Что изучает анатомия человека и как она связана с другими науками
Анатомия как наука: специфика биологических закономерностей, анатомия как теоретическая основа медицины
Что собой представляет биология человека как наука?
Анатомия как наука
Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.
Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.
Разделы и виды анатомии
В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:
По содержанию различают анатомию:
Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека
В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.
Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.
Анатомия как теоретическая основа медицины
Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.
Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.
Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.
В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.
И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.
Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.
Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.
Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.
Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.
Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.
Биологические системы
Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.
Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.
Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.
1. Морфология – (от греч. Morphe – форма, строение).
2. Эмбриология – (наука развития организма от зачатия до рождения).
В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.
Анатомия– наука о форме, строении органов и развитии организма в целом человека под воздействием окружающей среды. Предметом изучения анатомии является человек. Изучая любой орган, нас интересует для чего он предназначен, т.е. какую функцию он выполнят.
Функция– это деятельность органа.
Физиология– изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий внешней среды и при различном состоянии организма.
Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.
Анатомия связана практически со всеми медицинскими науками: патанатомия, физиология, нервные болезни, эндокринология, гистология – histes – ткань, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш.
Анатомия и физиология делятся на нормальную и патологическую.
Анатомия |
( нормальная ) местоположение Формы и про- строение
Изучает строение органов порции тела тела ч-ка
тела человека по человека от возраста
Изучает поврежденные органы и ткани
Физиология |
Изучает основные Изучает особенности Физиология труда
жизненные процессы отд. органов, тканей питания, спорта
2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.
3. Методы, используемые для изучения анатомии:
1. Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).
2. Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).
3. Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).
4. Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.
5. Метод просветления (основан на разности преломления лучей).
6.Соматоскопический метод или визуальный осмотр.
7. Антропометрический метод – путем измерения частей тела.
8. Эндоскопический метод – при помощи приборов.
9. Метод препарирования – послойное рассечения.
10. Метод ощупывания.
11. Метод перкуссии (простукивания).
12. Метод аускультации (прослушивания).
13. Метод люминисценции – готовые мазки обрабатывают светящимся веществам.
14. Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие в-ва) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.
В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.
Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 7131 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что изучает анатомия человека и как она связана с другими науками
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
Вопрос 1. Анатомия как наука
/. Понятие и метод анатомии
2. Связь анатомии с другими науками
3. Дисциплины, входящие в состав анатомии
4. Структура систематической анатомии
5. Основные термины
1. Анатомия человека — наука, изучающая строение и форму человеческого тела и его органов в связи с их функцией и развитием.
Она исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод.
2. С анатомией тесно связаны другие морфологические пауки:
• цитология;
• гистология — наука о тканях;
• эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.
3. Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:
• нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
• динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.
4. В состав систематической анатомии входят:
• остеология — учение о костях, составляющих скелет;
• артро-синдесмология — о соединении костей и суставов;
• миология — о мышцах скелета;
• спланхнология — о внутренностях;
• ангиология — о сосудистой системе;
• кардиология — о сердце;
• неврология — о нервной системе;
• эндокринология — об органах внутренней секреции;
• эстезиология — об органах чувств.
5. Человек
Тело человека построено по типу двубоковой симметрии — делится срединной плоскостью на две симметричные половины. Основные термины, используемые при рассмотрении различных органов тела человеку.
• плоскость, делящая тело в вертикальномнаправлении на две симметричные половины, называется срединной;
• плоскости, параллельные срединной— сагиттальными;
• поперечные <горизонтальные) плоскости перпендикулярны срединной и фронтальной плоскостям;
• термин «медиально» обозначает часть тела ближек срединной плоскости;
• «латерально» — дальше от нее.
Анатомия человека— это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия(от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.
Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.
Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость,расположенная вертикально и ориентированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также сагиттальной.
Сагиттальная плоскостьотделяет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикальная плоскость, ориентированная перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — posterior), называется фронтальной(от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направлению соответствует плоскости лба. В качестве синонимов терминов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соответственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).
Горизонтальная плоскостьориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).
Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная — могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось(вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью(продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось(поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось(сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.
Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя срединная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana posterior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Передняя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмышечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Связь анатомии со смежными дисциплинами
Лекция № 1 Введение
Методы изучения анатомии.
Цель лекции. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии. Воспитать у студентов определенные этические нормы поведения на анатомической кафедре (уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и к трупу). Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии человека.
1. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии как науки.
2. Рассмотреть основные методы анатомического исследования.
3. Раскрыть связь анатомии со смежными дисциплинами.
4. Рассмотреть место анатомии среди медицинских дисциплин в системе подготовки врача.
5. Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии.
Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела, происхождение и развитие органов и систем, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию. Термин «анатомия» произошел от греческого слова — anatome — разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека — изучение строения, происхождения человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроскопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов) и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптических приборов – гистология, цитология).
Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.) называется систематической или описательной анатомией.
Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия).
Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравнительной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.
Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).
Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями: стремится выяснить, не только как организм устроен, но и почему именно так он устроен.
Связь анатомии со смежными дисциплинами
В зависимости от методов исследования анатомия (в широком смысле) включает макроскопическую анатомию или нормальную человека, микроскопическую анатомию, ультрамикроскопическую. Гистология, цитология и эмбриология являются составными частями анатомии.
Для понимания филогенеза человека анатомия использует данные палеонтологии (наука, изучающая ископаемые остатки костей предков), сравнительной анатомии, антропологии (изучает историю человека, его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой он принадлежит и роль труда в антропогенезе).
Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения и развития человека в филогенезе (развитие рода человека как биологического вида). Для этого анатомия изучает развитие человека в онтогенезе. Так эмбриология изучает развитие организма до рождения — пренатальный период развития. Развитие организма после рождения и до смерти — постнатальный период, изучает возрастная анатомия, в которой выделяют науку о старении — геронтологию (от греческого geron — старик).
Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии – науки о жизнедеятельности организма. Тесно связана методологически с патологической анатомией, исследующей больной организм и болезненные изменения органов.
Основными методами исследования в анатомии являются:
1) секционный (рассечение трупов, органов, частей туловища, тканей;
2) препаровочный (выделение исследуемых органов и тканей для установления формы, размеров, синтопии, протяженности, трофики);
3) инъекционный (введение различных веществ: контрастных в кровеносные и лимфатические сосуды, межоболочечные пространства, полости);
4) коррозионный (развитие инъекционного). В качестве инъекционной массы используют эпоксидную смолу, гипс и др. После отвердевания опущение препарата в 10% H2SO4. Через 2-3 дня происходит разъедание мягких тканей и остается слепок отвердевшей массы. Этот метод используется для изучения характера ветвления сосудов, их диаметра. Бронхов, чашечно-лоханочной системы почек и др. органов;
5) рентгеновский (рентгеноанатомия) – прижизненное изучение посредством рентгеновского излучения структуры, формы и функции органов и тканей. Первым в России занялся рентгеноанатомией В.Н.Тонков – изучал зародыши, новорожденных, детей, студентов с целью уточнить особенности роста скелета. П.Ф. Лесгафт изучал строение суставов и внутренних органов. М.Г. Привес – остеогенез. Именно рентгеновский метод позволил установить, что анатомически мертвое тело по своим размерам и форме не идентично анатомически живому. Появилась возможность проследить все детали становления ряда структур, оценить их функциональную значимость, и не только с статике. Но и в динамике. Были выявлены пределы смещаемости внутренних органов при выполнении различных физических упражнений, влияние движений в суставах на положение артерий и вен;
6) экспериментальный – моделирование заболевания на животных. После умерщвления животного производится исследование органов и систем. Результаты эксперимента экстраполируются на человека (Тонков В.Н. исследовал коллатеральное кровообращение). Космическая анатомия является разделом экспериментальной анатомии;
7) эндоскопический – осмотр полых внутренних органов и полостей тела, как правило, через естественные отверстия с помощью эндоскопов;
8) томографический (изучение формы и структуры объектов на изображениях рентгеновских срезов;
9) макромикроскопический – исследование объектов с использованием различных контрастных методик:
11) электронная микроскопия. Разрешающая способность микроскопа 0,002нм, что в 100 000 раз больше, чем у светового микроскопа;
12) трансмиссионная (просвечивающая) электронная микроскопия (ТЭМ) – дает изображение при очень больших увеличениях (до 100 000 раз и более);
13) сканирующая (растровая) электронная микроскопия (СЭМ) – создает объемное изображение;
14) гистохимия – изучает химический состав и обменные процессы в тканях и клетках;
16) фазово-контрастная микроскопия с микрокиносъемкой – изучение деления, внутренних процессов, движения фибрилл, митохондрий, вакуолей;
17) темнопольная микроскопия – использует эффект рассеивания света на границе сред с разной преломляющей силой;
18) ультрафиолетовая микроскопия (увеличивает разрешающую способность до 0,1мкм) – исследование нуклеиновых кислот внутриклеточно;
19) люминесцентная микроскопия (добавление флюорохромов) – изучение микроструктуры в динамике и комбинирование с другим методом микроскопии, например, контрастированием;
20) биометрический и другие методы – достижения физики, химии и др. наук используются для создания разнообразных методов исследования в виде различных подходов (инструментов) анатомии.
Анатомия и физиология – это альфа и омега медицинских знаний. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины». Создает фундамент, основу медицинским знаниям по различным направлениям профессиональной деятельности. Без качественных знаний в этих науках невозможна успешная профессиональная деятельность.