Что изобрел рафаэль санти
Рафаэль Санти — величайший гений итальянской живописи XVI века
Рафаэль Санти (Raffaello Santi; родился 6 апреля 1483 — умер 6 апреля 1520 гг.) был гениальным итальянским художником XVI века, одним из ярчайших представителей живописи эпохи Возрождения, мастером портретного и религиозного жанров. Широко известен во всем мире своими картинами на мифологическую тематику, многочисленными фресками, рисунками и алтарными росписями. Рафаэль также был выдающимся архитектором, по его проектам в Италии построены многие церкви и соборы, дворцы и виллы знати того времени.
Рафаэль прожил яркую, но весьма короткую жизнь. Его шедевры легко узнаваемы по идеальной гармонии и высокой одухотворенности образов. А наибольшую славу Великому Мастеру Ренессанса принесли изображения прелестных Мадонн с младенцем на руках.
Биография Рафаэля Санти
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городке Урбино на востоке Италии в семье придворного художника местного герцога. Мальчик рано осиротел, в восьмилетнем возрасте умерла его мать, а еще через три года — отец. Но Джованни Санти успел привить сыну любовь к искусству и даже обучил азам живописи в своей мастерской.
После смерти родителей дядя отдал Рафаэля на обучение к известному мастеру Умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино (Pietro Perugino). Талантливый юноша быстро впитывал опыт, уже через несколько лет его копии картин даже искушенные знатоки не могли отличить от работ учителя.
В 1504 году Рафаэль вместе с Перуджино переехал во Флоренцию. Здесь ему посчастливилось познакомиться с двумя другими гениальными современниками — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Молодой художник тщательно изучил технику рисования обоих гениев и извлек из этого огромную пользу для собственного профессионального роста.
Постепенно слава Рафаэля растет, к нему все чаще обращаются заказчики. Вдохновленный признанием молодой художник пишет портреты местной знати, алтарные образы и лики святых. В период пребывания во Флоренции живописец также создал около 20 изображений мадонн, большинство из которых сегодня украшают лучшие музеи мира.
В 1508 году Рафаэль по личному приглашению папы Юлия II приезжает в Рим и становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. В кратчайшие сроки Рафаэль создает четыре знаменитые фрески:
Папу Римского настолько впечатлила работа живописца, что он поручил Рафаэлю роспись еще трех помещений своего дворца. Для этого Юлий II даже уволил других художников, уже начавших работу над фресками. Рафаэль взялся за заказ, но с условием привлечения к работе учеников.
В римский период жизни Рафаэль также много занимается алтарной живописью, пишет портреты и образы мадонн. По заказу Агостино Киджи художник создал фреску «Триумф Галатеи» для загородной виллы итальянского банкира.
В 1514 году Рафаэля назначили главным архитектором папского двора. И на этом поприще гениальный мастер сумел достичь успеха. По его проектам в Риме и его окрестностях были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями.
Самые известные картины Рафаэля
Среди всех картин великого Рафаэля сложно выделить наиболее известные шедевры. Но все же, некоторые произведения более других заслуживают упоминания в нашей статье:
На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Наш сайт также предоставляет уникальную возможность ценителям искусство недорого купить картины современных художников напрямую у авторов.
Рафаэль Санти
Биография
Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.
Детство и юность
Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.
Живопись
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.
С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.
La Dama col liocorno è un dipinto a olio su tavola (65×51 cm) di Raffaello Sanzio, databile al 1505-1506 circa e conservato nella Galleria Borghese a Roma.
Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.
Raffaello Santi 1483-1520. La Fornarina (detail) 1518-19 Oil on wood Galleria Nazionale d’Arte Antica, Rome.
В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.
«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.
Woman with a Veil-La Velata, ca.1512-1515, Raphael Santi. Raffaello Sanzio da Urbino, known as Raphael, was an Italian.
Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.
Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.
Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.
Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.
Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.
В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Смерть
Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.
Биография
Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона Марке (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и Римини (Rimini).
Родители
Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.
Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).
Школа в Перудже
В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой, потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).
До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино, с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).
Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:
В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.
Во Флоренции
В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины “Леда и лебедь” (“Leda and the Swan”) Леонардо да Винчи, принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).
Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.
В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину “Положение во гроб” (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.
Жизнь в Риме
В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается станцами, вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.
Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения Базилики Святого Петра (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников Древнего Рима. Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.
Другие архитектурные произведения Рафаэля:
Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.
Личная жизнь
Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Смерть
Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.
6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в Пантеоне (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время индивидуальной экскурсии по достопримечательностям Рима на рассвете.
Мадонны
Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.
Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.
Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.
В более поздних римских работах угадывается зарождение барокко (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.
Ниже приведены самые известные картины и их описания:
Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как “шесть”, композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Мадонна с младенцем
Другое название картины, созданной в 1498 г. – “Мадонна из дома Санти” (“Madonna di Casa Santi”). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.
Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название “Дом-музей Рафаэля Санти” (“Casa Natale di Raffaello”). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.
Мадонна Грандука
Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).
Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец “Мадонны Грандука”, предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название “Грандука” Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Мадонна Бриджуотер
Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г., увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.
Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.
Мадонна Конестабиле
Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).
В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.
Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.
Мадонна Альба
“Madonna d’Alba” создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).
Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название “Альба” Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.
Мадонна в кресле
“Madonna della Seggiola” создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.
Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.
Прекрасная садовница
Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) “Прекрасной садовницы” (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).
Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.
Мадонна с щеглёнком
Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.
Малая Мадонна Каупера
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Портреты
В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).
Портреты, созданные до переезда во Флоренцию
Портрет мужчины
Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в римской галерее Боргезе (Galleria Borghese).
До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.
Портрет Елизаветы Гонзага
Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.
Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины. По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.
Пoртрeт Пьетро Бембо
Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.
На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.
Портреты флорентийского периода
Донна Гравида
Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.
Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.
Портрет дамы с единорогом
Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Автопортрет
Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.
Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску “Афинская школа” (“Scuola di Atene”) в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца ( Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.
Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони
Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.
Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию “Моны Лизы” (“Mona Lisa”) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.
Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты Палаццо Питти.
Немая
Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.
Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.
Портрет молодого человека
Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.
Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.
Портрет Гвидобальдо дa Mонтефельтро
Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).
В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.
Станцы Рафаэля в Ватикане
Cтанца делла Cеньятура
Дословный перевод “Stanza della Segnatura” звучит как “кoмната пoдписи”, её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.
Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.
Фреска “Афинская школа”
Второе название “Scuola di Atene”, лучшей из созданных фресок, – “Философские беседы” (“Discussioni filosofiche”). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с Микеланджело), Птолемей (( Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор ( Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.
Фреска “Диспута”, или “Спор о святом причастии”
Размер “Спора о святом причастии” (“La disputa del sacramento”), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.
На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), Данте Алигьери (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.
Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила”
Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила” (“La saggezza. La moderazione. Forza”) размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, “Юриспруденция” (Giurisprudenza).
Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.
Фреска “Парнас”
Фреска “Парнас” (“he Parnassus”) или “Аполлон и музы” (“Apollo and the Muses”) расположена на стене напротив “Mудрости. Умеренности. Cилы” и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante ), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа – Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).
Cтанцaди Элиoдоро
Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.
Фреска “Изгнaниe Элиoдoра из Храма”
Фреска “Cacciata di Eliodoro dal tempio” изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.
Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.
Фреска “Месса в Больсене”
Над фреской “Месса в Больсене” Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.
Фреска “Изведение апостола Петра из темницы”
Фреска “Изведение апостола Петра из темницы” (“la Delivrance de Saint Pierre”) также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из “Деяний апостолов”, изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.
Фреска “Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой”
Значительная часть работы “The Meeting between Leo the Great and Attila” шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.
Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).
Cтанца дeль Инчeндио ди Бoрго 1514-1517 гг.
Станца “Stanza dell’Incendio di Borgo” – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.
Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти “Пожар в Борго” (“Fire in the Borgo”) кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.
Фреска “Пoжaр в Борго”
В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).