Что изучает анатомия 5 класс

Анатомия — это наука, изучающая строение тела человека

Что изучает анатомия 5 класс

Анатомия — это наука, изучающая строение тела

Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.

Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.

Что изучает анатомия 5 класс

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Ткани животных

Что изучает анатомия 5 класс

Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)

Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).

Что изучает анатомия 5 класс

Гиалиновый хрящ при высоком увеличении

Соединительная ткань

Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте. Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген. Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела.

Эпителий

Что изучает анатомия 5 класс

Слизистая оболочка желудка при малом увеличении

Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством. Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.

Мышечная ткань

Что изучает анатомия 5 класс

Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении

Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов. Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.

Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически. Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения. Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.

Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения. Они находятся в местах движения конечностей и челюстей. Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.

Нервная ткань

Что изучает анатомия 5 класс

У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение. У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.

Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях. У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени. Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.

Источник

Анатомия

Что изучает анатомия 5 класс

Что изучает анатомия 5 класс

Анато́мия (от греч. ἀνα- — вновь, сверху и τέμνω — «режу», «рублю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.

Содержание

Наиболее известные ветви анатомии

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.

Источник

Термины и определения по биологии 5 класс

Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

Анатомия – исследует строение органов человека.

Бактериология – занимается исследованием бактерий.

Бактериофаг — вирус бактерий, способный поражать бактериальную клетку, размножаться в ней и вызывать её растворение.

Белки – органические вещества, входящие в состав клеточных структур клетки.

Биология – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живую природу.

Что изучает анатомия 5 класс

Ботаника – занимается изучением растительного мира.

Вакуоль — полость внутри клетки, ограниченная мембраной и заполненная клеточным соком.

Вирусология – исследует вирусы.

Водоросли — гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде, в систематическом отношении представляющая собой совокупность многих отделов.

Генетика – уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов.

Гетеротрофы — организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.

Грибы — особая группа живых организмов, не относящиеся ни к животным, ни к растениям. Состоит из гифов, которые образуют плодового тела и грибницы

Деление клетки — биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов.

Зоология – изучает животный мир.

Клетка – структурная единица любого организма, наименьшая часть организма, она служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма.

Лишайники — это своеобразный организм, состоящий из гриба и водоросли (симбиоз)

Мембрана — тонкая пленка под оболочкой клетки, регулирует обмен веществ. Обладает полупроницаемостью.

Метод – последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Микроскоп — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией.

Что изучает анатомия 5 класс

Многоклеточные организмы — внесистематическая категория живых организмов, тело которых состоит из многих клеток, большая часть различается по строению и выполняемым функциям.

Микология – изучает царство грибов.

Обмен веществ — последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться в условиях окружающей среды, а также адаптироваться в ней.

Организм – живое существо или растение с его согласованно действующими органами.

Паразиты – питающиеся органическими веществами живых организмов.

Природное сообщество — это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепочками.

Рибосомы — участвуют в образовании сложных молекул белка

Сапротрофы – получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Симбиоз – форма взаимоотношений, при которой оба организма, или только один извлекает пользу из другого.

Систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между ними.

Споры — мелкие клетки, предназначенные специально для размножения

Фагоцитоз — активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц одноклеточными организмами или особыми клетками многоклеточных организмов — фагоцитами.

Хлоропласты — есть только у растений, содержат хлорофилл, участвуют в образовании органических веществ из неорганических

Цветковые растения — растения, состоящие их корня и побега (стебель, листья, почки, цветок), которые цветут хотя бы раз в жизни

Цитология – изучает жизнедеятельность и строение клеток.

Что изучает анатомия 5 класс

Цитоплазма – вязкое, полужидкое вещество клетки, связывает все части клетки

Экология – исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.

Ядро – важнейшая часть клетки, хранение и передача наследственной информации

Источник

Лекция «Анатомия как наука»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет, цели и задачи анатомии.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

Источник

Что изучает анатомия 5 класс

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *