Что изобрел итальянский монах гвидо д ареццо
Гвидо Аретинский — музыкальный новатор из Средневековья
Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.
Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?
Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».
Начало пути
По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.
Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.
Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо — город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.
Как Гвидо из Ареццо придумал ноты
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.
Что означает каждая нота
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
Что изобрел итальянский монах гвидо д ареццо
Гвидо д’Ареццо
Сам Гвидо д’Ареццо получил образование в монастыре Сен-Мор-де-Фосе, а продолжил учёбу в монастыре Помпоса близ Феррары. Здесь же впервые стал известен как автор новой системы обучения пению. Около 1025г., не найдя поддержки в Помпосе, переезжает в Ареццо под покровительство епископа Теодальда, которому посвятил свой трактат «Микролог, или краткое изложение учения о музыкальном искусстве». Здесь Гвидо д’Ареццо руководил детским хором кафедральной школы.
Новации Гвидо д’Ареццо, определившие развитие теории музыки последующих эпох, носили практический характер. Гвидо д’Ареццо стал известен именно как автор обучения певчих. Его метод позволял самостоятельно и в короткое время разучивать новые песнопения, петь «с листа». Реформа нотного листа изложена в «Прологе». Он записал вместе с неким «монахом Михаилом» собственную систему нотации «антифонарий» (ныне утерян).
Гвидо д’Ареццо ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука в каждой линии; из этих букв впоследствии образовывались ключи. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Невмы стали располагаться на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков.
Ut queant laxis;
Resonare fibris;
Mira gestorum;
Famuli tuorum;
Solve polluti;
Labii reatum;
Sancte Iohannes.
В «Микрологе» Гвидо д’Ареццо упорядочил теорию музыки своего времени и привёл её в соответствие с современной музыкальной практикой. К числу новаций в «Микрологе» относятся:
определяется роль финалиса как основного устоя лада;
Помимо изложения правил удвоения тонов Гвидо д’Ареццо приводит классификацию используемых в органуме созвучий, а также вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии. Ему принадлежит термин «ocursus» (новый тип заключительной каденции, характеризующийся большей свободой оригинального голоса), а также понятие «organum suspensum» (способность органального голоса находится над кантусом, т.е перекрещивание голосов).
Гвидо д’Ареццо стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX, где в его присутствии демонстрировал преимущества нового Антифонария.
Последний его трактат «Послание о незнакомом песнопении».
В монастыре близ Ареццо Гвидо д’Ареццо прожил до конца жизни.
Гвидо Аретинский один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья.
Важнейшим способом внедрения учения Гвидо д’Ареццо в музыкальное образование стала так называемая Гвидова рука (схема расположения звуко-ступеней гексахордовой системы по спирали на ладони левой руки), которая использовалась в практических занятиях начинающих музыкантов в конце 11 в. и до 20 века.
Гвидова рука- старинный метод обучения чтения нот.
Все звуки употребительного в то время звукоряда условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки.
Самый высокий звук, употреблявшийся относительно редко, учащийся представлял себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащийся буквально «по пальцам» высчитывал интервалы, гексахорды, мутации (переходы) от одного гексахорда в другой.
Со временем метод Гвидовой руки вышел из употребления; в 17в. его использовал Н.П. Дилецкий в «Мусикийской грамматике»; в 19в. рука вновь была превлечена для обучения сольминации авторами английского «Тоник-соль-фа» метода обучения музыке.
Переход из одного гексахорда в другой, получивший название «мутация», также приписана Гвида Аретинскому.
Значение трактатов Гвидо д’Ареццо для музыки средних веков и Возрождения сравнимо лишь с трактатом Боэция «Основы музыки».
Гвидо д’Ареццо
Содержание
Общая характеристика
Образование получил в аббатстве Помпоза близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана). Ввёл 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ. Гвидонова реформа нотного письма, создав предпосылки для точной записи музыкальных произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу классической линейной нотации. В дидактических целях (быстрое разучивание незнакомых песнопений) придумал систему сольмизации, в которой установил сохранившиеся до наших дней слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol,la) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
Труды Гвидо Аретинского
Издания и переводы трудов Гвидо
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гвидо д’Ареццо» в других словарях:
Гвидо д’Ареццо — Гвидо д’Ареццо Памятник Гвидо д Ареццо. Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинский) (итал. Guido d Arezzo, Guido Aretino, ок. 990 ок. 1050) итальянский музыкальный теоретик. Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом,… … Википедия
Гвидо д\’Ареццо — Гвидо Аретинский … Википедия
ГВИДО Д АРЕЦЦО — (Гвидо Аретинский) (Guido d Arezzo) (ок. 992 ок. 1050) итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрел сольмизацию. С 1952 в Ареццо Международный конкурс хоровых коллективов им. Г. д Ареццо … Большой Энциклопедический словарь
ГВИДО Д`АРЕЦЦО — (Гвидо Аретинский) (Guido d Arezzo) (ок. 992 17 мая 1050), итальянский педагог и музыкальный теоретик. Образование получил в бенедиктинском аббатстве близ Феррары, после чего стал монахом. Обучался пению, сочинял антифоны; в 1025 переехал в… … Энциклопедический словарь
Гвидо д’Ареццо — (Гвидо Аретинский) (Guido D’Arezzo) (около 992 около 1050), итальянский музыкальный теоретик, монах бенедиктинец. Родоначальник современного нотного письма, сольмизации. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гвидо д’Ареццо — Гвидо Аретинский (Guido d Arezzo) (990 е гг., Ареццо 17 V 1050(?), Помпоза) итал. музыкант, муз. теоретик. Один из наиболее значит. реформаторов в области муз. практики средневековья. Образование получил в монастыре Помпоза (близ… … Музыкальная энциклопедия
Гвидо д’Ареццо — (Guido d Arezzo) Гвидо Аретинский (990 е гг. 17.5.1050?), итальянский музыкант Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо… … Большая советская энциклопедия
Гвидо Аретинский, Гвидо дАреццо (Guido dArezzo) — (около 992 около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма (ввёл 4 линейный нотный стан) стала основой современной нотации. Изобрёл европейскую систему сольмизации (слоговые названия ступеней ут, ре, ми, фа … Большой Энциклопедический словарь
Гвидо — германское Иноязычные аналоги: англ. Guy венг. Gujdó исп. Guido итал. Guido, Guidone, Guittone польск … Википедия
Гвидо Аретинский — Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) (около 992 около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрёл сольмизацию. С 1952 в Ареццо проводятся Международный конкурс хоров («Полифонико») и… … Энциклопедический словарь
«Гвидонова рука»
Жил Гвидо д’Ареццо в бенедиктинском монастыре маленького городка Ареццо, неподалёку от Флоренции. Монах обучал певчих исполнению церковной музыки. Дело это было нелёгкое и долгое. Под его руководством и с его голоса певчие последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы*.
Монах Гвидо придумал значки для обозначения звуков, чтобы мелодию можно было записывать и «читать» с листа. Они получили название «нота» (от латинского слова nota — знак). Дирижируя, Гвидо показывал левой рукой (кончиками и суставами каждого пальца), какую ноту должны исполнить певцы. Почему «гвидонова рука» была левой? По аналогии с музыкантами-струнниками: скрипачи и виолончелисты работают на грифе пальцами левой руки, а смычок держат в правой. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли сами пропеть и выучить нужную мелодию.
Разумеется, и до Гвидо у разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции, например, нотами служили буквы, в Японии — цифры, в русской записи — крючки, а в григорианской музыке (так называют одноголосные хоралы римской литургии) эти значки именовались «невмы» (от греч. neume — знак или pneuma — дыхание, первоначально — знак головой или глазами). Невмы напоминали точки, запятые и разные чёрточки, и музыканты нередко путались из-за многообразия и похожести символов. Эти значки могли напомнить певчему уже известную ему мелодию. Все обозначения передавали только направление (повышение или понижение) звука, точная его высота при этом не учитывалась.
Ноты монаха Гвидо — заштрихованные квадратики — размещались на нотном стане, состоявшем сначала из четырёх параллельных линеек. Сейчас этих линеек пять и ноты изображают кружочками, но принцип, введённый Гвидо, остался без изменений: более высокие ноты находятся на более высокой линейке.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si — по первым слогам гимна Святому Иоанну, чтобы певчим было проще запомнить последовательность нот. Каждую строку гимна пели на тон выше предыдущей.
Названия нот заканчивались на гласный звук, поэтому их было удобно петь. Но вот первый слог — ut — закрытый, поэтому название первой ноты октавы в XVI веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus — Господь). По-
следнюю ноту октавы — si — назвали по первым буквам двух слов последней строки гимна — Sancte Ioannes (Святой Иоанн). Вот откуда взялись ноты октавы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Система записи нот на линейках нотного стана, придуманная Гвидо д’Ареццо, оказалась самой простой и удобной. Папа Римский Иоанн XIX был в восторге от неё, и всё было бы хорошо, если бы не одно «но»: эти записи были непригодны для обозначения длительности звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным.
А между тем церковная музыка становилась всё сложнее. Вскоре после появления линейной нотации — записи нот на линейках нотного стана — её дополнили стандартные музыкальные ключи: скрипичный и басовый, связывающие линейки с определённой (контрольной) высотой звука. Затем на смену так называемой нéвменной (знаковой) нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он ввёл обозначения для нот четырёх различных длительностей, каждая из которых была вдвое или втрое короче предыдущей. Они назывались «максима», «лонга», «бревис» и «семибревис» и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы.
В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри добавил четыре ещё более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными чёрточками и горизонтальными флажками.
Столетие спустя ноты приобрели более знакомый нам вид: если раньше все значки были чёрными (закрашенными), то теперь чёрными остались только короткие длительности, а длинные ноты не закрашивались. Впрочем, головки нот по-прежнему были квадратными или ромбическими. Примерно в это же время появились отдельные обозначения для пауз, отдалённо напоминающие со-временные.
В XV веке музыкальная нотация использовалась для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие нотной записи. В XVII—XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако этого было недостаточно. Музыка постоянно усложнялась и изменялась, появилась необходимость фиксировать на бумаге разные хитрые приёмы звукоизвлечения, характерные для тех или иных инструментов, обозначать особенности звучания нот, громкость, экспрессию… Как сказал Ференц Лист, главное в музыке нельзя записать нотами. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. Этот процесс продолжается и по сию пору.
Однако сегодня мы знаем великие произведения музыки потому, что тысячу лет назад монах бенедиктинец Гвидо д’Ареццо придумал, как сохранить звучащие шедевры. Его изобретение во многих отношениях определило лицо современной музыкальной теории. В честь итальянского монаха назвали систему записи музыки для компьютеров — GUIDO. Имя Гвидо Аретинского носит также международный конкурс исполнителей полифонической музыки «Concorso Polifónico Guido d’Arezzo».
Комментарии к статье
* В первоначальном значении месса — католическая церковная служба. Со временем мессой стали называть и музыкальное произведение на молитво-словные тексты, сопровождающее богослужение.
Продолжение статьи читайте в номере журнала
ГВИ́ДО АРЕТИ́НСКИЙ
Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461
Скопировать библиографическую ссылку:
ГВИ́ДО АРЕТИ́НСКИЙ, Гвидо из Ареццо (Guido Aretinus, Guido d’Arezzo) [990-е гг., Ареццо (?) – после 1033], итал. муз. теоретик, монах-бенедиктинец. Одна из ключевых фигур средневековой муз. науки (значение его трактатов для музыки средних веков и Возрождения сравнимо лишь с трактатом Боэция «Основы музыки»). Предположительно получил образование в бенедиктинском мон. Помпоза (близ Феррары). Там же стал известен как автор системы обучения певчих, записав (в соавторстве с неким «монахом Михаилом») в собств. системе нотации антифонарий (ныне утерян). К нему сохранились два «пролога»: прозаический («Prologus in antiphonarium», др. назв. «Иные правила» – «Aliae regulae», до 1025) и стихотворный («Правила в стихах» – «Regulae rhythmicae», 1025–26). Ок. 1025 переехал в Ареццо. Самый обширный трактат Г. А. – «Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве» («Micrologus de disciplina artis musicae», 1025–26) – был, вероятно, и самым популярным (известно св. 70 списков). По приглашению папы Иоанна XIX посетил Рим, где в его присутствии с успехом демонстрировал новшества и практич. пользу своего антифонария. Последний трактат Г. А. – «Послание о незнакомом песнопении» («Epistola de ignoto cantu», между 1028 и 1033). На склоне лет удалился в монастырь близ Ареццо (возможно, ордена камальдулов в Фонте-Авеллана).