, определение, типы конституции (гипертонический, астенический, нормостенический). СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека
Свойства организма: размножение рост развитие изменчивость обмен веществ раздражимость умирание
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение), – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и влиянием окружающей среды. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды. Анатомия и физиология как науки
Физиология человека – это наука, изучающая механизмы функционирования организма (и составляющих его органов, клеток и тканей) в его взаимосвязи с окружающей средой. Физиология изучает деятельность живого организма в целом, зависимость ее от влияний внешней среды, а также работу отдельных органов и систем. Анатомия и физиология как науки
Гиппократ Леонардо да Винчи У. Гарвей Краткий очерк истории развития анатомии
М. В. Ломоносов Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвин
И. И. Мечников К. Линней
Методы изучения организма человека Методы исследования строения человеческого тела Исследование трупного материала: вскрытие (рассечение, расчленение) распиливание вымачивание макроскопия микроскопия инъекционный метод метод коррозии (разъедания) гистология цитология Исследование живого организма: осмотр тела и его частей пальпация перкуссия аускультация рентгенография рентгеноскопия и т.п. эндоскопия, эхолокация (УЗИ) компьютерная томография магнитно-резонансная томография антропометрия
Методы изучения организма человека Экспериментальные методы: наблюдение экстирпация наложение фистулы катетеризация денервация и пр. моделирование процессов Инструментальные методы: ЭКГ ЭЭГ миография Биохимические методы Методы исследования физиологических процессов
Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым: · молекулярный · клеточный · тканевой · органный · системный
Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью. Механизмы самоудовлетворения: · врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов) · приобретенные (сознательное поведение, психические реакции) Структуры удовлетворения потребностей: 1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная) 2. регуляторные (нервная и эндокринная)
Части тела человека шея туловище верхние конечности нижние конечности голова
Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.
Оси и плоскости тела человека Предназначены для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга Исходное положение тела: человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед Плоскости: сагиттальная – срединная (медианная) (расположена вертикально и ориентирована спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела), делит тело на правую и леую половины фронтальная – вертикальная, ориентирована перпендикулярно к сагиттальной, отделяет переднюю часть тела от задней (по своему направлению соответствует плоскости лба) горизонтальная, ориентирована перпендикулярно сагиттальной и фронтальной и отделяет расположенные ниже отделы тела от вышележащих Две половины тела — правая и левая
Оси и плоскости тела человека Оси вращения: вертикальная, направлена вдоль тела стоящего человека (по этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод), совпадает с продольной осью, которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве или вдоль конечности, или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими размерами фронтальная (поперечная), по направлению совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или слева направо сагиттальная, расположена в передне-заднем направлении (как и сагиттальная плоскость).
Анатомическая номенклатура 2. Анатомические термины для обозначения положения верхней и нижней конечностей: проксимальный отдел (ближайший к туловищу), находится ближе к туловищу дистальный отдел – удаленный от туловища ладонный – находящийся на стороне ладони – поверхность верхней конечности относительно ладони подошвенный – находящийся на стороне подошвы – поверхность нижней конечности относительно подошвы
топографические линии грудной клетки
Анатомическая номенклатура 3. Анатомические термины для определения проекции границ органов на поверхности тела (ориентированы вдоль тела): передняя срединная линия – вдоль передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами задняя срединная линия – вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков окологрудинная линия – по краям грудины, среднеключичная (сосковая) линия проходит через середину ключицы (совпадает с положением соска молочной железы) передняя подмышечная линия – от одноименной складки в области подмышечной ямки средняя подмышечная линия – от самой глубокой точки подмышечной ямки задняя подмышечная линия – от одноименной складки лопаточная линия проходит через нижний угол лопатки околопозвоночная линия – вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков)
Конституция человека типы телосложения человека: долихоморфный ( от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brdchys — широкий), имеющий короткое широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный ( от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).
мезоморфный (промежуточный) тип (нормостеник) Морфологические типы конституции долихоморфный тип (астенический) брахиморфный тип (гиперстеник)
Система органов – это комплекс органов с общим: происхождением развитием строением функцией Системы органов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к занятию по дисциплине «Анатомия и физиология человека» специальность Лечебное дело
Номер материала: ДБ-1453309
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучают анатомия и физиология человека. Чем они отличаются?
Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.
Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.
Что такое анатомия
Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.
Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».
В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.
Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:
Что такое физиология
Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.
Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г., когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.
Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.
Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.
Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.
На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.
Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).
Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.
Что изучает анатомия физиология
Предмет анатомия, физиология и гигиена человека
Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.
Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.
Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.
Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.
Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.
В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.
Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.
Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.
Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».
Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.
Определение предмета анатомия и физиология. Связь с другими дисциплинами. Задачи и методы исследования. Краткий исторический очерк развития.
Анатомия является составной частью биологии – науки о живой природе, её формах и закономерностях развития. Анатомия– это наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования ( под воздействием окружающей среды).
Своё название наука получила от метода исследования – рассечения, или препарирования (греч. anateme – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.
Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях её организации.
Физиология – наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма. Нормальная физиология изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они закладывают фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: патологической анатомии и физиологии, хирургии, лечебной физкультуры и спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что, в свою очередь, является основой для успешной борьбы за здоровье человека.
Строение тела человека по системам (костная, мышечная, дыхательная и др.) изучает систематическая анатомия; на основе уже известных фактов систематической анатомии топографическая (хирургическая) анатомия рассматривает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела (с учетом положения органов и их взаимоотношений со скелетом и между собой); пластическая анатомия объясняет внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза), т.е. в зависимости от возраста; патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани. Функциональная анатомия рассматривает структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций, что значительно дополняет знания, полученные при рассечении человеческого тела.
Совокупность физиологических знаний делят на ряд направлений: общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности (метаболизм органов и тканей), общие закономерности реагирования организма и его структур на воздействие среды (раздражение, возбуждение, торможение). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (сердца, печени, почек и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, кровообращения и др.). Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности. У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, свидетельствуют, что им были известны такие органы, как сердце, легкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в древнеегипетском папирусе Эберса (ок.2550 г.до н.э.) «Тайная книга врача», содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов.
Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции.
Более чем на 2 тысячелетия непререкаемым авторитетом в медицине стал древнегреческий врач и ученый Гиппократ (ок.460-окю377г.до н.э.). Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека; описал кости крыши черепа и соединения их при помощи швов; строение позвонков, ребер, орган зрения, мышцы, крупные сосуды, внутренние органы. Однако он не избежал ошибок: считал, что артерии содержат воздух, не отличал нервы от сухожилий, а вены от артерий.
Крупнейшими учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н.э.) и его ученик Аристотель (384-322 до н.э.)Платон установил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал из внутренние органы, кости, хрящи. Он уже отличает нервы от сухожилий, знает, что артерии отходят от аорты. Но ошибочно считает, что все нервы органов чувств берут начало в сердце.
Самым выдающимся ученым в медицине после Гиппократа стал римский биолог, анатом и физиолог, философ Гален (ок.130-ок.200г), который впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных. Человеческих трупов Гален не вскрывал, т.к. это считалось большим грехом и строго наказывалось вплоть до сожжения на костре. В результате Гален нередко ошибочно переносил на человека анатомические данные, полученные при вскрытии трупов животных. Гален подробно описал мышцы и кости, выделил типы строения костей, которые почти без изменений приняты и в современной анатомии. Из 12 пар черепных нервов он описал 7. Важные сведения получены о строении головного мозга. Гален рассматривал анатомические структуры в неразрывной связи с функцией.
Авторитет Галена был так велик, что почти 13 веков анатомию и медицину изучали в основном по его трудам. Его сочинения получили распространение среди персидских и арабских врачей, блестящим представителем которых был таджикский врач и философ Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037гг). В книге «Канон врачебной науки» он систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена.
Развитие анатомии в эпоху раннего средневековья тормозит церковь. Медицина и анатомия изучаются по трудам Гиппократа, Аристотеля и Галена, а врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие не только трупов людей, но и животных. Однако интенсивное развитие городов, торговли и культуры в 12-14вв. способствовало дальнейшему прогрессу науки. В Европе возникают первые университеты, где уже в 13в. Открываются медицинские факультеты, которым дается право вскрывать 1-2 трупа в год.
В эпоху Возрождения (15-18вв) был заложен фундамент научной анатомии. Это заслуга величайшего ученого и художника Леонардо да Винчи, бельгийского анатома Андреаса Везалия и английского естествоиспытателя Уильяма Гарвея.
Леонардо да Винчисделал множество (более 800)очень точных рисунков костей, мышц, внутренних органов, сопровождающихся заметками и описаниями. Он изучал пропорции тела человека, положив начало пластической анатомии; изучал функциональную анатомию двигательного аппарата, особенности детского и старческого организмов.
Основателем анатомии как науки считается Андреас Везалий. В возрасте 22лет он заведовал кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». В них он описал в систематическом порядке скелет, мышцы, связки, сосуды, нервы, внутренности, мозг и органы чувств.
В 16-17вв. уже производились публичные вскрытия трупов человека в специальных помещениях – анатомических театрах.
Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в физиологии. Испанский врач Мигель Сервет, а через 6 лет и ученик Везалия Коломбо высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей открыл большой круг кровообращения (1628г), а также предсказал наличие капилляров между артериями и венами (которые были открыты в 1661г М.Мальпиги).
В 17-18в. происходит не только ряд открытий, но и закладываются основы таких наук, как гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Голландский натуралист Антонии Ван Левенгук изобрел микроскоп, используя который впервые наблюдал и зарисовал сперматозоиды человека, описал эритроциты, бактерии, яйца и зародыши, части и органы более чем 200 видов растений и животных.
Французский философ и физиолог Рене Декарт внес в физиологию представление о рефлексе.
В 18-19вв. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.
Основателем клеточной теории является немецкий ученый Т.Шванн, который показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка.
В 1859г. вышла в свет книга английского ученого Ч.Дарвина «Происхождение видов», в которой автор обосновал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян.
Основные законы теории наследственности были установлены чешским ученым-монахом Грегором Менделем, заложившим основы современной генетики.
В 1895г. немец В.Рентгеноткрывает Х-лучи, что привело к созданию принципиально нового направления в анатомии – анатомии живого человека, или рентгеноанатомии.
Основателем топографической анатомии является Н.И.Пирогов. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Пирогов описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Написал «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» и др.
И.М.Сеченов вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сознания, первым изучил растворенные в крови газы, открыл процесс торможения в ЦНС.
На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П.Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. За работу в области физиологии пищеварения в 1904г. ему присудили Нобелевскую премию.
В Беларуси в 1921г. в БГУ открылся медицинский факультет. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С.И.Лебедкин. Белорусские ученые Д.М.Голуб за цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы, П.И.Лобко, С.Д.Денисов и П.Г.Пивченко за учебное пособие «Вегетативная неравная система» награждены Государственной премией.
Методы исследованиядля изучения строения тела человека и его функций.
Для изучения морфологических особенностей человека выделяют 2 группы методов: 1) на трупном материале и 2) на живом человеке.
¾ Метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель и др.) – позволяет изучить строение и топографию органов. Впервые примене Герофилом и Эрасистратом был доведен до совершенства А.Везалием
¾ Метод вымачивания трупов в воде или специальной жидкости длительное время – для выделения скелета, костей и их изучения
¾ Метод распиливания замороженных трупов позволяет изучить взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела. Разработан Н.И.Пироговым.
¾ Инъекционный метод (метод наливки) – введение в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим просветлением паренхимы органа глицерином, метиловым спиртом, вазелиновым маслом и препарированием анатомических структур. Широко применяется при изучении кровеносной, лимфатической систем, бронхиального дерева, легких и др.
¾ Метод коррозии, или разъедания, используется при изучении кровеносного русла, внутренних органов. Заключается в заполнении полостных органов затвердевающими массами (пластмасса, жидкий металл) с последующим разрушением мягких тканей органа (помещают в раствор кислоты или щелочи), при этом сохраняется только слепок
¾ Микроскопический метод – изучение структуры органов при помощи микроскопов.
¾ Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, томография, ангиография и др.) – позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни
¾ Соматоскопический (визуальный осмотр)- для определения формы грудной клетки, степени развития мускулатуры, искривления позвоночника и др. Используются также ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных частей тела
¾ Соматометрический, или антропометрический – изучение строения тела путем измерения его отдельных частей и расчета их соотношений, определяющих пропорции тела. Метод позволяет определять соотношение мышечной, костной, жировой тканей, подвижность суставов…
¾ Метод эндоскопии – с помощью световодной техники исследуют внутреннюю поверхность дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, сердца и др.
Используются методы ядерно-магнитного резонанса, УЗ- эхолокации, электронной микроскопии и др.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
¾ Метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей
¾ Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, кишечник и пр.)трубки и закреплении ее на коже – изучается секреторная функция.
¾ Метод катетеризации – для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в сердце и кровеносных сосудах. При помощи катетеров вводят лекарственные средства.
¾ Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения органа используют химические или электрические раздражители.
Инструментальные методы: ЭКГ, ЭЭГ, вживление микро-макроэлементов и др.
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервно-сосудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.)
Функции органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создаются необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Понятие об органе и системе органов. Полые, паренхиматозные органы. Организм как единое целое. Нейро-гуморальный механизм регуляции. Основные признаки живого организма. Анатомическая терминология.
Соединяясь между собой, разные ткани образуют органы. Орган – это часть тела, которая имеет определенную форму, строение, занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию.
В образовании любого органа принимают участие различные ткани, но одна из них является главной, обусловливая особенности его строения и функции. Для костей это костная ткань, для мышц – мышечная, для мозга – нервная, для желез – эпителиальная. Другие ткани, входящие в орган, выполняют вспомогательные функции. Так, соединительная ткань образует строму органа (соединительнотканный остов); эпителиальная ткань выстилает слизистые оболочки; нервная ткань – иннервация органа, нервные узлы в стенках органа.
Органы различают по форме, размерам и положению. Имеются также половые и возрастные отличия. По морфологическим признакам внутренние органы делятся на паренхиматозные (легкие, печень, почки, поджелудочная железа и др.) и полые/трубчатые (трахея, бронхи, желудок, кишечник и др.). Паренхиматозные органы построены из паренхимы, в состав которой входят специализированные (эпителиальные) клетки, а остов (строма) состоит из соединительнотканной оболочки, образующей в толще органа перегородки.
Органы, сходные по строению, происхождению и выполняющие единую функцию, объединяются в системы. В организме человека выделяют системы органов:
1. пищеварительная – объединяет органы, при помощи которых в организме происходит переваривание пищи и ее усвоение
3. сердечно-сосудистая – объединяет сердце и сосуды, которые обеспечивают кровообращение
4. мочевыводящая – осуществляет выделение из организма образующихся продуктов метаболизма (соли, мочевина и др)
5. нервная – соединяет все органы и системы в единое целое, регулирует их деятельность
6. система органов чувств – воспринимает раздражения от внешней и внутренней среды
7. эндокринная – регулирует все процессы в организме при помощи гормонов.
Некоторые органы, имеющие различное строение и происхождение, но выполняющие единую функцию, объединяют (по функциональному принципу) в аппараты (опорно-двигательный, мочеполовой и пр.)
Совокупность систем и аппаратов органов образует целостный организм человека, в котором все составляющие его части взаимосвязаны друг с другом, при этом основная роль в объединении организма в единое целое принадлежит нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой системам, которые обеспечивают нейрогуморальную регуляцию функций организма. Нервная система передает сигналы в виде нервных импульсов, эндокринная – выделяет гормональные вещества, которые кровь переносит к органам-мишеням.
Взаимодействие между клетками нервной и эндокринной систем осуществляется при помощи разных клеточных медиаторов, образованных из аминокислот (эндорфины и пр.). Вырабатываемые в НС в небольших концентрациях, они оказывают очень большое влияние на эндокринную систему.
Саморегуляция физиологических функций – основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне.
Организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой. Адаптация (приспособление) – все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, происходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.
Организм человека представляет собой единую целостную систему: организм – системы организма – органы – ткани – клетки – органоиды – молекулы.
Клетка – элементарная структурная и функциональная единица многоклеточного организма.
Клетки сложного организма специализированы. В зависимости от выполняемой функции они имеют различную форму и особенности строения.
Все ткани в организме взаимосвязаны и образуют органы, которые в свою очередь объединены в системы органов.
Системы органов функционируют взаимосвязано в целом организме благодаря нервной и гуморальной регуляции
Благодаря нейрогуморальному механизму регуляции обеспечивается постоянная адаптация человека к меняющимся условиям среды обитания.
При изучении анатомии человека для обозначения положения тела и органов в пространстве, расположение их относительно друг друга используют понятия о частях тела, плоскостях и осях.
За исходное принимается естественное вертикальное положение тела человека с опущенными вдоль туловища руками, обращенными вперед ладонями и кнаружи большими пальцами кистей.
В теле человека различают части: голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности.
Голова подразделяется на 2 отдела: лицевой и мозговой.
Туловище: грудь, спина, живот, таз. Внутри туловища находятся полости: грудная, брюшная и тазовая.
Тело человека построено по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии и делится на 2 половины – правую и левую.
При описании частей тела и положения отдельных органов используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости, которые могут быть проведены через любую точку тела человека:
— сагиттальную (от лат. sogitta – стрела) – проходит в переднезаднем направлении и делит тело на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела, называется срединной или медиальной.
— фронтальную (от лат. frons – лоб) – проходит параллельно плоскости лба и делит тело на переднюю и заднюю части
— горизонтальную – идет перпендикулярно фронтальной и сагиттальной плоскостям и отделяет верхние отделы тела от нижних.
Для обозначения положения органов и частей тела пользуются следующими терминами:
— медиальный(medialis), если орган лежит ближе к медианной плоскости
— латеральный(lateralis), если орган расположен дальше от нее
— внутренний(internus) – лежащий внутри
— наружный(externus) – кнаружи, расположенный вне полости (части тела)
— глубокий(profundus) – лежащий глубже
— поверхность(superficialis) – лежащий на поверхности – для определения положения органов, находящихся на различной глубине
— краниальный(cranialis) – поверхность или край органа, обращенный в сторону головы
— каудальный (caudalis) – обращенный к тазу
— проксимальный(proximalis) – лежащий ближе к туловищу
— дистальный(distalis) – отдаленный от туловища
Для определения направления движения в суставах или ориентации органов используют оси вращения – линии, образующиеся при пересечении плоскостей:
— вертикальную – при пересечении сагиттальной и фронтальной плоскостей. При вращении вокруг вертикальной оси движения происходят только в горизонтальной плоскости.
— фронтальную – при пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей. При вращении вокруг вертикальной оси движения происходят только в сагиттальной плоскости.
Для определения проекции границ органов на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека:
— передняя срединная линия – по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой половинами
— задняя срединная линия – вдоль позвоночного столба, по вершинам остистых отростков позвонков
— грудинная линия – по краю грудины
— среднеключичная – через середину ключицы
— передняя, средняя и задняя подмышечные линии – проходят соответственно от передней складки, средней части и задней складки подмышечной ямки
— лопаточная линия – через нижний угол лопатки
— околопозвоночная линия – вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы
Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 569 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ